NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:24 ast
01:24 msk

...Ведь был кабмин бумажный!
Правительство зарылось в нормотворчество, как страус головой в песок
05.07.2018 / политика и общество

Петр СВОИК, "Время", 5 июля

В кабинете министров прошло целое заседание, посвященное ускорению сроков разработки и принятия нормативно-правовых актов (НПА) в рамках нового закона о предпринимательстве.
Еще бы, этих самых НПА требуется прямо-таки неохватное количество: 146 подзаконных актов, в том числе 24 особо необходимых с точки зрения улучшения позиции Казахстана в рейтинге Doing Business. Плотно задействованы едва ли не все правительственные ведомства: за Миннацэкономики числится 31 НПА, за Министерством по инвестициям и развитию - 29, за Мин­юстом - 17, за Минсельхозом - 16, за Мин­энерго - 12 нормативно-правовых актов и так далее. Да что правительство, даже Верховный суд вовлечен в эту нормотворческую деятельность, за ним тоже два НПА.
Но позвольте, на дворе уже без малого три десятилетия рыночные реформы и частное предпринимательство, с самого начала обставленные срочно разработанной в 90-х законодательной базой (это не считая горбачевских еще законов о частной кооперации). Спрашивается: как же мы жили до сих пор, если только сейчас появился наконец новый закон о предпринимательстве? И что это за закон такой, совсем не прямого действия, если под него потребовалось почти полторы сотни подзаконных актов?
Боюсь, в попытке разобраться я еще больше вас запутаю, однако для понимания всей извилистости предпринимательского пути в Казахстане стоит рассказать все по порядку. Только в обратной последовательности: от нынешнего момента - назад.
Итак, эти самые 146 подзаконных актов требуются для реализации закона не о предпринимательстве, а о совершенствовании регулирования предпринимательской деятельности в Казахстане. Разница есть, согласитесь. А кто ее не разглядел - перечитайте эту фразу еще раз. Закон совсем свежий - глава государства подписал его 24 мая. Потребовался же он для "дальнейшего совершенствования" другого правового акта - действительно этапного и тоже относительно недавнего - Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, родившегося в октябре 2015 года.
Снова имею вопрос: а до 2015 года предприниматели как жили? Неужто в беззаконии?!
Нет, с февраля еще 2006 года действовал закон "О частном предпринимательстве", утративший силу только по выходе Предпринимательского кодекса. Но и это не самый старый и не главный законодательный акт, лежащий в основе казахстанского предпринимательства.
Всерьез на правовую основу наш бизнес был поставлен в далеком декабре 1994 года - с принятием Верховным тогда еще советом Республики Казахстан Гражданского кодекса РК. Чтобы понять, какая связь между предпринимательством и Гражданским кодексом, стоит вспомнить: тогда при его принятии говорилось, что это вторая Конституция, только экономическая. И вообще, многие развитые страны так и регулируют предпринимательство - на основе Гражданского кодекса. Им, представьте, вполне хватает.
Почему же у нас, при том, что стабильность законодательства есть первооснова стабильности предпринимательства (это общеизвестная истина), по нарастающей идет "совершенствование" правовой базы - причем и вширь, и вверх, и вниз. То есть помимо Гражданского, потребовалось создать еще и Предпринимательский кодекс. Иначе говоря, задирать планку: ведь кодекс по иерархии стоит выше, чем "простой" закон. Плюс подвешивать под эту задранную планку разветвленные грозди подзаконных актов.
Тут видится такое двойное объяснение: с одной стороны, наши правительства все рыночные годы под непрерывные жалобы предпринимателей упорно пытались как-то законодательно ограничить свой же собственный проверочно-лицензионно-регуляторный раж. Но получалось не слишком, и поэтому потихоньку вызревала последняя надежда: вот если все нормы о свободе предпринимательства собрать в один большой и высокостатусный закон - тогда наконец получится. С другой стороны, все более (особенно после 2013 года - появление стратегии "Казах­стан-2050") входила в силу оглядка на ОЭСР - Организацию экономического развития и сотрудничества, в членах которой состоят все три с половиной десятка действительно наиболее развитых стран мира. И мимо которых, получается, Казахстану в заветную тридцатку никак не проскочить.
И хотя до вступления в ОЭСР нам сейчас - как Украине до членства в Евросоюзе, практикуемые в ОЭСР стандарты минимизации государственного участия в экономике и перехода от регулирования к дерегулированию наше правительство активно копирует. Вот так и родился Предпринимательский кодекс, и - под него - масса подзаконных документов, благодаря которым, как нас уверяют, бизнесу станет намного легче.
В самом деле, в прошлом году была проведена 81 тысяча проверок. Много? Это смотря с чем сравнивать, ведь в 2010-м было ровно в пять раз больше. До принятия закона существовали 544 государственные функции в отношении бизнеса, теперь их останется 436. К тому же контроль станет профилактическим: при первичном обнаружении нарушений вместо штрафа предпринимателю выпишут уведомление о необходимости их устранения. Упрощается и отчетность: ранее в стране существовало 1600 ее видов, сейчас число сокращается до 1200.
Все это, конечно, замечательно. Но… это как бы натягивание на себя кафтана с чужого плеча. У нас буквально все - структура экономики, политическое устройство, менталитет населения (и самого бизнеса) - отличается от стран, в число которых мы собираемся ворваться к 2050 году. Наверное, в очередной раз переписанное под европейскую моду предпринимательское законодательство хуже не станет, но… сдается мне, не в написании все новых законов, министерских приказов и инструкций дело. Так получилось, что в наше внешне спокойное, но внутренне чрезвычайно напряженное переходное время проблем, требующих быстрых, смелых и точных решений в экономике и социальной сфере, накопилось много. Правительство же нам досталось как никогда нерешительное, фактически отлынивающее от взятия на себя какой-либо ответственности. И именно поэтому развивающее бурную деятельность в бумажном нормотворчестве.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года №422 31.07.2018
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2018 года №444 31.07.2018
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года №454 31.07.2018
Мелочь какая: министерство по инвестициям и развитию не признает выявленные на миллиарды нарушения 31.07.2018
Корпус стражей нефтяного экспорта 31.07.2018
Либералы в Европе заговорили, как патриоты в России 31.07.2018
Турецкий гамбит 31.07.2018
Б. Сагинтаев принял участие в заседании ЕМПС: Результаты будут способствовать повышению благосостояния граждан региона 30.07.2018
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2018 года №443 30.07.2018
В Академии КНБ двадцатый выпуск воспитанников 30.07.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz