Уважаемые коллеги. Я хотел бы акцентировать внимание на проблеме, которую затронул Нурлан Зайролаевич, а именно – поддержке отечественного бизнеса. Нам сейчас уважаемый министр финансов сказал, что законопроект направлен и на эту задачу, но такая оценка вызывает сомнения. Поясню почему. Дело в том, что в 2013 году в законе "О государственных закупках" были исключены существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и исключены даже сами понятия "отечественный производитель" и "казахстанское содержание". Тогда эти инициативы Правительства подверглись критике депутатов фракции "Ак жол". Однако Министерство финансов в официальном письме от 4 декабря 2013 года заверило, что проблема будет решена через закон "О закупках", регулирующий предприятия квазигосударственного сектора, объемы рынка которого в 5-7 раз превосходят рынок госзакупок. В принципе, именно так поступают и наши соседи по ЕАЭС, разделяя государственные закупки, где согласно Договора о ЕАЭС должны предоставляться равные условия; и закупки госпредприятий, где допускается приоритет местных производителей. Однако все дальнейшие обращения фракции "Ак жол" в правительство (это шесть депутатских запросов) о разработке закона для закупок квазигоссектора – остались безуспешными, вопреки обещаниям Минфина. И вот теперь у нас на руках документ, где правительство предлагает не преференции для отечественных производителей в закупках нацкомпаний, а напротив – распространить на квазигоссектор подходы госзакупок, включая отказ от поддержки казахстанского бизнеса! Да, законопроект облегчает некоторые процедуры, делает их более прозрачными и единообразными. Это большой шаг вперед. Но в чью сторону этот шаг? Хотел бы напомнить, что сегодня, в силу объективных причин рынок госзакупок и закупок квазигоссектора – нередко выступает единственной возможностью обеспечить устойчивое положение отечественных предприятий. Фракция "Ак жол" считает, что государственный сектор экономики должен рассматриваться именно в свете национальных экономических интересов, а его ресурсы – направляться на товарооборот отечественных производителей. К сожалению, практика показывает, что такой подход не находит поддержки на уровне исполнителей, которым "интереснее" под разными предлогами закупать продукцию у зарубежных поставщиков. Нередко тем самым государственные, по сути, средства выводятся в оффшорные зоны и теряются для национальной экономики. При этом обоснованность выплаченных сумм и расценок как правило остается на втором плане, создавая тем самым широкий простор для коррупции. В этой связи можно напомнить о депутатском запросе фракции "Ак жол" от 29 ноября прошлого года, когда было выявлено, а в марте т.г. официально подтверждено, что 13 региональных департаментов МВД "по случайному совпадению" закупили дорожные скоростемеры у одного и того же поставщика, владельцем которого оказалась оффшорная компания на Кипре. При этом, проверка выявила финансовые нарушения на сумму 730 млн.тг. Правда, уважаемый Алихан Асханович в презентации отметил, что законопроект предусматривает запрет оффшорным компаниям на участие в госзакупках, но мы такой прямой нормы в документе не обнаружили. Поэтому фракция "Ак жол" внесла соответствующую поправку, которую только теперь обсуждает рабочая группа. В июле мы получили ответ Генерального прокурора на другой запрос фракции "Ак жол", где были подтверждены нарушения процедур закупок отделом финансов Усть-Каменогорска, но уже на сумму 9 млрд. 600 млн тг. Как сообщают предприниматели, все значимые закупки этим отделом проводятся методом "из одного источника", а конкуренты заранее отстраняются. Примечательно, что компания-победитель, ссылаясь на решение коллегии облсуда, на днях разослала в СМИ, сообщившие об этом факте, письма с угрозами привлечь к ответственности за клевету и публикацию "закрытых" сведений, т.е. о суммах этих сделок, которые и генпрокурор, и журналисты посчитали коррупциогенными. Т.е., их поймали за руку – а они еще и угрожают тем, кто их поймал! И такие примеры можно приводить до бесконечности. В этой связи депутатами фракции внесено два десятка (!) предложений в обсуждамый законопроект, в интересах отечественных производителей. Причем, мы предложили три различных варианта поддержки отечественного бизнеса – от прямых преференций, введения условных ценовых скидок и до приоритета национальных стандартов. Сейчас спикер уже обратил внимание Минфина на этот парадокс: заявляется, что законопроект в поддержку национального бизнеса – и тут же исключают ранее имевшуюся в законе о госзакупках норму о приоритете национальных стандартов, и заменяют их "критериями" на усмотрение организатора торгов. Какие такие "другие" критерии? Тендера проводятся по соотношению цены и качества, требования качества задаются в национальных стандартах, цену определяют торги. Никаких других критериев быть не должно, иначе это приводит к описанию конкретных поставщиков. Но мы ведь как раз от этого хотим уйти, от коррупции и недобросовестной конкуренции? Значит применение национальных стандартов в закупках напротив, нужно расширять, а не отменять. Вообще, настораживает отношение госорганов при обсуждении в рабочей группе, когда вместо ясной позиции они направили все поправки депутатов "Ак жола" на заключение Правительства. Эти поправки не касаются бюджета, более того, они увеличивают финансирование национальной экономики. С чего вдруг Правительство решило их "контролировать"? Это прямое нарушение Регламента Мажилиса. И мы уже заранее знаем, что оно их не пропустит. Слушайте, мы предложили три варианта, выбирайте любой из них, или предложите свою поддержку казахстанским предприятиям. И сами ничего не предлагаете, и вяжете руки депутатам, ссылаясь на Евразийский союз. А в это же время в России действует Федеральный закон, где прямо прописан приоритет товаров российского происхождения, и с 1 сентября прошлого года вступило в силу еще и постановление правительства РФ "О приоритете товаров российского происхождения". В странах ЕАЭС используются и другие меры поддержки местного бизнеса – например, через закон "О малом и среднем бизнесе". Но на предложение нашей фракции ввести аналогичные меры – Правительство уже дважды отвечало отказом. Конечно, нужно приветствовать предложенное в проекте право Правительства на изъятие из национального режима поставщиков из стран ЕАЭС в отдельных случаях. Но право – это только возможность. Мы же настаиваем, что поддержка казахстанских предприятий должна быть не только правом, но и обязанностью Правительства Я в который раз напомню поручение Главы государства, данное им в 2012 году, цитирую: "Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас… Поручаю правительству совместно с Фондом "Самрук-Қазына" проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей", - сказал тогда Нурсултан Абишевич. И как же мы выполняем это поручение? А тем, что в 2013 году вообще выбросили из закона "О государственных закупках" понятия казахстанского содержания и отечественного производителя. Напомню, тогда фракция "Ак жол" 9 раз оказывалась в меньшинстве при голосовании на пленарном заседании. А теперь эти же подходы предлагается распространить не только на госзакупки, но и на национальные компании и госпредприятия. Да, в законопроекте есть целый ряд прогрессивных норм, которые делают процедуры закупок прозрачнее, сужают маневр для коррупции и злоупотреблений, и поэтому их можно и нужно поддержать. Но при этом опять предлагается ввести перечни, порталы для допуска на закупки, да еще и на платной основе. То-есть, сажаем на шею предпринимателям еще каких-то паразитов и называем это "облегчением для бизнеса". Фракция "Ак жол" продолжит настаивать на введении прямых мер в поддержку национальной экономики, чтобы от нововведений выигрывали прежде всего казахстанские предприятия. Этого требуем не только мы, но и сама ситуация. Позволю себе в заключение привести слова Президента из прошлогоднего Послания "Третья модернизация Казахстана – глобальная конкурентоспособность", цитирую: "Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается прежде всего работы внутри ЕАЭС" – цитата окончена. Спасибо за внимание. |