NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 08:03 ast
06:03 msk

Указ Президента Республики Казахстан от 9 января 2019 года №824
О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №148 "Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)"
28.01.2019 / политика и общество

ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №148 "Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)" (САПП Республики Казахстан, 2015 г., №68-69, ст. 505) следующее изменение:
Концепцию развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года) (далее - Концепция), утвержденную вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.
2. Правительству Республики Казахстан внести соответствующие изменения в План мероприятий по реализации Концепции.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Казахстан от
9 января 2019 года. №824

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан от
28 декабря 2015 года №148

КОНЦЕПЦИЯ
развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)

Глава 1. Введение

Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 октября 2008 года "Об Ассамблее народа Казахстана", Указом Президента Республики Казахстан от 7 сентября 2011 года №149 "О Положении об Ассамблее народа Казахстана", посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана, в том числе Стратегией "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", приоритетами всесторонней модернизации, поручениями, данными на сессиях Ассамблеи народа Казахстана (далее - Ассамблея).
В 2017 году в Казахстане начаты два важнейших процесса обновления - политическая модернизация, ознаменованная конституционной реформой, а также третья модернизация Казахстана, запустившая процесс выхода на новый экономический уклад.
В апреле 2017 года опубликована программная статья Президента Казахстана Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". В ней Глава государства подчеркивает, что "начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной". Новые компоненты общенациональной программы "Рухани жаңғыру" изложены Елбасы в статье "Семь граней Великой степи".
В марте 2018 года Глава государства выдвинул Пять социальных инициатив, которые запустили процесс масштабных социальных преобразований и формирования национальной модели социального благополучия.
Таким образом, в Казахстане дан старт реализации целостной программы политической, экономической, социальной и духовной модернизации. Их конечная цель - войти в тридцатку развитых государств мира.
В этой связи на новом этапе государственного строительства стратегическим приоритетом политики в сфере общественного согласия и общенационального единства является создание благоприятных условий для осуществления всесторонней модернизации Казахстана, призванных консолидировать общество в целях вхождения Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира.
Сегодня в рамках духовной модернизации проводится работа по продвижению консолидирующего общенационального исторического сознания и укреплению ценностей, объединяющих нацию. Как отметил Глава государства, это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, примиряющая различные полюса национального сознания.
В данном контексте общенациональная программа "Рухани жаңғыру" нацелена на дальнейшую интеграцию этносов Казахстана в единый народ и единую политическую нацию, сохранение культурного многообразия по принципу "единство в многообразии", формирование в казахстанском обществе нового качества межэтнических и межкультурных коммуникаций.

Глава 2. Анализ ситуации

В настоящее время казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства Назарбаева Н.А. признана одной из успешных в мире.
Реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006 - 2008 годы.
Стратегия Ассамблеи на среднесрочный период (до 2011 года), Концепция развития Ассамблеи (до 2020 года) и основные ее положения исполнены.
Обеспечено эффективное взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества в сфере обеспечения межэтнического согласия.
Интегрированы усилия этнокультурных объединений в достижении целей и задач Ассамблеи.
Эффективно функционирует система мониторинга межэтнической ситуации и упреждающих механизмов в данной сфере.
Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года Ассамблея была создана как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. На нее возложена межведомственная координация деятельности по развитию и укреплению межэтнических отношений.
Конституционная реформа 2007 года закрепила Ассамблею в качестве учреждения, имеющего конституционный статус.
Ассамблее обеспечено гарантированное парламентское представительство.
В 2007 году в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан Ассамблея народов Казахстана переименована в Ассамблею народа Казахстана.
В 2008 году принят Закон Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана", который определил нормативные правовые основы ее деятельности в сфере межэтнических отношений.
В 2011 году Указом Президента Республики Казахстан утверждено Положение об Ассамблее, где закреплены статус и полномочия Ассамблеи и ее общественных структур.
В 2018 году принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана", направленный на дальнейшее совершенствование ее деятельности.
Укреплена инфраструктура Ассамблеи, обеспечена ее интеграция в систему гражданского общества и государственной власти.
При Ассамблее функционируют общественные фонды, развивается многофункциональный веб-портал, в Национальной академической библиотеке Республики Казахстан создан депозитарий Ассамблеи.
По поручению Главы государства в 2009 году создан научно-экспертный совет Ассамблеи. Во всех регионах на базе высших учебных заведений созданы научно-экспертные группы.
В 2011 году в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан создан Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе, который является рабочим органом научно-экспертного совета.
Создан клуб журналистов Ассамблеи. На региональном уровне действуют аналогичные структуры.
Во всех регионах сформированы советы общественного согласия и советы матерей Ассамблеи.
Указом Главы государства в 2014 году создано республиканское государственное учреждение "Қоғамдық келісім" при Президенте Республики Казахстан (далее - РГУ "Коғамдық келісім") как исполнительный орган Ассамблеи. На региональном уровне созданы коммунальные государственные учреждения "Қоғамдық келісім" при аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы (далее - КГУ "Қоғамдық келісім").
Казахстанская модель общественного согласия и единства презентована на 56 языках стран - участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее - ОБСЕ) и распространена в посольствах Республики Казахстан за рубежом.
Подписаны меморандумы о сотрудничестве с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Центром глобального диалога и сотрудничества, государственными и негосударственными структурами ряда стран.
В 2014 году подписан Меморандум о взаимопонимании между Ассамблеей и Секретариатом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (далее - СВМДА).
Сформированы следующие преимущества казахстанской модели по укреплению общественного согласия и общенационального единства.
Во-первых, благодаря целенаправленной политике Первого Президента страны - Елбасы Назарбаева Н.А. созданы и совершенствуются механизмы реализации гражданского равноправия независимо от этнической и религиозной принадлежности.
Во-вторых, представительство и реализация интересов казахстанских этносов осуществляются на высшем государственном уровне - Председателем Ассамблеи является Президент страны, гарант Конституции.
Решения высшего органа Ассамблеи - Сессии - обязательны к рассмотрению всеми государственными органами.
В-третьих, гарантированное представительство интересов этносов в Парламенте страны обеспечивается избранием Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса.
В-четвертых, сформирована ценностная основа, базирующаяся на общегражданских принципах, общих духовно-культурных ценностях и общенациональном историческом сознании.
В-пятых, государством созданы условия и оказывается поддержка для развития традиций, языков и культуры народа Казахстана.
В-шестых, казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства развивается на основе гражданской инициативы и конструктивного диалога институтов гражданского общества и государства.
В-седьмых, принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что использование этнических вопросов в политических целях недопустимо.
В Казахстане внедрены общепризнанные нормы в сфере межэтнических отношений.
В целом функционирует эффективная политико-правовая и институционально-управленческая система обеспечения и укрепления общественного согласия и общенационального единства.
Новые вызовы XXI века - турбулентность мировой экономики, нарастание геополитического противостояния, рост роли этнорелигиозного фактора в современных международных конфликтах, миграционных потоков и беженцев - требуют дальнейшего укрепления единства, сплоченности и патриотизма народа Казахстана.
Необходимо усиление роли Ассамблеи в обеспечении общественного согласия и общенационального единства на принципах гражданства, нацеленности на решение задач Стратегии "Казахстан-2050" через осуществление всесторонней модернизации, а также ее активное участие в духовном обновлении казахстанского общества.

Глава 3. Цели и задачи Концепции

Целями Концепции являются дальнейшее развитие Ассамблеи, повышение ее роли в модернизации страны, обеспечении общественного согласия и общенационального единства на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.
Основные задачи Концепции:
1) усиление роли Ассамблеи в обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества по укреплению общественного согласия и общенационального единства;
2) внедрение новых механизмов взаимодействия государства с этнокультурными объединениями Ассамблеи и иными общественными объединениями для укрепления общественного согласия и общенационального единства, модернизации общественного сознания;
3) укрепление роли государственного языка как консолидирующего фактора, сохранение и развитие традиций, языков и культуры народа Казахстана;
4) активное участие этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений в решении комплекса общегосударственных задач, интеграция их усилий для достижения цели и задач Ассамблеи;
5) разработка мер по оказанию содействия государственным органам в недопущении конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений;
6) систематизация работы Ассамблеи по формированию политико-правовой культуры граждан, содействию в развитии благотворительности, медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства.

Глава 4. Основные направления деятельности Ассамблеи народа Казахстана по укреплению общественного согласия и общенационального единства

Приоритетами деятельности Ассамблеи определены: укрепление общественного согласия и общенационального единства, гражданской идентичности и патриотизма, содействие модернизации общества, укрепление института Ассамблеи.

Параграф 1. В области укрепления общественного согласия и общенационального единства, гражданской идентичности и патриотизма
Ассамблея будет содействовать дальнейшему укреплению в Казахстане гражданской общности с признанием многообразия культур, языков, традиций народа, консолидации и единению общества вокруг приоритетов развития страны.
Деятельность Ассамблеи осуществляется по следующим ключевым направлениям:
1) широкое привлечение структур Ассамблеи к проектам по модернизации общественного сознания, в том числе к переходу казахского алфавита на латинскую графику;
2) развитие деятельности Ассамблеи в области благотворительности, медиации и общественного контроля;
3) содействие развитию государственного языка и языков казахстанских этносов;
4) поддержка, сохранение и популяризация общего историко-культурного наследия народа Казахстана;
5) распространение знаний об истории формирования полиэтничного народа Казахстана и роли этносов в укреплении независимости.

Параграф 2. В области содействия реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства
Ассамблея и далее будет выступать ключевым механизмом формирования гражданской идентичности и реализации конституционного принципа общественного согласия, диалоговой площадкой государства и гражданского общества.
Обеспечивается реализация следующих мер:
1) осуществление эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и общественных структур Ассамблеи в сфере межэтнических отношений, формирование культуры сотрудничества на основе принципов партнерства между органами управления и общественными структурами Ассамблеи;
2) внедрение в практику механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственного управления и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением прав и интересов этносов Казахстана;
3) выработка предложений для центральных государственных и местных исполнительных органов в сфере укрепления общественного согласия и общенационального единства при формировании и реализации государственных программ, стратегических планов работы;
4) дальнейшее развитие статистических баз данных и совершенствование системы мониторинга сферы межэтнических отношений;
5) распространение опыта работы депутатской группы Ассамблеи в Мажилисе Парламента Республики Казахстан в местных представительных органах;
6) вовлечение этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений в работу по сохранению и развитию традиций, языков, культуры этносов Казахстана;
7) оказание содействия государственным органам в недопущении конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений, а также выявлении и превентивном разрешении;
8) активизация работы советов общественного согласия Ассамблеи в сфере общественного контроля, благотворительности и медиации;
9) привлечение советов матерей, этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений к популяризации института семьи, традиционных семейных ценностей, дружбы и единства в казахстанском обществе.
Важным является развитие нормативной правовой базы реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства:
1) совершенствование законодательства об Ассамблее;
2) развитие механизмов сотрудничества с Парламентом Республики Казахстан, взаимодействия с депутатской группой Ассамблеи в Мажилисе Парламента;
3) укрепление взаимодействия с правоохранительными органами по профилактике нарушений законодательства в сфере межэтнических отношений;
4) повышение правовой культуры населения, формирование неприятия к проявлениям ксенофобии, экстремизма;
5) разработка единых стандартов и социолингвистических понятий в сфере общественного согласия и общенационального единства и обеспечение их единообразного использования.
На региональном уровне осуществляется модернизация деятельности местных исполнительных органов в сфере укрепления общественного согласия и общенационального единства, которая предусматривает:
1) внедрение современных методов менеджмента в деятельность региональных ассамблей, КГУ "Қоғамдық Келісім", общественных структур Ассамблеи;
2) развитие на региональном уровне постоянно действующих механизмов сотрудничества в виде консультативно-совещательных органов, комиссий, рабочих групп, участие в формировании региональных программ развития;
3) совершенствование системы повышения квалификации государственных служащих, а также руководителей и представителей этнокультурных объединений по вопросам межэтнических отношений;
4) обеспечение обмена опытом между ассамблеями регионов по вопросам благотворительности, медиации и общественного контроля.
В сфере информационного обеспечения деятельности Ассамблеи реализуются следующие мероприятия:
1) разъяснительная работа в средствах массовой информации (далее - СМИ), интернете, а также социальных сетях о значимости общественного согласия и общенационального единства, гражданской идентичности и патриотизма для осуществления всесторонней модернизации;
2) разъяснение направлений модернизации казахстанского общества на базе нового мультимедийного портала Ассамблеи, газет и журналов этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений, проведение информационных акций;
3) реализация проектов, направленных на продвижение общенациональной программы "Рухани жаңғыру";
4) развитие информационных ресурсов Ассамблеи;
5) содействие развитию СМИ этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений, поддержка инициатив отдельных этносов Казахстана по поэтапному переводу СМИ и печатных изданий на латинскую графику;
6) проведение практических семинаров, конкурсов, медиафорумов и других мероприятий на базе клуба журналистов Ассамблеи;
7) проведение информационной работы по популяризации модели общественного согласия и общенационального единства в зарубежных СМИ с использованием потенциала заграничных диппредставительств Республики Казахстан, а также соотечественников, проживающих за рубежом.
В сфере образования обеспечивается следующий комплекс мероприятий:
1) содействие продвижению ценностей общественного согласия и общенационального единства, модернизации и общенациональной программы "Рухани жацгыру" в учреждениях образования всех уровней;
2) организация издания и распространения социально значимой литературы, научных и иных трудов по тематике межэтнических отношений;
3) организация методических, научно-практических семинаров-тренингов, в том числе для государственных служащих, по вопросам реализации государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства;
4) организация научно-образовательных семинаров по популяризации и продвижению ценностей общенациональной программы "Рухани жаңғыру" на базе республиканского лектория Ассамблеи, а также кафедр Ассамблеи;
5) участие в реализации государственной молодежной политики;
6) взаимодействие с организациями образования всех уровней по изучению казахстанских ценностей и обеспечению преемственности ценностей единства и согласия в молодежной среде.
В сфере культуры деятельность Ассамблеи концентрируется на следующих направлениях:
1) популяризация казахстанской культуры в стране и за рубежом, в том числе в странах исторического происхождения этносов Казахстана;
2) участие в продвижении туризма, способствующего популяризации культурного наследия страны;
3) содействие развитию культуры и народно-прикладного искусства;
4) расширение фонда Казахской национальной электронной библиотеки, депозитария Ассамблеи в Национальной академической библиотеке Республики Казахстан и областных библиотеках.
В сфере международного сотрудничества обеспечиваются:
1) развитие сотрудничества с международными организациями для осуществления социальных, культурных, образовательных и других проектов;
2) взаимодействие с зарубежными странами и международными организациями по популяризации казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства, в том числе с привлечением послов дружбы Ассамблеи;
3) изучение международного опыта в сфере межэтнических отношений с выработкой практических рекомендаций для Казахстана;
4) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, по сохранению и развитию родного языка, культуры, национальных традиций, укреплению связей с исторической Родиной;
5) укрепление двусторонних культурно-гуманитарных связей со странами-участницами Евразийского экономического союза, Шанхайской организацией сотрудничества, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ);
6) содействие в развитии связей и сотрудничества этносов Казахстана со странами их исторического происхождения.

Параграф 3. В области укрепления института Ассамблеи
Основные задачи - совершенствование Ассамблеи с учетом приоритетов модернизации, усиление ее эффективности.
Предусмотрена реализация следующих мер:
1) дальнейшее совершенствование организационной структуры, механизмов и координации работы Ассамблеи, ее исполнительных органов;
2) укрепление института Ассамблеи путем общественной аккредитации этнокультурных объединений;
3) повышение эффективности деятельности заместителей Председателя Ассамблеи, назначаемых от этнокультурных объединений;
4) усиление роли Совета Ассамблеи в реализации цели и задач Ассамблеи;
5) модернизация деятельности научно-экспертного совета Ассамблеи и его научно-экспертных групп в регионах, кафедр Ассамблеи;
6) усиление экспертного сопровождения реализуемых проектов Ассамблеи;
7) активизация работы по формированию при Ассамблее структур по медиации и использованию процедур медиации в разрешении вопросов в сфере общественного согласия и общенационального единства;
8) организационное и методическое обеспечение деятельности советов общественного согласия и советов матерей Ассамблеи;
9) организация консультативной помощи и методической поддержки домам дружбы, этнокультурным объединениям;
10) совершенствование работы республиканского молодежного движения Ассамблеи "Жаңғыру жолы", направленной на консолидацию молодежи вокруг приоритетов модернизации;
11) повышение эффективности деятельности Ассоциации предпринимателей Ассамблеи, в том числе на региональном уровне.

Глава 5. Механизмы реализации и ресурсное обеспечение Концепции

Исполнителями положений Концепции являются: Ассамблея, РГУ "Қоғамдық келісім" и КГУ "Қоғамдық келісім", уполномоченный орган - Министерство общественного развития и другие центральные государственные и местные исполнительные органы, региональные секретариаты Ассамблеи, советы общественного согласия, институты гражданского общества (по согласованию).
Положения Концепции также будут реализованы через законодательные акты, стратегические планы государственных органов, а также продолжение Плана мероприятий по реализации данной Концепции и специальных планов действий и мероприятий, формируемых на основании поручений Президента Республики Казахстан - Председателя Ассамблеи по итогам сессий Ассамблеи.
Аналогичные планы мероприятий будут разрабатываться региональными ассамблеями и утверждаться их председателями.
Реализация Концепции будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Глава 6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

Достижение задач предполагается посредством следующих нормативных правовых актов:
Закон Республики Казахстан от 20 октября 2008 года "Об Ассамблее народа Казахстана";
Указ Президента Республики Казахстан от 7 сентября 2011 года "О Положении об Ассамблее народа Казахстана".

Глава 7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Результатами реализации Концепции станут:
1) повышение роли Ассамблеи в обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений;
2) формирование эффективной инфраструктуры институтов Ассамблеи;
3) совершенствование региональной политики в сфере укрепления общественного согласия и общенационального единства;
4) повышение роли Ассамблеи в сфере благотворительности, медиации, общественного контроля;
5) укрепление стабильности, общественного согласия и общенационального единства, гражданской идентичности;
6) развитие нормативной правовой базы государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства;
7) расширение сферы употребления государственного языка и повышение его консолидирующей роли;
8) совершенствование системы информационной работы Ассамблеи;
9) укрепление взаимодействия с зарубежными странами и международными организациями в сфере межэтнических отношений.
Главными результатами реализации настоящей Концепции должны стать дальнейшее развитие института Ассамблеи, создание благоприятных условий для укрепления общественного согласия и общенационального единства как ключевых факторов успешной модернизации и достижения стратегических задач развития государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.01.2019
Мажилис одобрил поправки по вопросам транспорта – I чтение 31.01.2019
Перед казахами снова встал выбор: мракобесие или просвещение? 31.01.2019
"Ак жол" добивается спасения сельхозпроизводителей и предпринимателей внутреннего туризма от вынужденного банкротства в связи с абсурдными действиями чиновников 31.01.2019
Сенаторы рассмотрели вопросы реализации Закона "О Фонде компенсации потерпевшим" 31.01.2019
Кенес Абсатиров, "Ак жол": Почему взимается плата за "Күнделік" вопреки заявлениям министерства о бесплатности базового функционала системы? 31.01.2019
Ученые Казахстан впервые получают финансирование по грантовому и программно-целевому финансированию в январе 2019 года 31.01.2019
Бум переименований в Казахстане 31.01.2019
Серый носорог, известный как Китай 31.01.2019
"Зеленая плесень" зовет детей в крестовый поход 31.01.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz