Астана, 14 февраля, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе по инициативе Комитета по аграрным вопросам состоялось заседание Круглого стола. С участием представителей различных министерств, правоохранительных органов и Программы Развития ООН в Казахстане, а также общественных организаций рассмотрены актуальные вопросы и законодательное обеспечение мер по борьбе с браконьерством в Казахстане. Как показало обсуждение на полях Круглого стола, значительный процент расследуемых уголовных дел по фактам браконьерства следственными органами прекращаются или остаются в незавершенной стадии. Об этом свидетельствует анализ правоприменительной практики. Общее количество уголовных дел, не дошедших до суда за период 2014-2018 гг. составляет 314 эпизодов. Такие данные привел в своем докладе председатель Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Кайыр Рыскельдинов. Имеются факты нанесения телесных повреждений и угрозы жизни государственным инспекторам при исполнении служебных обязанностей. Лояльность к браконьерам приводит к тому, что осужденные имеют возможность, а иногда вынуждены вновь заниматься браконьерством. Лицо, оплатившее многомилионный штраф, в целях его быстрого возмещения вновь стремится к доступным высокодоходным источникам, каковым является браконьерство. Депутат Мажилиса Роман Ким отметил, только каждый девятый зарегистрированный материал о незаконной охоте доходит до суда, т.е. 9 из 10 лиц, совершивших данный вид преступления, уходят от ответственности (и не факт, что в суде нарушители понесут заслуженное наказание). Выступая на Круглом столе, докладчики затронули ряд актуальных вопросов в борьбе с браконьерством, в том числе по проведению судебной биологической экспертизы материалов животного происхождения в целях установления их вида, введения единого подхода системы мониторинга объектов растительного и животного мира и другие. В выступлениях на Круглом столе отмечено, что имеются неоднократные факты, когда туша сайгака или другого редкого животного после проведения экспертиз превращалось в мясо домашних животных, также при регистрации фактов браконьерства для снижения суммы ущерба уменьшается количество выявленных отстрелянных особей диких животных. Это связано, с тем, что в настоящее время экспертизы в областях проводятся множеством различных организаций имеющих соответствующую лицензию. На заседании особо сказано о том, что егеря очень ограничены в своих полномочиях. Например, при обнаружении любых фактов нарушений, инспектор не имеет право сразу задерживать нарушителя или составить административный протокол. Он обязан направить административный материал в полицию на предмет определения отсутствия в действиях нарушителя признаков уголовно наказуемого деяния. И только после получения решения органов внутренних дел об отказе в возбуждении уголовного дела, на которое порой уходит более месяца, он может привлечь нарушителя к административной ответственности. Но последнего уже практически невозможно найти. На сегодняшний день браконьеры оснащены более современной техникой, оборудованием и средствами связи по сравнению с оснащенностью инспекторского состава. При обсуждении этих и других проблем участниками Круглого стола отмечена недостаточная эффективность мер в борьбе с браконьерством и необходимость выработки межведомственных комплексных мер по противодействию браконьерству. Наряду с этим поднимались вопросы внесения соответствующих норм в действующее законодательство этих и других мер по ужесточению ответственности за браконьерство, социальной защищенности государственных инспекторов по охране растительного и животного мира, увеличению материально-технического оснащения территориальных организаций в области лесного хозяйства и животного мира. Все эти проблемные вопросы будут учтены при выработке по итогам Круглого стола соответствующих рекомендаций. В работе Круглого стола принял участие заместитель Председателя Мажилиса Божко В.К. |