Виктор Мараховский, nalin.ru, 24 апреля
Завершившаяся только что карьера авторитетнейшего Instagram-ученого Елены Корниловой стала "стыдной сенсацией" в российском медиаполе. То есть сенсацией, обесценивающей само медиаполе. Коротко напомним: девушка под тридцать фотографической внешности возникла где-то с год назад с дипломами ряда зарубежных университетов. Представилась миру биохимиком, диетологом, биохакером и даже трансгуманистом (последнее, видимо - потому что слово "трансгуманизм" у целевой аудитории сейчас смутно ассоциируется с передовой философией продвинутых технократов из Силиконовой долины). Вбросила ресурс в раскрутку инстаграм-канала. И уже в концу 2018 года нарубила порядка 200 тысяч подписчиков, то есть, конечно, в первую очередь подписчиц, с которых, в свою очередь, рубила проценты за БАД-таблетки (по схеме "предоставление скидочного кода на iHerb"). Это была одна из тех невидимых звезд, которые существуют параллельно "большой медиа-реальности" - пусть и с сотнями тысяч фанатов, но где-то в узком сегменте инфопространства. Она, вероятно, могла бы спокойно существовать еще годы - но звезду сгубили две вечные диалектические силы: жадность и гордыня. Гордыня заставила ее выйти из гетто в "большую медиа-реальность" и пропиариться на РБК с гиковскими рассуждениями о биохакинге в марте 2019-го - из-за чего она обратила на себя внимание "охотников на лженауку". А жадность - то есть желание нарубить как можно больше средств с аудитории - привела к тому, что биохакерка прописывала читательницам фантастическое, больше двух десятков, количество таблеток в сутки (а такие количества делают опасными даже относительно нейтральные по идее препараты). То есть вместо того, чтобы мирно с умным видом пиарить какие-нибудь умеренные, пусть и бесполезные, БАДы - инстаблогер зарабатывала как в последний раз. В результате двухмесячного расследования с участием директора фонда "Эволюция" П. Талантова и комиссии РАН по лженауке было установлено: дипломы Елены Корниловой (кстати, аутентичность имени и фамилии до сих пор под вопросом) - подделка. Ну и сама она - просто никто, самозванка, фикция. На момент разоблачения (23 апреля) у нее было уже 263 тысячи подписчиц. ...Что в этой баллистической карьере "русской Элизабет Холмс" по-настоящему любопытно. Фактически мы увидели схему создания не просто "звезды" на пустом месте - это-то как раз знакомо всем уже много лет. Мы увидели пример возникновения на пустом месте, из миража и сумасбродства, солидного профильного авторитета. Когда миллионы читателей, не снившиеся многим профессиональным СМИ, получает условная Ольга Бузова - это легко объяснимо тем, что они идут к разным целям. Однако когда непонятно кто, вылезший непонятно откуда, обретает специальную "медицинскую" аудиторию большую, чем пачка медицинских ресурсов - это уже принципиально другая ситуация. В каком-то смысле мы имеем дело с хакерством, только не "био-", а медийно-социальным: для того, чтобы катапультироваться из безвестности в гуру практически любой направленности, нужно только одно - вбросить бабла в раскрутку. Не то что настоящих дипломов или научных работ, но и даже мало-мальски реального багажа знаний не нужно. Механизмы для такого катапультирования не просто существуют - они, можно сказать, навязчиво охотятся за потенциальными авторитетами. Прайс-лист большинства "ресурсов, торгующих признанием", от деловых СМИ до телеграм-каналов, не представляет собой тайны в принципе. А теперь - самое главное (и самое печальное). Для того, чтобы разоблачить конкретную девушку Лену, ряду вполне заслуженных людей понадобилось напрягаться два месяца. Есть мнение, что за это время в инстаграме появились не две, не три и не пять копий девушки Лены. И победить эту гидру модельных головок, вещающих коммерчески заряженный бред, показательным отрубанием одной отдельной головки невозможно. Вся штука не в том, что уровень критичности у современной аудитории снизился или изменился. На деле разнообразное знахарство (не только медицинское, но и любое, в том числе экономическое и политическое), обращающееся не к рациональным, а к эмоциональным механизмам восприятия - было неистребимо всегда и всю историю периодически забарывало любые "доказательные" знания. Однако нынешняя медиа-эпоха, безусловно, уравняла знахарство и системные знания в силах - поскольку основным козырем системных знаний все последние века служило наличие у них "официальной крыши", своего рода системы принуждения к реальности, осуществлявшегося через университеты-институты-ведомства. Разумеется, периодически шалратанство прорывалось с успехом и сквозь эту систему - однако случаи эти были все же исключениями. Сегодня же система принуждения к реальности - в лучшем случае сбоит, а в худшем просто перестала действовать. В результате реальным мерилом авторитета стала популярность - и практикам с многолетним стажем приходится соревноваться в медийном пространстве на равных с людьми-пузырями. А в таком соревновании у системных знаний шансов против шарлатанства нет: денег на непрерывную самораскрутку у них, как правило, меньше, а пространство для самовыражения сковано жесткими рамками фактов. Сегодня, напомним, механизм надувания пузырей-авотритетов действует вполне легитимно. Он используется и для создания инстаграм-ученых, и для создания ютуб-экономистов, и для создания телеграм-политологинь: достаточно пустить N денег на то, чтобы X раскрученных ресурсов начали с похвалами репостить условную девушку Лену любого пола как безусловного авторитета в любой области, и спустя пару месяцев она оказывается величиной, с которой по меньшей мере нужно считаться. Собственно говоря, именно в этом, а вовсе не в каком-то особом "отуплении масс", состоит причина, по которой в передовых странах все более потрясающие результаты показывают так называемые "популисты". Термин этот, пожалуй, не совсем верный. Классическое определение "популизма" предполагает, что популист апеллирует к массам и противопоставляет себя элитам. Здесь же скорее уместен термин "популяристы" - ибо их основным бизнесом, объектом инвестиций, капиталом и инструментом является популярность. Они, эти популяристы, могут обращаться как к широким массам, так и к привилегированным прослойкам - поскольку "элиты" имеют в голове зачастую такую же кашу, что и массы. Просто элитные популяристы бомбят своим поп-капиталом не широкое, а узкое пространство, только и всего. А в конечном счете именно они, коллективной шумящей стаей, формируют воспринимаемую гражданами действительность. ...Что еще стоит отметить: в конечном итоге именно так и выглядит настоящая "информационная демократия". Если внимательно прочесть отзывы отечественных поп-мыслителей на последние украинские выборы, то при всем признании идиотизма случившегося (кучу вороватых конкурентов с мобилизационно-пафосными слоганами одной левой уделал комедиант, вооруженный, по сути, анекдотами) - они тем не менее отмечают как безусловный плюс "демократизм" того, что произошло. Хотя именно украинский пример показывает, что при образцовой демократии политический процесс превращается в состязание симулякров и комедию масок. И надо - пусть и без всякой радости - признать: по-настоящему эффективных средств борьбы с такой "демократией самозванцев" в медиа-пространстве на сегодня не просматривается. То есть наше недемократичное государство пока что сохраняет административно-бюрократическими методами контроль над внемедийной реальностью - но надолго ли его удастся сохранить, сказать трудно. |