NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 05:08 ast
03:08 msk

Бюджет-2018: Парламент утвердил отчеты Правительства и Счетного комитета
Н.Годунова: Что касается макропроцессов, то экономика Казахстана развивалась на фоне умеренных темпов роста мировой экономики и постепенного восстановления спроса на основные экспортные товары. В тоже время, несмотря на политику диверсификации экономики, наиболее значимый вклад в рост экономики по-прежнему вносит нефтегазовый сектор. А его удельный вес в структуре ВВП даже возрос
21.06.2019 / политика и общество

Нур-Султан, 20 июня, Дом Мажилиса

Сегодня на совместном заседании палат Парламент утвердил после обсуждения отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год.
Председательствовал на совместном заседании Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин.
Наряду с бюджетным вопросом Парламент заслушал Послание о состоянии конституционной законности, с которым выступил Председатель Конституционного Совета Кайрат Мами.
Говоря о событиях, которые произошли в последнее время в Казахстане, К.Мами подчеркнул, что передача полномочий Главы государства, внесение изменений в Конституцию и досрочные выборы Президента проходили в строгом соответствии с требованиями Основного Закона страны.
Заслушав доклад, Парламент принял Послание Конституционного Совета к сведению.
С докладами об исполнении республиканского бюджета за 2018 год на заседании выступили первый заместитель Премьер-Министра - министр финансов Алихан Смаилов и Председатель Счетного комитета Наталья Годунова.
А.Смаиловым, в частности, отмечен рост экономики страны по итогам 2018 года. Сохранилась социальная направленность бюджета. На эти цели было использовано 4,3 трлн.тенге. На социальную помощь и соцобеспечение выделено 2,6 трлн.тенге.
Отметив положительные изменения в социальном направлении, Председатель Счетного комитета Наталья Годунова вместе с тем обратила внимание, что наиболее значимый вклад в рост экономики по-прежнему вносит нефтегазовый сектор, а его удельный вес в структуре ВВП возрос до 21,3%.
Некачественные же бюджетные решения повлекли в 2018 году неэффективные расходы в размере 138 млрд. тенге.
По бюджетным отчетам на совместном заседании содоклады сделали члены комитетов по финансам и бюджету Мажилиса и Сената Сергей Симонов и Даурен Адильбеков.
В развитие темы прозвучали вопросы сенаторов Н.Бекназарова, М.Бортника, С.Ершова, Н.Кылышбаева, Д.Мусина, С.Плотникова и мажилисменов К.Жабагиева, Д.Мынбая, Е.Никитинской, Б.Оспанова, А.Платонова, И.Унжаковой.
Свое мнение в развернутых выступлениях выразили также сенаторы Б.Еламанов, С.Джаксыбеков, Е.Мамытбеков, О.Перепечина, мажилисмены А.Жамалов, А.Конуров, А.Перуашев, Ш.Утемисов.
По итогам рассмотрения Парламент утвердил отчеты Счетного комитета и Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год в следующих объемах: доходы – 8 789 004 519 тыс.тенге, затраты - 9 334 732 675 тыс. тенге.
Выступивший на совместном заседании палат Премьер-Министр Аскар Мамин заверил, что по всем поднятым вопросам и высказанным предложениям будет организована конкретная работа и приняты необходимые меры, выразив надежду на дальнейшую плодотворную работу с депутатами.

---

Парламент РК утвердил Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год
government.kz, 20 июня

Премьер-Министр РК Аскар Мамин принял участие в совместном заседании палат Парламента, в ходе которого утвержден отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год.
Докладывая об исполнении республиканского бюджета за 2018 год, Первый заместитель Премьер-Министра РК – министр финансов РК Алихан Смаилов отметил, что бюджетная политика 2018 года была направлена на укрепление стабильности государственных финансов и на дальнейшее развитие экономики. Приоритетными направлениями расходования средств бюджета стали поддержка реального сектора экономики, сохранение рабочих мест и развитие социальной сферы. Рост экономики по итогам 2018 года составил 4,1%. В бюджет поступило 8,8 трлн тенге доходов. По расходам обеспечен высокий процент исполнения - 99,8%.
"Сохранилась социальная направленность бюджета. На эти цели были использованы почти половина всех расходов, то есть 4,3 трлн тенге. На социальную помощь и социальное обеспечение выделено 2,6 трлн тенге. Из бюджета выплачено пенсий и пособий 3 млн 530 тыс человек", - сообщил А. Смаилов.
В ходе заседания депутаты Сената Парламента РК С. Плотников, Мажилиса Парламента РК - К. Жабагиев подняли вопросы по реализации государственных программ, исполнению республиканского бюджета, а также развитии отечественного автопрома.
Премьер-Министр РК А. Мамин отметил, что в целях дальнейшего повышения эффективности бюджетного планирования и обеспечения полного освоения готовится ряд реформ, которые будут внесены до конца текущего года.
Касательно развития автопрома Глава Правительства РК сообщил, что по итогам пяти месяцев т.г. автопром вырос на 46%. На сегодня автопром в Казахстане становится одним из драйверов экономики. В прошлом году было выпущено порядка 30 тыс. автомобилей, в этом году планируется выпуск более 50 тыс. автомобилей. Ведется работа по доведению уровня локализации до 50% к 2021 г. В целях повышения доступности в рамках автокредитования в прошлом году профинансировано порядка 3 тыс. автомобилей. В т. г. совместно с Национальным Банком РК в планах довести объемы кредитования до 15 тыс. автомобилей. Объем кредитования для покупки отечественных автомобилей будет увеличен в пять раз.
"Это дает соответствующий стимул для развития производства, а граждане Казахстана получат льготный финансовый инструмент для приобретения авто. Динамика здесь хорошая, мы будем ее наращивать", - ответил Премьер-Министр.
В завершение Премьер-Министр А. Мамин поблагодарил депутатов за совместную эффективную работу, открытые и конструктивные предложения при заслушивании отчета Правительства по исполнению республиканского бюджета за 2018 год.
"По всем поднятым депутатами вопросам, замечаниям, предложениям будет организована конкретная работа. Необходимые меры будут оперативно приняты", - сказал А. Мамин.
Кроме того, на совместном заседании Палат Парламента РК озвучен отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2018 год.
Председатель Счетного комитета Наталья Годунова отметила, что исполнение республиканского бюджета в 2018 году прошло на фоне значительных преобразований в бюджетном процессе, проведенном Правительством с учетом прошлогодних рекомендаций Парламента и Счетного комитета.
"Из числа рекомендаций, данным Счетным комитетом Правительству и госорганам по итогам предыдущего рассмотрения реализованы и находятся на стадии исполнения 72%, что способствовало улучшению ситуации в исполнении бюджета. В 2 раза было меньше корректировок в бюджет, практически в 4 раза снизилось неэффективное использование бюджетных средств, положительная динамика закрепилась", - сказала Н. Годунова.

---

Тезисы выступления Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на Совместном заседании Палат Парламента
esep.kz, 20 июня

Уважаемые председатели палат Парламента!
Уважаемые депутаты и члены Правительства!
Эффективное расходование государственных ресурсов – одна из стратегических задач, обозначенных и Елбасы, и Главой государства.
Как Вам известно, в прошлом году мы изменили подходы к формированию заключения Счетного комитета к Отчету Правительства. И сосредоточились на оценке реализации бюджета через исполнение стратегических целей, обозначенных руководством страны, и задач, которые поставлены в программных документах.
В этом году мы посмотрели, насколько бюджет отвечает общенациональным целям не только на уровне госпрограмм, но и в программах развития территорий. Подробнее об этом чуть позже.
В целом исполнение республиканского бюджета 2018 года прошло на фоне значительных преобразований в бюджетном процессе, проведенном Правительством с учетом прошлогодних рекомендаций Парламента и Счетного комитета.
Вообще из числа рекомендаций, данных Счетным комитетом Правительству и госорганам по итогам предыдущего заключения, реализовано или находится на стадии исполнения 72%.
И это тоже способствовало улучшению ситуации в исполнении бюджета. В два раза было меньше корректировок. Практически в 4 раза снизилось неэффективное использование бюджетных средств. Положительная динамика закрепилась. Рассчитываем, что эта работа будет продолжена.

Первое. Что касается макропроцессов, то экономика Казахстана развивалась на фоне умеренных темпов роста мировой экономики и постепенного восстановления спроса на основные экспортные товары.
В тоже время, несмотря на политику диверсификации экономики, наиболее значимый вклад в рост экономики по-прежнему вносит нефтегазовый сектор. А его удельный вес в структуре ВВП даже возрос до 21,3%.
Доля минеральных продуктов в структуре экспорта составляет 74%.
В то же время отмечены значительные изменения в социальном направлении. В прошлом году, впервые с 2014 года в прошлом году был достигнут рост заработной платы населения в реальном выражении. И эта положительная тенденция укрепляется.
Государственный долг и долг квазигосударственного сектора остаются в безопасных пределах (не превышают 60% к ВВП).
Состояние банковского сектора пока оставалось ослабленным. Это не позволяло обеспечить экономику "длинными деньгами".
Думаем, определенное положительное воздействие на повышение доступности кредитов окажут последние решения Национального банка.
Оживление кредитования экономики к концу 2018 года было обеспечено преимущественно за счет увеличения кредитов населению. Кредиты физическим лицам достигли свыше 40% всех банковских займов. На малый бизнес приходится 18% кредитов.
Уровень долларизации экономики составил более 48%.

Второе, на что Счетный комитет считает необходимым обратить внимание, это неполное использование налогового потенциала страны.
В 2018 году была продолжена практика исполнения плана поступлений за счет авансовых платежей по КПН и приостановления возмещения НДС в конце отчетного периода. Мы говорим об этой проблеме не первый год.
Мы готовы совместно с Правительством поработать над методологией формирования и уплаты этих двух системообразующих налогов. Это, наряду с улучшением администрирования по другим налогам и неналоговым обязательствам, позволит дополнительно пополнить бюджет. Конечно, поэтапно, не сразу. Именно такой налоговый разрыв, по мнению экспертов, существует между нашим налоговым потенциалом и фактически собираемыми налогами. Другими словами, то, что находится в тени.
Счетный комитет считает, что введение в законодательство понятий "налоговый потенциал" и "налоговый разрыв" будет способствовать легализации теневой экономики и пополнению государственной казны.
Это практика многих стран мира, включая страны ОЭСР.

Третье. О расходной части бюджета.
Как уже было сказано, за 2018 год исполнение бюджетных затрат составило 99,8%. Однако, достижение не всех запланированных показателей бюджетных программ обеспечено. Более того, зачастую отсутствует связь между показателями и объемами потраченных средств.
По оценкам Счетного комитета, по 35% стратегических задач, имеются риски недостижения поставленных целей.
32% целей не каскадировано до уровня государственных программ, 35% - до стратегических планов центральных госорганов.
Однако, Главой государства поставлена кардинально иная задача – повысить эффективность расходов и отдачу от каждого вложенного тенге.
Поэтому мы должны отойти от оценки исполнения бюджета категориями "освоения", сместив акценты на достижение результатов.
Что мешает это сделать?! Отсутствие методик по влиянию финансов на достижение планируемых показателей. И здесь необходима координация со стороны Министерства национальной экономики. Хотя требование о привязке бюджетных средств к стратегическим задачам каждого администратора давно определено на законодательном уровне в Бюджетный кодекс РК.
В целом, некачественные бюджетные решения в 2018 году повлекли 138 млрд. тенге неэффективных расходов.
А кто понес за это ответственность?! Преимущественно простые исполнители, не принимающие эти решения. Так, в 2018 году по материалам Счетного комитета к дисциплинарной ответственности привлечено 224 работника, из которых лишь 9% руководителей.
Считаем очень важным внести изменения в действующее законодательство в части введения обязательной ответственности должностных лиц за финансовые нарушения. И установить градацию этой ответственности в зависимости от сумм нарушений, а также за неэффективное планирование и неэффективное использование бюджетных средств и активов государства.
Глава государства очень четко обозначил, что необходимо ужесточить ответственность и подотчетность за реализацию госпрограмм и использование бюджетных средств.

Несколько слов о резервах.
Значительным резервом на наш взгляд является оптимизация сметной стоимости строящихся за счет бюджетных средств объектов, прежде всего социальных.
В н.в. только 32% разработанных и прошедших экспертизу ПСД реализуются, остальные остаются невостребованными в трехлетнем периоде. А потом признаются устаревшими и требуют проведения новой экспертизы с дополнительным выделением средств.
Одинаковые по мощности социальные объекты зачастую имеют очень разную стоимость. И не всегда затратные объекты оказываются лучше.
Сегодня в республике зарегистрировано 144 экспертные организации. Наверное, необходимо ужесточить квалификационные требования к ним, пересмотреть строительные нормы для устранения имеющихся противоречий и упущений. Расширить практику применения типовых проектов.
Для оптимизации стоимости ПСД – регламентировать качественные характеристики основных строительных материалов по проектам, которые реализуются за бюджетные деньги.
Насколько нам известно, Правительством начата работа в данном направлении. Мы вместе с заинтересованными госорганами и Госэкспертизой тоже завершаем исследование этой проблемы и до конца первого полугодия будем готовы поделиться нашими наработками.

Четвертое. Несколько слов о бюджетной политике в отношении регионов.
Несмотря на то, что еще в 2017 году Елбасы были даны поручения по установлению для регионов достаточной финансовой самостоятельности, за это время мало что изменилось.
Несмотря на положительный тренд увеличения доли собственных доходов в местных бюджетах, который по итогам 2018 года превысил 48%, диспропорции в уровне жизни населения в регионах существенные.
У нас же расчет лимита расходов будущего финансового года той или иной области производится от достигнутой базы с увеличением на процент инфляции. При этом надо признать, что базовое значение считалось давно, субъективно и не учитывает множество характеристик социального и инфраструктурного развития того или иного региона.
Поэтому надо срочно менять методику расчетов трансфертов общего характера для регионов, поскольку мы находимся в преддверии их утверждения на новый период. При этом важно пересмотреть базовые показатели, основанные на актуальном количестве социальных и инфраструктурных объектов и их состоянии.
Что это как не инструмент обновления социальной политики Правительства, о которой говорит Президент. Однако, ее надо подкрепить реальными ресурсами.
И еще мы бы рекомендовали утвердить новые подходы к расчету разрыва в уровне развития регионов. Сейчас он считается, как средний показатель, и не отражает реальной картины на местах.
Что касается экономического планирования на местах, то 68% наших стратегических целей не декомпозированы в программах развития территорий. А те, которые учтены в региональных программах, при консолидации не обеспечивают плановых значений общенациональных целей. Все это тоже надо приводить в порядок.
Наряду с этим, Счетный комитет видит резервы для повышения экономической отдачи от реализуемых государственных программ в стабильности мер господдержки.
Только по оцененным нами госпрограммам в 2018 году было изменено 40% механизмов и условий реализации мер господдержки.
В этих условиях полагали бы целесообразным ввести согласование проектов госпрограмм со Счетным комитетом и доводить лимиты финансирования на этапе разработки программ. Можно это сделать уже в этом году в пилотном порядке по проекту любой новой госпрограммы.
Такая совместная работа будет способствовать концентрации усилий на самых важных приоритетах, полному финансированию программ и максимальной нацеленности на достижение стратегических задач.

Пятое. И всегда активно обсуждаемое. Это вопросы эффективности квазигоссектора. К сожалению, значительного улучшения в управлении активами квазигоссектора констатировать мы пока не можем.
В силу отсутствия необходимости экономить и смещения центра принятия решений на государственные органы нивелирована мотивация в эффективном управлении.
Общий чистый доход квазигоссектора вырос на 18% при увеличении убытков в 5 раз. Реинжиниринг бизнес-процессов и цифровизация деятельности в субъектах квазигоссектора, за исключением успешного опыта трансформации АО "ФНБ "Самрук-Казына", не стали приоритетными.
Здесь есть над чем подумать. И представляется, что в качестве первоочередных мер необходимо ориентировать планы развития квазигоссектора на реализацию общенациональных целей. А в госорганах проводить системную работу над повышением экономической отдачи от каждого подведомственного юридического лица с участием государства.

Уважаемые депутаты!
Согласно Закону с 2020 года Счетный комитет будет наделен еще одной важной компетенцией по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета. Тогда мы сможем подробно изучить, насколько всесторонне и в полном объеме учтены на балансе государства все национальные ресурсы, активы и обязательства. Но до этого заинтересованным министерствам предстоит провести колоссальную работу, в частности поставить на баланс земельные участки, оценить биологические активы, навести порядок в учете обязательств и т.д.
12 июня Глава государства обозначил 10 приоритетных задач, над решением которых предстоит работать.
Мы, безусловно, будем обеспечивать контроль по их каскадированию в документы Правительства, центральных госорганов и акиматов. Вместе с Правительством обязательно посмотрим их финансирование в проекте бюджета на следующий трехлетний период.
В завершение позвольте поблагодарить вас за пристальное внимание к Заключению Счетного комитета. Все ваши рекомендации и предложения будут учтены в нашей дальнейшей работе.
Надеемся, что вместе с Правительством и Парламентом нам удастся повысить эффективность реализации бюджета и качественно исполнить задачи, поставленные Президентом и Елбасы.
Назарларынызга ракмет!

---

Выступление Первого заместителя Премьер-Министра-Министра финансов РК А. Смаилова на совместном заседании Палат Парламента РК
minfin.gov.kz, 20 июня

Первый заместитель Премьер-Министра-Министр финансов РК Алихан Смаилов на совместном заседании Палат Парламента РК проинформировал о приортетных направлениях бюджетной политики за 2018 год.
В 2018 году бюджетная политика была направлена на укрепление стабильности государственных финансов и на дальнейшее развитие экономики.
Поэтому приоритетными направлениями расходования средств бюджета были поддержка реального сектора экономики, сохранение рабочих мест и развитие социальной сферы.
По итогам 2018 года рост экономики страны составил 4,1%. В бюджет поступило 8,8 трлн.тенге доходов. Из них налоги составили 5,7 трлн.тенге. По сравнению с 2017 годом их доля в общем объеме доходов, увеличившись на 15%, достигла 65%.
Доля ненефтяных доходов к ВВП составила 8%.
Этому способствовало достигнутые результаты финансирования государственных программ, направленных на индустриализацию, развитие агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, жилищного строительства и инфраструктуры, социальной сферы.
Кроме того, на рост доходов повлияло улучшение налогового и таможенного администрирования. За счет них поступило 490 млрд.тенге.
По расходам обеспечен высокий процент исполнения, т.е. 99,8%.
Итоги освоения бюджетных средств характеризуются следующими показателями.
Сохранилась социальная направленность бюджета.
На эти цели были использованы почти половина всех расходов, то есть 4,3 трлн.тенге.
На социальную помощь и социальное обеспечение выделено 2,6 трлн.тенге.
Из бюджета выплачено пенсий и пособий 3 млн. 530 тыс. человек.
В 2018 году 10,1 млн. вкладчикам перечислено 9,4 трлн. тенге обязательных пенсионных взносов.
В 2018 году на социальную поддержку материнства и детства направлены 146 млрд.тенге. В результате около 849 тысяч человек получили пособия.
В рамках программы "Енбек" охвачены техническим и профессиональным образованием 42 тыс.человек.
Охвачены обучением основам бизнеса по проекту "Бастау-Бизнес" - 28 тыс. предпринимателей.
Получателями микрокредитов дополнительно создано 12, 6 тысяч рабочих мест.
Важную роль в развитии государства играет сфера образования.
В прошлом году отрасль была профинансирована на сумму 474 млрд. тенге.
Количество детских садов по сравнению с 2017 годом увеличилось на 551 единиц и составило 10 314 единиц.
Это позволило охватить дошкольным обучением детей в возрасте от 3-6 лет на 95,2%.
Введено в эксплуатацию 62 школы.
На здравоохранение выделено 1 трлн. 71 млрд.тенге.
Из них 955 млрд.тенге были направлены на обеспечение население гарантированной бесплатной медицинской помощью.
В результате смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 4,3%; смертность от злокачественных заболеваний уменьшилась на 2,5%.
Вакцинацию прошли 4 млн. 905 тыс. человек.
На нужды жилищно-коммунального хозяйства были использованы 257 млрд.тенге.
Более половины из них были направлены на программу "Нұрлы жер", то есть на обеспечение населения доступным жильем.
3 678 квартир получили очередники из числа социально уязвимых слоев населения, в рамках строительства арендного жилья.
Реконструировано 10,8 тыс. км сетей тепло-, электро-, газо- и сети водоснабжения, водоотведения.
Рост доли модернизированных/построенных сетей теплоснабжения составил 2,2%, водоснабжения - 7,1% и водоотведения - 3,4%.
Обеспеченность централизованным питьевым водоснабжением в городах составила 94,5%, в селах - 60%.
На сельское хозяйство было выделено средств в сумме 419 млрд.тенге, или на 14,5% больше, чем в 2017 году.
Профинансировано 1 985 субъектов агропромышленного комплекса для проведения весенне-полевых и уборочных работ.
Это позволило провести посевные работы на площади 3,2 млн.гектаров.
Объем валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с 2017 годом увеличился на 3,4% и составил 4,4 трлн.тенге.
Это позволило привлечь частные инвестиции на общую сумму 209 млрд.тенге.
В сфере транспорта и коммуникаций реконструировано 548 км дорог республиканского значения.
Проведен средний ремонт 1 419 км автодорог и капитальный ремонт 64 км автодорог.
Результаты данных работ позволили довести долю автомобильных дорог республиканского значения, находящихся в удовлетворительном и хорошем состоянии до 87%.
В рамках программы "Дорожная карта бизнеса-2020" поддержано порядка 2 тысяч проектов среднего и малого бизнеса.
Основам предпринимательства обучено 23 тысяч человек.
На 1 января 2019 года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства достигло отметки 1,2 миллион единиц.
Это больше на 8,3% в сравнении с началом 2018 года.
В рабочих группах Палат Парламента были затронуты системные вопросы, такие, как изыскание дополнительных резервов для пополнения доходов бюджета, эффективное использование расходов, улучшение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, качественное планирование их индикаторов, контроль за уровнем внешнего долга.
Для выполнения рекомендаций депутатов и Счетного комитета, данных при рассмотрении годового отчета, разработана и утверждена Правительством специальная Дорожная карта, реализация которой уже начата.
По каждому вопросу определены ответственные государственные органы, сроки исполнения поручений.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.06.2019
Казахстанско-австрийское межпарламентское сотрудничество 28.06.2019
Н.Нигматулин: сотрудничество казахстанских и австрийских парламентариев продолжит динамично развиваться 28.06.2019
Реализация Указа Президента РК о снижении долговой нагрузки: государство улучшит финансовое положение 500 тыс. казахстанцам 28.06.2019
Фактор Аблязов очень сильно дискредитирует протестное движение 28.06.2019
Митинг в Шымкенте: эвакуированные из Арыси не хотят возвращаться обратно 28.06.2019
"Телеграмма Трампа - это не просто поздравление" - политологи о письме президента США для Касым-Жомарта Токаева 28.06.2019
В Мажилисе презентованы поправки по вопросам миграции 28.06.2019
В Верховном Суде состоялось расширенное заседание Комиссии по правам человека 28.06.2019
"Зеленеющая" Украина 28.06.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz