Нур-Султан, Дом Мажилиса, 27 июня
Сегодня Министерство труда и социальной защиты населения презентовало в Мажилисе законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов". Отметив важность для страны проекта закона, председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова подчеркнула, что поправки направлены на регулирование общественных отношений в сфере миграции и Рабочая группа по законопроекту открыта для предложений и замечаний на эту тему. Парламентарий при этом сообщила, что руководителем Рабочей группы является депутат Мажилиса Карибай Мусырман. Представляя законопроект, вице-министр труда и социальной защиты населения Ахмади Сарбасов отметил, что документ разработан во исполнение Концепции миграционной политики РК на 2017-2021 годы. Предусматривается внесение изменений и дополнений в 3 Кодекса и 8 Законов Республики Казахстан. Наибольшие изменения затронули Налоговый кодекс, Закон о гражданстве и Закон о миграции населения. Изменения в сфере этнической миграции.Первое, по действующему законодательству этнические казахи для получения статуса оралмана должны подтвердить факт своего проживания на территории иностранного государства до приобретения независимости Республикой Казахстан. На практике, этнические казахи, родившиеся после 1991 года, не могут предоставить такие документы. В этой связи, понятие "оралман" будет изложено в новой редакции, согласно которой главным критерием будет факт, что этнический казах ранее не состоял в гражданстве РК. Второе, предлагается законодательно предусмотреть при желании самого ходатайствующего, возможность одновременно подать документы на получение разрешения на постоянное проживание и приобретение казахстанского гражданства, т.к. перечень подаваемых документов дублируется. Третье, в настоящее время в Казахстане действуют 3 центра адаптации и интеграции оралманов. Они находятся в городах Караганда, Шымкент и в селе Аксукент Туркестанской области. Вместе с тем, такие центры не созданы в регионах расселения оралманов и переселенцев (Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, ВКО, СКО), хотя Концепцией миграционной политики РК на 2017-2021 годы предусмотрено их создание. В этой связи, в целях предварительной подготовки нормативной и правовой базы, предлагается расширить функции Центров по оказанию адаптационных и интеграционных услуг не только оралманам, но и переселенцам. Четвертое, на сегодня компетенция по приему заявления от граждан на включение в региональную квоту приема переселенцев закреплена за МИО, а точнее за управлениями координации занятости. Но на практике все переселенцы обращаются в центры занятости. Поэтому предлагается данную компетенцию законодательно закрепить за центрами занятости населения. Изменения и дополнения в сфере внешней трудовой миграции. Первое, в целях оперативного реагирования на потребности работодателей и инвесторов, вовлеченных в процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, предлагается передать функции Правительства по установлению квоты уполномоченному органу по вопросам занятости населения. Второе, исключить виды экономической деятельности и распределять по категориям при установлении квот на привлечение иностранной рабочей силы. Третье, в целях совершенствования порядка привлечения иностранной рабочей силы и создания благоприятных условий для инвесторов предусматриваем распространение действия разрешений на привлечение ИРС на другие административно-территориальные единицы. При этом работодатель должен оплатить налоговый сбор в бюджет каждого региона, указанного в разрешении, а также иметь договор на выполнение работ и оказание услуг в соответствующих регионах. Четвертое, по действующему законодательству высококвалифицированные иностранцы могут самостоятельно трудоустроиться на основании справки о квалификации, которая выдается нашим министерством. Но за последние 3 года обратились и получили справки всего лишь 11 человек. В этой связи предлагается передать данную компетенцию на уровень местных исполнительных органов. Пятое, в связи с учащением фактов привлечения субъектами малого предпринимательства трудовых иммигрантов к нелегальной деятельности в бизнесе, предлагаем приравнять трудовых иммигрантов к "сезонным работникам" согласно действующей системы привлечению ИРС при уплате налогового сбора в 8 МРП в месяц. При этом для сезонных работников будет определен перечень профессий, по которым они могут быть привлечены. О расширении правовой базы в сфере миграционных процессов и пресечении нелегальной миграции. Первое,внедрить государственную пошлину в размере 4 МРП за выдачу разрешения на постоянное место жительство для иностранцев. Второе, из-за отсутствия в национальном законодательстве правовых оснований для реадмиссии, предлагается имплементировать международные положения по реадмиссии в национальное законодательство. Третье, внести дополнения, предусматривающие ограничения по выезду лиц, имеющих задолженность по исполнительному производству. Четвертое, для упрощения порядка оформления гражданства РК определить категорию лиц (этнические казахи, лица без гражданства, лица с паспортами СССР 1974 года, а также замужние женщины по Конвенции), на которых не распространяется законодательные нормы по проживанию менее 183 дней и наличию административных нарушений. Пятое, в связи с несоблюдением паритетности для граждан РК в период пребывания в иностранных государствах со сроками, которые определены в международных соглашениях, предлагается на паритетной основе не суммировать сроки регистрации на территории РК. Обратившиеся к докладчику парламентарии задали ряд вопросов, которые касаются обсуждаемой темы: о значимости целей документа, создании рабочих мест, миграционной полиции, термина "оралман", условий прибывающим в страну мигрантам, жилья, условиях пребывания за рубежом обучающейся молодежи из Казахстана, трудоустройства т т.д. Эти и другие вопросы прозвучали в выступлениях депутатов Мажилиса Майры Айсиной, Нурлана Дулатбекова, Бахытгуль Хаменовой, Куаныша Султанова, Абдыманапа Бектурганова, Ирины Ароновой, Владимира Косарева, Зауреш Аманжоловой, Фахритдина Каратаева, представителей общественных объединений. Вице-министр и другие ответработники госорганов ответили на вопросы депутатов, представителей неправительственных организаций и экспертов. Презентация завершилась решением продолжить обсуждение поправок в рамках Рабочей группы. |