NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:00 ast
08:00 msk

Кризис социализма и взлет ультраправых: кто виноват и что делать?
Крах СССР и соцблока вызвал ренессанс ренессанс сторонников "свободного рынка", либерализма и правых идей. Однако переживаемый сегодня кризис уже либеральной капиталистической системы почему-то не ведет к такому же подъему левых: социал-демократов или коммунистов. Куда они делись – и почему не могут воспользоваться выпавшей им возможностью?
03.07.2019 / политика и общество

Дмитрий Буянов, ИА REGNUM, 30 июня

Борис Кагарлицкий. Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017

Идея предопределенности и отсутствия альтернатив не в первый раз играет горькую шутку с политиками и экспертами. Когда-то никто не верил в крах СССР и соцблока - мощнейшего полюса мира, прогрессивной общественно-экономической формации. После перестройки все перестали верить в возможность краха победившего либерализма и специфической формы демократии. Глобализация казалась чем-то сродни стихийному бедствию, а власть транснациональных капиталов - вопросом в принципе решенным, в котором можно скорректировать лишь некоторые нюансы. "Конец истории", не меньше!
Тупик либеральной системы давно налицо: международный финансовый кризис; разорение и унижение не только "периферийных" стран, но и полноправных членов Европы вроде Греции (через режим "жесткой экономии", вгоняющий страны в Средневековье). Недовольство институтами, проводящими наднациональную либеральную интеграцию (Евросоюзом, НАТО и пр.). Наконец, постоянно ведущиеся в развивающихся странах войны - в отчаянной попытке "потопить" страны-конкуренты или вынудить очередное государство согласиться на разрушение социалки и деиндустриализацию (как это произошло на Украине).
Однако если крах соцблока вызвал ренессанс сторонников "свободного рынка", либерализма и правых идей, то кризис либеральной системы почему-то не привел к аналогичному подъему левых: ни коммунистов, ни даже социал-демократов. Напротив, радикалами "слева" теперь оказываются весьма умеренные (по меркам начала ХХ века) политики вроде Берни Сандерса, а реабилитацией левой методологии робко занимаются разве что честные либералы, пораженные разрушительными результатами своих старых воззрений.
Критика капитализма неожиданно стала прерогативой ультраправых популистов: "Национального фронта" Ле Пен, Дональда Трампа и т.д. Более того, ряды их сторонников повсеместно пополняются не только консерваторами от мелкого и среднего бизнеса, но и рабочими, и даже представителями "меньшинств" (мигрантами, чернокожими, мусульманами и пр.)!
Куда же подевались "новые левые", компартии, объединения профсоюзов, многочисленные леваческие организации и интеллигенты - критики капитализма, которых и в 1980-е, и даже в начале 2000-х было немало? Почему оказались бессильными социал-демократические партии ("Сириза" и другие), все-таки сумевшие подняться на кризисе? Эти вопросы разбирает политолог Борис Кагарлицкий в книге "Между классом и дискурсом".
Слабость левого движения Кагарлицкий связывает с тем, что еще с 1980-х годов левые интеллектуалы стали массово присягать набирающему силу неолиберализму: в глобализации они видели предвестник интернационализма, в буржуазной демократии - спасение от авторитарной власти; их тактика подразумевала захват и "поворот влево" либеральных партий и институтов, а также поддержку власти в борьбе с ультраправыми. Наконец, либералы могли дать левым доступ к СМИ, места в институтах и университетах, "статус" и "признание". Эта тенденция, конечно, усилилась с крахом СССР, но причины ее лежат глубже.
Исторически левые движения черпали силу из организации низов, в первую очередь - рабочих с крупных промышленных предприятий. Однако появление новых сфер экономики, растущая глобализация капитала (особенно после краха соцблока и включения новых стран в капиталистическую систему) разрушала традиционную организацию труда и, следовательно, его политические структуры.
Производство переносилось в неразвитые страны, в которых поддерживался низкий уровень зарплат, ужасные условия труда, бесправие рабочих. Темпы роста производительности труда (и автоматизации) заметно снизились: повторялась ситуация Древнего Рима, в котором пригнать новых рабов оказывалось проще и дешевле, чем модернизировать технику.
При этом "карьерный рост" работников в этих регионах был ограничен: высокие технологии и высокие зарплаты оставались в "метрополиях", на Западе. Расти дальше какого-то уровня можно было в принципе только через эмиграцию. В результате слой передовых рабочих (и интеллигентов) в этих странах оказывался географически оторван от "низов".
На Западе же высококвалифицированные работники и интеллектуалы оказывались без почвы под ногами - без традиционных рабочих объединений, перевезенных теперь за границу. Местные граждане стали в основном неквалифицированными работниками торговли и сферы услуг, раскиданными по территории и разделенными между мелкими предприятиями. Многие из них вообще работали удаленно и не на полной ставке. Самые низкооплачиваемые работы к тому же стали связаны с мигрантами. Это, конечно, не отменяло эксплуатации и не означало исчезновения пролетариата как такового - но требовало совершенно новых подходов к его организации.
"Расщепление" работников делало соединение их в рамках конкретных предприятий для борьбы с непосредственным начальством малоперспективным. Парадоксальным образом это сделало более актуальным их политическое объединение и борьбу с самим сложившимся порядком как таковым (а не с конкретными работодателями).
Вместе с тем развитие промышленности в "третьем мире" с сохранением нищеты населения приводило капиталистическую систему к кризису: предложение росло, а спрос (из-за бедности и плохих условий) - нет. Существующих рынков становилось недостаточно, и нужно было либо сворачивать производство, либо повышать уровень жизни имеющихся работников с продолжением экспансии в новые рынки. Кагарлицкий отмечает, что по этой причине миграция капиталов после 1980-х годов прошла несколько этапов: юг Европы, Латинская Америка и Восточная Европа, Восточная Азия, Китай. Когда же Земля кончилась, капиталу пришлось разыгрывать карту разрушения: пострадали не только "периферийные" регионы вроде Латинской Америки, но и европейские страны - в которых был установлен режим "жесткой экономии" с целью их деиндустриализации (Греция, Украина и пр.). Глобальная экономика как бы пытается "обнулить" развитие некоторых регионов, чтобы начать свое продвижение сначала.
Европа столкнулась с тем, что деиндустриализация сделала невозможным решение проблемы мигрантов. Раньше они становились частью нового общества через включение в промышленность (в том числе с ее стабильными рабочими коллективами и их этикой), армию и общее образование. Либеральная политика уничтожила все три механизма. Теперь мигранты обречены на острую борьбу с местными работниками за немногие рабочие места (в первую очередь - с предыдущими, успевшими интегрироваться волнами мигрантов). Проигравший в ней становится маргиналом, "лишним" деклассированным элементом, исключенным из общества, его культуры и норм. Что, естественно, ведет к замыканию "аутсайдеров" в гетто и архаичных анклавах, к росту религиозного фундаментализма и криминала.
Вся эта ситуация оказалась благоприятной для (тактического) объединения деклассированных слоев, рабочих, мелкого, среднего и даже части крупного (промышленного) бизнеса в борьбе за "национальную независимость", протекционизм в экономике и ограничение потока мигрантов. Идеологией этого временного союза стал популизм.
Где же в этой схеме левые? Потеряв свою традиционную базу опоры, они не смогли перестроить свои взгляды (и политические структуры) под работу с новым разделением труда. Не чувствуя поддержки "снизу" и столкнувшись с ожесточением капитала после устранения противовеса в виде СССР, они, в общем-то, сдались: попытались интегрироваться в новые либеральные структуры, переняли обязательный для них язык.
Тем более, что либералы предложили забыть о старой классовой борьбе (в связи с видимыми резкими изменениями в западной занятости) и переключиться на отстаивание прав меньшинств - не в социально-экономическом их понимании, а в чисто культурном. Левые попытались собрать новую базу опоры из кубиков всевозможных меньшинств: геев, мусульман, чернокожих, лысых. Их проблемы сводились к "притеснению", "языку", "стереотипам", живущим просто в мышлении людей. Капиталистические институты и устройство экономики, на самом деле повинные в тяжелом положении людей, вообще выводятся из рассмотрения.
Вскоре оказалось, что главными притеснителями являются белые мужчины, в первую очередь - традиционные рабочие! Поскольку рабочие (не только мужчины, но и женщины; не только белые, но и "цветные") были действительно далеки от культурных проблем "меньшинств", они стали хорошей мишенью для обвинений в расизме и консерватизме.
Идея угнетения предполагает, что меньшинства - это слабые жертвы чьего-то притеснения. Они не могут пересилить угнетателя сами - им нужна помощь: естественно, со стороны правительства, состоящего из либералов. Реальные социальные и экономические преобразования оказывались заменены на прямой подкуп тех или иных групп населения (на самом деле - их верхушки): социальное государство, развивающее медицину и образование, заменили денежными пособиями и политическими привилегиями. Вместо гарантированной всем "социалки" и трудоустройства (как это было в "социальном государстве"), не зависящей от воли текущей власти, людям предлагают целевую помощь, назначаемую этой самой властью по своему усмотрению. Таким образом народ не только "подкупают", успокаивают, но и делают зависимым от либералов.
В тот же ряд Кагарлицкий ставит и популярную на Западе идею безусловного базового дохода. Она извращает традиционное представление о справедливости: плате человеку по труду. Вместо того, чтобы всех обеспечить работой и платить за нее по-честному, общество хотят сделать иждивенцем, существующим за счет остающихся за скобками мигрантов или работников из стран "третьего мира".
В любом случае либералы (а вместе с ними и левые) обсуждали что угодно, только не реальные проблемы народа и пути их решения. Подобную риторику присвоили себе как раз правые популисты - программы которых порой бывает сложно отличить от социалистических манифестов прошлого.
Оторвавшись от "низов" и замкнувшись на новых проблемах, левые стали негативно относиться к рабочим. Последние казались им воплощением консерватизма, примитивного сознания, электоратом правых, не признающим мультикультурализма, толерантности и угнетения меньшинств. Когда отдельные левые "снисходили" к таким массам и их требованиям - интеллигенция обрушивалась на них с критикой. Это происходило и с "Сиризой", и с Сандерсом, и с Джереми Корбином в Британии.
Но и эти "прогрессивные" политики побоялись уйти дальше умеренного левого популизма: при прямом столкновении с либеральным истеблишментом они отходили на два шага назад, предавая ожидания своих сторонников. "Сириза" не решилась порвать с Евросоюзом, продвигавшим "жесткую экономию"; Сандерс не стал раскалывать демократическую партию США (и не стал выдвигаться от "зеленых" или как независимый кандидат), поддержав в итоге Хиллари Клинтон; Корбин проявил колебания в вопросе Brexit и чуть не был отправлен в отставку (но в последний момент все-таки проявил необходимую твердость).
В целом же левые раз за разом оказывается склонными поддерживать либеральные правительства перед лицом "угрозы ультраправого популизма", из-за чего стабильно теряют и свою политическую позицию, и своих сторонников - переходящих как раз к тем самым ультраправым.
Российские левые, хоть и остаются в стороне от темы "меньшинств", повторяют ошибки западных коллег: пытаются присоединиться к либеральным организациям и протестам (например, к "белоленточникам" и Болотной площади, называвшей людей из низов "ватниками"); презрительно относятся к народу и его несовершенным попыткам отстоять свои интересы (например, в Донбассе); игнорируют необходимость изучения текущего положения трудящихся, помощи им в организации и понимания политической ситуации. Некоторые - наоборот, ударяются в охранительство, боясь, что ослабление существующего строя приведет к "хаосу" и к резкому повороту вправо.
Однако если что и обеспечивает общее "правение", так это "правение" самих левых. Кагарлицкий замечает, что классовое сознание не формируется и не сохраняется само по себе: оно вполне может прийти в упадок или исчезнуть. Именно в такой ситуации мы оказались сегодня. Популисты - герои дня, и с ними придется считаться. Некоторые их требования даже прогрессивны: протекционизм и развитие производства помогут справиться с деклассированностью и маргинализацией (правда, популисты, в отличие от левых, не смогут их реализовать из-за внутренних противоречий участников движения).
Однако вместо того, чтобы просто присоединяться к популистам или к их властным противникам, необходимо изучить новые реалии труда, его перспективы и уровень его сознания. А затем - разговаривать с людьми, не боясь пойти против "чистого марксизма" и замараться в популизме. Если массы сейчас в чем-то и "темные", то это - вина левой интеллигенции и активистов, а не народа. Однако может оказаться, что это не массы "темные", а интеллектуалы - слишком оторвавшиеся от жизни "низов", их проблем и мыслей. Эта пропасть должна быть преодолена не только в теории, но и на деле; в любом случае, она требует порвать с либерализмом и принятием капиталистической системы, как в ее властном проявлении, так и в "оранжево"-площадном.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.07.2019
Правительством РК оптимизирован проект по строительству LRT в г. Нур-Султан 31.07.2019
Руководитель администрации президента прокомментировал смену акима Шымкента 31.07.2019
К чему приведет экспансия интернета вещей, методично захватывающего нашу цивилизацию 31.07.2019
Великое экономическое открытие Розы Люксембург 31.07.2019
Рабочий график главы государства 30.07.2019
Указ Президента Республики Казахстан от 22 июля 2019 года №74 30.07.2019
Рабочий график первого президента 30.07.2019
Комитетом по финансовому мониторингу подведены итоги правоохранительной деятельности за 1-ое полугодие 2019 года 30.07.2019
В Министерстве здравоохранения РК подведены итоги I-го полугодия 2019 года и определены планы до конца текущего года 30.07.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz