Fitch Ratings-Лондон-24 июля 2019 г.
Fitch Ratings отмечает, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, как представляется, намерен сохранить основные приоритеты экономической политики своего предшественника. Эти приоритеты включали структурные реформы и, в последнее время, увеличение социальных расходов. Мы ожидали преемственности политики после внушительной победы Токаева на президентских выборах в июне. Он исполнял обязанности президента после отставки в марте предыдущего президента Нурсултана Назарбаева, который занимал свой пост 30 лет. Токаев - давний соратник Назарбаева и в прошлом премьер-министр страны. Назарбаев сохранит существенное влияние в качестве главы Совета безопасности и председателя партии Нур Отан (он одобрил Токаева в качестве кандидата от партии на пост президента). Парламент Казахстана в июле принял бюджет страны на 2019-2021 гг. Бюджет предусматривает реализацию крупной программы социальных расходов, объявленной Нурсултаном Назарбаевым в феврале 2019 г., которая включает 50-процентное повышение минимальной заработной платы, сокращение налогов для лиц с низкими доходами, а также инвестиции в жилищную и транспортную инфраструктуру. Целью по-прежнему ставится близкий к сбалансированному бюджет к 2021 г. и снижение ненефтяного дефицита. Государственный долг является низким, и благоприятные цены на нефть помогут сдерживать влияние на бюджет более высоких государственных расходов. Рост цен на нефть и нефтедобычи способствовал повышению бюджетных поступлений в 2018 г., что помогло сократить дефицит консолидированного общегосударственного бюджета оценочно до 0,6% от ВВП по сравнению с 6,4% в 2017 г., когда поддержка банковского сектора обусловила увеличение государственных расходов. Согласно нашим прогнозам, дефицит неконсолидированного бюджета центрального правительства увеличится до 2,1% от ВВП (относительно оценочных 1,4% в 2018 г.). Токаев, возможно, будет стремиться укрепить свою популярность за счет дальнейшего увеличения социальных и инвестиционных расходов. После выборов он поручил премьер-министру разработать новые инициативы и меры по повышению занятости в рамках социальной политики. Токаев также объявил об облегчении долгового бремени для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заявив агентству Bloomberg 26 июня, что данная инициатива затронет 3 млн. граждан, или 16% населения страны. Соответствующие расходы составят около 105 млрд. тенге (274 млн. долл., или 0,17% от ВВП). В том же интервью Токаев отметил, что государство больше не должно предоставлять финансовую помощь для спасения частных казахстанских банков. Программа по облегчению долгового бремени будет финансироваться за счет недавних целевых трансфертов (выделенных для осуществления конкретных мер) из Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) в бюджет на сумму 370 млрд. тенге. Правительство в апреле 2019 г. увеличило годовые гарантированные трансферты НФРК на 2019-2021 гг. до 2,7 трлн. тенге. Среднесрочной бюджетной целью является сокращение трансфертов до 2 трлн. тенге к 2020 г. по сравнению с 2,6 трлн. тенге в 2018 г. Расчистка казахстанского банковского сектора продолжилась в 2019 г., и государственный Фонд проблемных кредитов приобрел проблемные активы еще на 604 млрд. тенге у Цеснабанка за счет поступлений от облигаций, на которые подписался центральный банк страны. С учетом уровней плохих кредитов (главным образом кредиты компаниям, унаследованные с предыдущих периодов) на конец 2018 г., о которых свидетельствует раскрытие информации по МСФО 9, мы полагаем, что некоторым банкам среднего размера могут потребоваться новые взносы капитала или другие формы внешней поддержки (например, продажи кредитов Фонду проблемных кредитов), чтобы покрыть потенциальные дополнительные убытки от обесценения кредитов. Мы считаем, что операции за рамками государственного баланса могут быть вновь использованы для финансирования дальнейшей государственной поддержки банков, если она потребуется, после проведения анализа качества активов центральным банком, которое должно завершиться к концу 2019 г. Мы ожидаем, что новый президент продолжит проводимые меры по улучшению делового климата и институциональной среды для формирования проводимой политики, поддержке сельского хозяйства и цифровой экономики, а также ускорению приватизации. В то же время экономическая диверсификация будет медленной, поскольку ненефтяной рост, по нашему мнению, сдерживается низким ростом производительности и предложения рабочей силы. Суверенный рейтинг Казахстана "BBB"/прогноз "Стабильный" учитывает, с одной стороны, сильный государственный и внешний балансы и, с другой стороны, высокую зависимость от сырьевого сектора, слабый банковский сектор, слабое качество управления в сравнении с сопоставимыми эмитентами и высокую инфляцию. |