В соответствии со статьей 282-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила организации "одного окна" для инвесторов, а также порядок взаимодействия при привлечении инвестиций. 2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №1133 "Об утверждении Правил об организации деятельности "одного окна" для инвесторов" (САПП Республики Казахстан, 2015 г., №77-78-79, ст. 580). 3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2019 года №585
Правила организации "одного окна" для инвесторов, а также порядок взаимодействия при привлечении инвестиций
Глава 1. Общие положения 1. Настоящие Правила организации "одного окна", а также порядок взаимодействия при привлечении инвестиций (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 282-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года. Правила разработаны в целях улучшения инвестиционного климата Республики Казахстан путем повышения эффективности деятельности по привлечению, сопровождению и предоставлению государственных и иных услуг для инвесторов на внешнем, центральном и региональном уровнях. 2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах: 1) уполномоченный орган по инвестициям (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением; 2) национальная компания в области привлечения инвестиций (далее - Национальная компания) – юридическое лицо со статусом национальной компании, представляющее интересы Правительства Республики Казахстан при обсуждении перспектив условий реализации инвестиционных проектов; 3) региональная организация в области привлечения инвестиций (далее – региональная организация) – юридическое лицо, созданное по решению местного исполнительного органа в целях привлечения инвестиций и сопровождения инвесторов; 4) принцип "одного окна" для инвесторов – централизованная форма оказания содействия инвесторам со стороны Национальной компании и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций в получении государственных, а также других услуг, оказываемых иными организациями, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами; 5) услугодатель – центральные государственные органы и организации, загранучреждения Республики Казахстан, местные исполнительные органы, а также юридические лица, оказывающие государственные и иные услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) сопровождение инвестора по принципу "одного окна" (далее – сопровождение инвестора) – комплекс мероприятий по информационному, консультационному, организационному содействию инвестору со стороны Национальной компании в области привлечения инвестиций и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций в области привлечения инвестиций; 7) Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций (далее – Координационный совет) – консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан, созданный по решению Правительства Республики Казахстан с целью выработки предложений по вопросам привлечения инвестиций в Республику Казахстан. 8) информационно-мониторинговая система "Investor relationship management" (далее - IRM) – единая информационная площадка для казахстанских, иностранных инвесторов и предпринимателей, которая содержит полную, достоверную и актуальную информацию об инвесторах, инвестиционных проектах, производственных площадках и информационных запросах потенциальных инвесторов; 9) инвестиционный проект (далее - Проект) – комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта; 10) инвестор – физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан; 11) система фронт-офисов – трехуровневая система (внешний, центральный и региональный уровень), обеспечивающая взаимодействие заинтересованных органов и организаций, указанных в пункте 1 настоящих Правил, осуществляемая на специально отведенных площадках с необходимой инфраструктурой для предоставления консультаций, государственных и иных услуг, проведения встреч, переговоров и презентаций инвестиционных возможностей Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок организации сопровождения инвестора по принципу "одного окна" национальной компанией и ее региональных представителей и представительств, региональными организациями в целях реализации инвестиционных проектов в Республике Казахстан 3. Оказание услуг инвесторам в рамках настоящих Правил осуществляется посредством системы фронт-офисов внешнего, центрального и регионального уровней. Субъектами фронт-офисов внешнего уровня являются заграничные учреждения Республики Казахстан, представительства и представители национальной компании, заграничные представительства и представители государственных органов, а также организаций, ответственных за реализацию инвестиционной политики и сопровождение проектов, а также продвижение продукции инвесторов, произведенной в Республике Казахстан. Субъектом фронт-офиса центрального уровня является Национальная компания. Субъектами фронт-офиса регионального уровня являются структурные подразделения местных исполнительных органов Республики Казахстан, региональные представительства и представители Национальной компании, региональные организации, определяемые местными исполнительными органами Республики Казахстан, представители центральных государственных органов, а также представительства и представители организаций в области поддержки индустриально-инновационной деятельности, инвестиционной деятельности и развития малого и среднего бизнеса, ответственных за реализацию инвестиционной политики, реализацию и сопровождение проектов, а также иных организаций, предоставляющих государственные и иные услуги. 4. Организация и финансирование деятельности фронт-офисов внешнего и центрального уровней осуществляются из республиканского бюджета, фронт-офиса регионального уровня - из местного бюджета. 5. Предоставление услуг по принципу "одного окна" осуществляется Национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами в отношении инвесторов, реализующих проекты с объемом инвестиций от 150 000 (сто пятьдесят тысяч) месячных расчетных показателей во всех отраслях экономики. Предоставление услуг по принципу "одного окна" в отношении остальных инвесторов, реализующих проекты во всех отраслях экономики с объемом инвестиций менее 150 000 (сто пятьдесят тысяч) месячных расчетных показателей, осуществляется региональными организациями в случае их создания. 6. Сопровождение инвесторов по принципу "одного окна" осуществляется через фронт-офисы посредством выполнения следующих функций: функции субъектов фронт-офисов внешнего уровня: 1) информационно-консультационная поддержка потенциальных инвесторов, в том числе предоставление информации об инвестиционных возможностях Республики Казахстан; 2) организация визитов потенциальных инвесторов в Республику Казахстан, в том числе транснациональных и других компаний; 3) подписание документов, свидетельствующих о намерении иностранной компании, в том числе якорных и транснациональных компаний, инвестировать в Республику Казахстан; 4) идентификация потенциальных иностранных инвесторов во всех отраслях экономики; 5) установление деловых связей в стране пребывания с компаниями правительственного, неправительственного и корпоративного секторов; 6) проведение встреч в курируемой стране с крупными компаниями, в том числе якорными и транснациональными компаниями, информируя посольство или консульство Республики Казахстан для формирования и ведения общей базы данных иностранных инвесторов; 7) участие в двусторонних визитах, деловых советах по вопросам привлечения инвестиций и продвижения продукции, произведенной инвесторами в Республике Казахстан в целях стимулирования к реинвестициям; 8) продвижение инвестиционных предложений в деловых сообществах в стране пребывания; 9) продвижение инвестиционного имиджа Республики Казахстан путем организации и участия в мероприятиях инвестиционного характера (роуд-шоу, бизнес-форумы, круглые столы и др.) на территории страны пребывания; 10) информирование заинтересованных кругов стран пребывания о предстоящих наиболее важных инвестиционных мероприятиях в Республике Казахстан и в стране пребывания; 11) формирование перечня крупных иностранных компаний; 12) проведение анализа и мониторинга реализации инвестиционных договоренностей, достигнутых по итогам встреч, организованных визитов и подписанных меморандумов; 13) продвижение продукции, произведенной инвесторами в Республике Казахстан в целях стимулирования к реинвестициям; 14) сбор информации для формирования странового анализа; 15) выявление и внесение рекомендаций по системным проблемным вопросам инвесторов; 16) обеспечение выполнения ключевых показателей эффективности и предоставление отчетности уполномоченному органу; 17) обеспечение качественного и своевременного оказания государственных и иных услуг; 18) формирование и актуализация информации в IRM по проектам и инициативам; функции субъектов фронт-офисов центрального уровня: 1) проведение аналитических исследований по улучшению инвестиционной привлекательности Республики Казахстан; 2) обеспечение сопровождения деятельности инвесторов, в том числе организация встреч инвесторов с государственными органами, субъектами индустриально-инновационной деятельности, а также объединениями субъектов частного предпринимательства, проведение бизнес-форумов, конференции и семинаров по инвестиционной тематике, формирование и ведение базы данных действующих и перспективных инвесторов, оказание содействия инвесторам в решении возникающих вопросов; 3) продвижение благоприятного инвестиционного имиджа Республики Казахстан, в том числе предоставление информации об инвестиционных возможностях; 4) проведение мониторинга реализации официальных договоренностей, достигнутых по итогам переговоров с инвесторами; 5) проведение мониторинга индустриально-инновационных проектов, реализуемых с участием инвесторов; 6) взаимодействие с инвесторами по принципу "одного окна" в части сопровождения инвесторов в получении государственных услуг, а также других услуг, оказываемых иными организациями. 7) оказание содействия уполномоченному органу в осуществлении мониторинга качественного и своевременного оказания государственных и иных услуг фронт-офисами регионального уровня; функции субъектов фронт-офисов регионального уровня: 1) проведение аналитических исследований по улучшению инвестиционной привлекательности соответствующего региона; 2) обеспечение информационного сопровождения деятельности инвесторов, в том числе организация встреч с местными и центральными государственными органами, субъектами индустриально-инновационной деятельности, а также объединениями субъектов частного предпринимательства, проведение бизнес-форумов, конференций и семинаров по инвестиционной тематике, формирование и ведение региональной базы данных инвесторов; 3) продвижение благоприятного инвестиционного имиджа региона, в том числе предоставление информации об инвестиционных возможностях региона; 4) проведение мониторинга реализации официальных договоренностей, достигнутых по итогам переговоров с инвесторами; 5) проведение мониторинга индустриально-инновационных проектов, реализуемых с участием инвесторов на территории региона; 6) участие в мероприятиях по инвестиционной тематике, организованных национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, в том числе на территории иностранного государства; 7) регулярное представление национальной компании и ее региональным представителям и представительствам актуальной информации об инвестиционной деятельности в регионе, в том числе индустриально-инновационных проектах, требующих инвестиций, инвесторах; 8) взаимодействие с инвесторами по принципу "одного окна" в части сопровождения инвесторов при получении государственных услуг, а также других услуг, оказываемых иными организациями. 9) оказание содействия в решении возникающих вопросов инвесторов, в том числе путем инициирования встреч с центральными государственными органами и организациями, в пределах имеющихся полномочий в соответствии с учредительными документами. Функции субъектов фронт-офисов регионального уровня, предусмотренные в подпунктах 2), 8) и 9) абзаца 3 пункта 6 настоящих правил, осуществляются всеми субъектами фронт-офисов регионального уровня, за исключением центральных государственных и местных исполнительных органов Республики Казахстан.
Глава 3. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями по вопросу организации сопровождения инвестиционных проектов для привлечения инвестиций на центральном и региональном уровнях 7. Уполномоченный орган в рамках взаимодействия с национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями: 1) оказывает содействие инвесторам по решению проблемных вопросов путем организации совещаний и создания рабочих групп; 2) вырабатывает предложения по улучшению инвестиционного климата и при необходимости вносит их на заседание Координационного совета; 3) запрашивает информацию о проведенной работе по решению проблемных вопросов инвесторов. 8. Уполномоченный орган в рамках взаимодействия с фронт-офисами: 1) определяет цели и задачи внешнего и центрального фронт-офисов; 2) осуществляет координацию деятельности фронт-офисов; 3) разрабатывает и направляет в фронт-офисы ключевые показатели их эффективности; 4) ведет оценку деятельности фронт-офисов; 5) принимает отчет национальной компании о деятельности фронт-офисов центрального и регионального уровней; 6) запрашивает информацию у национальной компании для осуществления мониторинга по качественному и своевременному оказанию государственных и иных услуг субъектами фронт-офисов центрального и регионального уровней; 7) запрашивает у национальной компании результаты странового и регионального анализа, а также международного опыта в сфере привлечения инвестиций; 8) запрашивает информацию об итогах проведенных встреч и переговоров с инвесторами; 9) согласовывает тематику, дату и место проведения инвестиционных мероприятий национальной компанией и региональными организациями; 10) принимает отчетность по деятельности фронт-офисов внешнего уровня.
Глава 4. Порядок взаимодействия национальной компании и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций с загранучреждениями, государственными органами, местными исполнительными органами, организациями, а также иными негосударственными организациями по вопросам привлечения инвестиций 9. Услугодатели в рамках взаимодействия с фронт-офисами: 1) по обращению субъектов фронт-офисов обеспечивают предоставление материалов, документов и иной информацией, необходимой для подготовки и оформления инвесторами заявки на получение государственных услуг и связанных с ними сопутствующих услуг; 2) по обращению субъектов фронт-офисов обеспечивают своевременное разъяснение порядка оказания государственных услуг в электронной или письменной форме. 10. Национальная компания в рамках взаимодействия с фронт-офисами внешнего уровня: 1) по запросу субъектов фронт-офисов внешнего уровня: а) проводит встречи с инвестором, обеспечивает при необходимости его встречи с соответствующими государственными органами и организациями, в том числе на региональном уровне; б) оказывает информационную и консультационную поддержку при сборе, подготовке и оформлении документов для получения государственных и иных услуг в целях реализации проектов на территории Республики Казахстан; 2) направляет аналитические и информационные материалы об инвестиционном потенциале, инвестиционном климате Республики Казахстан и регионов, содержащие в себе информацию о: а) климате, населении, тарифах на коммунальные услуги, электроэнергию, маршрутах, логистике и т.д.; б) проектах, требующих инвестиций, и нишевых проектах с разбивкой по регионам; в) потенциальных партнерах для иностранных инвесторов; г) готовых и планируемых индустриальных площадках; д) кадровом потенциале; е) мерах государственной поддержки; 3) проводит семинары по улучшению работы с инвесторами; 4) обеспечивает работу IRM и предоставление к ней доступа; 5) запрашивает информацию для проведения странового инвестиционного анализа. 11. Национальная компания в рамках взаимодействия с фронт-офисами регионального уровня: 1) предоставляет по запросам субъектов фронт-офисов регионального уровня информацию о мерах, порядке, условиях и объемах предоставления государственной поддержки, в том числе информацию о возможных инструментах поддержки, на которые могут претендовать инвесторы; 2) проводит семинары по улучшению работы с инвесторами; 3) оказывает информационную и консультационную поддержку при сборе, подготовке и оформлении документов в целях реализации проектов на территории Республики Казахстан; 4) обеспечивает работу и предоставляет доступ к IRM; 5) запрашивает отчет о проделанной работе в целях представления информации в уполномоченный орган по инвестициям; 6) запрашивает информацию для формирования регионального инвестиционного анализа. 12. Фронт-офисы регионального уровня в рамках взаимодействия с Национальной компанией: 1) направляют аналитические и информационные материалы об инвестиционном потенциале, инвестиционном климате региона, содержащие в себе информацию о: а) климате, населении, тарифах на коммунальные услуги, электроэнергию, маршрутах, логистике и т.д.; б) территориальном планировании и размещении производств; в) проектах, требующих инвестиций, и нишевых отраслей; г) потенциальных партнерах для иностранных инвесторов; д) готовых и планируемых индустриальных площадках; е) кадровом потенциале. 2) представляют отчеты о проделанной работе по реализации проектов с объемом инвестиций от 150 000 (сто пятьдесят тысяч) месячных расчетных показателей и реализуемым во всех отраслях экономики. 13. Фронт-офисы внешнего уровня в рамках взаимодействия с фронт-офисами регионального уровня: 1) осуществляют обмен страновыми и региональными анализами; 2) направляют запросы инвесторов о поисках местных партнеров; 3) представляют информацию о потенциальных инвесторах. 14. Фронт-офисы регионального уровня в рамках взаимодействия с фронт-офисами внешнего уровня: 1) направляют запросы о поисках инвесторов; 2) представляют информацию о потенциальных нишах. 15. Фронт-офисы внешнего уровня в рамках взаимодействия с фронт-офисом центрального уровня: 1) запрашивают информацию, необходимую для предоставления консультаций инвесторам; 2) представляют информацию для странового инвестиционного анализа; 3) формируют и предоставляют перечень потенциальных инвесторов.
Глава 5. Порядок мониторинга процесса оказания государственных и других услуг, оказываемых государственными органами и иными организациями для осуществления инвестиционной деятельности инвесторов, а также мониторинга сопровождения инвестиционных проектов для привлечения инвестиций 16. Мониторинг деятельности по сопровождению инвесторов, а также своевременному и качественному предоставлению государственных и иных услуг для инвесторов предоставляемых субъектами фронт-офисов, осуществляется уполномоченным органом. 17. Уполномоченный орган в рамках проводимой работы по оценке деятельности и достижению ключевых показателей, на ежеквартальной основе ведет мониторинг процесса сопровождения проектов, а также оказания государственных и других услуг субъектами фронт-офисов на основе информации, представляемой Национальной компанией и субъектами фронт-офисов внешнего уровня. 18. Субъекты фронт-офисов регионального уровня в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют отчет о проделанной работе в Национальную компанию. Национальная компания на основе данных, полученных от ее региональных представителей и представительств, субъектов фронт-офисов регионального уровня, формирует сводный ежеквартальный отчет о деятельности субъектов фронт-офисов регионального и центрального уровней и в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют сводный отчет в уполномоченный орган. 19. Субъекты фронт-офисов внешнего уровня в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют отчет о проделанной работе в уполномоченный орган. 20. Результаты мониторинга используются для выработки рекомендаций, а также своевременного выявления и принятия соответствующих мер по решению возникающих системных и оперативных вопросов. 21. Сформированный отчет о результатах проведения мониторинга размещается на информационном ресурсе уполномоченного органа.
Глава 6. Порядок оформления документов для получения государственных услуг по принципу "одного окна" 22. Национальная компания и ее региональные представители и представительства, региональные организации с момента подачи документов инвесторов на предоставление государственных услуг услугодателям и до выдачи данных государственных услуг осуществляют сопровождение инвестора по вопросам своевременного и полного оказания государственных услуг и консультативной поддержки инвесторам. 23. Инвесторы, обратившиеся в Национальную компанию и ее региональным представителям и представительствам, региональным организациям, представляют заявление согласно приложению 1 к настоящим Правилам с приложением документов по перечню, установленному стандартами государственных услуг (далее – документы инвестора). Национальная компания и ее региональные представители и представительства, региональные организации принимают документы инвестора во фронт-офисах. 24. Документы инвесторов, надлежащим образом заполненные и предоставленные в Национальную компанию и ее региональным представителям и представительствам, региональным организациям, направляются Национальной компанией, ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями услугодателю в течение одного рабочего дня для предоставления государственных услуг. В случае возврата услугодателями документов, не соответствующих требованиям и стандартам государственных услуг, Национальная компания, ее региональные представители и представительства, региональные организации в течении одного рабочего дня уведомляют инвестора или его представителя. Национальная компания, ее региональные представители и представительства, региональные организации после получения необходимых документов от инвестора или его представителя в течение одного рабочего дня повторно направляют документы услугодателю для оказания государственных услуг. 25. При приеме документов Национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями инвестору выдается расписка о принятых соответствующих документах с указанием даты выдачи результата государственной услуги. 26. Выдача готовых документов инвестору осуществляется работником Национальной компании, ее региональными представителями и представительством, региональной организацией на основании расписки о принятых документах при предъявлении документа, удостоверяющего личность (либо доверенности). 27. Время получения документов инвестора Национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями, услугодателями и время получения Национальной компанией и ее региональными представителями и представительствами, региональными организациями готовых документов от услугодателей не входит в срок оказания государственной услуги, установленный стандартом государственной услуги. 28. В случае нарушения услугодателями сроков оказания государственных услуг Национальная компания и ее региональные представители и представительства, региональные организации незамедлительно направляют уведомление в бумажной и (или) электронной формах услугодателю о необходимости устранения данных нарушений, а также уполномоченному органу по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг. |