NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 07:28 ast
05:28 msk

Мажилис одобрил проект республиканского бюджета на 2020-2022 годы
На состоявшемся под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилис одобрил правительственный законопроект о республиканском бюджете на 2020-2022 годы
24.10.2019 / политика и общество

Нур-Султан, 23 октября, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилис одобрил правительственный законопроект о республиканском бюджете на 2020-2022 годы.
На развитие социальной сферы направлено 46% от общего объема всех расходов республиканского бюджета, или 18,2 трлн. тенге.
Подводя итоги обсуждения, Спикер Мажилиса отметил социальную направленность госбюджета.
- Проект республиканского бюджета направлен на продолжение реализации поручений Первого Президента страны-Елбасы Нурсултана Назарбаева, а также задач, поставленных в Предвыборной программе Президента Касым-Жомарта Токаева. Приоритетные статьи расходов нынешнего трехлетнего бюджета – это развитие человеческого капитала, вопросы здравоохранения, занятости населения. Также в приоритетах бюджета – рост реального сектора экономики, создание условий для технологической модернизации и цифровизации отраслей экономики, повышение доступности жилья. Следует отметить, что выполнение социальных обязательств продолжает неизменно быть основой бюджетной политики государства, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
В ходе работы над проектом бюджета в Мажилисе внесены поправки, направленные на повышение заработной платы педагогов на 25% с 1 сентября 2020 года и увеличение в два раза в течение последующих четырех лет. Внесены и поправки, предусматривающие на повышение, начиная с 1 января 2020 года, заработной платы работников культуры и искусства от 35% до 50%.
- В настоящее время ключевым фактором экономического роста являются не столько объемы выделяемых средств, сколько их эффективное планирование и эффективное освоение. И, как следствие, – повышение уровня жизни, и в целом улучшение социального самочувствия населения, - сказал Нурлан Нигматулин.
В ходе обсуждения на пленарном заседании депутатами поднят ряд актуальных вопросов. Среди них - пополнение доходной части бюджета за счет поиска дополнительных источников доходов для государства. Акцентировано внимание, что требуется пересмотр механизмов предоставления мер господдержки для реального сектора экономики в целом, сфер занятости и социальной защиты населения.
- Результатом реализации программ занятости должно стать создание не просто рабочих мест, а постоянных рабочих мест, ростом налоговых поступлений и объемов производства конкретной продукции, - считает Спикер Мажилиса.
При этом Нурлан Нигматулин подчеркнул, что республиканский бюджет – это опора экономической политики государства, параметры которой задаются Елбасы и Президентом страны.
- Депутатами внесены существенные коррективы в расходную часть бюджета. Необоснованные расходы, которые не предусматривают достижения конкретного результата, перераспределены на насущные нужды наших граждан, требующие безотлагательного решения. Теперь перед Правительством, а также перед нами, депутатами стоит задача – обеспечить своевременное и эффективное использование выделенных средств для улучшения качества жизни казахстанцев. И депутатский корпус готов к активной совместной работе в этом направлении, - резюмировал Председатель Мажилиса.
Поддержаны поправки депутатов, в том числе на: комплексное решение вопросов по снижению вероятности чрезвычайных ситуаций (паводков) в Кызылординской области; цифровизацию правоохранительной деятельности; обеспечение граждан в сельских населенных пунктах чистой питьевой водой и услугами водоотведения, а также на развитие объектов водоснабжения; увеличение поливных сельскохозяйственных угодий; развитие дорожной инфраструктуры; кредитование строительства систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В целом реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 4,1% в 2020 году с дальнейшим ростом до 4,7% в 2024 году. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий среднесрочный период составит 4,4%.
Национальным Банком сохранен целевой коридор годовой инфляции в пределах 4,0-6,0% в 2020 году, с последующим снижением до 3,0-5,0% в 2022-2024 годах.
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2020 год определен в сумме 7 957 089 928 тыс. тенге. При этом доходы республиканского бюджета на 2020 год против оценки 2019 года увеличатся на 1 380 019 940 тыс. тенге.
Общий объем расходов республиканского бюджета планируется в 2020 году в сумме 12 742 531 383 тыс. тенге, в 2021 году – 13 168 661 123 тыс. тенге, в 2022 году – 13 573 851 428 тыс. тенге.
Вместе с тем депутаты рекомендовали Правительству усилить контроль по соблюдению классификации адресной социальной помощи, пересмотреть механизм его выделения, обеспечить в срок нормативно-правовое урегулирование порядка и реализации проекта "Жас маман", провести ревизию состояния государственных медицинских учреждений и имеющегося медицинского оборудования.
Среди рекомендаций также - функциональный анализ эффективности всех бюджетных программ госорганов, имеющих целью поддержку и продвижение экспорта, проведение инвестиционной политики в целях исполнения поручения Президента Казахстана о необходимости формирования целостной инвестиционной политики и поддержки экспорта. Рекомендованы и анализ дивидендной политики субъектов квазигоссектора в целях эффективного использования дивидендов в интересах государства, проработка вопроса увеличения срока бюджетного кредитования на весенне-полевые и уборочные работы с краткосрочного до среднесрочного с погашением суммы основного долга в конце срока, с последующим внесением изменений и дополнений в Государственную программу развития АПК на 2017-2021 годы.
"Добро" Палаты получили проекты законов о гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2020-2022 годы, а также об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2020 – 2022 годы.
На пленарном заседании депутаты Мажилиса также рассмотрели предложения Сената относительно вопросов государственной службы и противодействия коррупции.

---

Доклад Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов А.Смаилова на пленарном заседании Мажилиса по проекту закона
minfin.gov.kz, 23 октября

Первый заместитель Премьер-Министра РК – Министр финансов А.Смаилов представил в Мажилисе проект закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2020 – 2022 годы"
Главным принципом формирования проекта бюджета является последовательная реализация курса и задач, поставленных перед страной на среднесрочный период в рамках Стратегического плана развития до 2025 года.
В ходе обсуждения законопроекта в Мажилисе внесен ряд поправок и пересмотрены параметры проекта бюджета.
Первый блок поправок направлен на финансовое обеспечение Послания Главы государства, а также отдельных его поручений.
Основные изменения приходятся на повышение заработной платы педагогам и работникам культуры.
Это более 1,1 трлн тенге на три года.
С учетом освобождения микро,- и малого бизнеса от уплаты налога на доходы изменен объем субвенций и изъятий.
Источниками для реализации данных мер послужили увеличение налоговых поступлений, оптимизация расходов, увеличение дефицита бюджета с сохранением его процентного соотношения к ВВП.
Данные корректировки реализованы через вносимые Мажилисом изменения по предложению Правительства.
Второй блок поправок инициирован депутатами и направлен на повышение качества жизни населения и развитие регионов.
Так, дополнительно предусмотрены средства на обеспечение сельских населенных пунктов чистой питьевой водой, услугами водоотведения, а также на развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры.
В 2020 году регионам за счет средств республиканского бюджета будет выделено 3,8 трлн тенге. Это порядка 29 % от общих расходов бюджета. В рамках вносимых поправок учтен ряд рекомендаций Счетного комитета.
Дополнительно Правительством прорабатываются механизмы усиления мониторинга и контроля за расходованием средств местными исполнительными органами.
В итоге изменений параметры бюджета сложились следующим образом.
Поступления на 2020 год определены в сумме 11,3 трлн тенге с увеличением на 108,3 млрд тенге от внесенного в Мажилис проекта бюджета.
Дефицит бюджета на 2020 год запланирован на уровне 1,6 трлн тенге. К 2020 году он будет поэтапно снижен до 890 млрд тенге.
Данный уровень обеспечивает реализацию задачи по удержанию долга на безопасном уровне.
Расходы бюджета, по сравнению с проектом, внесенным в Мажилис, в трехлетнем периоде увеличены на 329 млрд тенге, из них на 2020 год - 172 млрд тенге.
В результате расходы составили 12,9 трлн тенге.
Социальная направленность бюджета сохранена.
Расходы социального блока в трехлетнем периоде составят 20 трлн тенге, из них на 2020 год – 6 трлн тенге, или 46,4% от общего объема расходов.
К 2022 году этот показатель составит 53,8 %.
Основная доля социальных расходов приходится на социальное обеспечение и оказание социальной помощи гражданам страны.
Так, в планируемом периоде на данное направление запланировано 11 трлн тенге, из них на 2020 год - 3,4 трлн тенге.
Расходы на систему здравоохранения в 2020-2022 годах составят 4,7 трлн тенге, из них на 2020 год - 1,5 трлн тенге или с ростом на 299 млрд тенге к уровню текущего года.
Указанный рост, в основном, связан с переходом на ОСМС и увеличением заработной платы медицинских работников в рамках ГОБМП.
В целях реализации поручения Первого Президента, разработан проект закона "О статусе педагога".
На его реализацию в бюджете предусмотрено 2,2 трлн тенге, в том числе на 2020 год - 390 млрд тенге.
Расходы на поддержку и развитие реального сектора экономики связаны с реализацией политики обеспечения конкурентоспособности отраслей экономики, технологическим обновлением, цифровизацией и в среднесрочном периоде составят 4,7 трлн тенге, из них на 2020 год – 2 трлн тенге.
Для развития аграрного сектора на трехлетний период предусмотрен 1,0 трлн тенге, из них на 2020 год - 355,2 млрд тенге.
На реализацию Программы жилищного строительства "Нұрлы жер" запланировано 368 млрд тенге, из них на 2020 год - 254 млрд тенге.
На развитие транспортной инфраструктуры в 2020-2022 годах планируется выделить 1,4 трлн тенге, из них в 2020 году - 545 млрд тенге.
На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности, обеспечение защиты населения и устойчивости управления в кризисных ситуациях, на трехлетний период предусмотрено 4,3 трлн тенге, на 2020 год - 1,5 трлн тенге.
На реализацию поручений, озвученных Елбасы, а также Главой государства в своем ежегодном послании, в республиканском бюджете на 2020-2022 годы предусмотрено 8,5 трлн. тенге, из них на 2020 год - 2,7 трлн тенге.
Таковы основные направления расходов проекта республиканского бюджета.

---

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения проекта республиканского бюджета на 2020-2022гг.

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемый Аскар Узакпаевич.
Уважаемые коллеги,
Правительством заявлены достаточно высокие темпы реального роста экономики в среднесрочной перспективе с ростом до 4,7% в 2024 г. Главной движущей силой должны стать отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, а также сервисный сектор.
Основные корректировки доходной части бюджета происходят в связи с колебаниями мировых цен на минеральные ресурсы. В рассматриваемом бюджете также предусмотрены подобные люфты, например, в прогноз заложена консервативная цена на нефть на уровне 55 долларов США за баррель, тогда как по прогнозам Всемирного Банка, в данный период средняя цена на сырую нефть составит 66-65 долл.
В этой связи, фракция "Ак жол" считает, что Правительству вполне по силам обеспечить заявленный поступательный рост ВВП. Но остается открытым вопрос необходимого повышения темпов углубления технологической сложности экономики. Так, по индексу экономической сложности Гарвардского университета, Казахстан занимает 84 место, тогда как Россия – 48, а Беларусь – 31, т.е. мы значительно отстаем даже от соседей.
С этих позиций рассматриваемый бюджет содержит определенные вызовы и, в первую очередь, в плане "работы над ошибками", а также реальной оценки отдельных сегментов планируемого роста.
Например, по данным Министерства национальной экономики, по итогам текущего года ожидается рост обрабатывающей промышленности на 3,2%, в том числе – за счет роста фармацевтики на 18%.
Но по данным СМИ, за первые 7 месяцев текущего года был отмечен рост цен на фармацевтические препараты на 8,5%, причем в некоторых регионах до 17%. Следовательно, в основе роста отрасли лежит преимущественно ценовой фактор, обусловленный инфляционными процессами, а вовсе не качественными показателями.
Кроме того, согласно прессе, драйвером роста промышленности по итогам 1 квартала 2019 года в очередной раз стала горнодобывающая отрасль, где темпы роста в 3 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности.
Тогда не совсем ясно, за счет каких инструментов должна произойти смена драйверов экономики в лице АПК, сервисной экономики, машиностроения, цифровизации, если мы говорим об углублении сложности экономики.
В этой связи, партия "Ак жол" считает необходимым вести практику рассмотрения бюджета, на основе развернутого пофакторного анализа показателей социально-экономического развития, а также мер, связанных с генерированием новых источников роста экономики.
Например, одним из сдерживающих факторов роста сегодня стала недоступность финансирования. Несмотря на различные госпрограммы и всемерную поддержку банков последние 10-12 лет, кредитование юрлиц банками второго уровня в прошлом году упало до анти-рекордных 22% к ВВП. Для сравнения, в стабильных экономиках этот показатель не менее 60%, а в развитых странах типа Германии, Канады, Сингапура – доходит до 200%. Значит, Нацбанк должен найти меры, понуждающие БВУ направлять полученные от государства сотни миллиардов не в ноты НБ, а на кредиты реального сектора.
Подобная аналитика и практические выводы должны стать неотъемлемой частью материалов к республиканскому бюджету.

Доходная часть бюджета
Прогноз доходов (без учета трансфертов) на 2020 г. определен с ростом к уровню 2019 г. на 938 млрд.тг, в основном – за счет роста налоговых поступлений.
Учитывая, что в связи с передачей КПН от малого и среднего предпринимательства в местные бюджеты по корпоративному подоходному налогу предусматривается уменьшение на 68,7 млрд.тг, – закономерно, что основной прирост налоговых поступлений предполагается по налогу на добавленную стоимость.
Сам прогноз по НДС на 2020 г. рассчитан в сумме 3,8 трлн тг с ростом на 985 млрд.тг. или 35%. Т.е. он превышает планируемый прирост дохода бюджета.
Заявляется, что рост НДС будет обеспечен за счет улучшения администрирования, в том числе цифровизации и снижения теневой экономики.
Однако анализ приведенных данных показывает несколько иные результаты.
Так, прирост поступлений по НДС на товары, работы и услуги должен составить 583 млрд.тг, в т.ч. за счет уменьшения сумм возврата по НДС на 94 млрд.тг и роста поступлений по НДС на внутреннее производство на 584 млрд.тг.
Однако в течении 2020-2021г.г. объем возврата НДС запланирован на уровне 506 млрд.тг не с уменьшением, а с ростом в 2022 г. до 513 млрд.тг.
Да, доля возмещения НДС в валовых поступлениях снизится с 55% до 21%, но в денежном выражении напротив, ожидается небольшое увеличение.
По НДС на импорт запланировано увеличение на 400 млрд.тг.
Но при этом, отношение поступлений НДС к объему импортируемой продукции планируется в 2019 г. – на уровне 13%, 2020 и 2021г.г.- 15,5%, а 2022 г. уже 17,9%.
Т.е. в 2020 – 2022 г.г. поступления превысят действующую ставку НДС (12%), что может свидетельствовать только о тенденциях скрытого (повторного) налогообложения.
По мнению фракции "Ак жол", в таком случае Правительство должно либо указать источники расширения налоговой базы и деловой активности бизнеса, либо честно заявить о необходимости повышения налоговых ставок. И тогда наша фракция готова обсуждать их обоснованность и экономическую целесообразность по каждому конкретному сегменту, учитывая, в том числе, нерациональное расходование этих средств чиновниками. Иначе получается – с одних тянут последние жилы, а другие ни в чем себе не отказывают.
Другим существенным резервом пополнения бюджета, который до сих пор остается не задействованным, можно считать результаты деятельности государственных холдингов и национальных компаний в составе ФНБ "Самрук-Казына", "Байтерек" и "КазАгро".
Если в отношении РГП, по некоторым данным, действует правило оплаты в бюджет в качестве дивидендов до 50% чистой прибыли, то для перечисленных мега-субъектов экономики установлены совершенно другие параметры. Как отмечали наши коллеги на рабочих группах, за 2018 г. ФНБ "Самрук-Казына" получил чистый доход в размере 821 млрд тг., холдинг "Байтерек" – около 80 млрд. Однако дивиденды на госпакет акций по итогам года изначально начислен всего на 19 млрд.тг, т.е. около 2%, при том, что именно эти субъекты формируют по разным оценкам от 60% и более % экономики страны, причем во многом – за счет вливаний из самого бюджета.
В ходе недавнего уточнения бюджета Правительство добилось увеличения выплаты указанных дивидендов на 50 млрд.тг, что заслуживает только признания и поддержки.
Но даже в этом случае, доля отчислений в бюджет от чистой прибыли госхолдингов составит менее 10%.
В этой связи, фракция "Ак жол" призывает пересмотреть сложившуюся практику и обязать квазигоссектор существенно увеличить отчисления дивидендов в бюджет.
Считаем, что в ситуации, когда государство расширяет социальную поддержку граждан, квазигоссектор обязан разделить увеличивающуюся нагрузку.
Фракция выражает поддержку этим усилиям Правительства и призывает продолжить эту работу при уточнении бюджета на 2020 и последующие годы.
Также считаем крайне важным оптимизировать расходы и внешние займы государственных органов.
По мнению Счетного комитета, рост расходов республиканского бюджета (порядка 40%) обеспечен за счет увеличения дефицита, основным источником покрытия которого остается Национальный фонда и внешние заимствования.
При этом, прослеживается стабильный рост расходов госорганов на разовые имиджевые мероприятия, приобретение цветов, посуды, видеокамер, сувениров и т.п..
Согласно оценке Счетного комитета, только 34% бюджетных инвестиционных проектов имею необходимую проектную документацию.
Все это сопровождается опережающим ростом внешнего долга Правительства, который за пять лет (2013 – 2018 годы) увеличился почти в 8 раз (!).
Нагрузка на республиканский бюджет в связи с ростом расходов на обслуживание долга увеличилась с 177,3 млрд. тенге в 2013 году до 585,9 млрд. тенге в 2018 году. Тенденция роста сохраняется и в рассматриваемом бюджете за три года на обслуживание долга будет направлено 2 трлн 423 млрд. тенге или в среднем 6% от запланированного в проекте бюджета объема расходов ежегодно.
В связи со сложившейся ситуацией, фракция ДПК "Ак жол" предлагает провести Парламентские слушания. где рассмотреть отчет Правительства о влиянии полученных внешних займов на социально-экономический рост Казахстана.

О государственных программах поддержки бизнеса
По мнению фракции "Ак жол", важнейшей частью бюджета являются меры по поддержка государством экономического потенциала страны. Согласно данным Счетного комитета, в долгосрочном периоде отдача от бюджетных инвестиций в обрабатывающую промышленность за 2010-2018г.г. обеспечила дополнительные налоговые поступления в бюджет в размере 8,5 тенге на каждый просубсидированный тенге.
Вместе с тем, необходима перезагрузка существующей административной практики реализации бюджетных программ по поддержке предпринимательства и, прежде всего, целевых индикаторов, планируемых мер и систем контроля.
Государством с 2010 г. на поддержку МСБ было выделено 386 млрд.тг, однако явный перекос в сторону малого бизнеса привел к существенной деформации структуры национальной экономики.
Количество малых предприятий выросло с 66,5 тыс. (2010 год) до 245 тыс. (на 1 июня 2019 года), или в 3,7 раза, а средних предприятий уменьшилось с 8,7 тыс. (2010 год) до 2,6 (на 1 июня 2019 года), или сократилось в обратной пропорции в 3,4 раза.
При этом, согласно данным Комитета по статистике МНЭ, наблюдается другая тенденция: рост как малых, так и средних предприятий.
Остается неясной причина таких расхождений, более того – такие же противоречия встречаются практически по любому сектору экономики.
Как отмечается в Заключении Счетного Комитета, Комитетом по статистике МНЭ многие данные подсчитываются путем выборки с дальнейшим распространением на совокупность, т.е. т.н. методом гипотетического "досчета".
МНЭ практически не собирает многие важные параметры состояния и развития частного бизнеса. Например, мониторинг мер государственной поддержки по созданию рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, объемов производства продукции в рамках государственных программ вообще не осуществляется, они даже не предусмотрены в действующих формах статотчетности (приказ МНЭ от 5 декабря 2014 года № 129). Как уже отмечали коллеги, провалы в сфере статистики наглядно проявились в ходе начисления АСП, которое высветило огромную разницу между реальностью и официальными данными.
Между тем, без четкого понимания эффективности процесса, любые меры господдержки также будут носить "гипотетический", а не конкретный характер.
Фракция "Ак жол" полагает, что назрела необходимость работы с достоверными данными, в связи с чем, возможно, нужно рассмотреть вопрос о придании органам статистики независимого статуса, отделив их от операторов бюджетных программ и отраслевых министерств.
Депутатская фракция ДПК "Ак жол" считает возможным поддержать законопроект РК "О республиканском бюджете на 2020 – 2022 годы" с учетом обозначенных вопросов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.10.2019
Мажилис одобрил новые ратификационные законопроекты 31.10.2019
Ашимбаев назвал получателей госзаданий на сумму более $1 млрд в обход тендеров и конкурсов 31.10.2019
Депутаты "Ак жола" призвали прислушаться к педагогам и остановить использование системы "Кунделик" до устранения проблем 31.10.2019
Более 6 трлн. тенге налогов поступило в государственный бюджет за 9 месяцев 2019 года 31.10.2019
РК продвигает свою повестку в ЕАЭС 31.10.2019
При МИД создан Институт внешнеполитических исследований 31.10.2019
Рабочий график главы государства 30.10.2019
Указ Президента Республики Казахстан от 9 октября 2019 года №183 30.10.2019
Национальная комиссия по модернизации под председательством Премьер-Министра РК рассмотрела ход реализации Послания Главы государства 30.10.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz