anticorruption.gov.kz, 31 октября
Сегодня в г.Нур-Султан состоялось заседание коллегии Агентства, на котором обсуждены итоги работы за 9 месяцев 2019 года. В работе коллегии приняли участие руководство партии "Nur Otan", Администрации Президента РК, заместители акимов гг.Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областей, ответственные секретари и руководители аппаратов центральных государственных органов, а также представители общественности, неправительственных и молодежных организаций и другие. На заседании коллегии председатель Агентства Алик Шпекбаев подвел итоги деятельности за 9 месяцев 2019 года. Также в ходе заседания выступили заместитель руководителя Администрации Президента РК Малик Мурзалин ("О подходах повышения эффективности работы государственного аппарата"), аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов ("О реализации проекта "Шығыс – адалдық алаңы"), заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Игорь Рогов ("Пропаганда правовой политики государства, как одного из механизмов формирования антикоррупционной культуры в обществе"), Секретарь партии "Nur Otan" Марат Сембеков ("Роль партии "Nur Otan" в реализации принципов нулевой терпимости к коррупции в обществе"), член национального совета Общественного доверия, писатель, режиссер Ермек Турсынов ("Продвижение нравственности и добропорядочности через культуру"), Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, общественный деятель Аружан Саин ("Благотворительность – как фактор культивирования добропорядочности в обществе"). Открывая заседание, Алик Шпекбаев отметил важность преобразования Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции в самостоятельный правоохранительный орган и подчеркнул несколько ключевых штрихов антикоррупционной политики Казахстана. В-первую очередь, акцентировал внимание на законодательных инициативах Агентства. "Остановлюсь на ключевых антикоррупционных новеллах, проработанных Агентством в соответствии с поручениями Главы государства от 20 мая т.г. Это введение отставки руководителей госорганов – политических госслужащих (за совершение коррупционных правонарушений их непосредственными подчиненными), персональная дисциплинарная ответственность руководителей госорганов и организаций квазигосударственного сектора (за непринятие мер по предупреждению коррупции со стороны подчиненных сотрудников) и восстановление антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Эти три инициативы отражены в проекте закона, который уже направлен на подпись Президенту", – сказал А. Шпекбаев. В соответствии с установками Президента Республики Казахстан Агентством последовательно реализуется концепция "Слышащего государства". В частности, кардинально пересмотрены подходы к рассмотрению обращений граждан. "Мы тщательно рассматриваем каждое обращение и решаем проблемы, в том числе в рамках наших проектных офисов "Адалдық алаңы". Доказательством служит восстановление нарушенных прав свыше 2 тысяч граждан", - отметил А. Шпекбаев в своем выступлении. Как отметил А. Шпекбаев, еще одним каналом обратной связи с гражданами является "Call-центр Агентства 1424". По опыту передовых европейских стран сегодня уголовные дела возбуждаются в том числе и на основании сообщений принципиальных граждан. В этом году нами зарегистрировано порядка 600 таких звонков из 3,5 тысяч поступивших. Расследуется 44 уголовных дела по подтвержденным фактам. Наблюдается практически двукратный рост и звонков и расследуемых дел в сравнении с прошлым годом, что говорит о росте доверия граждан. В своем выступлении председатель Агентства А. Шпекбаев также отметил, что за последние три года в результате комплексных системных превентивных мер количество коррупционных правонарушений снизилось на 14%. Основную массу преступлений составляют факты взяточничества (850), хищений (714) и злоупотребления должностными полномочиями (224). Изобличено 1028 лиц, из них 23 – руководители республиканского и 86 – областного уровней. По его словам, значительно выросла сумма установленного ущерба – 23,2 млрд. тенге, возмещено 94%. Касаясь задач Агентства, Алик Шпебаев отметил, что одной из приоритетных является выявление системных фактов коррупции с установлением личностей преступной схемы от исполнителя до организатора: "С начала года пресечено 92 таких случая с изобличением 347 лиц". В результате контроля хода реализации госпрограмм зарегистрировано 181 коррупционное преступление, выявлено 287 фактов незаконного вмешательства должностных лиц в дела бизнеса, к ответственности за это привлечено 198, осуждено – 85. Защищены права 282 предпринимателей. Помимо этого, председатель Агентства заявил, что усиливается работа по привлечению к ответственности сотрудников правоохранительных органов и судей за коррупционные правонарушения. Как отметил в ходе коллегии председатель Агентства: "Одним из ключевых факторов повышения качества жизни и доходов граждан является формирование профессионального, эффективного, а самое главное, свободного от коррупции госаппарата". Между тем, текущая зарплата госслужащего на исполнительской должности со стажем работы более 20 лет в госорганах, не перешедших на новую систему оплаты труда – ниже среднего показателя по стране. Несмотря на масштабную работу по цифровизации госуслуг, повышению открытости и прозрачности деятельности госорганов, комплексные превентивные и карательные меры, нынешний уровень зарплат госслужащих серьезно тормозит процесс минимизации коррупции. К примеру, в странах с низким уровнем коррупции (Сингапур, Гонконг, страны ЕС) именно радикальное повышение зарплат стало базовым условием искоренения коррупции и обеспечило приток в госаппарат высокопрофессиональных кадров. По словам главы антикоррупционного ведомства, в Казахстане за последние 5 лет 75% привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию – это госслужащие среднего и низового звена с низкой зарплатой. При этом очевидно, что повышение зарплат не должно ложиться дополнительным бременем на бюджет. Для этого необходима комплексная оптимизация госорганов и их подведомственных организаций. Правовая основа для этого в Казахстане сформирована: первые руководители могут самостоятельно определять штатную численность и организационную структуру госоргана, а сэкономленные средства остаются в их распоряжении для повышения зарплаты. Резервы в госорганах есть, поэтому увеличить оплату труда госслужащих минимум в 2 раза вполне реально и без бюджетной подпитки. "В частности, Служба экономических расследований сократила штатную численность на 40%, мы доведем этот уровень к концу года до 25%. Кроме того, в 2018 году сокращено 30% контрольно-надзорных функций госорганов, в 2020 году ожидается упразднение еще 10%", – сказал А. Шпекбаев. Как он считает, оптимизация госорганов позитивно отражается и на снижении административного давления на бизнес.
---
Уголовно-правовые меры Антикоррупционной службы Сегодня в Нур-Султане состоялось заседание коллегии Агентства РК по противодействию коррупции по итогам 9 месяцев 2019 года. В своем выступлении председатель Агентства А. Шпекбаев отметил, что в стране количество коррупционных правонарушений снизилось на 14% за последние три года. "С начала года Антикоррупционной службой зарегистрировано 2 121 правонарушение, из них 1 590 – коррупционные. Хочу отметить, что за последние три года в результате комплексных системных превентивных мер количество коррупционных правонарушений снизилось на 14%", – сказал А. Шпекбаев на коллегии. Как показывает статистика, основную массу преступлений составляют факты взяточничества (850), хищений (714) и злоупотребления должностными полномочиями (224). Изобличено 1028 лиц, из них 23 – руководители республиканского и 86 – областного уровней. Однако, по его словам, значительно выросла сумма установленного ущерба – 23,2 млрд. тенге (выше в 1,7 раз в сравнении с прошлым годом; 13,5 млрд. тенге за 9 мес. 2018), возмещено 94%. Касаясь задач Агентства, Алик Шпекбаев отметил, что одной из приоритетных является выявление системных фактов коррупции с установлением личностей преступной схемы от исполнителя до организатора. По его словам, с начала года пресечено 92 таких случая с изобличением 347 лиц. Вместе с тем, сотрудники Антикоррупционной службы на особом контроле держат ход реализации госпрограмм, в особенности в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ и др. В результате зарегистрировано 181 коррупционное преступление, выявлено 287 фактов незаконного вмешательства должностных лиц в дела бизнеса, к ответственности за это привлечено 198, осуждено – 85. Защищены права 282 предпринимателей. Помимо этого, председатель Агентства заявил, что усиливается работа по привлечению к ответственности сотрудников правоохранительных органов и судей за коррупционные правонарушения. За отчетный период 346 коррупционных преступлений совершено сотрудниками органов внутренних дел, также 124 – сотрудниками органов прокуратуры, 3 – Службы экономических расследований и 2 сотрудниками специальных госорганов. "В этом году с учетом активной позиции руководства Верховного суда в вопросах очищения судейского корпуса, мы совместными силами изобличили пятерых служителей Фемиды. В этой связи Агентством инициировано усиление ответственности сотрудников правоохранительных органов и судей за коррупцию, а также предложено ограничить применение условно-досрочного освобождения по тяжким и особо тяжким коррупционным преступлениям", – заявил председатель Агентства А. Шпекбаев.
---
О законодательной инициативе Антикоррупционной службы В соответствии с поручениями Главы государства от 20 мая т.г. Агентством проработаны несколько антикоррупционных законодательных инициатив. Об этом рассказал в ходе коллегии председатель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев. Первое. Введение отставки руководителей госорганов – политических госслужащих за совершение коррупционных правонарушений их непосредственными подчиненными. Норма будет применяться после вступления в законную силу обвинительного приговора суда или решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Второе. Вводится персональная дисциплинарная ответственность руководителей госорганов и организаций квазигосударственного сектора за непринятие мер по предупреждению коррупции со стороны подчиненных сотрудников. Третье. Восстановление антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Порядок ее проведения с привлечением общественности будет определен отдельным постановлением Правительства (разрабатывается Агентством). Эти три инициативы отражены в проекте закона, который уже направлен на подпись Президенту. Также А. Шпекбаев отметил, что еще один блок вопросов проходит процедуру согласования с госорганами. Во-первых, это введение гражданско-правовой ответственности за незаконное обогащение. Агентство предлагает применение карьерных и финансовых санкций в случаях значительного расхождения доходов и расходов чиновников. Параллельно с этим, Агентство считает целесообразным обязать публиковать декларации всех государственных служащих, а также сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Во-вторых, это внедрение института проверки на добропорядочность Integrity Check в отношении сотрудников правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Это превентивный инструмент, профилактическое мероприятие, направленное на выявление склонности чиновника к коррупции. Она будет осуществляться Агентством, а также подразделениями собственной безопасности правоохранительных органов в рамках особого производства (конфиденциальными методами) и строго с санкции суда. Лицо, не прошедшее проверку на добропорядочность, а именно выразившее согласие на получение материальной или иных выгод и преимуществ будет подлежать увольнению без уголовного преследования. Такова практика в странах Европы и США. Данные правовые нормы Агентством сформированы и готовы к законодательной проработке. В-третьих, введение дифференцированной системы поощрения граждан. Если сумма взятки или ущерба свыше 2,5 млн. тенге, предлагается установить вознаграждение в размере 10%, но не более порогового уровня (к примеру, 10 млн. тенге). По словам А.Шпекбаева эту инициативу поддержали все госорганы и в скором времени будут внесены изменения в соответствующее постановление Правительства.
---
Деятельность Антикоррупционной службы в условиях слышащего государства В соответствии с установками Президента Республики Казахстан Агентством последовательно реализуется концепция "Слышащего государства". В частности, кардинально пересмотрены подходы к рассмотрению обращений граждан. Задача – услышать каждого обратившегося в Агентство и постараться помочь даже в тех случаях, когда вопрос не входит в компетенцию. В этой связи пересмотрена периодичность приема граждан с ежемесячного на еженедельный. При этом заместители и руководители департаментов осуществляют прием каждый день. "Мы тщательно рассматриваем каждое обращение и решаем проблемы, в том числе в рамках наших проектных офисов "Адалдық алаңы". Доказательством служит восстановление нарушенных прав свыше 2 тысяч граждан", – отметил А. Шпекбаев в своем выступлении. Для удобства прием иногородних граждан осуществляется по видеоконференцсвязи. Сотрудники Агентства с вовлечением общественных активистов выезжают в сельскую местность для оказания правовой помощи в рамках мобильных приемных по принципу "Народный юрист". Еще одним каналом обратной связи с гражданами является "Call-центр Агентства 1424". Операторы в круглосуточном режиме реагируют на сообщения о коррупционных фактах, а также о случаях воспрепятствования предпринимательской деятельности. По опыту передовых европейских стран сегодня уголовные дела возбуждаются в том числе и на основании сообщений принципиальных граждан. В этом году зарегистрировано порядка 600 таких звонков из 3,5 тысяч поступивших. Расследуется 44 уголовных дела по подтвержденным фактам. Наблюдается практически двукратный рост и звонков (388 за аналогичный период в 2018) и расследуемых дел (21) в сравнении с прошлым годом, что говорит о росте доверия граждан.
---
Алик Шпекбаев: "Комплексная оптимизация госорганов обеспечит повышение зарплаты кадров" Одним из ключевых факторов повышения качества жизни и доходов граждан является формирование профессионального, эффективного, а самое главное, свободного от коррупции госаппарата. Между тем, текущая зарплата госслужащего на исполнительской должности со стажем работы более 20 лет в госорганах, не перешедших на новую систему оплаты труда – ниже среднего показателя по стране. Как отметил в ходе коллегии председатель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев: "Несмотря на масштабную работу по цифровизации госуслуг, повышению открытости и прозрачности деятельности госорганов, комплексные превентивные и карательные меры, нынешний уровень зарплат госслужащих серьезно тормозит процесс минимизации коррупции". К примеру, в странах с низким уровнем коррупции (Сингапур, Гонконг, страны ЕС) именно радикальное повышение зарплат стало базовым условием искоренения коррупции и обеспечило приток в госаппарат высокопрофессиональных кадров. По словам главы антикоррупционного ведомства, в Казахстане за последние 5 лет 75% привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию – это госслужащие среднего и низового звена с низкой зарплатой. "В этой связи вполне справедливым кажется общественное мнение, что руководители берут взятки из алчности, а простые специалисты – от нужды и откровенной безысходности", – отметил А. Шпекбаев. При этом очевидно, что повышение зарплат не должно ложиться дополнительным бременем на бюджет. Для этого необходима комплексная оптимизация госорганов и их подведомственных организаций. Правовая основа для этого в Казахстане сформирована: первые руководители могут самостоятельно определять штатную численность и организационную структуру госоргана, а сэкономленные средства остаются в их распоряжении для повышения зарплаты. Резервы в госорганах есть, поэтому увеличить оплату труда госслужащих минимум в 2 раза вполне реально и без бюджетной подпитки. "В частности, Служба экономических расследований сократила штатную численность на 40%, мы доведем этот уровень к концу года до 25%. Кроме того, в 2018 году сокращено 30% контрольно-надзорных функций госорганов, в 2020 году ожидается упразднение еще 10%", – сказал А. Шпекбаев. Как он считает, оптимизация госорганов позитивно отражается и на снижении административного давления на бизнес. |