Генеральному прокурору Республики Казахстан Нурдаулетову Г.Д.
Уважаемый Гизат Дауренбекович! Фракция ДПК "Ак жол" обращается к Вам по вопросу, который напрямую затрагивает интересы неограниченного круга лиц, включая 2,8 миллиона школьников, их родителей и около полумиллиона педагогов. Речь идет об особенностях функционирования автоматизированной информационной системы "Күнделік" в школах страны, которое вызывает сомнения в соответствии нормам закона и права. 1. На сайте программы АИС "Күнделік" постоянно ведется коммерческая реклама различных товаров и услуг. Просим проверить, насколько допустимо размещение коммерческой рекламы на ресурсе, обязательном для использования в ходе образовательного процесса в государственных школьных учреждениях? С нашей точки зрения, такое сочетание недопустимо как исходя из статуса АИС, так и с точки зрения манипулирования неокрепшим детским сознанием, рисков формирования у школьников потребительской психологии и шаблонов поведения. Как минимум, содержание такой рекламы должно соответствовать государственным подходам в области воспитания детей и правовой культуры, и уж никак не религиозную рекламу или службу доставки товаров в тюрьмы и СИЗО, о которых сообщалось в СМИ. 2. Как сообщают родители школьников, на указанном сайте оператором введена плата за доступ к важной информации, имеющей прямое отношение к образовательному процессу – например, мобильные приложения, содержащие данные обратной связи с учителем (словесные оценки и замечания о ходе обучения конкретного ученика); данные об успеваемости (рейтинг оценок школьника) и т.д. Между тем, ст.30 Конституции Республики гарантирует гражданам бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Именно в соответствии с этой нормой в школах запрещены поборы на любые виды расходов, даже не относящиеся к учебному процессу. Но почему-то в крайне важном элементе обучения, каковым является дневник и без которого учебный процесс невозможно представить, введена оплата в пользу частной компании. В этой связи просим проверить соответствие данной практики оплаты за пользование некоторыми функциями АИС "Күнделік" указанной норме Конституции Республики о бесплатном среднем образовании. 3. Оператором АИС была определена частная компания ТОО "Күнделік" с иностранным (российским) участием. Между тем, в данной системе сосредоточены персональные данные и полная информация о ходе учебы всех школьников Казахстана. По нашему мнению, этот пласт информации подлежит максимальной защите и не может передаваться в управление частной компании, да еще с иностранным участием. Просим проверить, насколько сложившаяся ситуация соответствует законодательству в области защите персональных данных юных казахстанских граждан. 4. Вызывает вопросы и сам подбор оператора АИС в лице ТОО "Күнделік", спешно образованного под данный проект в марте 2016 года с участием российского ООО "Дневник.ру" и по непонятным мотивам поддержанного прежним руководством Министерства образования и науки РК. В партию "Ак жол" обращались казахстанские разработчики аналогичных IT-продуктов, не согласные с выбором в пользу ТОО "Күнделік". В нарушение "Правил планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства", утвержденных Министерством национальной экономики (от 25 ноября 2015 года №725), была проигнорирована заявка на участие в конкурсе казахстанского подрядчика, успешно внедрившего аналогичный продукт в школах страны с 2010 года. В ответе на наш соответствующий депутатский запрос от 11 апреля 2018 года, бывший Министр образования, сослался на отсутствие у второго участника "Концепции проекта государственно-частного партнерства", что якобы нарушает п. 134 Правил. Вместе с тем, в указанном пункте Правил отсутствует требование наличия Концепции, т.е. доводы министра не соответствуют действительности. Рекомендации Национальной палате предпринимателей РК "Атамекен", от 4 марта 2017 года, о проведения повторного конкурса, также не возымели действия. Депутаты фракции "Ак жол", как партия предпринимателей, уверены, что такие проекты должны реализовываться с соблюдением рыночных процедур и на основе честной и справедливой конкуренции. В этой связи просим проверить обоснованность и законность определения оператора АИС в лице ТОО "Күнделік" в обход требований справедливой конкуренции, а также: 5. Провести проверку правомерности привлечения ТОО "Күнделік" к реализации проекта "Единый электронный дневник" и допуска его к работе с персональными данными граждан Республики Казахстан; 6. Провести проверку правомерности размещения компании с иностранным участием своих IT-продуктов на ресурсах организации, 100% которой принадлежит государству, и которая обеспечивает информационную безопасность государственных органов; 7. Установить в какую сумму ежегодно обходится размещение автоматизированной информационной системы "Күнделік" на ресурсах АО "Национальные информационные технологии" и кто является плательщиком; 8. Дать правовую оценку действиям Министерства образования и науки Республики Казахстан о повсеместном внедрении в средних общеобразовательных заведениях автоматизированной информационной системы "Күнделік", без учета технической неготовности 31% школ, что повлекло психологический стресс и моральные страдания для тысяч педагогов и родителей.
С уважением, депутаты фракции ДПК "Ак жол" |