Пресс-служба Счетного комитета, 29 ноября
На очередном заседании Счетного комитета подведены итоги государственного аудита эффективности использования средств республиканского бюджета, а также оценка реализации целей и задач, предусмотренных в стратегических программных документах г. Шымкент. На сегодня город Шымкент является одним из промышленных, торговых и культурных центров Казахстана с развитой инфраструктурой. На территории города Шымкент расположены крупные предприятия химической промышленности, нефтеперерабатывающей и текстильной промышленности, а также строительной индустрии и предприятия по переработке и производству сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В городе для улучшения инвестиционного климата и потенциала, создания благоприятных условий малому и среднему бизнесу действуют 2 индустриальные зоны. Здесь выпускается продукция металлургической, химической, фармацевтической и строительной промышленности. Общее количество проектов, реализованных в индустриальных зонах, достигло 63 единиц с привлечением инвестиций на сумму 41,9 млрд. тенге и созданием более 4 тыс. новых рабочих мест. Объем валового регионального продукта за 1 полугодие 2019 года составил 947 627,3 млн. тенге, индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года составил 110,2%. В структуре ВРП доля производства товаров составила 33,6%, услуг – 58,9%. Доля промышленности составила 29,7%, оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов – 16,8%, транспорта и складирования – 14,6%. Вместе с тем, итоги аудита за период 2018 год - 1-ое полугодие 2019 года, свидетельствуют о наличии системных недостатков, отсутствии должного мониторинга и контроля со стороны администраторов местных бюджетных программ при планировании и использовании бюджетных средств, а также ведению бухгалтерского учета. Отмечается высокая доля заключенных договоров способом из одного источника, несущие риски коррупциогенности, в частности по направлению строительства объектов данный показатель составляет 63,7%. Не обеспечен комплексный подход при планировании бюджетных средств на проекты по строительству жилья и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Так, в связи с отсутствием сопутствующей инфраструктуры в течение двух лет не введены в срок в эксплуатацию 10 жилых домов (540 квартир) арендного жилья для малоимущих слоев населения и многодетных семей. Установлены многочисленные факты некачественной разработки проектно-сметной документации. Вследствие чего в ходе реализации проектов, многократными решениями технического совета исключаются объемы строительных работ, оказывающих влияние на проектные решения, при этом не проводится обязательная повторная вневедомственная экспертиза. Итоги анкетирования, проведенного среди жильцов арендного жилья, введенного в эксплуатацию в декабре 2018, показали, что 62% респондентов не удовлетворены качеством предоставленных квартир. Администраторами бюджетных программ г. Шымкент в ходе реализации проектов допущены многочисленные факты необеспечения достоверности подтверждения выполненных объемов и качества работ, повлекшие необоснованное использование средств республиканского бюджета на сумму 663,1 млн. тенге. В частности, Управлением энергетики и коммунального хозяйства г. Шымкент по проекту "Строительство подстанции "Бозарык" приняты оборудования по завышенной стоимости на 386,5 млн. тенге. Установлены многочисленные факты нарушения требований Правил ведения бухгалтерского учета, в результате чего расходы по разработке ПСД и проведению государственной экспертизы не были включены в общую стоимость объектов и в последующем не переданы на баланс эксплуатирующим организациям на сумму 155,0 млн. тенге. Капитальный ремонт дорог проводился на участках, где находились жилые строения и участки с аварийным состоянием Управлением автомобильных дорог г. Шымкент вместо устранения возникших проблем на данных участках строительные работы исключены. Тем самым, цели по улучшению и развитию транспортных сетей не достигнуты в должной мере и ухудшены условия населения проживающих в данных районах, вызывающие социальную напряженность. Из-за некачественно выполненных работ и несоблюдения требований Экологического кодекса объекты по строительству систем канализации микрорайона Кайтпас-2 в г. Шымкенте и реконструкции систем канализации н.п. Тогыс в г. Шымкент общую сумму 1 194,4 млн. тенге, введенные в эксплуатацию в 2018 году, не переданы эксплуатирующим организациям. С 2018 года не функционируют и не эксплуатируются две подстанции 110/10 кВ Астана-1, Астана-2 с питающим КЛЭП-110 кВ, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств на общую сумму 7 082,6 млн. тенге. В нарушение бюджетного законодательства акиматом г. Шымкент в 2018 году осуществлен выпуск ценных бумаг на финансирование строительства кредитного жилья на сумму 10,0 млрд. тенге без согласования с Министерством финансов. Привлеченные заемные средства выделены в виде бюджетного кредита АО "СПК "Shymkent" с грубыми нарушениями бюджетного законодательства, влекущие риск невозврата кредитных средств. Кроме того, АО "СПК "Shymkent" неправомерно освобождено от выплаты вознаграждения в сумме 1,8 млрд. тенге за пользование кредитом, увеличив нагрузку на бюджет г. Шымкент. В дальнейшем АО "СПК "Shymkent" предусматривается реализация жилья по среднерыночным ценам в связи с чем, имеются риски реализации кредитного жилья по коммерческим ценам несоответствующим критериям обеспечения доступного жилья населению, обозначенным Елбасы в рамках "Пяти социальных инициатив". По итогам государственного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 2 985,8 млн. тенге, неэффективное планирование составило 10 028,6 млн. тенге, неэффективное использование средств на сумму 13 054,7 млн. тенге и 542 факта процедурных нарушений. По итогам заседания Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации и поручения Правительству Республики Казахстан, Акиму г. Шымкент, министерствам национальной экономики, финансов, образования и науки, индустрии и инфраструктурного развития. В уполномоченные органы, для рассмотрения административной ответственности физических и юридических лиц, переданы 119 материалов. По отдельным фактам нарушений Счетным комитетом принято решение о передаче материалов государственного аудита в правоохранительные органы для принятия процессуального решения. |