NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 18:22 ast
16:22 msk

Ох уж эти электроники!
Корреспондент "Времени" раздобыл документы, которые проливают свет на фиаско проекта электронного образования e-learning и обстоятельства внедрения ставшей скандально известной электронной системы "Кунделик" в школах Казахстана
09.01.2020 / политика и общество

Стас КИСЕЛЕВ, "Время", 9 января

Минувшей осенью обострились вопросы, связанные с казахстанским электронным образованием. Наверное, не осталось ни одного СМИ в стране, которое не высказало бы свое фе в адрес системы "Кунделик". Хотя, заметим, еще более года назад в журналистских расследованиях "Времени" были обнародованы факты, о которых все начали говорить только сейчас (см. "Кунделик", открой личико!" и "Где ЦОРы, МОН?", "Время" от 22.11 и 29.11.2018 г.). Все наконец-то поняли: полноценной системы электронного обучения и образовательного процесса в стране до сих пор нет, несмотря на то, что первые усилия к ее появлению государство приложило более 10 лет назад, вложив в это, безусловно полезное, дело десятки миллиардов тенге.
Парламентарии потребовали ответа на простой вопрос: почему госпрограмма "Цифровой Казахстан" пробуксовывает? В частности, депутат мажилиса Мухтар ЕРМАН в конце октября на правительственном часе возмутился тем, что система электронного обучения так и не была принята в эксплуатацию. На самом деле это не совсем так. Е-learning был принят, заактирован, деньги за него в сумме более 20 млрд тенге благополучно... выплачены, а еще более 9 млрд взысканы с государства с помощью суда!
Экс-мажилисмен, а ныне общественный деятель Мурат АБЕНОВ недавно в одном из своих постов в Фейсбуке написал: "В 2013 году… будучи новым вице-министром… поднял вопрос по неработающей системе... До того как мы начали мониторинг, из бюджета было уплачено более 20 млрд тенге. Наша комиссия, в которую привлекли независимых экспертов, подтвердила, что система не работает на должном уровне. По итогам проверки и публикациям в СМИ нам удалось вернуть в бюджет 10 млрд тенге, которые хотели получить недобросовестные поставщики". К сожалению, бюджет этих денег так и не увидел. Деньги действительно были взысканы, но в чью пользу?
Для начала напомним: Министерство образования, не найдя средств для технического сопровождения e-learning, по сути, разделило функционал этой системы на два частных продукта: "Kунделик" и "Билимленд" (Bilimland).
Фактическое администрирование и техническая поддержка "Кунделика" были закреплены за АО "Национальные информационные технологии" (НИТ) - сервисным интегратором электронного правительства. (Кстати, именно эта структура должна была внедрить злосчастный e-learning.) Работу с "Кунделиком" НИТ вел, несмотря на отсутствие положительного заключения Национальной палаты предпринимателей, аттестации системы на промышленную безопасность и требования информационной безопасности.
Что же касается работы по e-learning, АО "НИТ" по договору с МОН осуществило закуп оборудования для этой системы. Однако при этом НИТ без согласования с министерством передал обязанности по исполнению 93,9 процента работ и услуг на сумму 17,4 млрд тенге субподрядчикам. Договором с Минобразования это не было предусмотрено. Кроме того, в постановлении правительства №679 от 2010 года в перечне функций не указано, что НИТ может заниматься предоставлением доступа в интернет, а также приобретением программного обеспечения и оборудования.
27 декабря 2013 года МОН потребовало от АО "НИТ" предоставить результаты комплексного тестирования системы в соответствии с требованиями ГОСТа. Однако комплексного тестирования не случилось, система до сих пор не работает.
Как выяснилось позже, подписи под актами приема-передачи системы e-learning руководство МОН все же поставило, но случилось это (следите за датами и цифрами!) лишь 12 февраля 2014 года, тогда как срок действия договора был окончен еще в 2013 году.
К тому времени уже появились результаты проверок Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и департамента аудита МОН, которые выявили нарушения при реализации программы на сумму 14 млрд тенге.
Несмотря на заявленную решимость не оплачивать полностью договор и его расторжение, МОН все же пришлось раскошелиться. Услугодатель - АО "НИТ" - обратился в суд и добился от министерства желаемого. Уже в марте 2014-го решением специализированного межрайонного экономического суда Астаны с МОН были взысканы 9,6 млрд тенге (это та самая сумма, которую якобы вернули государству за неработающий e-learning) и еще почти 300 млн тенге - в оплату госпошлины. Между прочим, в этих деньгах кроется свыше 3 млрд тенге стоимости ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которые, как отмечала прокуратура, не прошли госэкспертизу.
Более 90 процентов взысканных с МОН денег пошли на выплаты частным компаниям-субподрядчикам АО "НИТ". Вот вам и защита государственных интересов.
Важная деталь: ни упомянутого нами судебного решения, ни сопутствующих документов по делу в свободном доступе не найти. По неизвестным причинам их просто нет в судебной электронной базе. Тем не менее редакция "Времени" располагает полным пакетом этих документов. Только не спрашивайте, где мы их раздобыли…
Кстати, Счетный комитет 2 ноя­бря 2017 года предписал МОН обеспечить ввод в промышленную эксплуатацию информсистемы e-learning до 1 октября 2019 года. Спрашивается: и где?..
Странным образом решение суда почти по десяти миллиардам тенге до сих пор отсутствует в базе судебных актов. Как это вообще возможно?
Что же в итоге? Тех самых миллиардов уже нет. Да и e-learning, вероятно, почил в бозе. "Кунделик", учитывая массовый прессинг со стороны миллионов пользователей и представителей власти, может запросто загнуться. Но кому это нужно? В конце минувшего года спикер сената Дарига НАЗАРБАЕВА заявила: эту систему саботируют в регионах акиматы и управления образования, так как "она делает прозрачной всю систему образования".
С другой стороны, профильное министерство провело процесс цифровизации таким образом, что вопросы к нему не иссякают у всех, кроме бизнесменов-частников. Они теперь и зарабатывают на сервисе, и получают дополнительные "ништяки" из бюджета. Все это называется государственно-частным партнерством…
Когда эта статья о проблемах цифровизации образования была уже почти готова, нам наконец удалось узнать позицию Минобрнауки. На мои вопросы ответил вице-министр Рустем БИГАРИ. Сегодня он активный пользователь одной из соцсетей. Я вступил в переписку с чиновником посредством мессенджера. Предлагаю вашему вниманию это интервью с небольшим сокращением.
- Пожалуйста, прокомментируйте тот факт, что МОН не исполнило предписание Счетного комитета о вводе в промышленную эксплуатацию до 1 октября 2019 года информсистемы e-learning. Предписание датировано 2 ноября 2017 года.
- Я не уверен в существовании предписания 2017 года, но Счетный комитет в прошлом году отправлял нам бумаги. Все задачи МОН выполнило, и Счетный комитет отчитался. Мы оборудование передали на баланс в области, серверы собрали, систему информ­безопасности завершили еще 29 декабря 2018 года.
- Можно ли это считать вводом в действие e-learning? Мне представляется, что в реальности функционал е-learning просто разделен между "Кунделиком" и "Билимлендом"…
- E-learning - это комплекс систем: ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), электронные журналы, НОБД (национальная образовательная база данных) и оборудование. ЦОРы разработаны и доступны на сайте "Билимленд", и за них никто не платит, они в открытом доступе. "Кунделик" (е-журналы) существует как бесплатная альтернатива, благодаря которой государство экономит ежегодно до 997 млн тенге, не тратясь на сопровождение. НОБД прошла аттестацию на информ­безопасность в декабре 2018-го и полноценно функционирует. Оборудование, купленное в рамках e-learning, передано в регионы.
А когда говорят, что "Кунделик" - это российская платформа… Сор­ри! "Кунделик" и "Дневник.ру" - разные программы. И потом, что-то никто у нас не переживает по поводу бухгалтерской программы "1С". Вся страна доверяет ей свои зарплаты, и никто ухом не ведет. Насчет безопасности "Кунделика" вопрос решен, мы заставили разработчиков пройти аттестацию этого продукта.
- Да и то после моей статьи (см. "Кунделик", открой личико!", "Время" от 22.11.2018 г.)! И все-таки мне непонятно, что с e-learning. Требование о вводе в эксплуатацию 1 октября выполнено? Или уже не может быть выполнено ввиду перемены каких-то обстоятельств?
- Вопрос очень интересный, потому что, говоря о вводе в экс­плуатацию, я, как технарь, понимаю: все четыре компонента имеют разные требования к вводу. У информационных систем есть стандарт и свои требования прохождения информбезопасности в КНБ. Системы ее прошли. Говоря об оборудовании... Оборудование передано и используется. Если говорить о ЦОРах, то - да, они доступны.
- То есть однозначно сказать "да" или "нет" трудно? И если "Кунделик" пришел во многом на смену e-learning, значит, последний в этом смысле уже неактуален? Почему бы тогда его не похоронить? Сказать честно: e-learning нет и не будет. Вы же понимаете: ссылаясь на предписание СК, предъявить новые претензии МОН очень просто.
- Опять же, как технарь, я считаю: если есть альтернатива дешевле, то при таком же функцио­нале правильнее использовать именно ее. Да, в "Кунделике" есть проблемы с рекламой, но это первый проект, где затраты государства составляют ноль тенге.
- Ответьте прямо и без обиняков: нужно ли было государству тратиться на e-learning, если можно было сразу привлечь к этому делу частников?
- Деньги на e-learning не тратятся.
- Так уже потрачены десятки миллиардов.
- Они потрачены на оборудование: компьютеры, доски и т. п.
- А ЦОРы, которые государство оплатило, а потом запросто так отдало частнику? Я так вижу: "Билимленд" собственно за ЦОРы денег не берет, но за пользование своим ресурсом - аж бегом. Но без ЦОРов кому он нужен?
- И все же любой может зайти на их сайт, чтобы смотреть ресурсы, доступные без авторизации и оплаты.
- Тогда как это объяснить депутатам, которые с завидной регулярностью критикуют МОН за огрехи информатизации образования?
- Депутатам объясняем, но... Люди, которые в свое время тормоза выписали e-learning, теперь спрашивают: а где он?
- Ну а вы как считаете, не оказались ли напрасными те самые миллиардные траты?
- У государства два инструмента: правовой и экономический. Мы должны создавать условия для того, чтобы бизнес мог расти и помогать в нашем случае образованию.
- Вы отлично уходите от прямых вопросов! Почему нет e-learning, но есть "Кунделик" и "Билим"?
- E-learning есть: ЦОР, НОБД, е-журналы… Или нам нужно вернуться к затратам на сопровождение и тратить на это до 900 млн в год?
- Есть ли документ, свидетельствующий о вводе в эксплуатацию системы e-learning?
- Нет такого документа, потому что Счетный комитет неправильно сформулировал требования в своем предписании. У каждой части системы свои правила и сроки…
- Тогда вы должны оспорить формулировку. Ведь формально получается, что МОН не исполнило предписание.
- МОН не может не исполнить.
- У меня на руках документ, в котором установлена дата исполнения требований - 1 октября 2019 года. Меня интересует: введена ли система e-learning в промышленную экс­плуатацию?
- Я должен поднять документы, свяжусь с вами позже…
Спустя два дня Рустем Бигари прислал мне ответ-сообщение: "Стас, вечер добрый! Мы писали в Счетный комитет о своей просьбе продлить срок предписания до января 2020 года. Они согласились".
Что ж, давайте подождем...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.01.2020
Аскар Мамин провел встречи с зарубежными экспертами в области инноваций и цифровизации 31.01.2020
Мажилисмены держат на постоянном контроле решение проблем населения в регионах 31.01.2020
Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 января 2020 года №1 31.01.2020
В Мажилисе презентованы поправки по вопросам государственной службы 31.01.2020
Расширенное заседание коллегии прошло в Министерстве культуры и спорта РК 31.01.2020
Разъяснение касательно дальнейшего совершенствования пенсионной системы в Казахстане 31.01.2020
Мажилис одобрил ряд новых ратификационных законопроектов 30.01.2020
Елбасы встретился с Председателем Высшего Судебного Совета Талгатом Донаковым 30.01.2020
Крымбек Кушербаев открыл торжества по случаю юбилея аль-Фараби в Алматы 30.01.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz