NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 03:14 ast
01:14 msk

Казахстан прощается с добротным образованием
В Казахстане опровергнут афоризм Конфуция, гласящий: "Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению". Здесь за многие годы реформ при поддержке Всемирного банка создана система, которая основную массу учеников должным образом не обучает и не социализирует. В шоке учащиеся, в шоке родители, учительский корпус и директора. Но задний ход "реформам" верховная власть не дает, видимо, надеясь на Чудо
30.01.2020 / политика и общество

Джанибек Сулеев, ia-centr.ru, 26 января

"Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев".
Саади

В Казахстане опровергнут афоризм Конфуция, гласящий: "Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению". Здесь за многие годы реформ при поддержке Всемирного банка создана система, которая основную массу учеников должным образом не обучает и не социализирует. В шоке учащиеся, в шоке родители, учительский корпус и директора. Но задний ход "реформам" верховная власть не дает, видимо, надеясь на Чудо (чудо с маленькой буквы не справится) или на то, что все само собой рассосется.
В постсоветский период система школьного образования деградировала уверенно, но достаточно медленно – сказывалась наработанная база учителей, методик, учебников и традиций. Однако если подрывная работа проводится долго, целенаправленно и системно, то результат обязательно будет. Точкой перелома стал 2017/2018 учебный год, когда Ерлан Сагадиев (11-ый министр образования Республики Казахстан) сломал-таки хребет вменяемой общеобразовательной школы. Стержнем очередной реформы стало лишение школьного образования системности, логики и последовательности с переносом упора на хаотичность, мозаичность и разрозненность вкладываемых в детей знаний. Чтобы это не столь резко бросалось в глаза, деструктивные вещи подали под видом очередной реформы, где суть была упакована в новую форму.
Поэтапное внедрение реформы (1, 2, 5, 7-ой классы – в 2017/18 учебном году; 3, 6, 8, 10-ый – в 2018/19 и 4, 9, 11-ый – в 2019/20) нарушило прежде всего педагогический принцип системности. Так, в 7-ом классе по многим предметам школьники изучали те же темы, что уже были ими пройдены в 6-ом классе (география, биология, алгебра/математика, литература). При этом по той же биологии в кучу свалили изучение ботаники, зоологии и анатомии.
Введение новой системы оценивания, по официальной задумке МОН, должно было привести к снижению психологической нагрузки школьников, уменьшению страха перед оценками. На деле СОРы (суммативное оценивание раздела) и СОЧи (суммативное оценивание четверти) довели учеников 2, 5 и 7-ых классов (в 1-ых классах пока безоценочная система) до состояния интеллектуальных зомби с неустойчивой психикой. Именно из этих 2-3-х оценок по каждому предмету складывается итоговая четвертная. И ситуация, когда школьники в течение двух недель ежедневно пишут СОРы, СОЧи, количество которых доходит до 4-5 в день, приводит к хронической усталости, переходу мозга в щадящий режим работы и нервным срывам.
Сейчас в школах Казахстана фиксируется небывало высокий уровень заболеваемости среди учеников. При некоторой поправке на январь, все напоминает защитную реакцию детских организмов, у которых просто нет другого варианта выхода из бесконечного режима перегрузок. Родители, чьи школьные горы пришлись на "досагадиевскую эпоху", пока не возьмут в руки учебник той же "Географии", не понимают, что это совсем не та нормальная география. Раньше было – про материки, климат, полезные ископаемые, животный мир, растения, народонаселение, транспорт и прочие понятные вещи, плюс правильная ориентация в пространстве. Теперь "География" превращена в кучу вещей, очевидных разве что специалистам-климатологам или исследователям космоса, но собранных предельно бессистемным и корявым пазлом. По другим предметам ситуация не лучше. Например, методически обучение русскоязычных и казахоязычных детей построено так, будто родной язык является для них иностранным. Хотя человеку, знающему русский (или казахский) язык от рождения, он нужен совсем не для того, чтобы объясниться в магазине.
Системное отсутствие системы обучения – основная претензия к Ерлану Сагадиеву со стороны специалистов. В результате такой "методологии" детали становятся важнее базовых вещей, а база уходит из процесса обучения как таковая. Что характерно, подобная аналогия закреплена соответствующим пакетом документов. Все задает ГОСО (государственный стандарт образования). В соответствии с ним разрабатывается типовой учебный план, а уже на основе него – типовая рабочая программа. Опираясь на требования рабочей программы, пишутся и принимаются в работу учебники. То есть Министерство образования изначально требует учебники, по которым невозможно получить нормальные знания, а разработчики делают их согласно нормативам (техническому заданию).
Преподаватели, со своей стороны, получили "бонус" в виде резкого увеличения рабочей нагрузки за ту же мизерную зарплату. Заработные платы в системе образования как были на 40% ниже, чем в среднем по экономике, так и остались (серьезные деньги педагогам пока только обещают), однако трудиться теперь приходится гораздо больше. Хоть и принято считать, будто школьный учитель в Казахстане – это социальный неудачник и податься ему некуда, но текучка кадров в ходе и после 2017/18 учебного года свидетельствует об обратном. Учителя увольняются из школ в поисках лучшей (или хотя бы не худшей) доли, а как следствие, в учебных заведениях растет число незаполненных вакансий. Часто директора не в состоянии уволить учителя, на которого жалуются родители и ученики просто потому, что в случае его ухода преподавателя некем будет заменить. Даже в школах Алматы массово не хватает учителей-предметников, что уж говорить о малокомплектных школах в сельской глубинке? А ведь когда-то сельские школы, в особенности из северных регионов (местами западных регионов, центрального Казахстана – Карагандинская область…) давали знания на хорошем уровне, не хуже столичного (Алма-Ата). Правда, это было в советскую эпоху…
При Асхате Аймагамбетове, 13-ом министре образования, в текущем учебном году начались издевательства над средним образованием. Для десятиклассников придумали три профиля специализации (есть не в каждой школе, где-то один – два), при выборе которых школьник (и его родители) должны определиться с будущей сферой деятельности на дальнейшую жизнь. Дело в том, что при выборе гуманитарно-социального профиля, например, в аттестате о среднем образовании не будет физики и информатики, а значит поступление на технические специальности станет автоматически закрыто. Получается в итоге, что, если даже ученик через год понял, что выбранная сфера – не его (!) обратной дороги уже нет.
Ряд наблюдателей нововведение со специализацией объясняет желанием ректоров вузов Казахстана "застолбить" за собой местных абитуриентов. Пока казахстанские вузы в своей торговле дипломами не испытывали нехватки абитуриентов, проблема оттока выпускников школ к северному партнеру по Евразийскому экономическому союзу беспокоила их постольку-поскольку. Но если первоначально в российские вузы поступали в основном представители славянских этносов, то в последние годы ситуация кардинально поменялась. Теперь в университеты Москвы, Петербурга, Новосибирска, Томска, Казани, Уфы и других городов все активнее едут и сами казахи, представители государствообразующей нации… Очень часто это фактически билет в один конец, ибо российский рынок труда при всех его перекосах предлагает более широкий выбор профессий, рабочих мест и зарплат. А во время обучения – стипендии и общежития.
К слову, выше мы упоминали, что крепкое среднее образование – это была фишка северных регионов Казахстана. Так вот, сегодня у республики имеются большие проблемы с оттоком населения, по сути дела, идет обезлюдение, прежде всего в сельской местности. В частности, это особенно ярко проявляется в Северо-Казахстанской области (СКО, адмцентр Петропавловск). Но здесь еще одна "падающая" синусоида, утяжеляющая графики оттока населения. Речь идет о том, что буквально пару лет тому назад (опять же – при Сагадиеве!) систему высшего образования Казахстана тех регионов поразила следующая проблема – абитуриенты недовольные условиями поступления в вузы (качеством обучения в них?), равно как и заключительными экзаменами в выпускных классах в огромном количестве рванули в российские вузы. Да так рванули, что местные вузы, как частные, так и государственные, оказались на мели – в прямом (нет студентов…) и финансовом (нет студента – нет оплаты…) смысле. Такая ситуация – это тоже яркая иллюстрация текущей катастрофы в сфере образования по-казахски.
Сегодня трудно прогнозировать, как будут поступать в российские вузы нынешние десятиклассники, когда закончат одиннадцатый класс. Но уже ясно, что их позиции изначально подорваны по сравнению с теми, кто проскочил очередной деградационный рубеж в силу возраста. Все понимают, что система школьного образования и обучения должна меняться под требованиями времени. Однако меняться и деградировать –принципиально разные вещи. Ну а пока, средняя школа уходит в пике дисфункции социального института, родители учеников панически ищут пути выхода из устроенной обществу засады. Пока еще никому не удалось найти эффективный и одновременно законный рецепт решения проблемы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.01.2020
Аскар Мамин провел встречи с зарубежными экспертами в области инноваций и цифровизации 31.01.2020
Мажилисмены держат на постоянном контроле решение проблем населения в регионах 31.01.2020
Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 января 2020 года №1 31.01.2020
В Мажилисе презентованы поправки по вопросам государственной службы 31.01.2020
Расширенное заседание коллегии прошло в Министерстве культуры и спорта РК 31.01.2020
Разъяснение касательно дальнейшего совершенствования пенсионной системы в Казахстане 31.01.2020
Мажилис одобрил ряд новых ратификационных законопроектов 30.01.2020
Елбасы встретился с Председателем Высшего Судебного Совета Талгатом Донаковым 30.01.2020
Крымбек Кушербаев открыл торжества по случаю юбилея аль-Фараби в Алматы 30.01.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz