Данияр Ашимбаев, facebook.com, 7 февраля
Интересно, что анализируя деятельность областных и городских начальников, в качестве показателей часто берутся уровень преступности, собираемость налогов, рост производства, хотя эти вопросы в компетенцию акимов не входят. Территориальные структуры МВД, КНБ, прокуратуры, КГД, суды, вузы, а также все сколько-нибудь значимые предприятия нефтегазовой, металлургической, энергетической, транспортной сферы никакого отношения к акиматам не имеют. Первая группа подчиняется только своим центральным аппаратам, вторая - квазигосударственным и частным (в первую очередь - транснациональным корпорациям). Многочисленные госпрограммы оперируются центральными госорганами и нацкомпаниями и с региональной спецификой слабо синхронизированы. Более того, легко заметить, что структура правительства и структуры акимата далеко не идентичны, хотя для унитарного государства подобная взаимосвязь была бы, как минимум, логична. Причем синхронизации не было ни во время типовой структуры акимата, утверждаемой правительством, ни теперь, когда этот вопрос передали в компетенцию самого акимата. С этой точки зрения, у типичного акимата возникает нехватка полномочий и отсутствие четких целей развития в контексте общегосударственных программ. С другой стороны, акиматы варятся в своей собственной каше: маслихаты серьезного контроля не могут осуществлять, а общественные советы в большинстве регионов толком не работают. Развитие региона во многом зависит от того, какие тараканы бродят в голове у соответствующего акима. Определенный контроль осуществляют Администрация президента и правительство, но обеспечить полный охват они не в состоянии, поскольку многие акимы имеют собственное лобби в центре и пробивают вопросы на уровне, превышающим возможности контролеров. Финансовые возможности регионов также представляют собой проблему: после многочисленных реформ межбюджетных отношений, донорами бюджета стали только 3 региона - Алматы, Атырау и Мангистау (плюс-минус столица), в то время как такие экономические сильные области, как Караганда, Актобе, Усть-Каменогорск, Костанай, Павлодар вдруг стали реципиентами бюджета. В этой связи встает закономерный вопрос серьезной реформы региональной политики: нужно повышать уровень полномочий и ответственности акиматов, уровень интеграции центральной и местной политики (причем, взаимно), а также по сути заново создавать систему государственного и общественного контроля за акиматами. Вариантов тут, конечно много и за один день все не сделаешь, но проблема назревает. |