NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Пятница 7.08.2020 20:53 ast
17:53 msk

В Мажилисе обсудили вопросы развития госаудита для повышения эффективности использования бюджетных средств
В Плане нации "100 конкретных шагов" предусмотрено внедрение новой системы аудита и оценки госорганов. Для этого усовершенствовано законодательство, разработана методологическая основа и проведена сертификация государственных аудиторов. Как отметила Г.Исимбаева, в результате предпринятых мер в 2019 году объем финансовых нарушений, выявленных государственными аудиторами, сократился в 4 раза
11.02.2020 / политика и общество

Нур-Султан, 10 февраля, Дом Мажилиса

Меры для улучшения качества аудита и финансового контроля, предотвращения и уменьшения факторов финансовых нарушений, повышения эффективности использования бюджетных средств обсуждены сегодня в Мажилисе на Правительственном часе, посвященном дальнейшему развитию государственного аудита.
Открывая обсуждение, заместитель Председателя Мажилиса Гульмира Исимбаева, напомнила, что Первый Президент Казахстана-Елбасы Нурсултан Назарбаев всегда акцентирует внимание на эффективном и прозрачном использовании каждого бюджетного тенге.
В Плане нации "100 конкретных шагов" предусмотрено внедрение новой системы аудита и оценки госорганов. Для этого усовершенствовано законодательство, разработана методологическая основа и проведена сертификация государственных аудиторов. Как отметила Г.Исимбаева, в результате предпринятых мер в 2019 году объем финансовых нарушений, выявленных государственными аудиторами, сократился в 4 раза.
Однако, как подчеркнула вице-спикер Мажилиса, в этой области еще есть нерешенные проблемы. Среди них – стремление госорганов распределить выделенные средства к концу отчетного года, отсутствие методики оценки эффективности вложенных средств для достижения запланированных результатов.
- Глава государства Касым-Жомарт Токаев всегда подчеркивает необходимость продуманного планирования бюджета и систематической работы для обеспечения его правильного использования, - напомнила Г.Исимбаева.
О положении дел в этой сфере депутатам доложил Первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов Алихан Смаилов.
По словам докладчика, за четыре года Национальной комиссией сертифицировано более 1,5 тысяч госаудиторов. Созданы 54 службы внутреннего аудита. Комплексные проверки по всем вопросам заменены на точечный аудит конкретных транзакций. Внедрение и развитие дистанционных методов проверок повысили правовую грамотность объектов аудита и минимизировали коррупционные риски. Удельный вес выявленных нарушений в закупках уменьшен с 19% до 2%. Изменен подход к проверкам от выявлений к предупреждениям.
Как отметил А.Смаилов, основной объем нарушений связан с порядком ведения бухгалтерского учета (77%), завышением бюджетных средствпри планировании и использованием прочих текущих расходов (12%), с управлением активов субъектов квазигоссектора (4%). Системное решение этих вопросов профильное министерство, как пояснил министр финансов, видит в автоматизации всех основных процессов.
С переходом на госаудит деятельность уполномоченного органа направлена на развитие превентивного аудита с применением Системы управления рисками. В частности, сокращены плановые проверки в 6,5 раз, а также сроки нахождения аудиторов на объектах аудита.
Кроме того, А.Смаилов сообщил, что впервые в этом году Счетным комитетом будет аудирована консолидированная финотчетность республиканского бюджета.
Говоря о проблемных вопросах в этой сфере, Первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов назвал, прежде всего, коррупционные риски. При этом основная причина, по словам А.Смаилова, заключается в прямых контактах аудитора с объектом.
- После максимальной автоматизации процессов только 20% проверок будет проводиться с выходом на объект - там, где нужна инвентаризация и контрольный осмотр, - пояснил А.Смаилов.
Также на коррупциогенность, по словам министра финансов, влияет неконкурентная заработная плата и высокая ответственность госаудиторов, привлекаемых к следственным мероприятиям правоохранительных органов. В связи с чем, как отметил А.Смаилов, на сегодня наблюдается серьезный отток квалифицированных кадров: за два последних года уволилось 40% сотрудников.
Говоря о службах внутреннего аудита, министр финансов отметил, что сегодня они продолжают проводить ревизии, а не аудит. Нет заметного улучшения и финансовой дисциплины в их организациях, отсутствует прогресс в эффективности проверок. Министр финансов также отметил в большинстве случаем формальное "создание" Советов по государственному аудиту и рискам.
Решение проблемных вопросов министерство видит в акценте на превентивность через информатизацию.
- Это иоблачная бухгалтерия, и интеграция информационных системгосоргановна всех этапах бюджетного процесса, и, конечно же,Big data analyses, - считает А.Смаилов.
Как подчеркнула в свою очередь Председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, сегодня отсутствует заинтересованность самих руководителей госорганов и в большей степени органов местной исполнительной власти в использовании такого инструмента, как Совет по государственному аудиту и рискам.
Отметив, что в соотвествии с Рекомендациями депутов, данными на Правительственном часе в 2017 году, министерство финансов разработало Методику оценки эффективности служб внутреннего аудита с конкретными критериями, доработала Методику оценки госорганов, Г.Карагусова вместе с тем акцентировала внимание на важности продолжения работы в данном направлении.
Кроме того, Председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету считает преждевременным предложение министерства финансов проверки по инициативе правоохранительных органов передать на аутсорсинг аудиторским организациям.
- Реагировать на жалобы и обращения населения и выходить по ним на проверки - это прямая обязанность государства. Международная практика передачи на аутсорсинг с 2007 года, которую мы видим в международной аудиторской деятельности, говорит о том, что аутсорсинг все-таки имеет определенный коррупционный риск, - считает Г.Карагусова, призвавшая еще раз внимательно обсудить этот вопрос.
Кроме того, депутаты Мажилиса предлагают приступить к разработке большой Программы аудита, чтобы Казахстан был готов к 2022 году, когда планируется создание и функционирование единого рынка аудиторских услуг в странах-участницах ЕАЭС.
Как отметила парламентарий, последние кардинальные изменения в нашей стране в этой сфере были внесены в 2009 году, что сказывается на снижении качества аудиторских услуг.
По словам Г.Карагусовой, необходимо усилить экспертно-аналитическую работу.
- Актуальным сегодня также остается обеспечение доступа всех органов государственного аудита кЕдиной базе данных, созданной при Счетном Комитете. К сожалению, Органы внутреннего аудита, в том числе службы внутреннего аудитапока еще являются лишь поставщиками данных в эту базу. Даже должностные лица органов внутреннего аудита не имеют доступа к ней.Хотя Единая база данных создавалась для решения проблем несогласованности, исключения дублирования проверок, признания результатов аудита, анализа правонарушений и обеспечения электронного аудита. То есть, данная база не в полной мере используется органами госаудита для предупреждения нарушений и информирования населения, - подчеркнула Председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету.
Кроме того, Г.Карагусова акцентировала внимание на важности повышения прозрачности и открытости планирования, исполнения республиканского и местных бюджетов.
- Для депутатского корпуса по-прежнему главным ориентиром при оценке эффективности работы органов государственного аудита и финансового контроля остается удовлетворенностьнаселения результатами ежегодного исполнения республиканского бюджета. И хотя в последние три года основное 100% исполнение, акцент должен делаться на эффективность использования бюджетных средств и достижение конечных результатов.Надеемся, что наша совместная работа обеспечит эффективное исполнение поручений Елбасы Нурсултана Назарбаева и Главы государства Касым-Жомарта Токаева, - резюмировала депутат.
В ходе обсуждения депутаты Мажилиса адресовали Первому заместителю Премьер-Министра – министру финансов Алихану Смаилову и члену Счетного комитета Константину Плотникову ряд проблемных вопросов.
Так, мажилисмен Жексенбай Дуйсебаев поинтересовался результатами анализа эффективности работы ряда крупных компаний квазигоссектора. А депутат Майра Айсина спросила, что делает Счетный комитет для того, чтобы результаты проведенных аудиторами проверок были прозрачными и любой желающий мог с ними ознакомиться. Вопрос депутата Берика Дюсембинова касался порядка апелляционного урегулирования споров, возникающих при обжаловании действий (бездействия) уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и (или) их должностных лиц. Сапар Ахметов выразил обеспокоенность отстутствием результатов проведенного Минфином камерального контроля в иных, кроме госзакупок, сферах. Вопрос, касающийся деятельности госаудиторов, задал мажилисмен Фархиддин Каратаев, отметив, что за прошедшие 2 года сертификатов лишены 13 государственных аудиторов. В этой связи депутат поинтересовался, является ли достаточной такая ответственность или необходимо законодательно ее усилить? К представителю Счетного комитета с вопросом обратилась депутат Ирина Унжакова, спросив, что нужно для того, чтобы аудит выполнял превентивную функцию? Чтобы финансовые нарушения не только выявлялись, но и вовремя предотвращались.
По итогам Правительственного часа будут приняты Рекомендации.

---

Доклад Первого заместителя Премьер - Министра РК –Министра финансов РК Смаилова А.А. на правительственный час в Мажилисе Парламента РК "Дальнейшее развитие государственного аудита в целях повышения эффективности использования бюджетных средств"
minfin.gov.kz, 10 февраля

Құрметті Гүлмира Истайбекқызы! Құрметті депутаттар!
2015 жылы "Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау туралы" негізгі Заңның қабылдануы Қазақстан Республикасында мемлекеттік аудит жүйесін құруға бастама болды.
Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдарының сертификатталған қызметкерлері 2017 жылдан бастап мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдары қабылдаған жаңа стандарттар бойынша мемлекеттік аудитті толыққанды іске асыруға кірісті.
Депутаттық корпуспен бірлескен күш-жігердің арқасында 2018 жылы заңнамалық база жетілдірілді және мемлекеттік аудиттің одан әрі дамуына түрткі болды.
Түзетулер пакеті сыбайлас жемқорлыққа қарсы механизмдерді күшейтуге, мемлекеттік аудиторлардың кадрлық потенциалын арттыруға және электрондық аудитке көшуге мүмкіндік берді.
* * *
С принятием Закона о госаудите и финансовом контроле классификация нарушений разделена на финансовые и процедурные.
За четыре года Национальной комиссией сертифицировано более 1,5 тысяч госаудиторов
Во всех государственных и исполнительных органах созданы 54 службы внутреннего аудита и 79 раз проведены заседания Советов по госаудиту и рискам.
Комплексные проверки по всем вопросам заменены на точечный аудит конкретных транзакций.
Наряду с этим, сегодня аудит финансовой отчетности направлен на своевременное устранение и недопущение искажений в консолидированной финансовой отчетности.
Это подтверждается объемом предупреждений на 1 трлн. тенге в прошлом году.
Внедрение и развитие дистанционных методов проверок повысили правовую грамотность объектов аудита и минимизировали коррупционные риски.
Удельный вес выявленных нарушений в закупках уменьшен с 19% до 2%.
Апелляционной комиссией Министерства финансов рассмотрено 402 возражения и жалоб, половина из которых подтверждена.
При этом, членами Комиссии являются методологи, что дает возможность незамедлительно принимать поправки в законодательство по встречающимся коллизиям.
Изменен подход к проверкам от выявлений к предупреждениям.
Действующая классификация нарушений позволяет адекватно выделять существенные и несущественные отклонения.
Как вы видите на слайде, объем финансовых нарушений, выявляемых госаудиторами с 2015 года, снижен в 4 раза с 1,9 трлн.тенге до 478 млрд. тенге.
При этом, заложенные в Классификатор нарушений перечень видов, меры и способы устранения нарушений обеспечивают единый подход и минимизируют коррупционные риски госаудитора при принятии решений.
Как отмечалось выше, нарушения теперь делятся на финансовые – которые выражаются в суммовом выражении и процедурные – по которым учет ведется по их количеству.
В прошедшем году КВГА выявлено финансовых нарушений на сумму 245 млрд. тенге, что составляет 39% от общей суммы нарушений.
Проведенный анализ показывает, что основной объем нарушений связан с порядком ведения бухгалтерского учета (77%), завышением бюджетных средств при планировании и использованием прочих текущих расходов (12%), с управлением активов субъектов квазигосударственного сектора (4%).
Системное решение вышеуказанных вопросов мы видим в автоматизации всех основных процессов по аналогии с работой, проведенной в госзакупках.
Более детально об этих аспектах я скажу чуть позже.
С переходом на госаудит, деятельность Уполномоченного органа направлена на развитие превентивного аудита с применением Системы управления рисками.
В частности, сокращены плановые проверки в 6,5 раз, то есть, если в 2015 году количество проверок по Плану составляло более 3-х тысяч, то к 2019 году оно уменьшилось до 500.
Также сократились сроки нахождения аудиторов на объектах аудита, так если ранее ревизионная группа проводила контроль на объекте аудита раз в 2 года и продолжительность проверки составляла в среднем 1 месяц, то сегодня аудит соответствия КВГА проводится точечно, длительность которого варьируется от 1 до 9 дней в зависимости от масштаба вопроса.
При этом, точечность проверок стала эффективнее – почти в два раза вырос удельный вес выявленных нарушений к охвату. Так в сравнении с 2015 годом, где результативность составляла 30%, в 2019 году данный показатель вырос до 55%.
Сохраняется положительная динамика по устранению нарушений, выявленных по итогам аудита.
Например, к 2019 году в 4 раза увеличилось возмещение в бюджет сумм нарушений в сравнении с 2015 годом.
Следующим важным блоком в функционале внутреннего аудита выступает аудит финотчетности.
Как Вы знаете, впервые в этом году Счетным комитетом будет аудирована консолидированная финотчетность республиканского бюджета.
Для этого Счетному комитету потребуются результаты работы КВГА Министерства финансов.
Для минимизации рисков содержания существенных искажений в консолидированной финансовой отчетности методология проведения аудита полностью согласована со Счетным комитетом.
По согласованным подходам КВГА в настоящее время проводится аудит консолидированной финотчетности 12-и администраторов, с охватом всего 2019 года.
Администраторы для проведения аудита отобраны по уровню существенности объемов валюты баланса.
Так, 10,8 трлн. тенге или 70% от общей суммы валюты баланса аудируются в режиме реального времени.
Промежуточно по результатам полугодового аудита уже установлены и предотвращены недостатки финансовой отчетности на сумму 1 трлн. тенге.
Все 66 направленных КВГА рекомендаций исполнены в полном объеме.
Это реальный превентивный механизм, позволивший администраторам бюджетных программ до формирования консолидированной финансовой отчетности исправить свои недочеты.
Предварительный анализ данных подходов уже показывает положительные результаты, с которыми, уважаемые депутаты, Вы сможете ознакомиться при рассмотрении отчета об исполнении республиканского бюджета
Государственные закупки - одна из проблемных, но в то же время одна из динамично развивающихся направлений деятельности Министерства финансов.
В частности, за последние 4 года благодаря комплексу мер, связанных с полной автоматизацией процесса и развитием дистанционных методов проверок, снижены нарушения по госзакупкам, выявляемым аудиторами при выходе на объект, в 765 раз.
Если быть точнее: в 2015 году при госфинконтроле сумма нарушений по госзакупкам составляла 233 млрд. тенге, то в 2019 году госаудитом выявлено нарушений по госзакупкам на сумму 0,3 млрд. тенге.
При этом, в ходе камерального контроля до подписания договоров устранено нарушений на сумму 795 млрд.тенге.
Автоматизация камерального контроля позволила увеличить максимальный охват госзакупок в 6 раз.
Аналогичные меры мы планируем в рамках законодательных инициатив применить на квазигоссектор через согласованные Правила закупок Фонда "Самрук-Казына", а также разработанные Министерством финансов Правила закупок квазисектора и единую платформу.
Эти меры должны повлиять на снижение нарушений субъектов квазигоссектора.
Следующий блок – это проблемные вопросы.
Остановлюсь на коррупционных рисках.
За период 2017-2019 годы задержано и осуждено 16 аудиторов и 1 работник вспомогательного подразделения
Основная причина проявления коррупции – это "прямые контакты" аудитора с объектом.
Решение проблем, связанных с коррупционными рисками при проведении аудита видим только в автоматизации и обеспечении публичности бизнес-процессов и данных, как это сделано в сфере госзакупок.
С развитием электронного камерального контроля, апелляционного обжалования госаудиторы стали меньше находится на объекте и соответственно, меньше контактировать с проверяемыми.
К примеру, ранее в 2015 году 100% проверок проводилось по старинке с выходом на объект, на что затрачено 139 тысяч ревизоро-дней.
Сегодня же 44% аудита проводится онлайн, что составляет 41 тысячу ревизоро-дней.
После максимальной автоматизации процессов только 20% проверок будет проводиться с выходом на объект - там, где нужна инвентаризация и контрольный осмотр.
Также на коррупциогенность влияет неконкурентная заработная плата и высокая ответственность госаудиторов, привлекаемых к следственным мероприятиям правоохранительных органов.
В связи с чем, на сегодня наблюдается серьезный отток квалифицированных кадров.
Следующим проблемным вопросом является отвлечение ресурсов на внеплановые проверки по запросам правоохранительных органов и жалобам.
КВГА – единственный субъект среди органов госаудита, который осуществляет внеплановый аудит по обращениям физических и юридических лиц, писем правоохранительного блока и поручениям вышестоящих органов.
Работа внепланового характера составляет 89%, что значительно отвлекает ресурсы от основной деятельности.
В динамике, более 40% внеплановых проверок приходится на рассмотрение жалоб и почти 30% по запросам правоохранительных органов.
При этом, взаимодействие с правоохранительными органами носит односторонний характер.
Так, госаудиторы КВГА выявляют нарушения, а информация о дальнейшем ходе расследования, возмещении сумм нарушений и привлечении виновных лиц к разного рода ответственности отсутствует.
Необходимо отметить, что на практике правоохранительными органами направляются поручения в виде рапортов или писем по которым уголовные дела не возбуждены.
В целях оптимизации некоторых бизнес-процессов предлагается проверки по инициативе правоохранительных органов осуществлять через аутсорсинг аудиторским организациям.
Что касается большого количества жалоб, то учитывая, что 44% из них не подтверждается, мы прорабатываем вопрос возможности установления по ним оплаты.
К примеру, при подтверждении жалобы оплаченная сумма будет возвращаться заявителю, в противном случае – оплата будет направлена в бюджет. Не менее важным функционалом Министерства выступает координация Служб внутреннего аудита.
Они на сегодня продолжают проводить ревизии, а не аудит.
Нет заметного улучшения финансовой дисциплины в их организациях.
Это можно проследить по результатам деятельности за последние 3 года.
На их площадках должны обсуждаться системные недостатки в госорганах и меры по их недопущению.
Однако, наблюдается формальное "создание" Советов.
Имеются 11 госорганов, которые с 2016 года не провели ни одного заседания Совета.
Самыми активными по работе с Советом по аудиту и рискам, являются министерства здравоохранения, труда и соцзащиты, Верховный суд, а также Актюбинская область.
Повышение результативности работы Служб аудита, в первую очередь, видится в эффективной работе Советов, которые должны устанавливать СУРы и КРI, обеспечивающие охват наиболее рискованных операций, и безусловно их профилактику.
Министерство финансов в этом направлении через КВГА в рамках координации в текущем году усилит взаимодействие со Службами внутреннего аудита.
Предлагаемые решения и ожидаемые результаты.
Решение организационных вопросов по развитию аудита мы видим в акценте на превентивность через информатизацию.
Это и облачная бухгалтерия, и интеграция информационных систем госорганов (квазигосударственных субъектов) на всех этапах бюджетного процесса, и конечно же Big data analyses.
На сегодняшний день, при дистанционных методах проверок (комплаенс, камеральный контроль) преобладает присутствие человеческого фактора – подтверждение риска нарушения устанавливается экспертной оценкой работника (уведомления формируются вручную).
Поэтому мы ставим себе целью максимальную автоматизацию аудита через исключение человеческого фактора и использование информсистем для аудита (Информационные системы МВД, МСХ по субсидированию, МИИР, МинТруда, Банков второго уровня и др.).
В свою очередь, интеграция с базами данных других госорганов позволит предупреждать правонарушения и снизит коррупционные риски.
Следующим блоком хочу выделить наши инициативы, необходимые для дальнейшего развития госаудита.
Для предупреждения нарушений правил бухучета, как я отмечал выше, мы понимаем необходимость внедрения облачной электронной бухгалтерии в государственных учреждениях.
Поэтому мы сначала подготовим информсистему и апробируем ее на практике.
В ближайшее время нами будут установлены необходимые требования и форматы к имеющимся на рынке информационным системам бухгалтерского учета с целью предупреждения ею самой атипичных операций.
В дальнейшем, по мере готовности системы, мы будем аудировать входные данные и проводить электронный аудит финотчетности.
Это позволит и получать выгрузку данных для целей планирования бюджета.
***
Аудиторлық ұйымдарға құқық қорғау блогына қатысты тексерулерді аутсорсингке беру бойынша ішкі мемлекеттік аудит комитетінің мемлекеттік аудиторларының орнына жеке аудиторларды тарту қажет.
Өз кезегінде, бұл шара біздің аудиторларға талдау және сәйкестік аудит жүргізуге және заң бұзушылықтардың алдын алуға күш жігерін бағыттауға мүмкіндік береді деп санаймын.
Бүгінгі күні ішкі аудиторларды олардың негізгі функционалынан алаңдату орын алып отыр, өйткені ресурстардың үштен бірі құқық қорғау блогының материалдарын өңдеуге бағытталған.
Құрметті депутаттар!
Адам факторын болдырмау және ақпаратты жүйелерді аудит үшін мейлінше интеграциялау арқылы барынша автоматтандыру жөніндегі ұсынылған бастамалар, саланы одан әрі жетілдіруге оң әсерін тигізеді.
Назарларыңызға рақмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2020
Указ Президента Республики Казахстан от 24 февраля 2020 года №272 28.02.2020
Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел совещание по вопросам развития рыбной отрасли 28.02.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2020 года №77 28.02.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2020 года №83 28.02.2020
Мартовские иды: вернется ли Назарбаев в Акорду? 28.02.2020
Институт этнополитики появится в Казахстане 28.02.2020
В Мажилисе презентован депутатский законопроект по вопросам аудиторской деятельности 28.02.2020
Сенаторы рассмотрели соглашение с Арменией по взаимному признанию официальных документов 28.02.2020
Кыргызстан нарушает правила торговли в рамках ЕАЭС 28.02.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
07.08.20 Пятница
68. ИБРАЕВА Галия
67. ИВАНИЩЕВ Александр
66. АЖМОЛДАЕВ Магауия
66. САПАРОВ Табылгали
64. ЕССЕ Анатолий
64. МАКУЛБЕКОВ Баглан
63. БИТЕБАЕВ Орал
63. НАДЫРБАЕВ Акбатыр
61. АЛИМЖАНОВ Исахан
57. ГАЛИЕВА Дина
54. ТЛЕУХАН Бекболат
53. АЛИМБЕТОВА Бахшагул
52. ЕСЕНЕЕВ Каиргельды
51. КУЗЕМБАЕВ Рашид
50. БАЙДАУЛЕТ Ерлан
...>>>
08.08.20 Суббота
107. МОРОЗОВ Михаил
74. ТАСМАГАМБЕТОВ Сагитжан
71. БАЙБАТЧИН Ертай
68. ЩЕГЛОВА Мария
67. ГУРМАН Михаил
65. ГРИГОРЕНКО Сергей
62. ТАШИБАЕВ Мурат
58. ИСМАГАМБЕТОВ Рахимжан
58. ТОЛУМБАЕВ Берик
57. УРАЗБАЕВ Кайрат
55. РАХМЕТОВ Ерлан
54. САРТБАЕВ Бауржан
53. ТЕНЛИБАЕВ Нуржан
51. АШИРБЕКОВА Ботагоз
47. ЯКОВЕНКО Игорь
...>>>
09.08.20 Воскресенье
89. РЯБОВ Борис
84. СЕВЕРСКИЙ Игорь
73. КЕРЦМАН Михаил
71. КОЖА-АХМЕТ Хасен
70. АХМЕТОВ Абдулла
67. ДАНАЕВ Нарбота
67. ТАУБАЕВ Максет
62. БАЙЖАНОВ Улан
60. АЯЗБАЕВ Сматай
58. КАЛЕКЕНОВ Ержан
58. КОРОВИН Игорь
58. МАРАБАЕВ Жакып
40. НУРУМБЕТОВА Шолпан
38. ТУЛЕБАЕВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz