primeminister.kz, 21 февраля
27 января т.г. депутаты Сената Парламента РК С. Джаксыбеков, Д. Адильбеков, М. Бортник, М. Жолдасбаев, М. Кубенов, А. Куртаев, Е. Мамытбеков, Е. Султанов направили депутатский запрос касательно развития ювелирной отрасли.
Премьер-Министр РК Золотодобывающая отрасль занимает один из ключевых секторов промышленности, при этом практически весь объем произведенного золота направляется на пополнение золотовалютных резервов страны. С 2011 по 2019 годы объем производства необработанного золота увеличился в 2,8 раза и достиг 103 тонны. Производство аффинированного золота выросло в 3,4 раза и составило 57,6 тонны. Увеличению производства золота способствовала реализация крупных проектов, таких как освоение месторождений "Бозшаколь" и "Актогай" (Kazminerals), модернизация Акбакайской золотоизвлекательной фабрики и запуск проекта "Пустынное" (АО "АК Алтыналмас"), добыча на Бакырчикском месторождении (АО "Полиметалл") и запуск нового аффинажного завода ТОО "Тау-Кен Алтын" в г. Нур-Султане с производительной мощностью 25 тонн золота и 50 тонн серебра в год. Касательно ювелирной промышленности за 2017 год в Казахстане произведено ювелирных изделий на сумму 685 898 тыс. тенге, за 2018 год – 727 117 тыс. тенге, за 2019 год - 742 538 тыс. тенге. В целом вопросы, касающиеся развития ювелирной отрасли, находятся на постоянном контроле Правительства. Более подробная информация по поднимаемым вопросам прилагается.
---
Приложение Касательно возможности внесения изменений в законодательство, предусматривающих вывоз золотосодержащего сырья с обязательным возвратом драгоценных металлов на территорию республики в виде сплава Доре Законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее – Закон) определена максимальная переработка золотосодержащего сырья на трех перерабатывающих заводах (ТОО "Тау-Кен Алтын", ТОО "Казцинк", ТОО "Корпорация "Казахмыс") и реализация в приоритетном порядке Национальному Банку Республики Казахстан (далее – Нацбанк) аффинированного золота, произведенного на территории Республики Казахстан или за ее пределами. Справочно: за 2019 год объем добычи золотосодержащей руды составил 24 596 тыс. тонн (за 2018 год – 20 412 тыс. тонн), объем производства необработанного золота – 103 тонны (за 2018 год – 100 тонн), объем производства аффинированного золота – 58 тонн (за 2018 год – 54 тонны). На 2020 год план объема добычи золотосодержащей руды - 25 тыс. тонн, план объема производства необработанного золота – 103 тонны, план объема производства аффинированного золота - 63 тонны. В Казахстане, в отличие от золотоизвлекательных фабрик, медеплавильные заводы (ТОО "Казцинк" и ТОО "Казахмыс Смэлтинг") имеют технологическую возможность переработки продукции с последующим выпуском аффинированного золота и серебра. В первую очередь, обеспечивается загрузка отечественных медеплавильных предприятий в соответствии с их производственными мощностями и требованиями законодательства Республики Казахстан, а оставшийся объем золотосодержащегося концентрата реализуется на экспорт. В статье 9 Закона предусмотрено, что в случае переработки золотосодержащих руд за пределами страны, сплав Доре подлежит возврату на территорию республики на условиях толлинга. Принимая во внимание указанное, вопрос внесения изменений в законодательство Республики Казахстан по вывозу сырья, содержащего драгоценные металлы, с условием обязательного возврата на условиях толлинга потребует разделения видов сырья, которое в дальнейшем возможно реализовать на экспорт. В связи с риском возможного отказа иностранных партнеров (потеря рынка сбыта) от приобретения и переработки сырьевой продукции казахстанских предприятий (сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение инвестиционной привлекательности национальной горнорудной отрасли, социальная напряженность в регионах в связи с вынужденным сокращением персонала, переизбыток медного концентрата на внутреннем рынке и др.), а также с возможными экономическими трудностями горно-металлургических предприятий Казахстана и невыполнением своих обязательств перед международными финансовыми институтами, предоставившими заемное финансирование на развитие и модернизацию таких производств, внесение изменений в законодательство Республики Казахстан по вопросам драгоценных металлов и драгоценных камней в отношении возврата золота из медных концентратов и концентратов других цветных металлов, считаем преждевременным. Касательно повышения конкурентоспособности отечественной ювелирной отрасли В целях повышения конкурентоспособности отечественной ювелирной отрасли в 2016 году были внесены изменения в законодательство Республики Казахстан в части освобождения производителей ювелирных изделий от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на покупку золота. Данные меры позволили малым предпринимателям покупать золото по выделенным квотам в размере 300 килограммов золота в год по цене Лондонской биржи у аффинажного завода ТОО "Тау-Кен Алтын". Вместе с тем, в 2018 году были внесены изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан, согласно которым был возвращен вышеуказанный порядок налогообложения производителей ювелирных изделий при закупке золота у аффинажного завода. Данное обстоятельство привело к тенденции вынужденного выкупа предпринимателями, занимающимися ювелирной деятельностью, золота в ломбардах. Справочно: по состоянию на февраль 2020 года на Лондонской бирже 1 килограмм золота стоит порядка 50,5 тыс. долларов США. В случае возвращения квоты в размере 300 килограммов золота потери государственного бюджета будут составлять около 5,7 млрд. тенге в год. В настоящее время заинтересованными государственными органами (МИИР, МНЭ, МФ, МТИ) в рамках текущей законотворческой деятельности прорабатывается вопрос внесения поправок в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части освобождения от НДС оборотов по реализации аффинированного золота и серебра производителей ювелирных изделий. Касательно усиления контроля за лицами, реализующими ювелирную продукцию и за оборотом изделий из драгоценных металлов Контрольные функции за незаконным оборотом ювелирных изделий из драгоценных металлов возложены на органы государственных доходов и на уполномоченный орган в сфере государственного финансового контроля (положение о КГД МФ, утвержденное приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14.06.2016 г. № 306). На сегодняшний день вопрос ужесточения ввоза на территорию Казахстана ювелирных изделий прорабатывается уполномоченными органами в части возможности осуществления ввоза только через аэропорт г. Алматы с прекращением ввоза через другие региональные аэропорты страны. Также, рассматривается вопрос о введении лицензирования на торговлю и производство ювелирных изделий, что позволит наладить ведение единого и полного учета лиц, занимающихся данной деятельностью, а также эффективно противостоять их ввозу на территорию страны контрабандным путем. Касательно наделения Министерства торговли и интеграции полномочиями по контролю в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов По итогам проведенного в 2019 году заседания Совета по горнометаллургической отрасли геологии, недропользовании по твердым полезным ископаемым при Президенте Республики Казахстан (далее – Совет) принято решение о целесообразности закрепления функции государственного контроля при ввозе и вывозе ювелирных изделий и драгоценных камней за Министерством индустрии и инфраструктурного развития, а функции государственного контроля в сфере реализации ювелирных изделий и драгоценных камней за Министерством торговли и интеграции. На сегодняшний день проводится соответствующая работа в реализацию вышеуказанного решения Совета. Справочно: за 2019 год проведено 939 проверок (внеплановые проверки, профилактический контроль) в отношении юридических и физических лиц, реализующих ювелирные изделия: установлено 560 нарушений, выдано 506 предписаний об устранении нарушений, вынесено 243 постановления по делу об административном правонарушении с наложением административных штрафов на сумму 1313000 тенге. Проверено 51145 ювелирных изделий, выявлено: 5707 изделий, реализуемых без пробирного клейма, 384 изделий без оттиска именника, 31835 изделий без наличия информации на ярлыках, у 3660 изделий отсутствие экспертного заключения уполномоченного органа и у 302 изделий отсутствие акта государственного контроля Касательно рассмотрения меры по расширению сырьевой базы отрасли драгоценных металлов путем фискальных изменений для стимулирования инвестиций в геологоразведку В Налоговом кодексе с 1 января 2018 года предусмотрены меры стимулирования геологоразведки в виде льгот для недропользователей, осуществляющих деятельность по разведке и (или) добыче твердых полезных ископаемых, в части освобождения от налога на сверхприбыль, а также по вновь полученным лицензиям по разведке и (или) добыче твердых полезных ископаемых, где возмещение исторических затрат не предусматривается. Кроме того, 25 октября 2019 года на заседании Евразийского межправительственного совета подписано Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС, которое позволит создать условия для обеспечения свободного обращения драгоценных металлов и драгоценных камней на территории ЕАЭС. На основании изложенного, отмечаем, что государственными уполномоченными органами с учетом поднимаемых вами вопросов принимаются соответствующие меры государственного контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней. |