NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Вторник 4.08.2020 18:05 ast
15:05 msk

Мартовские иды: вернется ли Назарбаев в Акорду?
Д.Ашимбаев: Не стоит воспринимать либерализацию, как самоцель. Либерализация – это, прежде всего, механизм
28.02.2020 / политика и общество

Марсель Хамитов, ia-centr.ru, 27 февраля

5 марта в Нур-Султане пройдет заседание бюро политического совета партии "Нур Отан", а 18 марта состоится расширенное заседание политсовета "Нур Отан", на котором будут обсуждаться основные задачи партии. Тем временем, в Казахстане пошли слухи, что на одном из этих мероприятий казахстанская широкая общественность может попросить Нурсултана Назарбаева вернуться на пост президента. Насколько обоснованы слухи? Об этом в интервью ИАЦ МГУ рассказал известный политолог, историк, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр АШИМБАЕВ.
– Данияр Рахманович, насколько велика вероятность обсуждаемой операции по возвращению Н.А. Назарбаева на должность президента?
– Я думаю, что в такой операции нет никакого смысла. Если бы Нурсултан Абишевич не хотел уйти с поста президента, он бы год назад не ушел. Его уход был связан не только с усталостью или возрастом, но и с пониманием необходимости определенных перемен. Я думаю, что он прекрасно осознавал, что уже несмотря на его опыт, волю и силу, аппарат в тот момент перестал слушаться даже его. И поэтому была нужна перезагрузка. Это сохранность курса в общих чертах, но с постепенной его модернизацией, поскольку назрела необходимость решения достаточно большого количества вопросов. А проблем накопилось много – и в экономике, и в политике, и в социальной сфере. Понятно, что Назарбаев сохранил за собой определенные рычаги, и рычаги немалые. Но опять же, если мы говорим о "Нур Отан", Ассамблее народа Казахстана (АНК) и Совете безопасности, все мы прекрасно понимаем, что эти структуры имеют значимость только потому, что ими руководит Нурсултан Назарбаев. О том, что АНК не справляется со своими обязанностями речь идет давно. О том, что "Нур Отан" находится в спящем состоянии, и партии необходима реанимация – говорил буквально недавно сам Елбасы. О Совбезе можно сказать, что последние несколько лет он никак не может найти свое место в политической системе страны. И этот вопрос тоже неоднократно поднимался. Но Назарбаев, возглавляя эти структуры, имеет трибуны через которые может влиять на текущую ситуацию.
– И тем не менее складывается впечатление, что к тем проблемам, которые были при Назарбаеве, добавилась масса других после его ухода. И ситуация в стране стала гораздо хуже, чем при Первом президенте…
– Я не сказал бы, что ситуация стала гораздо хуже. Да, какие-то проблемы вышли наружу. Но они же не возникли в одночасье – они долго созревали и были до этого. Говорить, что смена власти привела к ухудшению ситуации в стране, я бы не стал. Все понимают необходимость реформ, но какие это должны быть реформы, как их реализовывать, и кто их будет реализовывать – этот момент остается дискуссионным. К примеру, все понимают, что нужна смена пропорциональной системы выборов на мажоритарную. В каждой из этих моделей, безусловно, есть и плюсы и минусы. То же самое и с законом о митингах – уведомительная или разрешительная система? На мой взгляд, есть темы для митингов, которые нужно пресекать, к примеру, религиозная и националистическая пропаганда.
Реформа квазигоссектора тоже вызывает вопросы. К примеру, механическое упразднение Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" приведет к тому, что ее долги автоматически лягут на бюджет. То есть, каждый вопрос, который поднимается руководством страны, не имеет моментального решения. Это также как с реформой полиции, помните: давайте уволим всех полицейских и наберем новых! Но где мы их наберем? Среди современной молодежи с низким уровнем правовой грамотности и высокой толерантностью к коррупции? Лучше полицию мы не получим. То же самое и с реформой Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС). Вот, периодически требуют вывести КУИС из системы МВД. Но ведь его уже как-то выводили, но потом вернули обратно, потому что не сработала реформа. Лозунгами и плакатами ничего не решишь. Нужно нарабатывать механизм и алгоритм реформ, необходимых сейчас, в пределах тех правовых договорных и экономических ограничений, что у нас есть. В сытые нулевые годы, когда были высокие цены на нефть, возможности бюджета были неограниченными. Сейчас ситуация другая. Экономическая конъюнктура не самая благоприятная.
– В истории было немало показательных примеров. Курс на либерализм на фоне Первой мировой войны привел к исчезновению Российской империи. Курс на демократизацию на фоне экономического кризиса – к исчезновению СССР с мировой политической карты. Насколько правильно было со стороны президента Токаева в период транзита ослаблять законодательство и делать поблажки в отношении тех же митингов? Не станет ли это причиной того, что Елбасы усомнится в правильности выбора преемника?
– Не стоит воспринимать либерализацию, как самоцель! Либерализация – это, прежде всего, механизм. Смотрите, даже по тем же митингам. Ограничивать число митингов – значит лишить граждан права на выражение своего мнения и своей позиции. А ведь не секрет, что власть дает немало поводов для выражения негатива и недовольства: социального, экономического и т.д. Сейчас экономическими митингами пользуются ипотечники, дольщики, владельцы машин с армянскими номерами. Хотя мы понимаем, что они пытались поставить себя чуть выше закона.
В то же время, понятно, что есть немало реальных тем для митингов – злоупотребления полномочиями в акиматах, земельные вопросы, образование, крышевание властью преступности, коррупция и др. Лишая граждан возможности высказывать свою критику посредством митингов, власть тем самым прикрывает свои злоупотребления. С другой стороны, есть темы, которые политически, национально и религиозно опасны, и которые надо пресекать. Но при этом надо искать пути решения этих проблем.
В-третьих, надо понимать, что если на митинг соберутся сто тысяч человек и возьмут с собой арматуру и коктейли Молотова, то этим людям будет глубоко наплевать, что написано в законе по поводу разрешительной или уведомительной системы. Поэтому, на мой взгляд, определенная либерализация в плане митингов должна привлечь внимание государства к острым моментам. Другое дело, чтобы это не мешало правам других граждан: не перекрывались центральные улицы, не блокировались учебные или врачебные заведения и т. д. Здесь вопрос не столько в либерализации, а сколько в том, чтобы придать нормальную форму этим взаимоотношениям. Понятно, что большинство чиновников за максимальные ограничения митингам, в том числе и из-за наличия различного рода провокаторов.
– Если 5 марта не произойдет ничего экстраординарного в плане смены власти, то чего ждать от заседания политсовета?
– Работа "Нур Отан" – это вопрос имиджа Первого президента и его контроля над ситуацией в стране. Мы видим при этом, что на руководство партией был брошен прежний аким Алматы Бауыржан Байбек со своей командой. К тому же, мониторинг реализации предвыборной платформы партии был возложен на Нурлана Нигматулина как главу фракции "Нур Отан" в Мажилисе и спикера этой палаты. А разработка следующей предвыборной программы была поручена Аскару Мамину. И видно, что партия сама по себе с этими задачами справиться не в силах, поэтому были привлечены еще дополнительно руководители двух ветвей власти. От партии сегодня ждут обещанной перезагрузки и реабилитации. Но пока этого нет. А Н. Назарбаеву сейчас не нужна партия, которая будет просто вешать лозунги и делать громкие заявления в ущерб реальным делам. Ему нужно показать, что "Нур Отан" находится на страже его наследия, и это эффективный механизм – политический, социальный, антикоррупционный. Я думаю, что на заседании будут рассматриваться вопросы дальнейшей активизации партии и то, насколько партия сегодня готова и может все эти вопросы решать.
– Останется ли Б. Байбек в руководстве партии с учетом того, что, по мнению экспертов, он провалил ту работу, которая ему была поручена Первым президентом?
– Безусловно, определенные выводы будут сделаны. Но вопрос смены руководства партии вряд ли актуальный, поскольку фигур, способных возглавить партию, особо нет, кроме, пожалуй, Нурлана Нигматулина. Но он занят руководством Мажилиса, и заменить его сейчас, когда идет обсуждение и принятие острых законов, было бы неправильно. Можно, конечно, на него возложить руководство всей партии, что было бы логично, учитывая количество членов "Нур Отан" среди депутатов парламента, но тогда возникает вопрос: куда девать Байбека вместе с его командой.
До выборов еще есть время и, мне кажется, Н.А. Назарбаев сейчас не готов к радикальным перестановкам в партии, поскольку это повлечет за собой определенные маневры, связанные с остальными ветвями власти.
На Совбез сейчас брошены силы Асета Исекешева. Нурсултан Назарбаев несколько раз встречался с замом АНК Жансеитом Туймебаевым. То есть видно, что он пытается у тех структур, которые остались в его ведении, повысить коэффициент полезного действия. Как это будет делаться и возможно ли это – вопрос дискуссионный. В наших реалиях, увы, кадровые вопросы решают далеко не все.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2020
Указ Президента Республики Казахстан от 24 февраля 2020 года №272 28.02.2020
Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел совещание по вопросам развития рыбной отрасли 28.02.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2020 года №77 28.02.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2020 года №83 28.02.2020
Мартовские иды: вернется ли Назарбаев в Акорду? 28.02.2020
Институт этнополитики появится в Казахстане 28.02.2020
В Мажилисе презентован депутатский законопроект по вопросам аудиторской деятельности 28.02.2020
Сенаторы рассмотрели соглашение с Арменией по взаимному признанию официальных документов 28.02.2020
Кыргызстан нарушает правила торговли в рамках ЕАЭС 28.02.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
04.08.20 Вторник
82. МНАЦАКАНЯН Родик
74. АЙДАРБЕКОВ Кенхан
74. ПОПЕЛЮШКО Анатолий
71. АХМЕДЬЯНОВ Кабидулла
70. ЯКУПОВ Валерий
68. ЖАНАБИЛ Серик
67. НОГАЕВ Султан
65. СИХИМБАЕВА Любовь
63. ОРЫНБЕКОВ Бекболат
60. УМИРЗАКОВ Самажан
60. ФЕДОРОВ Сергей
59. МАДАНОВА Маргарита
58. ХАСЕНОВ Рустем
56. БАЙЖАНОВ Айдарбек
54. СЕЙПОЛДАЕВ Ерлан
...>>>
05.08.20 Среда
85. УВАЙСОВ Мусаннип
80. КУМЕКОВ Булат
79. ИСКАКОВ Сапар
79. КУРМАНГАЛИЕВ Санат
73. ВЫСКУБОВ Владимир
73. КАЗЫМБЕТ Полат
70. ШАКИРОВ Бахытжан
68. КЛИМОВ Павел
66. АЛЕСИН Владимир
66. КАРАСАЕВА Халам
65. ИСМАКОВ Досбол
65. МЕДЕТОВ Жумагул
63. АРОНОВА Ирина
63. ГОРЯИНОВ Александр
63. ДЮСЕМАЛИЕВ Ерсайн
...>>>
06.08.20 Четверг
73. АМАНБАЕВ Александр
73. ЯКУШЕНКО Владимир
71. ТОКУШЕВ Калиаскар
70. АКИМБЕКОВ Назымбек
68. КАМЗЕБАЕВ Саят
67. ДЖУТАБАЕВ Аманатай
67. ШАЙМАНОВ Болат
64. НАБИЕВ Марат
64. РАХМАНБЕРДИЕВ Рахматильда
59. КИЗАТОВ Ермек
58. АЛЬМАГАМБЕТОВ Канат
57. ЖЕКСЕМБАЕВ Толеужан
57. ИСЕНЕЕВ Каиргали
56. БАЕКЕНОВА Индира
54. ДЖУМАГАЛИЕВА Гульжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz