NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:32 ast
10:32 msk

Мажилис одобрил в I чтении проект Административного процедурно-процессуального кодекса
В ходе обсуждения Председатель Мажилиса выразил уверенность, что новый Административный процедурно-процессуальный кодекс переформатирует работу по рассмотрению обращений граждан, а государственные органы будут более оперативно реагировать на нужды населения
12.03.2020 / политика и общество

Нур-Султан, 11 марта, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили в первом чтении проект Административного процедурно-процессуального кодекса, а также сопутствующие поправки к нему.
Проект Кодекса направлен на закрепление гарантий, которые позволят гражданам реально участвовать в процессе принятия управленческих решений и установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде.
В ходе обсуждения Председатель Мажилиса выразил уверенность, что новый Административный процедурно-процессуальный кодекс переформатирует работу по рассмотрению обращений граждан, а государственные органы будут более оперативно реагировать на нужды населения.
При этом депутаты подняли ряд актуальных вопросов.
Так, согласно законопроекту вводится новая гарантия защиты прав граждан, называемая "правом на доверие участника административной процедуры". Предусматривается, что незаконный акт, благоприятный для гражданина, но принятый с нарушением законодательства, не будет отменен при наличии трех условий: если не затронуты государственные и общественные интересы, если должностным лицом не совершены противоправные действия, установленные приговором суда, и если сам заявитель не предоставлял недостоверные документы.
Как отметил Спикер Мажилиса, новый принцип охраны права на доверие доказал свою эффективность во многих странах ОЭСР, где административная юстиция функционирует давно. И для законопослушного человека это право – дополнительная гарантия от субъективного рассмотрения чиновника и защита от его ошибок.
- С введением в действие данного принципа гражданин может быть уверенным, что уже однажды принятое государственным органом в его пользу решение не может быть отменено. На практике мы знаем немало случаев, когда, например, возводились жилые дома, а при проверке выяснялось, что акты на земельные участки оформлялись с нарушением законодательства со стороны госорганов, в частности, акиматов. Теперь же формула "я издал акт – и я его отменяю" работать не будет, - сказал Нурлан Нигматулин.
Вместе с тем Спикер Мажилиса подчеркнул необходимость редакционно доработать формулировку данной статьи, учесть опыт стран, в которых данный принцип уже внедрен, чтобы не было конкуренции данной нормы с принципом законности в целом.
Сопутствующими поправками вводится обязательное досудебное обжалование.
У депутатов возник вопрос, не вызовет ли это сложности и не повлечет ли волокиту при проведении административных процедур и рассмотрении обращений граждан.
Как подчеркнул Председатель Мажилиса, человек при обращении в госорган должен быть уверен, что его вопрос решится.
- И работникам государственных органов необходимо понять, что после принятия обсуждаемого Кодекса значительно усилится их ответственность по рассмотрению обращений граждан и организаций. Работникам государственных органов нужно понимать также, что основной посыл этого нового Кодекса изначально подразумевает "презумпцию виновности" не гражданина, а государственных органов в случае, если гражданин обратится с заявлением в суд. Это абсолютно новый подход. Поэтому госорганам важно не доводить дело до суда, а решать вопросы граждан еще на стадии досудебного рассмотрения, - считает Нурлан Нигматулин.
Особое внимание депутаты Мажилиса уделили готовности судебной системы к рассмотрению споров в рамках административной юстиции к запланированным срокам, т.е. 1 января 2021 года.
- Не получится ли так, как уже было со следственными судами? Тогда прописали один срок, потом выяснилось, что судебная система не будет готова в эти сроки и пришлось переносить (опять законодательно) срок введения в действие следственных судов на год позже, - адресовал свой вопрос Нурлан Нигматулин представителю Верховного суда.
Представитель Верховного суда согласилась, что времени не очень много и оптимальным сроком введения был бы июнь 2021 года.
До второго чтения данный вопрос будет доработан.
Подводя итог обсуждения, Спикер Мажилиса напомнил, что одной из стратегических задач, которые ставит руководство страны, является создание эффективного и компактного государственного аппарата. Выполнение этой задачи требует совершенствования административных процедур и внедрения административного судопроизводства.
И одобренный сегодня Мажилисом в первом чтении проект Административного процедурно-процессуального кодекса является базовым для достижения этих целей.
- Впервые в одном законодательном акте систематизированы и объединены правовые нормы, регулирующие осуществление административных процедур и судопроизводства. И цель этого Кодекса – это дальнейшее укрепление конструктивного диалога населения и органов власти, это повышение ответственности государственных органов, что, безусловно, соответствует политике "слышащего государства", способного оперативно реагировать на нужды населения, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
После принятия данного Кодекса будут созданы специализированные административные суды. По словам Спикер Мажилиса, будет переформатирована и построена по-новому работа всех государственных органов по рассмотрению обращений граждан и организаций.
Всю подготовительную работу уполномоченным органам необходимо проводить уже сейчас, заблаговременно. При этом важно разъяснить населению актуальные новеллы Кодекса, а также организовать обучающие семинары для самих государственных служащих, которые рассматривают обращения физических и юридических лиц.
- Только реализация всех этих мер позволит обеспечить строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций нашей страны, - уверен Нурлан Нигматулин.
В целом предлагается признать административным органом не только госорганы, но и организации, наделенные правом принимать властные решения. Закрепляются процедурная гарантия быть заслушанным при осуществлении административных процедур, принцип активной роли суда, презумпция виновности госоргана при рассмотрении спора в суде, за исключением отдельных случаев.
На пленарном заседании Мажилис одобрил в первом чтении законодательные поправки по вопросам государственной службы.
Основные нормы законопроекта направлены на упразднение кадрового резерва административной госслужбы корпуса "А", введение квалификационных требований к отдельным политическим должностям, разработку требований к организациям образования, осуществляющим повышение квалификации госслужащих, освобождение от ротации госслужащих, являющихся многодетными родителями.
Особое внимание уделено в проекте закона норме, позволяющей привлечь в сельские населенные пункты квалифицированных специалистов -государственных служащих в рамках проекта "С дипломом в село".
По словам Спикера Мажилиса, это позволяет законодательно решить проблему дефицита кадров в селе.
Депутаты неоднократно поднимали эти вопросы и при рассмотрении законопроекта, предусматривающего внедрение бюджета 4-го уровня, и в депутатских запросах по итогам встреч в регионах, и в рамках правительственных часов.
Согласно информации Агентства по делам государственной службы количество вакансий в госорганах сельских округов составляет порядка 900 человек.
- Это достаточно большое количество и принимаемая норма как раз должна способствовать ликвидации серьезного дефицита квалифицированных кадров, - считает Нурлан Нигматулин.
Речь идет, прежде всего, о главных и ведущих специалистах, т.е. людях, на плечи которых, по словам Спикера Мажилиса, ложится вся рутинная и тяжелая работа в акиматах.
Как подчеркнул Председатель Мажилиса, эти специалисты контролируют работу сферы водоснабжения, освещения, строительства, коммуникации.
- Предлагаемая норма в полной мере обеспечивает принцип равных возможностей граждан, - сказал Нурлан Нигматулин.
"Добро" депутатов Палаты получили и законодательные новшества относительно гражданско-правовой ответственности в сфере использования атомной энергии.
Принятие законопроекта в соответствии с требованиями Венской конвенции усилит ответственность операторов ядерных установок за возмещение ядерного ущерба, который может возникнуть в результате мирного использования атомной энергии.
Во втором чтении депутаты одобрили проект законодательных поправок по вопросам регулирования миграционных процессов.
На пленарном заседании депутаты назначили профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым законопроектам. Это проект Закона с сопутствующими поправками "О ветеранах". В этом ряду и законопроект с сопутствующими поправками "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан". Среди поступивших в Мажилис также проект законодательных поправок по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте и совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг. В пакете новых законодательных актов и законодательные новшества относительно обеспечения доступности Интернета в сельских населенных пунктах.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили А.Перуашев, В.Олейник, М.Магеррамов.
***
Мажилис на пленарном заседании назначил Асхата Даулбаева на должность члена Конституционного Совета Республики Казахстан.

---

Депутатский запрос Магеррамова М.М.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
Депутатский запрос фракции "Народные коммунисты" касается проблем обеспечения противосудорожными лекарственными препаратами для детей и взрослых с эпилепсией.
Да, пациенты получают противосудорожные препараты, однако качество и эффективность этих препаратов низкого уровня и как говорят родители детей и сами взрослые с заболеванием эпилепсия, эти препараты имеют множество побочных эффектов. Ранее наша фракция делала обращение с просьбой решить вопрос с незарегистрированными противосудорожными препаратами, потому что применяемых в нашей стране препаратов недостаточно, и они как правило дженерики с низким качеством.
В Казахстане имеется узаконенный механизм ввоза незарегистрированных в стране препаратов на основании действующей нормы Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения". В очередной раз предлагаем расширить перечень орфанных заболеваний с включением в него дополнительно редких эпилептических форм и использовать механизм ввоза в Казахстан незарегистрированных противосудорожных препаратов для нуждающихся в них пациентов.
Уже давно во всем цивилизованном мире широко используют эффективные препараты нового поколения. У нас же, пациентов сажают на различные заменители. В результате чего родители детей и взрослые с эпилепсией вынуждены искать и покупать качественные оригинальные препараты за пределами страны, если конечно, позволяют финансовые возможности, поскольку один препарат на месяц пользования стоит от 30 тысяч до 150 тысяч тенге, а таких препаратов на один месяц надо несколько.
Есть также проблемы ограниченного доступа к высокотехнологичным средствам диагностики, таким как высокопольная МРТ мозга по специальному протоколу, электроэнцефолография, в том числе длительной от трех до семи суток, нейропсихологическому тестированию. Для детей с эпилепсией недостает нейропсихологических услуг, психосоциальной и физической реабилитации. Остаются недоступными эффективные методы реабилитации, такие как Войта, Бобат и др.
Надеемся на объективный подход в изучении обозначенных нами проблемных вопросов и их скорейшего решения.
Предлагаем в процессе изучения этих проблем не ограничиваться лишь "радужными" отчетами Министерства здравоохранения, а провести встречи с родителями детей с эпилепсией, а также независимыми организациями занимающимися этими проблемами.
Ответ на депутатский запрос просим дать письменно в установленный законодательством срок.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты" М. Магеррамов
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Олейника В.И.
Премьер – министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Поводом для данного депутатского запроса стали обращения общественных организаций и жителей Восточно-Казахстанской области по проблемным вопросам социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (далее - СИЯП).
Ранее в адрес Правительства Республики и профильного Министерства неоднократно направлялись депутатские запросы о существующих проблемных вопросах, разрешение которых необходимо для приведения территории СИЯП в безопасное состояние.
Однако до настоящего времени они продолжают оставаться актуальными. Так, из 18 300 кв. км территории бывшего ядерного полигона комплексное обследование (радиоэкологическое и экологическое) проведено лишь на территории 10 410 кв. км.
В результате обследования выявлены значимые участки радиоактивного загрязнения, основные пути и механизмы текущего и потенциального распространения радиоактивных веществ, которые носят локальный характер.
Например, на территории испытательных площадок "Дегелен", "Сары-Узень", "Балапан", "Телькем", "Опытное поле" и объект "Атомное озеро" выявлены участки со значительным радиоактивным загрязнением, представляющим опасность, как для окружающей среды, так и населения, проживающего вблизи полигона.
Далее. Не до конца изученным остается вопрос современной радиационной обстановки в районах, прилегающих к СИЯП. Работы по комплексному обследованию планируется завершить в 2021 году, для чего потребуется около 2,6 млрд. тенге. Это позволит разработать первоочередные меры, направленные на оздоровление, реабилитацию, социальную защиту населения и будет способствовать социально-экономическому развитию региона.
На сегодняшний день, по ориентировочной оценке, количество граждан, проживающих на исследуемых территориях, пострадавших от деятельности СИЯП, и их потомки, составляет около 1,5 млн. человек. Они нуждаются в постоянном мониторинге здоровья.
Осуществляемые на базе консультативно-диагностического центра г. Семей первичный скрининг и углубленное обследование отвечают современным требованиям комплексного обследования больных для оценки и мониторинга общественного здоровья. Вместе с тем, имеется необходимость в создании Республиканского центра комплексной дозиметрии в г. Курчатове Восточно-Казахстанской области, который будет являться ключевым звеном в государственной системе контроля и учета дозовых нагрузок на персонал и население, полученных при работе с источниками ионизирующего излучения и проведения медицинских рентгенорадиологических процедур.
Население также волнуют вопросы, связанные с:
- лишением пенсионеров, проживающих в зоне повышенного риска (в результате проведенных с 1 января 1998 года преобразований в пенсионной системе), ежемесячных экологических надбавок к пенсии и отмене льготного выхода на пенсию (в настоящее время в зоне повышенного радиационного риска Восточно-Казахстанской области проживает более 110 тысяч пенсионеров);
- сохранением за гражданами, пострадавшими от многолетних ядерных взрывов (имеющих соответствующее удостоверение) и выехавших в другие регионы страны, всех прав на льготы, предусмотренные Законом о СИЯП;
- возвратом в хозяйственный оборот "чистых" земель полигона;
- социальной и медицинской реабилитацией и другие.
На основании изложенного, в целях совершенствования действующего законодательства, разрешения проблемных вопросов социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на СИЯП Правительству Республики Казахстан необходимо:
1) взять на контроль и обеспечить реализацию Плана мероприятий по совершенствованию мер социальной защиты граждан, пострадавших вследствие испытаний на СИЯП;
2) уточнить условия и основания оказания гражданам социальной поддержки, в части распространения действия норм по дополнительной оплате труда и оплачиваемому отпуску на граждан, имеющих статус пострадавших вследствие ядерных испытаний на СИЯП и проживающих на территориях радиационного загрязнения;
3) определить порядок и условия возврата в хозяйственный оборот реабилитированных земель полигона;
4) принять дополнительный комплекс мер по организации лечения, оздоровления, реабилитации, социальной защите населения и социально- экономическому развитию территории бывшего СИЯП;
5) рассмотреть предложения пенсионеров, проживающих в зоне повышенного риска, в части восстановления в Законе ежемесячных экологических надбавок к пенсии и льготного выхода на пенсию.
Ответ просим направить в письменном виде в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Nur Otan" В. Олейник
Ж. Омарбекова
Н. Сабильянов
Ж. Джарасов
М. Бопазов
Е. Козлов
И. Унжакова
Б. Ертаев
А. Кожахметов
С. Бычкова
Г. Бижанова
М. Айсина
Н. Дулатбеков
А. Смагулов
С. Сейдуманов
А. Суслов
Ж. Омарбекова
К. Мусин
К. Мұсырман
Т. Хитуов
Б. Кесебаева
Ф. Каратаев

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Фракция Демократической партии "Ак жол" выражает поддержку усилиям государства по преодолению кризисной ситуации, сложившейся вследствие обвала цен на нефть на мировых рынках 9 марта т.г.
Эти события, как и другие торговые войны последних лет, в очередной раз создают неблагоприятные условия для роста и макроэкономических процессов в странах с сырьевой ориентацией экономик.
Тем не менее, оперативная реакция на изменения глобальной конъюнктуры со стороны руководства государства и Правительства, и прежде всего – наличие подушки безопасности в лице созданного Первым Президентом Национального фонда – позволяют Казахстану значительно снизить негативный эффект кризиса и гарантировать выполнение социальных обязательств перед обществом.
В этой связи мы положительно оцениваем создание Штаба оперативного реагирования и принимаемые им первоочередные меры, готовы оказывать необходимое содействие Правительству.
В то же время считаем, что некоторые шаги нуждаются в уточнении.
Так, в совместном заявлении Правительства и Нацбанка, в частности, говорится:
- о предотвращении необоснованного роста цен, особенно на социально-значимые товары и услуги;
- о жестком контроле за недопущением сокращения работников;
- о повышении базовой ставки Нацбанка, которая затем была резко увеличена с 9,25% до 12%.
Заявленные направления вызывают определенные вопросы в бизнес-сообществе, прежде всего - среди малых и средних предприятий.
Например, каким образом будет определяться обоснованность или необоснованность цен? Будет ли при этом учитываться вся цепочка стоимости, или опять крайними окажутся лишь непосредственные производители товаров и магазинчики у дома?
Между тем, даже не говоря об импортных товарах и сырье, оплате кредитов банкам, повторном налогообложении и т.д. – значительную долю себестоимости составляют тарифы монополистов в энергетике, водоснабжении, владельцев подъездных путей, всевозможных управляющих компаний над ними, созданных, в том числе, самими акиматами.
Их аппетиты, миллионные зарплаты и бонусы сидят в хлебе, молоке, крупах, макаронных изделиях, детской одежде и т.д.
Цены на эти товары акиматы будут контролировать в первую очередь, а поборы монополистов с их производителей, как правило, остаются без должного внимания.
Относительно жесткого контроля за недопущением сокращения работников – крайне важная мера, когда речь идет о сырьевых гигантах, эксплуатирующих природные богатства Казахстана.
Однако, распространение того же подхода на все отрасли, включая малые и средние предприятия является неоднозначным, особенно учитывая, как наши чиновники понимают выражение "жесткий контроль". Они и без того о "мягком" контроле никогда не слышали.
Совершенно очевидно, что на фоне происходящего объективно снизится покупательская способность населения.
А значит, сократятся и доходы предприятий, работающих с населением, которым к тому же запретили повышать цены, вопреки объективным тенденциям. Из чего платить зарплату, если бизнес станет убыточным?
Маленькие трудовые коллективы нередко становятся одной семьей, и с пониманием относятся к необходимости сократить зарплату, чтобы избежать сокращений или даже закрытия бизнеса.
В том и сила малого и среднего бизнеса, что при ухудшении конъюнктуры он может сократить издержки, а при восстановлении оборотов – снова набрать скорость. Если лишить МСБ этой возможности – он просто разорится, потому что запас прочности у него очень небольшой.
Что касается повышения базовой ставки Нацбанка – то это решение не учитывает правила контрцикличности, которое предписывает повышать проценты при росте экономики, а в кризис - напротив, делать кредиты дешевле.
И без того при нынешних ставках выживает преимущественно торговля чужими товарами. Собственное производство при таких процентах по кредитам никогда не станет рентабельным. А зависимость от импорта означает и еще большую зависимость от валютных колебаний и цен на сырье. Получается замкнутый круг.
Считаем, что в нынешних условиях нужно не ограничивать инвестиции, а напротив, ускорить программу несырьевой индустриализации, выделить дополнительные средства и скорее запустить работу Фонда развития промышленности, предоставить дешевые и долгосрочные средства производству готовой продукции, прежде всего - товаров массового потребления, обеспечить честную конкуренцию и прозрачные условия на рынке. Сдерживать цены нужно у монополистов, висящих на шее у производителей и населения, а не у МСБ; максимально сократить любые непроизводственные, кредитные и коррупционные издержки предпринимателей, которые ложатся дополнительным грузом в себестоимость товаров. В дальнейшем нужны срочные меры по уходу от нефтяной зависимости и построению современной диверсифицированной экономики. Лучшим инструментом для этого является открытость и прозрачность власти и ее решений перед обществом.
Демократическая партия "Ак жол" считает, что экономические реформы уже невозможны без реформирования политической системы, поэтапного внедрения институтов и принципов Парламентской Республики.
На основании вышеизложенного, просим в ходе реализации антикризисных мер учитывать системные причины происходящего, с особым вниманием относиться к взаимодействию с предприятиями малого и среднего бизнеса.

Депутаты фракции Демократической партии "Ак жол"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Утверждены размеры надбавок для задействованных в борьбе с коронавирусом медработников 31.03.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2020 года №133 31.03.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2020 года №136 31.03.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года №141 31.03.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года №142 31.03.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года №143 31.03.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2020 года №154 31.03.2020
О приостановлении международных пассажирских авиарейсов в Алматы 31.03.2020
Министр юстиции призвал не использовать собак, чтобы избежать ответственности 31.03.2020
Доступ на казахстанские веб-сайты становится бесплатным 31.03.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz