primeminister.kz, 28 апреля
На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы. О планах по реализации проекта доложили министры торговли и интеграции Б. Султанов, сельского хозяйства – С. Омаров, акимы Туркестанской области – У. Шукеев, Алматинской области – А. Баталов и Павлодарской области – А. Скаков. Казахстан переходит к новому этапу обеспечения продовольственной безопасности и контроля цен путем создания национальной товаропроводящей сети – комплекса оптово-распределительных центров (ОРЦ). Аналогичные системы успешно функционируют в развитых странах, был детально изучен опыт Франции, Испании и других государств. Проект по созданию национальной товаропроводящей системы реализуют в три этапа до 2022 года, будет построено свыше 24 ОРЦ. Это даст возможность хранения, обработки и распределения порядка 4,8 млн тонн агропродукции. Создаваемая инфраструктура позволит обеспечить полную сохранность собранного урожая и минимизировать потери, тем самым повысив заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в наращивании производства. На сегодня дефицит овощехранилищ составляет 70%. В текущем году в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях будет введено 5 ОРЦ, что позволит обеспечить хранение дополнительно 600 тыс. тонн сельхозпродукции. Глава Правительства подчеркнул, что наличие во всех регионах развитой сети ОРЦ решит вопрос дефицита продовольствия в период межсезонья, когда достаточное наличие продукции на рынке исключит возможность роста цен на нее. При этом четко выстроенная товаропроводящая сеть позволит контролировать наценку на каждом звене с внедрением цифровых технологий, исключив ненужных посредников. "Уже на первом этапе с вводом ОРЦ мы ожидаем эффект по снижению цен на аграрную продукцию до 25% за счет прозрачного ценообразования и новых эффективных механизмов торговли", - сказал А. Мамин. Акиматам регионов поручено обеспечить выделение земельных участков и подведение необходимой инфраструктуры к оптово-распределительным центрам, предусмотреть возможность для расширения и привлечения частного сектора в создании новых производств.
---
Создание сети ОРЦ позволит снизить цены на аграрную продукцию до 25% - МТИ На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы. О планах по реализации проекта доложили министры торговли и интеграции Бахыт Султанов и сельского хозяйства – Сапархан Омаров. По словам министра торговли и интеграции Б. Султанова, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо обеспечить потребности населения качественными товарами аграрной и пищевой промышленности, стабилизировать цены на продукты питания и товары первой необходимости, повысить продуктивность отечественного производителя, развивать эффективную логистику сельхозпродукции и расширять экспортные каналы ее реализации. "Мы должны понимать, что затраты на хранение и логистику казахстанских товаров должны стать не "бременем" при их поставке как на внутренний, так и на внешние рынки, а превратиться в наше конкурентное преимущество", - сказал Б. Султанов. Современное состояние продовольственной безопасности характеризуется, во-первых, недостатком качественной инфраструктуры для долгосрочного хранения. Это увеличивает издержки сельхозпроизводителя. Во-вторых, отсутствие координации объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой усложняет путь товара к потребителю. В-третьих, старые форматы торговой инфраструктуры не позволяют эффективно распределить продукцию и стабилизировать цены на долгосрочный период. Как отметил министр торговли и интеграции, спрос на внутреннем рынке будет покрываться за счет отечественных продовольственных товаров. Однако существующая инфраструктура, несовершенная логистика, не налаженное взаимодействие участников товародвижения приводит к значительному росту цен. Это на себе ощущает каждый гражданин, особенно в период межсезонья. "Каждый год с февраля по май, когда уже истощаются запасы прошлогоднего урожая и начинается завоз нового из соседних стран, мы наблюдаем высокую волатильность цен. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на инфляцию. Причина необходимости создания системы хранения и реализации продуктов, производимых в стране, связана с большими затратами производителей", - сказал Б. Султанов. По данным Министерства сельского хозяйства, дефицит по стране овощехранилищ составляет порядка 70%, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90%. Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода. К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции – 5%. Это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, ложатся на конечную стоимость продукции. Что касается торговой инфраструктуры, то в настоящее время в стране насчитывается 750 торговых рынков, большая часть которых (51%) является нестационарными. Как отметил Б. Султанов, современные разгрузки, позволяющие быстро загружать товары (сейчас его называют "кросс-док") и отсутствие температурных складов, оказывают непосредственное влияние на цену. На действующих рынках нет информационной системы по отслеживанию товаропотоков. При этом механизм доступа производителей к прилавкам создает основу искаженного ценообразования, несправедливых торговых наценок и необоснованного роста цен в определенные периоды. "Ажиотаж при введении карантина в наших городах наглядно оголил эти проблемы. Для срочного, в тоже время системного решения существующих проблем предлагается создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров. Данная экосистема создаст отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также "вольется" в торговую инфраструктуру республики, образуя единый механизм", - заверил Б. Султанов. Ядром системы станут оптово-распределительные центры, классифицированные по функционалу торговли и распределения. Оптово-распределительные центры будут предлагать специализированные услуги, начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Данная инфраструктура позволит выстроить эффективные транспортно-логистические каналы для ключевых направлений поставок продукции. Также будут осуществляться экспортно-импортные операции в страны ЕАЭС, ЦА и Китай, что расширит рынки сбыта. По словам министра торговли, сеть оптово-распределительных центров станет связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы и объединит в один кластер производителей, ретейлеров, поставщиков. Предлагаемая система полностью соответствует глобальным трендам. Однако при исследовании ведущих мировых систем, таких как Ранжис и Меркаса, ключевую роль в выстраивании торгово-логистической инфраструктуры играет государство. К примеру, во Франции из 20 оптовых продовольственных рынков только один является частным, остальные рынки являются полностью или частично государственными. В Испании сеть ОРЦ Mercasa также является государственной. 62% акций Варшавского сельскохозяйственного оптового рынка также принадлежит государству. "Исходя из модели товаропроводящей системы и консультаций с мировыми и региональными экспертами, мы определили четкие параметры и характеристики каждого звена предлагаемой товаропроводящей сети. Оптово-распределительные центры являются элементами единой системы, в связи с чем их распределение по типам и функционалу является наиболее эффективным", - сказал Б. Султанов. ОРЦ, ориентированные на торговлю, будут располагаться в 20 км. от городов, имеющих объемный рынок сбыта, выгодное географическое местоположение. Их функция будет заключаться в приближении фермеров к рынкам сбыта. ОРЦ, ориентированные на распределение, располагаются в черте города. Наличие таможенного терминала на их территории позволит ускорить процедуру оформления грузов. "Мы планируем выстроить сеть оптово-распределительных центров во всех регионах страны, которая охватит цепочку товародвижения от производителя до полки. Создание товаропроводящей системы предлагается реализовать в 3 этапа. На первом этапе планируется строительство 5 оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение сельскохозяйственных товаров, в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях", - сказал Б. Султанов. Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 млрд тг. Создание товаропроводящей системы позволит привлечь и обеспечить рабочими местами порядка 10,5 тыс. специалистов, в том числе на период строительства 4,2 тысяч, эксплуатации объектов 6,3 тыс. специалистов. Для строительства объектов будут привлекаться отечественные проектные и строительные компании. "В целом, мы разработали и предлагаем механизмы полного ввода к 2022 году мощностей в общем объеме 4,8 млн. тонн в год. Это полностью покроет дефицит мощностей и создаст условия для последующей экспортной экспансии. С акиматами мы отработали вопросы выделения земельных участков для первых двух этапов. По остальным 15 объектам в кратчайшие сроки будут проводиться работы", - добавил Б. Султанов. Министр сельского хозяйства С. Омаров в свою очередь сообщил, что имеющаяся сырьевая база не обеспечивает равномерные поставки качественного сырья в течение года из-за неразвитости торгово-логистической системы, практически отсутствуют объекты по предпродажной подготовке товара. В целом недостаточный уровень интеграции в систему сбыта сдерживает развитие отечественного производства. В отдельных регионах недостаточно развита складская инфраструктура по хранению плодоовощной продукции и пищевых продуктов. "По предварительным данным акиматов в республике насчитывается 1249 единиц плодо-овоще-картофеле-хранилищ с общей емкостью 1 908,3 тыс. тонн, что недостаточно для обеспечения хранения произведенной продукции. При объеме производства картофеля, капусты, моркови, лука, свеклы в 2019 году в 6,7 млн тн и потребности хранения овощей до следующего урожая как для внутреннего потребления, так и экспорта – необходимо иметь специализированных мощностей порядка 2,8 млн тн", - пояснил С. Омаров. Со своей стороны Министерство сельского хозяйства принимает меры по увеличению объемов производства овощей и фруктов за счет внедрения новых технологий, развития питомниководства, использования качественных семян и саженцев, расширения площадей орошаемых земель, использования современных поливных машин, а также развитию, расширению и модернизации емкостей хранения овощей, фруктов и картофеля, что является неотъемлемой частью торгово-логистической инфраструктуры. "Для стимулирования предпринимателей к строительству овощехранилищ Министерством предусмотрены инвестиционные субсидии в размере 25%, а также льготное кредитование по программе экономики простых вещей", - отметил министр сельского хозяйства. Развитие торгово-логистической инфраструктуры путем создания сети оптово-распределительных центров обеспечит снижение потерь произведенной сельхозпродукции после сбора урожая, исключение непродуктивных посредников, доступ сельхозпроизводителей к торговым сетям, увеличение сбыта продукции сельского хозяйства как на внутреннем рынке, так и в экспортном направлении.
---
В Казахстане тарифы на услуги интернета являются одними из самых низких - А. Жумагалиев На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина о проводимой работе по обеспечению населенных пунктов РК широкополосным доступом к интернету доложил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев. Как отметил А. Жумагалиев, обеспечить население современными услугами связи - это одна из основных задач Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. В 2005 году в стране интернетом пользовались всего 4 человека из 100, а стоимость самого популярного пакета услуг была 19900 тенге (~150$), при этом скорость скачивания была 128 кб/с. "В результате своевременного исполнения поручений Елбасы и реализации принятых программ развития отрасли телекоммуникаций, направленных на внедрение новых технологий и самых оптимальных решений, на сегодняшний день тарифы в долларовом эквиваленте снизились в несколько раз (с 19900 тенге до 3600 тенге). При этом в Казахстане тарифы на услуги интернет являются одними из самых низких", - сказал А. Жумагалиев. Международный опыт показывает, что уже сейчас Казахстан на фоне государств с большой территорией таких как Россия - 76%, США - 87,3%, Китай - 61,2%, Украина - 62,5% занимает уверенную позицию по числу пользователей интернет - 84,2%. На сегодняшний день 18 млн человек, а это жители всех 118 городов и 4 235 сельских населенных пунктов, уже имеют возможность использовать сети 3G и/или 4G. С 2018 года в рамках ГЧП начата реализация проекта "Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов РК по технологии волоконно-оптических линий связи". Данный проект предусматривает до конца 2020 года строительство волоконно-оптических линий в 1250 сельских населенных пунктах, общей протяженностью более 20 тыс. км. По состоянию на 20 апреля 2020 года, в рамках реализации проекта в общей сложности ВОЛС построены в 637 СНП. Сейчас продолжается строительство в 613 СНП. По словам А. Жумагалиева, основное потребление интернета происходит не через фиксированные сети, а посредством мобильной связи 3G и/или 4G. В связи с этим Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с операторами связи был подписан меморандум и утвержден План-график об обеспечении сел, в которых проживает более 250 человек услугами 3G и/или 4G. В настоящее время идут работы по обеспечению оставшихся без услуг ШПД 928 сельских населенных пунктов, где проживает 600 тыс. человек. По итогам реализации вышеуказанных проектов широкополосным доступом будет обеспечено 5163 сел. В целом охват населения широкополосным доступом посредством 3G и/или 4G составит 99,3% населения. "Не обеспеченными к концу 2020 года останутся только 1178 сел, но хотелось бы отметить, что там, в общей сложности проживает не более 130 тыс. человек. На основании изложенного, считаем целесообразным обеспечение широкополосным доступом оставшихся сел проводить с учетом урбанизации данных сел и регионального развития территорий", - отметил А. Жумагалиев. Председатель правления АО "Казахтелеком" К. Есекеев доложил о ходе реализации проектов "Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов РК по технологии волоконно-оптических линий связи" (ВОЛС СНП) и "250+", реализуемых в соответствии с Государственной программой "Цифровой Казахстан". "Перед компаниями группы АО "Казахтелеком" стоит задача по обеспечению доступом к интернету и услугам защищенной передачи данных 2 496 государственных учреждений в 828 сельских населенных пунктах РК. Это позволит создать условия для операторов связи второго уровня для обеспечения фиксированным доступом к интернету и услугами телефонии населения и бизнеса в сельских населенных пунктах", - сказал К. Есекеев. Общий срок реализации проекта ВОЛС СНП 14 лет - с 2018 по 2032 гг. В рамках проекта будет проложено 14 514 км ВОЛС в 828 сельских населенных пункта и подключено 2 496 государственных учреждений, в том числе школы и больницы. На сегодняшний день из 828 СНП подключено 401 село, также ведутся работы по строительству ВОЛС в 298 селах. По поручению Елбасы в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан" АО "Кселл" и ТОО "Мобайл телеком-сервис", входящие в группу компаний АО "Казахтелеком", и ТОО "Кар-Тел" в целях развития телекоммуникационной инфраструктуры реализуется проект 250+. Также с докладами выступили председатель правления АО "Транстелеком" Ж. Надыров, исполнительный директор ТОО "Кар-Тел" Е. Настрадин, а также акимы Акмолинской области - Е. Маржикпаев и Северо-Казахстанской области - К. Аксакалов.
---
В т. г. широкополосным доступом к интернету будут обеспечены 5163 сельских населенных пунктов РК На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы обеспечения населенных пунктов широкополосным доступом к интернету. О проводимой работе в этом направлении доложили министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности А. Жумагалиев, председатели правления АО "Казахтелеком" К. Есекеев, АО "Транстелеком" - Ж. Надыров, исполнительный директор ТОО "Кар-Тел" Е. Настрадин, а также акимы Акмолинской области - Е. Маржикпаев и Северо-Казахстанской области - К. Аксакалов. Количество активных пользователей интернета в РК существенно растет, поэтому, в рамках реализации Госпрограммы "Цифровой Казахстан" доля пользователей сети будет доведена до 88%, уровень цифровой грамотности - до 83%. Реализация поставленных задач к концу т. г. позволит обеспечить широкополосным интернетом 5163 сельских населенных пунктов. Это откроет доступ в селах для более 7,6 млн человек к онлайн-образованию, телемедицине, госуслугам, электронной торговле. "Вопросы обеспечения бесперебойным интернетом в условиях чрезвычайного положения находятся на особом контроле Главы государства. Интернет в сегодняшних условиях стал одним из основных каналов связи населения, а также важной составляющей в таких сегментах экономики, как электронная торговля, онлайн-обучение, электронные госуслуги, системы здравоохранения, финансов и другие", - сказал А. Мамин. Глава Правительства поручил Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с операторами связи принять все необходимые меры по своевременной реализации проектов обеспечения интернетом запланированных населенных пунктов. Акиматам регионов поручено оперативно решать вопросы по отводу земли под строительство антенно-мачтовых сооружений и прокладке линий связи, а также обеспечению электроэнергией. |