NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Понедельник 6.07.2020 02:02 ast
23:02 msk

Мажилис одобрил законодательные поправки для усовершенствования антикоррупционного законодательства
Как подчеркнул Председатель Мажилиса, с принятием рассматриваемого законопроекта Парламент полностью исполнит все поручения по системной борьбе с коррупцией, данные Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на открытии текущей сессии Парламента
30.04.2020 / политика и общество

Нур-Султан, 29 апреля, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили в первом чтении законодательные поправки по вопросам противодействия коррупции.
Как подчеркнул Председатель Мажилиса, с принятием рассматриваемого законопроекта Парламент полностью исполнит все поручения по системной борьбе с коррупцией, данные Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на открытии текущей сессии Парламента.
- Два поручения – это о восстановлении антикоррупционной экспертизы и о законодательном закреплении ответственности первого руководителя ведомства. И теперь в этом законопроекте реализуется поручение Президента об определении строгой ответственности сотрудников антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Выполняя поручение Главы государства, мажилисмены предложили установить уголовную ответственность не только сотрудников антикоррупционных органов, но и в целом правоохранительных органов за провокацию любых видов преступлений.
Представители Генеральной прокуратуры, Агентства по противодействию коррупции, министерств внутренних дел и финансов согласились с предложением депутатов, которое рабочей группе предстоит доработать до второго чтения законопроекта.
В ходе работы над законопроектом свое решение получил еще один вопрос, который ставили депутаты Мажилиса: отныне к ответственности за коррупционные преступления будут привлекаться не только первые руководители, но и должностные лица квазигосударственного сектора, отвечающие за госзакупки, а также за реализацию проектов, финансируемых из госбюджета.
- Необходимо четко понимать, что если будут нарушения, то будет и жесткий спрос. Расширение перечня должностных лиц квазигосударственного сектора, включенных в состав субъектов коррупционных правонарушений, очень важно в целом для эффективного противодействия коррупции - подчеркнул Спикер Мажилиса.
Среди новелл законопроекта также обязанность для кандидатов на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в письменной форме уведомлять руководство организации, на занятие должности в которой они претендуют, о работающих в этой организации близких родственниках.
Также предлагается ввести в организациях квазигосударственного сектора институт антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности.
Кроме того, законопроектом предлагается в Законе "О противодействии коррупции" уточнить, что лицо, располагающее информацией о коррупционном правонарушении, может информировать не только уполномоченный орган по противодействию коррупции, но и другие государственные органы, осуществляющие в пределах своей компетенции выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение коррупционных правонарушений.
Подводя итог состоявшегося обсуждения, Нурлан Нигматулин акцентировал внимание, что данный законопроект – это еще один шаг по улучшению антикоррупционного законодательства страны.
- Те механизмы и инструменты правового регулирования, которые закрепляются сегодня в специальных законодательных актах, свидетельствуют о системном подходе к борьбе с этим негативным явлением. Именно такую задачу поставил Президент страны на открытии нынешней парламентской сессии. Уверен, что такая последовательная совместная работа Правительства и депутатского корпуса повысит эффективность всех мер по противодействию коррупции, - сказал Спикер Мажилиса.
На пленарном заседании депутаты единогласно поддержали законодательные поправки по вопросам чрезвычайного положения.
Законопроект направлен на принятие оперативных мер в период чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан, в том числе устойчивости всей государственной системы. Предусматриваются изменения в законах "О чрезвычайном положении" и "О правовых актах" в части дополнения основными мерами и временными ограничениями, применяемыми при введении чрезвычайного положения в социально-экономической сфере. Могут быть установлены особенности действия налогового, банковского, бюджетного, таможенного, трудового, законодательства, а также законодательства о здоровье народа, государственных закупках, валютном регулировании, в сфере социальной защиты граждан и др.
Во втором чтении депутаты Мажилиса одобрили законодательные поправки по вопросам регулирования цифровых технологий.
Депутатами, в частности, конкретизированы нормы по разграничению функций уполномоченных органов в сфере индустриальной, инновационной, внешнеторговой деятельности. Кроме того, уточнены нормы по по обеспечению защиты персональных данных.
"Добро" депутатов Мажилиса во втором чтении получили и законодательные новеллы относительно лотерей и лотерейной деятельности, а также по вопросам военного положения.
На пленарном заседании депутаты взяли в работу новые законопроекты, по которым депутатам Палаты предстоит подготовить заключения. Среди поступивших в Мажилис - законодательные поправки по вопросам науки, семейной и гендерной политики. В числе новых законопроектов также ратификационные акты. Это соглашения Казахстана о сотрудничестве в области миграции с Азербайджаном и Беларусью.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили А.Жамалов, И.Смирнова, А.Перуашев. Депутаты подняли вопросы, касающиеся необходимости рачительного использования средств Нацфонда и его сбережения. Критику депутатов вызвал и Реестр системообразующих предприятий, предложенный министерством национальной экономики. Отдельное внимание уделено работе отдельных ведомств в кризисный период.

---

Депутатский запрос Жамалова А.М.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.,
Председателю Национального Банка РК Досаеву Е.А.

Стоимость нефти впервые в истории ушла в отрицательные значения. Республиканский бюджет на 2020 год сверстан с учетом цены в 20 долл. США за баррель.
С учетом роста расходов бюджета, ненефтяной дефицит в 2020 году увеличится до 7,5 трлн. тенге.
По оценкам, поступления Нацфонда упадут с 3,3 трлн. до 1 трлн. тенге. При этом трансферт из Нацфонда в бюджет вырастет с 2,7 трлн.тенге до 4,8 трлн. тенге.
В результате в 2020 году сбережения Нацфонда, где накоплено 57,5 млрд. долл. США, сократятся на 3,7 трлн. тенге или 8,5 млрд. долл. США.
Все эти данные взяты мною из пояснительной записки Правительства к новому уточненному бюджету на текущий год.
Сохранение низких цен на нефть, государственное субсидирование деловой активности, увеличение новых налоговых льгот для бизнеса приведут к существенным потерям для бюджета. Привлечение внешних займов еще больше усугубит положение.
В целом в ближайшие годы увеличение трансферта из Национального Фонда неизбежно. По предварительным расчетам до 15 млрд. долл. США.
При такой скорости изъятия активы Национального фонда могут быть исчерпаны менее чем за 3-4 года.
На заседании Совета Безопасности 24 апреля этого года Елбасы отметил, цитирую: "Национальный фонд не беспредельный, надо его использовать экономно и в крайних случаях".
Поэтому для его сохранения уже сейчас необходимо серьезно ограничивать рост бюджетных расходов. Социальные расходы составляют всего 55% бюджета, остальные расходы направлены на содержание государственного аппарата и другие несоциальные расходы. В условиях спада экономики у Правительства будет соблазн в качестве антикризисных мер увеличивать инвестиции в льготное государственное финансирование бизнеса, через различные программы, как это было в прошлые годы.
На практике, поскольку бюджетные ресурсы ограничены, все это оборачивается поддержкой небольшой группы избранных компаний. К примеру, в прошлые годы по Дорожной карте бизнеса кредитовались пятизвездочные отели, элитные рестораны, автоцентры, медицинские центры, автобусные парки, таксопарки и так далее.
Сегодня, судя по всему, в рамках антикризисных мер Правительства опять фигурируют эти же компаний, что уже вызвало значительный и негативный резонанс в социальных сетях и самом бизнес сообществе.
Данный кризис однозначно будет затяжным и "заливать" деньгами экономику все это время не получится.
Поэтому сегодня необходимо, срочно, взамен бюджетного финансирования, восстановить роль банковского кредитования в экономике. Банковское кредитование должно стать доступным без всяких субсидий из бюджета.
Проблемы с кредитованием связаны с дисфункцией базовой ставки. 10 марта базовая ставка была повышена с 9,25 % до 12%, что на мой взгляд было ошибкой и уже 3 апреля снова снижена до 9,5%, и преподнесено Национальным Банком как действенная мера для увеличения кредитования.
Но в действительности на сегодня базовая ставка потеряла свой смысл, она не определяет ставки по кредитам, не влияет на курс тенге. Ее размер влияет только на доходы банков от размещения свободных средств в ноты Национального банка. Поэтому целесообразно начать поэтапное снижение базовой ставки, обеспечить работу процентного канала (когда базовая ставка влияет на ставку по кредитам), и восстановить кредитование.
Правительству и Национальному Банку пора наконец-то понять, что финансирование экономики является более приоритетным, чем сдерживание инфляции. Ведь Правительство уже регулирует цены на социально-значимые товары. А для социально-уязвимых слоев населения могут быть проиндексированы социальные выплаты.
Для сравнения, Банк России действует более решительно и понизил ключевую ставку до 5,5%, несмотря на все риски с ростом цен.
На мой взгляд, Национальный банк Казахстана имеет все условия для снижения базовой ставки, чтобы запустить кредитование экономики под 3-4%.
Исходя из вышеизложенного, предлагается:
1) Разработать поправки в Концепцию формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, направленные на ограничение использования средств Нацфонда и его сбережение;
2) Провести ревизию и оценку эффективности бюджетных и квазибюджетных инвестиционных проектов;
3) Совместно с Национальным банком разработать программу восстановления банковского кредитования для бизнеса и предпринимателей по ставкам 3-4%.

Депутат Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
член фракции партии "Nur Otan"
А. Жамалов

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Демократическая партия "Ак жол" поддерживает усилия руководства страны по преодолению текущего кризиса. Отдельной признательности заслуживают шаги по поддержке бизнеса. Поручения Первого Президента о пост-кризисном восстановлении экономики показывают нацеленность Республики на дальнейшее развитие.
В то же время, как отметил в своем заявлении в понедельник Президент Токаев, в работе госорганов имеются упущения, в том числе системного характера.
В этом плане жесткую критику в обществе и Парламенте вызвало недавнее предложение министра нацэкономики Руслана Даленова, представившего Госкомиссии по ЧП проект Реестра системообразующих предприятий.
В партию "Ак жол" обратились множество предпринимателей с вопросами, почему в Реестр не попало ни одно предприятие из сельского хозяйства и сельхозпереработки, ни одного предприятия по производству продуктов питания, одежды, детских, медицинских и гигиенических товаров и индивидуальных средств защиты, т.е. полностью отсутствуют производители товаров первой необходимости.
Проект Реестра демонстрирует отсутствие комплексного понимания экономических процессов у профильного министерства. По факту – это скорее список отраслевых монополистов, причем, за минусом их конкурентов. Например, при всем преобладании строительных магнатов – в него не попал ни один производитель стройматериалов.
В Реестр вроде бы включены все автосборочные предприятия, но кроме устькаменогорского завода, который самым первым в Казахстане начал сборку автомобилей и строит сейчас комплекс полного цикла производства.
По данным Союза строительной отрасли, в Реестр не вошли восемь ведущих, но не афилиированных с доминирующими компаний.
А самое главное – обществу непонятно, какими критериями руководствовалось министерство, отбирая предприятия, помимо личных предпочтений?
Еще в 2011 году, на основе опыта антикризисной программы Правительства 2007-2009 г.г. был принят совместный приказ министров экономического развития, индустрии, финансов и сельского хозяйства "Об утверждении критериев отнесения предприятий к системообразующим".
Согласно ему, предприятие должно относиться к среднему или крупному бизнесу, занимать не менее 0,1% в общем объеме промышленной продукции и услуг в одной области и т.д. Другими словами, для каждого региона и отрасли должны быть отобраны собственные системообразующие предприятия.
Неужели министр нацэкономики не знает об этих подходах? Вместо этого он вносит в Реестр национальные компании, а также предприятия, зарабатывающие в основном на госзакупках. Насколько рыночно вводить госпреференции для тех, кто и без того финансируется из бюджета? Может быть правильнее поддерживать тех, кто работает в открытой конкуренции?
Фракция ДПК "Ак жол" просит расширить и сами меры господдержки, включив туда:
- не простую отсрочку, а пролонгацию кредитов предприятиям и гражданам. Если этого не сделать сейчас, то по окончанию отсрочки в октябре, проблему придется решать в пожарном порядке;
- снижение базовой ставки Нацбанка до 5-7% в целях снижения процентных ставок по банковским кредитам для бизнеса и населения (на чем мы настаивали в своих запросе и заявлении 11 марта и 5 апреля т.г.);
- на период восстановления экономики, ввести предусмотренные законом изъятия в рамках госзакупок и закупок квазигоссектора, ограничив доступ бизнесу стран ЕЭАС и оставив этот рынок исключительно для казахстанской продукции.
На указанном заседании Госкомиссии, Правительством был совершенно справедливо поставлен вопрос о встречных обязательствах системообразующих компаний. Однако предложенный Миннацэкономики перечень таких обязательств выглядит крайне неубедительно.
Считаем, что встречными обязательствами, помимо сохранения рабочих мест и закупа отечественных товаров, должны являться: реальное снижение цен, в т.ч. на строительные объекты и жилье, снижение тарифов на коммунальные услуги и авиабилеты, цен на аренду торговых площадей и т.д. Если компания не готова идти навстречу таким нуждам общества – значит, она не очень уж и нуждается в господдержке. Например, тогда, чем напрямую поддерживать строительные компании, было бы правильнее просубсидировать ипотеку нуждающемуся населению.
Учитывая ограниченность ресурсов, нужно определиться с иерархией ценностей: что важнее для государства, поддержать доходы монополий, или защитить от нищеты миллионы граждан? В аналогичной ситуации США и европейские страны спасают не корпорации, они спасают малый и средний бизнес, потому что он и есть средний класс, он и есть общество.
Общественный резонанс вокруг проекта Реестра снова показал что не только экономика, но и страна, общество стали другими. И это уже реальность, с которой госорганам и министрам придется считаться.
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит:
1) Снять с обсуждения проект Реестра, подготовленный Министерством национальной экономики;
2) Провести формирование Реестра в строгом соответствии официальным критериям и поручениям Первого Президента Н.Назарбаева, а также Заявлению Президента К.Токаева;
3) За основу Реестра взять предложения от регионов Республики;
4) Пересмотреть перечень встречных обязательств бизнеса;
5) Рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц Министерства нацэкономики, за недобросовестную подготовку вышеуказанного документа.

Депутатская фракция ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Смирновой И.В.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Ситуация борьбы с коронавирусом обнажила проблемы в управлении на разных уровнях.
Несмотря на то, что государство в лице Президента моментально отреагировало в оказании помощи гражданам, различным организациям, бизнесу, в работе министерств стали наблюдаться системные ошибки.
Некоторые министерства не проявили должного уровня профессионализма. Социальные службы, органы управления системой здравоохранения оказались не способными принимать взвешенные, оптимальные и прагматичные решения в ограниченный промежуток времени, что при первой же проверке на прочность привело к необходимости введения экстренных мероприятий вместо планового и эффективного решения проблемы.
Отдельной темой для обсуждения в обществе стала выплата социального пособия в размере 42500 тенге. Неуверенные и не продуманные действия Министерства труда и социальной защиты населения только повышали уровень недовольства в обществе, вносили неразбериху и разночтения. Как показала текущая ситуация, в стране попросту не оказалось реальных сведений об инвалидах, о семьях с тяжелой жизненной ситуацией. Это является еще одним упущением Министерства труда и социальной защиты. В результате граждане, не заявлявшие необходимости в поддержке, получили пособие, в то время как реально нуждающиеся до сегодняшнего дня не могут получить данной помощи от государства.
Большую нагрузку взяли на себя обычные граждане, волонтеры, которые вручную сверяли списки нуждающихся, обеспечивали их необходимой помощью, занимались поиском спонсоров и сами становились ими.
Еще одним негативным отражением реальной картины явилась деятельность Министерства здравоохранения. Отсутствие масок, защитных очков, спецодежды, не проработанная система размещения больных и карантинных пациентов привели к массовому росту зараженных медиков. Это также говорит о низкой квалификации руководителей в целом и санитарно-эпидемиологической службы в частности, отсутствии качественной подготовки к чрезвычайным ситуациям.
Несмотря на ошибки, допущенные руководителями министерств и ведомств, врачи, медсестры, работники скорой помощи, не имея необходимой защиты, условий для отдыха, хорошего питания, организованной заботы об их детях, оставленных дома, встали на первую линию борьбы с неизвестной во многом инфекцией.
Именно сейчас мы еще раз обращаем внимание на сомнительное по необходимости и опасное по значимости решение Министерства здравоохранения по оптимизации санитарно-эпидемиологической службы‚ что усугубило сегодняшнюю ситуацию. Требуют пересмотра решения по оптимизации, а точнее уничтожению, противочумных лабораторий, что происходит в настоящее время.
Мы надеемся, что отношение к кадрам у Министерства здравоохранения изменится, а ценность редких специалистов – инфекционистов, вирусологов и не только их будет осознанна!
Все это необходимо учесть при работе над Кодексом о здоровье народа, так как нынешние ошибки Министерства ставят под сомнение революционные изменения в системе здравоохранения. Здесь нужен взвешенный подход на благо общества! Коронавирус многое поставил на свои места!
Вопросы возникли и к системе образования страны. Как показала ситуация, цифровизация в образовании на категорически низком уровне. Более того, дистанционное образование, невозможность его для многих учеников в силу разных причин усилило разрыв доступа к качественному образованию в городе и селе. Также пора обратить особое внимание на то, что некоторые регионы перестали рассматривать дошкольное образование как необходимое. Удивительно, что Министерство финансов уже длительное время сопротивляется и не поддерживает Министерство образования в части согласования методики подушевого финансирования для частного сектора дошкольного образования. Хотя именно этот подход позволяет обеспечить охват детишек ранним воспитанием и образованием и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств для этой цели.
Показательными также являются противоречия, разобщенность действий, отсутствие гибкости министерств и ведомств на примере вынужденного уничтожения урожая молодой капусты фермерами Туркестанской области. Министерство сельского хозяйства издает приказы по запрету вывоза продукции на экспорт, не обеспечивает алгоритм логистики внутри страны, Министерство торговли само изолировалось, занимаясь более приятной процедурой планирования постройки 5 оптово - распределительных центров за феерические 240 млрд тенге.
В тоже время, когда ряд министерств демонстрируют растерянность и отсутствие гибкости, решением Министерства обороны для нужд Министерства здравоохранения полностью передан военный клинический госпиталь. Без дополнительных средств и помощи военные развернули современный полевой госпиталь за 72 часа, укомплектовав его военными врачами. В это же время создано новое подразделение - департамент войск радиационной, химической и биологической безопасности, практически готова первая в вооруженных силах ПЦР - лаборатория.
Исходя из сложившейся ситуации, "Народные коммунисты" предлагают Правительству:
1. Принять во внимание, что развитие человеческого капитала и инклюзивное развитие - главные задачи государства.
2. При принятии ситуационных решений министерствам оценивать риски, которые могут быть их следствием. Необходимо обеспечить принятие только корпоративных решений, с учетом мнения экспертов, народа, гендерного аспекта. Стать реально слышащим Правительством.
3. Провести работу над ошибками по результатам эпидемии и предоставить на оценку депутатам вынесенные уроки.
Девиз обозначенный Президентом "Біз біргеміз" - "Мы вместе" должен стать реальностью для всех.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 29 апреля 2020 года №310 30.04.2020
Госкомиссия утвердила перечень возобновляемых с 4 мая т.г. видов деятельности в РК 30.04.2020
Мажилис одобрил законодательные поправки для усовершенствования антикоррупционного законодательства 30.04.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 апреля 2020 года №238 30.04.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года №248 30.04.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года №249 30.04.2020
Депутаты "Ак жола" предложили Премьер-Министру аннулировать Реестр миннацэкономики и направили иные критерии системообразующих предприятий 30.04.2020
Роман Скляр проинспектировал ход реализации инфраструктурных проектов в Атырауской области 30.04.2020
Казахстан переходит к новому этапу обеспечения продовольственной безопасности – А. Мамин 29.04.2020
Телеграмма соболезнования в связи с кончиной экс-заместителя председателя Совета Министров Казахской ССР Эрика Гукасова 29.04.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
06.07.20 Понедельник
87. БАКЕНОВ Мухтар
80. НАЗАРБАЕВ Нуpсултан
74. КОПБЕРГЕН Абдиманап
74. НУРКЕНОВ Жанбыршы
73. АХМЕТОВ Тлеукен
73. БАЯНДАРОВ Агзам
71. МУЛДАГАЛИЕВ Куаныш
68. БАЙЗАКОВ Марат
65. БАРИМБЕКОВ Канат
64. ТУЗОВ Юрий
62. ШАЛГЫНБАЕВ Жастилек
61. БАЙМУРАТОВ Ерлан
60. ТОКСЕИТОВ Нуржан
59. КОЙЧУМАНОВ Темир
56. СЕРАПИОН
...>>>
07.07.20 Вторник
75. ХАРЧЕНКО Сергей
71. АЛПАТАНОВ Сергей
69. АДИХОДЖАЕВ Султан
65. НАБИТОВСКИЙ Валерий
63. БЫЧКОВА Светлана
63. ГЛУХОВ Михаил
58. МАТКАРИМОВ Альберт
57. ИБРАГИМОВ Примкул
56. ТУРСПЕКОВ Мурат
53. ИРИШЕВ Азамат
52. АПСАЛЯМОВ Ерболат
50. ИЛЕУОВ Азиз
49. ЕДРЕСОВ Ерик
45. МУХАМЕДЖАНОВ Жамарт
44. ЖАНТАСОВ Нуржан
...>>>
08.07.20 Среда
74. ПОЛИЩУК Раиса
73. БАЙГУНЧЕКОВ Жумадил
73. ТАКУОВ Хаиржан
72. ОМАРОВ Еренгаип
70. АДЫРБЕКОВ Икрам
70. НУРКИЯНОВ Толеухан
62. ТУЙМЕБАЕВ Жансеит
61. АРАЛОВ Аскар
60. АПСАЛИКОВ Казбек
59. АБДРАХМАНОВ Марат
57. НУРПЕИСОВ Ерлан
56. ЯКУБАЕВ Эрик
51. АСЕНОВ Алмаз
50. АБДЫКАРИМОВ Тимур
50. ИСПЕРГЕНОВ Куандык
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz