Расул Рысмамбетов (опубликовано на странице автора в фейсбуке)
Само собой это преувеличение только в одном - LRT в Астане не построят. Но новый облик духовной столицы Казахстана своим бюджетом и вероятно нарушениями при его освоении - заставит померкнуть LRT и EXPO-2017. Туркестан будет являться славным наследником традиций Астаны в госпроектах. Вообще в Туркестане планируют построить 175 объектов. Пока мы сидим на карантине - там разворачивается действо эпического масштаба, которое грозит проделать серьезную дыру в нашем бюджете (нефть 30 за баррель, доллар - 430 тенге). А 5 млн жителей из 18 млн казахстанцев - являются социально уязвимыми слоями населения. Кстати, строительство 175 объектов - это 100+ котлованов в городе, который был столицей Казахского ханства и где вокруг мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи захоронено если не сотни, то десятки людей исторического масштаба. В прошлом году, когда строили восточные бани - нашли черепа, останки людей. Само собой никто археологов не приглашал, а просто захоронили, хотя это могли бы казахские ханы или султаны. Застройщик даже строительство не хотел останавливать (пишут в СМИ) и только возмущение местных остановило его. Думаю по строительству 175 объектов Туркестана история напишет столько же томов, а на 1% от суммы затрат на город - можно будет издать эту книгу из чистого золота. Я нашел хобби себе и/или СМИ - делать обзор объектов Туркестана. За сколько построили и почему это начнет разваливаться через год после сдачи в эксплуатацию. Сейчас про аэропорт Туркестана - на мой взгляд - бесполезное вложение госсредств Казахстана. Аэропорт будет занимать общую площадь 900 га. Планируется построить терминал, взлетно-посадочную полосу и другие объекты. Строит уже турецкая YDA Group. Это не фирм однодневка, а с серьезной историей. И в Казахстане у ребят серьезный опыт. Aktau havalimani (аэропорт Актау), в Астане объекты, печально известный финансовый центр в Алматы, по верхней стороне Аль-Фараби. После аэропорта турецкие братья построят два госпиталя за 286 млн долларов (один из госпиталей в Туркестане). Гендир YDA Хусейн сказал Форбсу, что терминал сможет обслуживать 3 млн пассажиров в год. 3 млн пассажиров в год - это как Алматинский порт имени Храпунова в 2010 году. Или Астанинский аэропорт - в 2014 году. Это где-то 100-150 рейсов в день (в зависимости от размеров самолетов). Если мне не изменяет память - аэропорт имени Храпунова обошелся стране в 150 млн долларов. Это без ВПП. Ну будем считать, что такой ужасный аэропорт Туркестану построят за 150 млн. Строительство ВПП - от 15 млн долларов (простейшая) до сотен млн долларов. Давайте предположим 100 млн долларов (на вторую ВПП в Астане просили 60 млрд тенге). Прикинем 40-60 млн долларов на постройку инфраструктуры, танков для хранения топлива и т.д. Не будем включать сюда стоимость дороги до аэропорта. Итого - 150 + 100 +50= 300 млн долларов. Кто считает? В конце прошлого года, министерству национальной экономики РК вице-премьером Романом Скляром было поручено увеличить лимит государственных обязательств по проектам ГЧП для Туркестанской области. На простом языке это означает, что проекты могут быть дороже и государство возместит. Аэропорт будет построен по принципу госчастного партнерства (ГЧП). Если я правильно помню, то договор с YDA подписан только рамочный, а подписания еще не было. Само собой на Юге у меня толпа знакомых и предварительные условия вроде, что государство начинает выкупать аэропорт через год после окончания строительства. То есть из нашего бюджета и наших налогов будут платить деньги. Плюс турецкий подрядчик (на таких условия их тяжело назвать инвесторами) получает фиксированную прибыль за управление аэропортом. Я предположу, что ГЧП в данном случае - ничто иное как обычный господряд, просто в обход тендеров. Да, турецкая компания вкладывает сейчас свои деньги. Но я не видел окончательной сметы. Она где-то есть вообще? Неудобно говорить, но на таких условиях - я знаю десяток турецких фирм, которые могли бы сделать это. 300 млн долларов - много? Не знаю. Два госпиталя, которые YDA хочет построить - обойдутся во столько же. Думаю госпитали пойдут по такой же "ГЧП" схеме. Выложил на всякий случай операционную прибыль алматинского аэропорта. Но из чего складывается прибыль? Из обслуживания рейсов. Если в Туркестан не будут прилетать 100-150 рейсов в день - государство будет платить зарплату за простой сотрудников. То есть сначала на госденьги построят, а потом на госденьги будут содержать. *** Сейчас, мы как страна и экономика выйдем после карантина - люди голодные, нервные, бюджет дырявый, компании шатающиеся. И нам конечно нужен еще один грандиозный той - открытия Туркестана. Хлеба и зрелищ. Боюсь денег не хватит на праздник. Только на макароны перед телевизором. *** Я знаю только один способ загрузить Туркестан - это перенести часть рейсов из Шымкента. Извините, шымкентские - скорее всего так и сделают. Двумя руками против этого, но я не вижу откуда сейчас в Туркестан прилетят 3 млн пассажиров в год. Теперь я предлагаю журналистам уточнить ряд следующих вопросов, на которые я не смог найти ответов. К туркам вообще вопросов нет - им обещали деньги, они начали строить. А вот к нашему правительству прямо список. 1. Каков реальный бюджет строительства аэропорта? Нигде в прессе этого нет. 2. Когда подрядчикам начнут выплачивать средства? 3. Кто принял решение строить аэропорт и какие суммы подавали руководству страны? Потому что у меня есть ощущение, что ни Назарбаев, ни Токаев ни сном ни духом о суммах. Им сказали - не волнуйтесь, будет инвестор по ГЧП. А президенты обрадовались. На месте Ак Орды, Библиотеки, правительства - я бы сейчас создал сайт типа "Асар-Туркестан" и там бы в открытом доступе выложил все таблицы, сметы и названия компаний, которые в такое тяжелое для экономики время не щадя госбюджета - строят и строят.
PS. Из комментариев стало ясно откуда Туркестан так подозрительно похож на Астану. Проектировала город фирма АстанаГенПлан. Я не архитектор, но у меня есть вкус. И Астана как город мне нравится. Эклектика и постмодерн. Но Туркестан, духовную столицу не только нашей страны - буквально испохабили стеклом и бетоном. Эти все проекты уже готовые были в Астане. Ощущение, что просто Астану перекрасили. Но реализация печальная. Интересно чтобы сделал Амир Тимур попади ребята из АстанаГенПлан к нему в руки. Мы же все помним, что мавзолей приказал строить именно он. |