Айкын Конуров, rezonans.kz, 13 мая
Стоимость продуктов невозможно снизить рейдами по базарам и магазинам – нужен системный подход к ценообразованию. Мы неоднократно говорили и об этом, и сейчас, наконец, правительство предприняло попытку именно системных мер. Оно предлагает создать так называемую национальную товаропроводящую систему. Идея в том, чтобы сократить потери на всех стадиях оборота продовольствия – при транспортировке, хранении, реализации, в том числе избавившись от излишних посредников. Для новых "товаропроводов" роль "насосных станций" будут играть крупные оптово-распределительные центры. Они обеспечат оптимальные условия для хранения сельхозпродукции, чтобы позволит создать запасы и сглаживать межсезонные колебания цен. На ОРЦ смогут сдавать продукцию отечественные товаропроизводители, обеспечив себе сбыт. Поможет ли это избежать новых всплесков цен на продовольствие? Давайте разбираться. Идея далеко не нова. Проект ОРЦ обсуждается уже не один год. Сейчас, возможно, для него назрел подходящий момент. С одной стороны, положение с деньгами стало намного хуже, казна лишилась нефтяных сверхдоходов. Но, с другой стороны, эти обстоятельства перевешивают задачи продовольственной безопасности. Устойчивое снабжение населения доступными продуктами стало важным как никогда. За первый квартал нынешнего года, в сравнении с первым кварталом прошлого года, цены на продовольствие выросли на 9%. И это еще до того, как начал сказываться эффект резкого обесценивания тенге. Дефицита пока удается избегать, хотя по рядку позиций введены ограничения на экспорт. В первую очередь, критиков идеи ОРЦ смущает стоимость, которую заложило правительство – свыше 237 миллиардов тенге. Можно было бы, к примеру, эти средства напрямую распределить в виде продовольственных субсидий населению. Если на компенсацию роста цен предусмотреть по 100 тысяч тенге, то хватило бы для 2,37 миллиона человек. В то же время, адекватность затрат определяется их отдачей. Глава правительства сообщил, что с вводом ОРЦ ожидается снижение цен на аграрную продукцию до 25% за счет только прозрачности ценообразования. Это очень серьезный показатель. За первый квартал нынешнего года розничный оборот торговли продовольствием составил 797 миллиардов тенге. При снижении цен на 25% общая экономия для потребителей составила бы 200 миллиардов тенге. Такими образом, только за квартал практически "отбились" бы все затраты на проект ОРЦ. Но это в теории. А на практике нужно внести много корректировок. Во-первых, снижение цен обещано не "на 25%", а до "25%", т.е. может быть значительно скромнее. Во-вторых, далеко не все продовольственные товары войдут в перечень тех, что будут проходить через ОРЦ. Речь идет о продукции отечественного производства достаточно ограниченного ассортимента. А людям для нормальной жизни нужны не только продукты "первой необходимости". Есть уязвимые места и с организационной точки зрения. Так, недостаточно будет сократить число посредников и издержки на стадии оптовой реализации. Это не даст результата, если на стадии розницы будет накручена маржа, съедающая всю экономию. Стало быть, понадобится отслеживать и контролировать полную цепочку ценообразования, вплоть до прилавка. Также следует учесть, что затраты на ОРЦ не исчерпываются их строительством. Намного больше затем придется тратить на содержание их инфраструктуры. Правительство ссылается на опыт западных стран, в частности, испанской компании Merkasa, которая от лица государства занимается модернизацией продовольственных рынков и выстраиванием эффективных цепочек поставок. Эта компания еще более пяти лет назад презентовала в Казахстане свою модель. Есть и живой пример – Merkasa стала партнером российского "Росагромаркета" в проекте создания федеральной сети оптово-распределительных центров. И хотя эта сеть разворачивается, пока еще нельзя сказать, что она как-то повлияла на стабилизацию цен на продовольствие. Есть вопросы к самому подходу. Идея создания единой продовольственной экосистемы, в принципе очень правильная. Но пока что в ней не видно производства. Непонятно, как мелкие фермеры будут доставлять свою продукцию в ОРЦ, как затем она будет продвигаться чрез розничные каналы. Также требуется большой блок мер по снабжению сельхозпроизводителей семенами, расходными материалами, квалифицированными услугами. И еще один важнейший вопрос – финансирование. В настоящее время коммерческие банки, по сути, перестали кредитовать АПК. Таким образом, с созданием ОРЦ автоматически не произойдет снижения цен на продукты. Важно, чтобы проект не стал чисто строительным, и все закончилось освоением средств на проектирование и строительств ОРЦ, назначением их операторов и формированием различных схем монополизации торговых потоков. Нужна четкая взаимосвязь с производством, развитие системы гарантированного закупа продукции. Кроме того, систему ОРЦ не стоит рассматривать, как панацею. Следует развивать и другие форматы, например, короткие цепочки поставок от производителей потребителям. По факту это направление уже продвигается в Казахстане, потребители сами объединяются, находят выходы на производителей и успешно работают напрямую. Главное – не мешать ему, а создать благоприятную среду. |