NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 00:46 ast
22:46 msk

Завтра будет поздно
Педагог с многолетним стажем математик Архимед Искаков рассказал о том, что нужно изменить в казахстанской школе
26.05.2020 / политика и общество

Оксана АКУЛОВА, "Время", 26 мая

Педагог с многолетним стажем математик Архимед ИСКАКОВ рассказал нашей газете о том, что нужно изменить в казахстанской школе
- Архимед Мынбаевич, в последнее время часто звучит мысль, что из-за коронавируса и карантина мы по-другому взглянули на медицину и образование. Активно стали обсуждать проблемы в этой сфере, речь вновь зашла о том, что нужно что-то менять, и не откладывая в долгий ящик. Карантин всем открыл глаза? Или мы опять говорим о том, что на повестке дня находится уже не первый год?
- Я считаю, что подавляющее большинство проблем современного общества, в том числе и нашего, заключается в образовании. Все остальное - это производные. Последние лет тридцать мы талдычим: нужны серьезные реформы, нужно менять весь процесс образования. Еще в 90-х говорили: пройдет время, и все увидят, что не станет хороших врачей и учителей, потом инженеров, дальше - слесарей, электриков. Кричали до тех пор, пока каждый из нас с этим не столкнулся. Да, карантин обнажил все проблемы сразу, но людям ближе то, с чем они сталкиваются непосредственно, поэтому на первый план вышло здравоохранение. Но, опять же, его слабости - это следствие, а причина, как я говорил, в образовании. Дальше отступать некуда. Надеюсь, пока ситуация обратима.
- Все это происходит на фоне бесконечных реформ в системе образования...
- Нет-нет. Можно я сразу вас поправлю? Я много раз слышал: "Хватит реформировать образование!" Скажу обратную вещь: если мы хотим оставаться на хорошем уровне, надо держать руку на пульсе. Образование должно быть гибким, и, так же как в медицине и науке, в этой сфере должны быть реформы, изменения курсов и стратегий. Это постоянный, естественный процесс.
- Но ведь неприятие вызывает непоследовательность реформ. Вспомните трехъязычие: учителей загоняют на трехмесячные курсы, громогласно заявляют, что вот-вот - и в каждой школе будут педагоги, способные преподавать на английском химию и биологию. Все это обсуждают, переваривают, а потом - бац, оказывается, что такой метод подготовки учителей не очень эффективный, да и вообще пока с трехъязычием можно повременить. И это не единственный пример.
- Почему это происходит? Это ведь просто, как мычание. Все эти реформы предлагают и проводят люди, которые бесконечно далеки от образования. Они не работали в средней школе, не вели уроки. В лучшем случае у них формализованное представление о том, как это должно быть. А трехъязычие - это красиво сказанная фраза. Об изменениях должны говорить профессионалы. И мы пытались достучаться до тех, кто принимает решения, но нас вообще не слушают. Недавно я был участником дискуссии, в которой участвовал министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ - впервые за последние годы на моей памяти нам удалось пообщаться с министром. В чем-то мы можем с ним не соглашаться, но есть и здравые решения, диалог этот внушает надежду. Поэтому надо действовать. Нам давно пора ответить на два вопроса: чему учить и как учить? Определиться, каким мы хотим видеть выпускника школы. Что он должен уметь, в каком объеме и на каком уровне? Открыто это обсудить, и, если общество согласится с этим, начать подготовку учителей, понимающих, как добиться этих целей, составлять учебные программы. Пока же мы не понимаем, какой нам нужен ребенок. Он должен говорить по-казахски и по-английски, знать химию и физику, литературу и информатику - чуть ли не полугений.
При этом я не могу критиковать ни одного министра образования, которые были за последние 15 лет. Я не знаю, чего конкретно каждый из них хотел достичь. Какая у него была программа? На сколько процентов он смог или не смог ее реализовать? Какими были причины, из-за которых не удалось сделать все? Я вижу только начало и конец его работы, все.
- Что нужно изменить в нашей школе? Назовите три основных пункта.
- Что важно для современного ребенка? Ему нужно дать аналитический склад мышления, английский язык и здоровье. И действовать исходя из этого. В школе немного предметов, которые способствуют становлению аналитического мышления - математика, физика, химия, биология в старших классах. Только математика начинается с 1-го класса, но ее так много, что ребенок к пятому классу не хочет учиться. Я считаю, что по всем предметам нужно минимум в полтора-два раза облегчить программы (в таком безумном объеме они не нужны), они должны быть более простыми и понятными. Лишние предметы нужно убрать. Самопознание, начальная военная подготовка, труды, или, как сейчас их называют, технология, финансовая грамотность и подобные им.
Очень важна физкультура - дети должны быть здоровыми. Завтра они станут взрослыми, это будущее нашего общества. И здесь должно помочь государство: построить спортивные комплексы при школах. Физкультура должна стать культом. И третий пункт, который я назвал, - английский язык. Почему он? Если вы не будете его знать, то у вас будет не очень большое будущее в современном мире. Казахский и русский никуда не денутся, пока есть носители. Они будут жить. При этом не должно быть крена в одну сторону в изучении языков, важно соблюсти баланс.
Конечно, простое сокращение объемов учебных программ ни к чему не приведет. Нужно по-новому готовить студентов педвузов, подключать к этому учителей и общество. Сейчас же выпускники-педагоги вообще ничего не умеют.
- В этом году для поступления на педагогические специальности до 70 увеличили проходной балл, который нужно набрать на ЕНТ. Говорят, чтобы выпускники более осознанно делали выбор, а не шли учиться на педагогов лишь потому, что больше их никуда не приняли...
- Когда я слышу об этом, то думаю, что мне морочат голову. Вспомните, вводили ЕНТ и говорили, что оно позволит уйти от человеческого фактора, станет одним из инструментов проверки знаний детей. На самом деле оказалось, что это основной показатель работы школ. И на протяжении 14 лет в одиннадцатых классах не давали образование, а натаскивали на ЕНТ. Для проверяющих да и для родителей было важно только то, сдал ребенок тест или нет.
- Есть что-то общее с СОРом и СОЧем. Сначала говорили, что это более эффективная оценка знаний, а теперь пришли к тому, что ее нужно менять - у суммативок куча недостатков.
- Я считаю, что СОР и СОЧ - принципиально плохая штуковина. Они, как меч: написал - плохо, хорошо ли - уже ничего не исправить. Раньше после контрольной была работа над ошибками, потом самостоятельная, которая закрепляла этот материал. Теперь этого нет. И нынешняя система оценки знаний отбивает всякое желание учиться. Нужно вернуться к традиционным оценкам, просто не пугать ими детей, не делать из предмета - математики или химии - страхолюдный инструмент.
- Но многие ваши коллеги так и делают. Оценки - наше все. Все и всегда зависит от личности педагога да и от родителей ребенка.
- Согласен, но оценка не должна быть столь важной. Принципиально то, чему и как мы будем учить. Что мы за это поставим: "75", "4" или "14" - никого не должно интересовать. Когда в школе будет нормальный учитель, он не будет сводить все только к баллам, к СОРу и СОЧу. Таких педагогов надо готовить, сделать это можно за четыре-пять лет.
- Разве мы пытаемся воспитать не того ребенка, о котором вы говорите? Я сразу вспоминаю мантры Минобра: "критическое мышление", "умение анализировать и делать выводы"…
- Это наукообразные слова. Сейчас еще говорят, что образование должно быть компетентностным. Ну и что? Надо действовать. Собрать общественный совет из экспертов (я готов в него войти), встретиться несколько раз и понять, какого ребенка мы хотим видеть, и исходя из этого поставить задачи перед образованием и начать перестраивать педагогические вузы. Да, мы можем спорить, у нас могут быть разные точки зрения, но в итоге мы должны остановиться на каком-то варианте. Это сделать трудно, но реально.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.05.2020
Конституционный закон Республики Казахстан от 25 мая 2020 года №335-VІ ЗРК 29.05.2020
Закон Республики Казахстан от 25 мая 2020 года №333-VІ ЗРК 29.05.2020
Закон Республики Казахстан от 25 мая 2020 года №336-VI ЗРК 29.05.2020
Сенаторы приняли поправки по вопросам парламентской оппозиции 29.05.2020
230 лучших специалистов в 11 отраслях привлечены к работе по повышению конкурентоспособности РК 29.05.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 мая 2020 года №307 29.05.2020
Данияр Ашимбаев: Нужно учитывать национальные интересы, а не мнения зарубежных экспертов 29.05.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2020 года №332 29.05.2020
Счетный комитет обеспечивает мониторинг и контроль за расходованием средств, направляемых на реализацию антикризисных мер 29.05.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz