akzhol.kz, 29 мая
Выступление А.Перуашева на пленарном заседании Сената Парламента РК
Уважаемый Маулен Сагатханович, Уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента К.Токаева о законодательном закреплении института парламентской оппозиции, данного 20 декабря прошлого года на заседании Национального совета общественного доверия. В этих целях Демократическая партия "Ак жол" актуализировала разработанный нами ранее законопроект "О парламентской оппозиции" с учетом поручения Главы государства и требований действующего законодательства. В ходе работы мы опирались на опыт развитых государств, и прежде всего – на доклад "О роли оппозиции в демократических парламентах" Европейской комиссии "К демократии через право" (т.н. Венецианской комиссии). В том же докладе содержится основание, почему в центре внимания законодательного регулирования находится именно парламентская оппозиция, а не оппозиция вообще. В его п.23 отмечается, что "правовое положение парламентской оппозиции служит эталоном демократической зрелости любой политической системы". Основная новелла законопроекта – введение в отечественный правовой оборот и легимитизация понятия "оппозиция". Хотя в общественной дискуссии и публицистике этот термин давно и широко используется, но в законодательстве Казахстана до сих пор понятие "оппозиции" полностью отсутствовало. Возможно, этим вызваны и бесконечные споры в обществе, кого считать "настоящей" оппозицией. П.11 доклада Венецианской комиссии определяет, что "Парламентская оппозиция состоит из партий, прошедших в парламент, но не представленных в правительстве". Но для казахстанских реалий такое определение мы посчитали слишком расплывчатым и посчитали уместным дополнить его требованиями о том, что парламентская оппозиция должна быть реальным критиком власти, предлагать альтернативные подходы и поднимать вопросы, волнующие общество. Поэтому в определении парламентской оппозиции законопроекта добавлен тезис о том, что такие партии выступают с иных политических позиций и голосуют, как правило, иначе, чем партия власти. Другими словами, мы целенаправленно стимулируем тех, кто называет себя оппозицией, – не отмалчиваться в парламенте, а действительно бороться за интересы общества, поднимать острые проблемы, критически рассматривать политику власти и предлагать альтернативные инициативы. Понимая сложность такой работы, мы также предложили наполнить статус "парламентской оппозиции" дополнительными правовыми гарантиями. В частности, наш законопроект предусматривает, что у оппозиции будет преимущественное право на определение парламентских слушаний и правительственных часов (заслушивание отчетов министров) каждую парламентскую сессию; на внесение альтернативных законопроектов к тем правительственным законам, с которыми оппозиция не согласна; на безусловное право выступления на любых парламентских мероприятиях; на позиции председателя в одном и секретарей в двух других комитетах мажилиса. Да, у любого депутата парламента официально есть право участвовать в выборах на парламентские позиции, на внесение законопроектов, предложение тематики слушаний или на выступление. Но их практическая реализация зависит от решений парламентского большинства, и это тоже всем хорошо известно. Поэтому, например, до сих пор у фракций парламентского меньшинства нет ни одного председателя комитета, депутатам фракции "Ак жол" неоднократно отключали микрофоны, из всех вносившихся нами за два созыва законопроектов до сих пор не был реализован ни один. Теперь же рассматриваемый законопроект призван не давать парламентскому большинству использовать консолидированное голосование для ограничения законных прав парламентского меньшинства. Например, если кандидат от оппозиции не наберет нужные голоса при выдвижении на пост председателя комитета, выделенного для оппозиции, то и других претендентов будет выдвигать только оппозиция. Это ее закрепленная квота. Если парламентское большинство примет решение о прекращении прений по какому-то вопросу, представителям оппозиции в любом случае обязаны предоставить слово для выражения их позиции, и т.д. Иными словами, наш законопроект даст возможность оппозиции в парламенте полнокровно реализовать свои депутатские обязанности. Конечно, для того чтобы воспользоваться этими преференциями (возглавлять комитет, назначать парламентские слушания, выступать без ограничений и т.д.), парламентская партия будет должна доказывать статус "оппозиции" ежедневным трудом и бескомпромиссной борьбой, включая голосование по принципиальным темам. Если партия будет называть себя "оппозицией", но во всем соглашаться с властью, отмалчиваться и не выдвигать альтернативных подходов – то таким депутатам ни особый статус, ни дополнительные полномочия просто не нужны. К моему большому сожалению, правительство не поддержало наши предложения в закон "О средствах массовой информации" о равном освещении деятельности парламентской оппозиции и партии власти в государственных СМИ и госинформзаказе. Сославшись, что инициатива "потребует дополнительных расходов бюджета", правительство лишило нас возможности реализовать эту норму. Как известно, Конституция устанавливает, что парламент может вносить расходы бюджета только с согласия правительства. Поэтому мы были вынуждены снять эти поправки, хотя я уверен, что информирование общества о работе парламентской оппозиции можно реализовать без дополнительных расходов, в рамках текущей информационной политики государства. До того, из разработанного демократической партией "Ак жол" в 2013 г. законопроекта "О парламентской оппозиции", в ходе переработки нами были исключены на будущую перспективу многие другие предложения, затрагивавшие Конституцию и бюджетные затраты. Кроме того, в связи с адресными поручениями президента К.Токаева по законам о митингах, о политических партиях, о выборах – из начального текста документа были изъяты соответствующие блоки, сосредоточившись на парламентских функциях оппозиции. Тем не менее, уверены, что даже с учетом изъятий, эта инициатива устанавливает твердые гарантии оппозиционной деятельности и партийной дискуссии в парламенте, что станет серьезным шагом в развитии демократии в нашей стране. Этот шаг продиктован даже не нашими желаниями, а требованиями времени. Государство и общество вступили в новый этап, новую эпоху, и политическая система должна им соответствовать. И хотя в нашем законе немного страниц, его политическое значение и системное содержание глубже объема. У оппозиции есть не только формальное право, но теперь – и практическая возможность – поднимать альтернативное мнение на государственный уровень. Вместе с тем, целью документа не являются чьи-то личные амбиции. Наша задача – объединить повестку дня общества и власти; принести в стены парламента те темы, которые обсуждает весь народ; законным путем решать злободневные проблемы, волнующие нацию. Уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект ранее прошел экспертизу Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, у меня на руках имеется положительное заключение этого авторитетного международного института, состоящее из 41 пункта. Как уже говорилось выше, после актуализации документа, он прошел публичное обсуждение на региональном, национальном и международном уровне. Так, во время депутатских выездов в январе т.г. были организованы открытые дискуссии членами нашей фракции с избирателями в различных регионах, с участием научной и политической общественности. В частности, в Алматы такое обсуждение прошло 10 января на базе университета Alma-U, где выступали известные правоведы, политологи, преподаватели и студенческая молодежь. Работа конференции освещалась в СМИ. 19 января законопроект был обсужден в прямом эфире на телеканале "Хабар". Острота полемики была настолько высокой, что один из официальных оппонентов покинул студию. В феврале-марте документ прошел все экспертизы, предусмотренные правительственными процедурами и поступил в парламент. Помимо заседаний рабочей группы в Мажилисе, 10 и 11 апреля состоялись прямые эфиры в независимых интернет-ресурсах (на базе Фонда развития парламентаризма, а также в более широком формате – на YouTube-канале Voice of Kazakhstan) с участием отечественных и зарубежных экспертов, итогом которых также стала поддержка документа. Уверен, что проект закона послужит формированию цивилизованных отношений между властью и оппозицией, новых парламентских традиций и новой политической культуры. Если вы, депутаты Сената, поддержите проект, закон вступит в силу в 2021 году. То-есть, он направлен не на поддержку нынешних фракций, а на достижение системных, тектонических перемен в следующих парламентах. Надеемся, что закладываемый сегодня нами правовой институт парламентской оппозиции, ее статус и роль получат дальнейшее развитие в будущем. Предлагая этот законопроект, мы выбираем более открытое общество, более сложный состав парламента, более острые и честные обсуждения при принятии судьбоносных решений. Устойчивость демократического государства достигается регулярным обновлением политической системы. Поэтому прогрессивная власть сама должна быть заинтересована в компетентной, подготовленной, государственно-мыслящей оппозиции. Тогда и в самой оппозиции будут политики, которых законным путем избирал народ, а лозунги, будоражащие улицы, будут цивилизованно решаться в стенах парламента. От имени Демократической партии "Ак жол" выражаю признательность Президенту К.Токаеву за актуальное и важное поручение, всем гражданам и экспертам, принявшим участие в обсуждении законопроекта, а также рабочей группе Сената за поддержку документа. Благодарю за внимание, прошу поддержать представленный законопроект. |