NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:38 ast
04:38 msk

Курдючный баран Нацфонда
П.Своик: Чего не хватает антикризисной политике Казахстана?
04.06.2020 / политика и общество

Петр СВОИК, kazvedomosti.kz, 2 июня

Вынесенный в подзаголовок вопрос вряд ли кого-то удивит, ведь как-то всем нам не хватает уверенности, а совладают ли власти с кризисом? Похоже, сомнения на этот счет имеются и у президента, иначе зачем бы, после заседания правительства 19 мая, на котором был рассмотрен и принят "Комплексный план восстановления экономического роста до конца года", главе государства 27 мая понадобилось подписать Указ о создании уже при себе Государственной комиссии с совершенно такой же постановкой задачи. А именно, комиссии предписано "выработать предложения по восстановлению экономического роста в условиях новой реальности".

НА КОЛУ МОЧАЛО, НАЧИНАЙ СНАЧАЛА
Казалось бы, на уровне исполнительной власти задача уже решена, и по конкретным мероприятиям, и по срокам. Недаром ведь принятый правительством "Комплексный план …" лишен каких-либо предисловий или послесловий, а составлен в форме таблицы, в которой каждой строчке "мероприятие" соответствуют столбики "форма завершения", "сроки исполнения" и "ответственный исполнитель", все предельно по-деловому.
А что касается того, в какие сроки правительство запланировало преодоление нашего собственного и общемирового кризиса, все тоже предельно ясно и оптимистично отражено в самом названии "Плана …" - до конца года.
В подтверждение чего мы имеем от правительства же датированный 11 мая "Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2021-2025 годы" за авторством Министерства финансов, также в лапидарной табличной форме, из которого следует, что, да, в этом году будет небольшой спад, ВВП выйдет только на 99,1 % против прошлого года, зато уже в следующем 2021 году ВВП, как и обещано "Комплексным планом …" начнется рост – 102,7 %, в 2022 мы будем иметь уже 103,5 %, в 2023 году - 104,9 % и так далее.
Тем не менее, уже после появления этих обнадеживающих прогнозов и планов правительства, глава государства создает Государственную комиссию, с включением в нее, кстати сказать, тех же подготовивших упомянутые нами документы должностных лиц, которой опять предстоит еще только подготовить предложения по восстановлению экономического роста.
Ну что же, значит и нам не возбраняется будто с чистого листа попробовать еще раз порассуждать, чего же не хватает в уже как бы готовых антикризисных планах правительства. А оттолкнуться в самый раз от совсем не случайно употребленной в президентском Указе многозначительной добавки – предложения по восстановлению экономического роста должны вырабатываться "в условиях новой реальности".

НОВЫЙ КУРС И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬ?
Несомненно, вот этого требуемого президентом отражения новой реальности в составляемых правительством антикризисных планах до сих пор так и не хватает главе государства, причем с самого начала. Так, еще 24 января, заявив, что времени на раскачку не остается, он поставил правительству задачу разработки в срок до 15 мая нового экономического курса и глубоких, возможно, радикальных, реформ. И впоследствии едва ли не в каждом своем выступлении возвращался к мысли, что мир необратимо меняется и нам нужна радикальная трансформация экономики и системы госуправления.
Поэтому, когда 14 апреля, продлевая карантин до 11 мая, президент поставил правительству как бы новую задачу – представить до этого срока комплексный план восстановления экономического роста, не приходится сомневаться: искомое восстановление видится им в том же самом реформаторском ключе в русле нового экономического курса.

ДВА МИРА, ДВЕ СИСТЕМЫ
Итак, какова же эта новая реальность конкретно для Казахстана и, главное, в какую сторону она будет развиваться дальше? Без такого знания какое-либо планирование каких угодно мероприятий проваливается, будто в пустоту.
Поскольку же экономика Казахстана в довлеющей степени внешне ориентирована, мы должны, прежде всего, не ошибиться с оценкой нашего нынешнего положения на мировых рынках и дальнейших тенденциях явно еще только разворачивающегося глобального переформатирования.
И еще важное: для уяснения причин кризиса и поиска путей выхода из него хорошо бы уяснить окончательно, что в Казахстане объективно не одна, а две экономические системы – внешняя и внутренняя, каждая со своей социальной и политической надстройками, со своими законодательными базами, институтами, кадрами и интересами. Эти системы тесно соприкасаются, местами даже переплетены, однако они далеко не эквивалентны и неравноправны – внутренняя экономика находится в зависимом, подчиненном и обслуживающем положении относительно внешней.
Внешний контур – полностью постсоветское приобретение Казахстана, это экспортно-импортные и финансовые операции на зарубежных рынках, почти исключительно в иностранных валютах, в основном, в долларах. Все правила в этом внешнем контуре установлены внешними же институтами, а национальное законодательство их добросовестно имплементирует. Исполнение с нашей стороны – тоже исключительно добросовестное, возможно, мы на первом месте в мире, если оценивать успехи Казахстана с этой стороны.
Что же касается проблем внешнего контура, транслирующих кризис и внутрь Казахстана, то среди них две основные, причем только одна привнесена относительно свежей мировой кризисной текучкой - коронавирусом и падением цен на нефть, другая складывалась постепенно и приобрела фундаментальный характер.
Речь идет о правилах, по которым Казахстан в своей внешнеэкономической деятельности, откладывая в резервы оказывающиеся в распоряжении правительства и Национального банка валютные избытки, и не используя их в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов, привлекал инвестиции и кредиты с внешних рынков, да еще и на гораздо более обременительных условиях, в результате все более погружаясь во внешнюю финансовую зависимость.
В конкретных численных параметрах докризисного еще 2019 года, без пандемии и при вполне приличных нефтяных ценах, это выглядит так:
Суммарные золотовалютные запасы Нацбанка и резервы Национального фонда на начало 2020 года – $91 млрд, а накопленный экономикой Казахстана внешний долг едва ли не в два раза больше – 158 млрд долларов. Благодаря такому раскладу международная инвестиционная позиция Казахстана, от которой отсчитывается вывод доходов иностранными инвесторами и кредиторами, неизменно росла в отрицательную сторону и достигла к началу нынешнего года величины минус $63 млрд.
Соответственно, вот расклад счета текущих операций за 2019 год: экспорт – $65 млрд, импорт $49 млрд, итого по торговле плюс 16 миллиардов долларов. Однако баланс доходов инвесторов и кредиторов вывел из экономики только за один год $21,8 млрд и общее сальдо свелось с результатом минус 5,5 млрд долларов. Вынуждая правительство уже тогда, если не идти на девальвацию тенге, искать пути привлечения новых иностранных инвесторов и набирать новые долги, усугубляя и без того становящуюся "камнем на шее экономики" внешнюю зависимость.
Правда, в первом квартале этого года сальдо текущего счета оказалось положительным – плюс 1,2 млрд., благодаря росту экспорта, снижению импорта, притоку новых инвестиций и, наоборот, снижению вывоза доходов инвесторами. Но это все как раз до объявления по всему миру карантина и еще тогда, когда нефтяной экспорт Казахстана только рос.
Отчетность за второй квартал и далее, конечно же, не будет столь положительной и вот вопрос – а когда и при каких условиях Казахстан снова сможет вернуться к положительным значениям внешнего платежного баланса и искомому экономическому росту?
Ответ – если мы действительно хотим иметь реальную антикризисную программу, а не несбыточные обещания, лучше опереть на такую констатацию: при сохранении тех же условий внешнеэкономической деятельности – никогда.

ЭТОТ НОВЫЙ, НОВЫЙ, НОВЫЙ МИР
Оттолкнемся от той же не раз высказанной президентом мысли: мир необратимо меняется. Нынешняя реальность – это кризисный переход от глобализации к фрагментации, а реальность следующих четырех-пяти лет – формирование трех-пяти макрорегионов, между которыми и будут поделены основные рынки.
Поэтому главный двигатель нынешней экономической модели Казахстана – сырьевой экспорт, никогда уже не вернется в прежние внешнеэкономические условия.
Посткризисная же мировая реальность будет такова: Евразийский союз еще более закрепит за собой роль стратегического поставщика энергетических и металлургических ресурсов для "старой" Европы, а также для Китая.
Альтернативные же поставки нефти-газа с Ближнего Востока также будут контролироваться – события в Сирии и Ливии к тому и ведут. Соответственно, евразийский сырьевой экспорт будет выведен на наднациональный уровень и если и не будет национализирован, то все равно перейдет под госконтроль.
Но до этого сколько-то лет, а все ближайшие годы, пока еще только идет борьба за свои места в новом миропорядке, нефтяной экспорт из Казахстана будет под давлением – если не низких нефтяных цен, то ограничением сбыта, или всем вместе. Соответственно, надеяться, что "нефтянка" рано или поздно опять станет источником валютных избытков – лучше не стоит.
Плюс, еще сколько-то лет продолжится уже начатое президентом Трампом хирургическое разделение "Чимерики" – симбиоза экономик США и Китая, чрезвычайно болезненный и крайне рискованный процесс, неизбежно сопровождающийся депрессией в основных мировых центрах производства и потребления. Что и было отрепетировано коронавирусом.
Наконец, шапкой, увенчивающей все такие переделы, станет утрата долларом своей глобальной роли, с формированием у каждого макрорегиона своих валютных систем и некоей системы взаимодействия между ними. А это тоже резко, если не катастрофически, и надолго убавит мировой спрос, в том числе на сырье.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ – ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ
Короче, чего категорически пока не достает в антикризисной политике относительно внешнего экономического контура – это принципиальной постановки вопроса о роли государства, как регулятора товарных и финансовых валютных потоков.
То есть, во внешнем направлении новый курс – это отказ от курса нынешнего, по которому государство принципиально не вмешивается в "свободно" и "по рыночному" складывающуюся внешнеэкономическую деятельность.
Как именно регулировать – вариантов достаточно, но перебирать их сейчас нет смысла, сначала должна быть осмыслена сама необходимость такого нового курса.
Теперь внутренний контур – вся та экономика, которая обслуживается национальной валютой. Здесь тоже две фундаментальные проблемы, преодолимые только через новый экономический курс.
Первая – отсутствие … банковской системы. Не удивляйтесь, в Казахстане нет той банковской системы, которая могла бы создавать полноценный национальный кредит. А без него никакая программа внутреннего экономического развития не осуществима в принципе.
Пора признать прямо, что нынешняя двухуровневая банковская система – это внутренние сети внешней инфраструктуры, целиком выстроенной и настроенной на обеспечение вывоза сырья из Казахстана, импорта сюда готовых товаров, импорта иностранных инвестиций и займов и экспорта доходов от этих инвестиций и займов.
Побочным же продуктом такой внешней настройки является, во-первых, не производственная, а потребительская направленность внутреннего банковского кредита – три четверти всей кредитной массы направлены именно в сторону потребления, само же это потребление основано на импорте.
Во-вторых, стоимость банковского кредита в таком внешне заданном исполнении – токсична. Она фактически сдерживает потребительскую активность, доводя заемщиков до неплатежеспособности и подавно ядовита для производственного кредитования. Настолько, что коммерческие банки Казахстана вообще не имеют подразделений, специализирующихся на работе с инвестиционными проектами. В лучшем случае – это кредиты для поддержания оборотных средств.
Что же до собственно инвестиций производственного характера – да, они тоже проходят через коммерческие банки, но только посредством тех или иных государственных программ. И в результате госфинансирование тоже идет не столько на модернизацию и индустриализацию, сколько на поддержку самой выдыхающейся в рамках внешне зависимой модели банковской системы.
Вторую фундаментальную проблему оставим на закуску, а пока свяжем единой антикризисной логикой внешний и внутренний контуры. Оттолкнемся от обшей для них связи с мировым кризисом: внешне продиктованная модель работоспособна только при устойчиво избыточном платежном балансе – тогда скупаемый Нацбанком избыток через обменную эмиссию тенге распространяется и по внутренней экономике.
А ныне, причем уже не первый год, платежный баланс, а с ним и баланс бюджета, приходится замыкать усиленным расходованием Национального фонда, а также наращиванием внешнего долга. А когда баран начинает питаться курдюком – дела плохи.
Поэтому фундаментом антикризисной программы должна стать, во-первых, способность государства обеспечивать стабильность платежного баланса и, соответственно, стабилизация курса национальной валюты.
Во-вторых, создание во внутренней экономике целевого инвестирования и кредитования, направленного на решение самых насущных социально-экономических проблем. Первой из которых, безусловно, является обеспечение полной структурной занятости. В Казахстане ныне не хватает 3-4 миллионов легальных рабочих мест, и без их создания никакая антикризисная политика немыслима.
С направлениями же инвестирования в новые рабочие места тоже все предельно ясно – это новая коллективизация и индустриализация на селе и ориентированные на импортозамещение производства в городах.

САМА, САМА…
И обещанная закуска: чего еще категорически не хватает в антикризисной политике правительства, так это … концептуальной самостоятельности. Да, подобно тому, как внутренняя экономика лишена работающей на нее банковской системы, вся вкупе экономика Казахстана, внешняя и внутренняя, лишены концептуального начала.
Все сколько-нибудь значимые программные наработки правительство делает не своими силами и не силами отечественных экспертных организаций, а – через иностранный консалтинг. Причем такой консалтинг, несмотря на самую щедрую оплату из бюджета, это не бизнес, это – внешний надзор за экономикой, направленный на то, чтобы никто в ней сам ничего не придумывал и даже не помышлял о выходе за рамки "вывозной" модели.
И если вы хотите получить вскрывающий самую суть ответ на вопрос, почему президент не удовлетворен антикризисными наработками, и все время заставляет одних и тех же людей искать другие варианты – ответ в этом.
Так вот, если еще пару лет назад никакая собственная программная самодеятельность была немыслима – экономика на внешнем контуре получила бы сразу весь пакет неприятностей, начиная с понижения странового и кредитного рейтингов, да и политические последствия по линии цветных революций не задержались бы, то ныне погружающемуся в собственный кризис глобальному капиталу все более не до этого.
И шанс прорваться к действительному экономическому росту на новом экономическом курсе у нас остается. Для чего только такая малость и требуется, как мыслить и действовать самостоятельно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.06.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2020 года №403 30.06.2020
Идея введения очередного "жесткого" карантина - очень большая ошибка 30.06.2020
Cостоялась отчетная встреча перед населением министра информации и общественного развития Аиды Балаевой 30.06.2020
О передислокации Национального Банка Казахстана в г.Нур-Султан 30.06.2020
Откуда такие цены? Почему новая ракета "Ангара" такая дорогая 30.06.2020
Советская Украина выигрывает матч-реванш 30.06.2020
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем работников средств массовой информации 29.06.2020
Распоряжение Президента Республики Казахстан от 26 июня 2020 года №114 29.06.2020
Закрытие сессии Парламента РК состоится 30 июня 29.06.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz