Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, 11 июня
Курметтi Нурлан Зайруллаулы! Курметтi депутаттар! Бюджет 2019 года исполнен в пределах заданных параметров. Этому способствовали, как достаточно благоприятная макроэкономическая ситуация, так и меры, предпринимаемые Правительством. Об этом сейчас было сказано. Сегодня мы рассматриваем Отчет об исполнении бюджета за прошлый год. Но как все изменилось за эти полгода. С одной стороны, мы констатируем долгожданный рост экономики в прошлом году, с другой – очень непростую ситуацию этого года. И в мире, и у нас. Поэтому сейчас, наверное, надо обсуждать не столько нарушения, сколько возможности изыскания резервов поступлений в государственный бюджет. И эти резервы в повышении эффективности налогового и таможенного администрирования, а также использования государственных ресурсов. Глава государства очень четко обозначил о необходимости ужесточить ответственность и подотчетность за реализацию госпрограмм и использование бюджетных средств. Благодаря поддержке депутатов такая ответственность была закреплена в Бюджетном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. Пока по двум дефинициям. С какими же результатами исполнен республиканский бюджет за 2019 год?!
Первое. Улучшены позиции по макроэкономической стабильности Казахстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. До 60 места. Тенденция снижения нефтяной зависимости не достигнута. На протяжении 10 лет доля обрабатывающего сектора не превышает 11%. В структуре экспорта минеральные продукты превысили 70%. Как исполняется задача по росту благосостояния граждан? Реальные доходы населения возросли на 5,5%. Однако, в расходах населения увеличилась доля продовольственных товаров - до 50%. В развитых странах этот показатель составляет порядка 10% (США – 6%, Сингапур – 7%, Германия и Нидерланды – 11%). И даже в России и Беларуси эти цифры не превышают трети расходов (28% и 32% соответственно). О чем это говорит? Доходы населения наполовину "проедаются" и у населения отсутствует возможность увеличения своих сбережений. Улучшение уровня жизни обеспечивается преимущественно за счет кредитования. В 2019 году рост потребительских кредитов опережал рост номинальных доходов населения почти на 15%. А закредитованность создает предпосылки для социальных проблем. Несмотря на значительную поддержку со стороны государства, за последние 5 лет отмечается снижение роли банковского сектора в экономике страны. Его активы к ВВП снизились до 40%. Тогда как еще в 2015 году составляли свыше 60%. Ссудный портфель банков страны к ВВП сокращен почти вдвое. Продолжают расти проблемные займы. Доступных и "длинных" денег для бизнеса как не было, так и нет. Государственный долг, как и долг Правительства находится в безопасных пределах. Но статья расходов на их обслуживание и погашение растет. По правительственному долгу такие затраты достигли почти 1,4 трлн. тенге (рост к 2018 году – на 28%). Однако нам удалось добиться того, чтобы была налажена работа по отслеживанию займов у международных финансовых организаций, по проектам ГЧП, квазигосударственного сектора и местных исполнительных органов.
Второе. В доходной части бюджета ситуация не изменилась. В структуре налоговых поступлений продолжает сокращаться доля основного системообразующего налога. Я говорю о КПН, - менее 30% (около 2 трлн. тенге) (в 2015 году - 37%). Кстати, такая негативная тенденция еще и свидетельство состояния бизнеса. Переплата по налоговым поступлениям в республиканский бюджет хоть и снижена к уровню прошлого года на 170 млрд. тенге все еще значительна. Более 1,5 трлн. тенге (НДС – 82%, КПН -11%). Переплата в государственный бюджет – 2 трлн. тенге с уменьшением к уровню 2018 года на 158 млрд. тенге. Это то, что не должно было быть уплачено государству! Часть из этого возьмется в зачет или будет возмещена бизнесу в первом полугодии текущего года. И что в сухом остатке? Мы отвлекаем деньги из оборота добросовестных предпринимателей. Которые, наоборот, должны чувствовать поддержку со стороны государства. И еще хуже, возвращая излишне уплаченные в прошлом году средства, мы создаем нагрузку на бюджет уже текущего года. А как снижена переплата?! Тоже большой вопрос. Выборочным аудитом Счетного комитета только по 8 налогоплательщикам (из 55 налогоплательщиков по 62 лицевым счетам) установлено необоснованное уменьшение переплат на сумму свыше 30 млрд. тенге. Это сделано территориальными органами госдоходов (Карагандинская, Актюбинская, Костанайская, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области, г.Нур-Султан) в целях улучшения своих статистических показателей. Наверное, назрела необходимость пересмотреть подходы к уплате КПН, не авансовыми платежами. А на основе квартальных расчетов по фактическим результатам деятельности. При этом снижение уровня переплаты по платежам должно являться показателем эффективной работы органов госдоходов. Позитивные результаты достигнуты в снижении недоимки в бюджет на 17% (2019г. – 165 млрд. тг, 2018г. – 198 млрд. тг, 2017г. – 115 млрд. тг). Что касается качества данной работы, то уменьшение, преимущественно, обеспечено за счет признания налогоплательщиков банкротами. 53% (67 млрд. тг) от уровня снижения (в 2018г. – 41% или 37 млрд. тг). Не проводится оценка эффективности применяемых налоговых льгот и преференций. Главная причина – отсутствие у отраслевых органов информации в разрезе таких льгот, отраслей и показателей деятельности их получателей. Стремясь упросить работу для бизнеса, мы теряем контроль за государственными интересами. Считаем, что надо пересмотреть подходы и внести ясность в отчетность получателей льгот и мер государственной поддержки. С тем, чтобы бизнес имел встречные обязательства перед государством по результатам своей деятельности.
Третье. Исполнение расходной части бюджета. За 2019 год неэффективно использовано немногим менее 428 млрд. тенге, - в три раза больше предыдущего года. Очень важным считаем пересмотр организации исполнения самого бюджета. Процесс должен быть максимально транспарентен и оцифрован. В противном случае, неэффективные затраты будут расти. А работа над ошибками и своевременная корректировка недостаточно результативных экономических решений и вовсе не будут проводиться. Полагаем, это непозволительно в текущих условиях, когда по оценкам мировых экспертов, экономики всех стран претерпят значительные структурные изменения. В особенности недиверсифицированные. И доходы от сырьевых ресурсов уже не будут способны покрывать потребности страны. В качестве наглядного примера. Уже сейчас, средства Нацфонда занимают одну треть в доходах бюджета и четвертую часть в его расходах. В этом году мы все-таки попытались посмотреть расходование государственных ресурсов через призму эффективности. По предложению депутатов в пилотном режиме был проанализирован экономический эффект от вложенных государственных инвестиций. Оценка проведена по расходам, оказывающим непосредственное влияние на развитие экономики. Это не только бюджет развития, но и капитальные затраты, субсидирование и кредитование. Доля таких расходов в общем объеме республиканского бюджета за 2019 год составила менее 14% (1,7 трлн. тенге). Тогда как именно они позволяют генерировать ресурсы для дальнейшего роста экономики. При этом в структуре данных расходов, затраты на строительство, целевые трансферты на развитие не превысили и половину, составив немногим более 40%. Наряду с этим оценены 7 государственных программ, реализация которых завершилась в 2019 году. Влияние затраченных средств на достигнутые результаты проанализировано с учетом отложенного эффекта и в долгосрочной перспективе. Чего, к сожалению, пока еще нет в оценках уполномоченных органов. Конечно, хочется надеяться, что наступит время, когда Методики оценки реализуемых государственных программ будут разрабатываться не органами госаудита, а профильными министерствами. А поскольку Правительство не обладает такими методиками и инструментами мы оценили эффект на основе статистических и ведомственных данных в среднем за 7 лет. При этом учитывалась доля государственных инвестиций в развитии конкретной отрасли экономики. Выводы неутешительные. Общий мультипликативный эффект оценен на среднем уровне при значительном потенциале роста. 1 тенге инвестиций в основной капитал принес выпуск продукции в среднем в размере 90 тиын (0,62 тенге до 1,16 тенге). Всемирный банк посчитал мультипликатор бюджетных расходов (то есть агрегированный показатель), который по Казахстану еще в 2015 году оценивался на уровне 0,2 – 0,3 значений. То есть на каждый потраченный бюджетный доллар возвращается в качестве реального эффекта только 20 - 30 центов. Это вдвое ниже развивающихся стран, где данный показатель достигает 0,6. И еще. Отраслевые министерства оценивают результат реализации государственных программ по итогам развития всей отрасли. Тогда как инвестиции государственных средств в экономику составляет 12% с трендом на уменьшение. То есть выезжают по показателям за счет частных инвестиций. Кого мы обманываем? Только самих себя! Мы уже отмечали формирующуюся проблему по проектам государственно-частного партнерства. Увеличение количества проектов ГЧП приводит к росту государственных обязательств, которые не соразмерны с объемами привлекаемых инвестиций. На привлечение 1 тенге частных инвестиций затрачивается 2 тенге бюджетных средств. И это на фоне отсутствия встречных обязательств частного инвестора. Это не стимулирует частных партнеров к повышению результативности реализуемого проекта. По нашим оценкам, основная нагрузка на бюджет по республиканским проектам придется на 2023 и последующие годы в среднем 58 млрд. тенге ежегодно. На местные бюджеты – на 2020 -2021 годы в среднем по 70 млрд. тенге ежегодно по всем регионам. Поэтому первостепенны разработка методики расчета социально-экономического эффекта реализации проектов ГЧП, а также поэтапное снижение нагрузки на государственный бюджет.
Четвертое. Несколько слов по квазигоссектору. Глава государства в своем послании народу Казахстана в сентябре 2019 года ("Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана", 2 сентября 2019 года) поручил повысить отдачу от квазигосударственного сектора. Однако говорить о его эффективной работе мы, к сожалению, пока не можем. Сохранена их зависимость от бюджета. С 2007 по 2019 годы холдингам предоставлены национальные ресурсы в объеме 7,5 трлн. тенге, что сопоставимо с 7 бюджетами развития страны. При этом мониторинг за направлением данных средств холдингами на реализацию общенациональных целей не осуществляется. Здесь требуется четкое определение роли каждого субъекта квазигоссектора в достижении государственных задач с привязкой к финансовым ресурсам. Средства, выделяемые из республиканского бюджета, стали источником доходов для многих госкомпаний. В итоге предприниматель, на которого направлена государственная поддержка, получает кредитные средства по завышенным ставкам (в среднем от 6 до 9%, при бюджетном кредитовании субъекта квазигосударственного сектора - менее 1%). Имеют место системные недостатки и в дивидендной политике.
И последнее. В Заключении Счетного комитета к Отчету Правительства впервые появилась предварительная информация об аудите консолидированной финансовой отчетности, который согласно Закону мы должны проводить с этого года. Но это тема для отдельного большого разговора, так как трудно говорить о достоверности консолидации при отсутствии проверки правильности составления такой отчетности отдельными администраторами. Такая проверка должна быть проведена начиная с 2013 года при переходе на МСФООС (проверка начального сальдо). Предстоит решить ряд методологических и организационных задач, препятствующих объективной консолидации бюджета и принятию на ее основе эффективных экономических решений. В целом Счетным комитетом отмечены возможности для повышения экономической отдачи от бюджетных инвестиций, улучшения налогового и таможенного администрирования. Это достаточный запас прочности и резерв для развития экономики Казахстана в кризисный период. Заключение Счетного комитета было подробно рассмотрено. Депутаты детально останавливались на наших выводах и рекомендациях. Спасибо за поддержку большинства из них. Мы также благодарим коллег из министерств за конструктивный диалог в вопросах повышения эффективности исполнения бюджета. В этом году по поручению Главы государства Счетный комитет сосредоточится на контроле использования антикризисных средств и продолжит аудиты компаний квазигосударственного сектора. Баяндама аякталды. Назарларынызга ракмет! |