NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 02:43 ast
00:43 msk

Премьер-Министр РК А. Мамин поручил принять меры по развитию машиностроения
Как отметил Б. Атамкулов, машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности
22.06.2020 / политика и общество

primeminister.kz, 19 июня

Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение - МИИР РК
На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов доложил о развитии отрасли машиностроения.
Как отметил Б. Атамкулов, машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности.
За годы реализации индустриальной программы (за 10 лет) в отрасли:
Объем производства вырос в 5 раз.
Инвестиции выросли в 3 раза и составили 50 млрд тенге.
Объем экспорта вырос почти в 3 раза и составил $1,1 млрд.
По итогам 2019 года произведено продукции на 1 трлн 372 млрд тенге. За 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 535 млрд тенге, рост составил 18,5%.
На сегодня в отрасли работает порядка 3 тыс. предприятий, на которых задействовано 65 тыс. человек.
"За годы реализации программы индустриализации реализовано 128 проектов на сумму порядка 367 млрд тенге, создано около 16 тыс. рабочих мест", - сообщил Б. Атамкулов.
По итогам 2019 года производительность труда составила $16 тыс. Расширена номенклатура экспортируемой продукции.
Сейчас казахстанские предприятия экспортируют в такие страны как: Россия, Китай, Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ, Туркменистан и др. Организовано производство новых видов машиностроительной продукции - пассажирские вагоны, электровозы, ЖД колеса и оси, стрелочные переводы.
АО "Азия Трафо" первым на территории стран СНГ освоило производство супермощных трансформаторов мощностью до 500 МВА (мега вольт ампер).
Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение.
Производство выросло в 24,5 раза, ежегодный приток инвестиций вырос в 14,4 раза. Продукция казахстанского автопрома вышла на экспортные рынки. При этом, внутри страны каждый второй новый проданный легковой автомобиль является отечественного производства.
Ключевые предприятия сектора: СарыаркаАвтопром, ХюндайТрансАвто, Азия Авто, КАМАЗ-Инжиниринг, СемАЗ и ДеуБасКазахстан.
"В январе-мае 2020 года произведено 26 тыс. 810 автомобилей на общую сумму 173 млрд тенге, рост составил 47%. За этот же период экспортировано 1 тыс. 659 легковых автомобилей в Россию, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан", - проинформировал Б. Атамкулов.
Построен завод по выпуску легковых автомобилей ХюндайТрансКазахстан в г. Алматы мощностью 45 тыс. легковых автомобилей в год. Первая очередь успешно запущена в марте 2020 года. За счет технологических операций по сварке и окраске кузова будет осуществляться мелкоузловая сборка автомобилей.
СарыаркаАвтопром в кооперации с узбекским автопромом реализует ряд значимых инвестиционных проектов, таких как совместное производство экспортоориентированных автомобилей Равон и Шевроле.
В г. Сарань Карагандинской области реализуются:
компанией Казтехна совместно с китайской компанией проект по производству автобусов Ютонг (Yutong);
компанией Казтайртех совместно с компанией Даблстар (Doublestar) проект по производству шин, мощностью 3 млн шин для легковых автомобилей и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов.
Совместно с ПАО "КАМАЗ" реализуются проекты по строительству заводов по производству литейного завода и редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей.
В сельскохозяйственном машиностроении за 10 лет достигнут:
рост производства в 5 раз;
рост инвестиций в 3,4 раза;
средний уровень локализации продукции составляет 37%.
За 5 месяцев 2020 года произведено сельскохозяйственной техники на сумму 12 млрд 46 млн тенге, в том числе 825 тракторов, 139 комбайнов, рост составил 54%.
Основными игроками сектора являются такие предприятия, как Агромашхолдинг (производство зерноуборочных комбайнов Есиль и тракторов Ловол), СемАЗ и Композит Групп Казахстан (производство трактора марки Беларус), Костанайский тракторный завод (сборка тракторов Кировец), Казахстанская Агро-Инновационная Корпорация (выпуск тракторов Беларус, Бюлер, комбайнов АКРОС, ТОРУМ, посевных комплексов АМИТИ и другого оборудования), а также компания Дон Мар (жатки и посевные комплексы).
На сегодня в стране зарегистрированы порядка 153 тыс. единиц тракторов и 42 тыс. единиц комбайнов. 65% тракторов и 46% комбайнов эксплуатируются более 17 лет.
Как отметил Б. Атамкулов, для обновления устаревшего парка сельхозтехники проводится работа по созданию собственного современного производства сельскохозяйственной техники и оборудования, что позволит нарастить производительность труда в сельском хозяйстве и увеличить урожайность.
"Нами принимаются меры для гармонизации мер государственной поддержки. Считаем, что успешный опыт внедрения утилизационного стимулирования в автопроме следует распространить на сельскохозяйственную технику. Для стимулирования производства сельхозтехники запущена программа по реализации отечественных тракторов и комбайнов в лизинг", - сказал министр.
В планах казахстанских производителей расширение производства и продуктовых линеек, выход на экспорт, а также освоение выпуска запасных частей и комплектующих.
В мае 2019 года АО "Агромашходинг КЗ" совместно с крупнейшей китайской корпорацией налажено производство тракторов марки "Ловол".
В октябре 2019 года дан старт Костанайскому тракторному заводу по сборке тракторов "Кировец", мощностью до 700 тракторов в год. Инвестиции составили 7,3 млрд тенге.
Казростинжиниринг ЛТД инвестировала в простаивающий завод Вектор и возобновила производство комбайнов в кооперации с Ростсельмаш. Общие инвестиции составили 7,5 млрд тенге. На заводе планируется собирать в год до 800 единиц зерноуборочных комбайнов Вектор и АКРОС.
Индустриализация позволила в железнодорожном машиностроении нарастить объемы производства в 3,8 раза за счет локализации новой для страны высокотехнологичной продукции, как тепловозы, электровозы, железнодорожные оси и колеса. Привлечены крупнейшие мировые лидеры в отрасли железнодорожного машиностроения - Alstom, General Electric, Трансмашхолдинг.
За 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 56 млрд тенге. Средний уровень локализации свыше 50%.
В рамках программы индустриализации были запущены Вагоностроительный завод "Тулпар", Локомотив курастыру зауыты, Электровоз курастыру зауыты и Проммашкомплект, которые производят высокотехнологичную, экспортоориентированную продукцию.
Проммашкомплект стал первым предприятием на постсоветском пространстве, внедрившим современный автоматизированный технологический комплекс по выпуску цельнокатаных колес для железной дороги. Мощность предприятия 200 тыс. колес в год. Уровень локализации - 68%. Продукция предприятия полностью закрывает потребности внутреннего рынка и более 60% экспортируется в Иран, Азербайджан, Россию и Туркменистан.
В январе-мае текущего года произведено 71 тыс. 325 колес на сумму 16 млрд 346 млн тенге.
Возобновило деятельность предприятие ЗИКСТО в г. Петропавловске, которое в апреле-мае произвело 171 вагон-платформу на сумму 4 млрд 929 млн тенге.
В электротехническом машиностроении за 2010-2019 годы наблюдался рост производства в 3 раза, экспорта - в 4 раз. Средний уровень локализации достиг 75%.
"Только в 2019 году было произведено волоконно-оптического кабеля 34 млн м на сумму 5 млрд 400 млн тенге и производства прочих электрических проводов и кабелей 1 млрд 220 млн м. на сумму 40 млрд тенге", - отметил Б. Атамкулов.
Объем производства электротехнического машиностроения за январь-май 2020 года составил 52 млрд тенге.
Ключевыми предприятиями электротехнического машиностроения являются: Кайнар-АКБ, Кентауский трансформаторный завод, Корпорация Сайман, Казэнергокабель, ЕвразКабель, Казцентрэлектропровод.
Аккумуляторные батареи Кайнар-АКБ экспортируются в Россию, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Германию, Китай.
Трансформаторы Кентауского трансформаторного завода идут на экспорт в Россию, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.
Компания Алагеум Электрик ведет строительство электротехнического завода в специальной экономической зоне г. Петропавловск, продукция которого будет ориентирована на экспорт.
В горнорудном машиностроении за годы индустриализации удалось добиться значительных результатов - производство выросло в 1,7 раз, экспорт в 1,8 раза.
Были освоены следующие виды продукции: полноповоротные машины, самоходные бурильные установки, шахтные вагонетки, дробильно-измельчительное оборудование, а также налажено производство запасных частей для машин и оборудования для горной добычи (ТОО "Мэйкер").
В горнорудном машиностроении за 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 8 млрд тенге.
Ключевыми предприятиями горнорудного машиностроения являются Алматинский завод тяжелого машиностроения, Карагандинский литейно-механический завод, Казцинкмаш, Курылысмет, Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко, КазКарбон.
В рамках трансформации производственных процессов и адаптации к новым реалиям одним из первых предприятий в стране, внедривших элементы Индустрии 4.0, стало ТОО "Мэйкер" в г. Караганда.
В нефтегазовом машиностроении индустриализация позволила нарастить объемы производства в 4,2 раза, экспорта в 1,1 раза. Были привлечены крупные мировые игроки такие как германский лидер в производстве запорной арматуры - Бемер Арматурен, канадский ведущий производитель полнокомпактных винтовых насосных систем - Куду Индастриз.
Освоены следующие виды продукции, как запорная арматура, силовые установки, оборудование для фильтрования газов, насосное оборудование, и пр. Объем производства за январь-апрель 2020 года составил 21 млрд тенге.
Ключевыми предприятиями сектора являются Усть-Каменогорский арматурный завод, Карлскрона, Петропавловский завод тяжелого машиностроения, Мунаймаш, Белкамит, Атыраунефтемаш.
В сфере нефти и газа отечественным предприятиям нефтегазового машиностроения уже оказывается содействие в получении признанных международных сертификатов по стандартам, таких как ISO, API, OHSAS.
Поддержка отечественных автопроизводителей
В рамках поддержки отечественных автопроизводителей действует программа льготного автокредитования и льготного лизинга, в рамках которых за 5 лет работы выделено 50 млрд тенге, что позволило отечественным предприятиям реализовать 18 тыс. транспортных средств на сумму 92 млрд тенге.
С прошлого года Национальным банком запущена программа льготного автокредитования, которая пользуется большим спросом у населения. На эти цели выделено 100 млрд тенге в течение 5 лет (ежегодно по 20 млрд тенге).
Для поддержки отечественных производств машиностроительной продукции с Союзом машиностроителей Казахстана разработана и утверждена Дорожная карта развития машиностроения на 2019-2024 годы.
Дорожная карта предусматривает мероприятия по поддержке и развитию отрасли в части введения налоговых преференций в обмен на встречные обязательства, по разработке Закона "О промышленной политике" и созданию Фонда развития промышленности.
В настоящее время в реализации находится Программа совместных действий с РФ, Дорожная карта по развитию нефтегазового машиностроения.

---

Премьер-Министр РК А. Мамин поручил принять меры по развитию машиностроения
На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрено развитие машиностроения в Казахстане.
О развитии отрасли машиностроения доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, машиностроении в нефтегазовой отрасли - министр энергетики Н. Ногаев, развитии отрасли в регионах - акимы Карагандинской области Ж. Касымбек, Костанайской области - А. Мухамбетов. Были также заслушаны председатель Союза машиностроителей Казахстана М. Пшембаев и представители бизнеса - президент "Astana Group" Н. Смагулов, генеральный директор ТОО "KARLSCKRONA" В. Ахметов и директор "KazRostEngineering Ltd." Д. Иманмусаев.
Машиностроение выступает основным драйвером обрабатывающей промышленности РК, обеспечивая ее последовательный рост. По итогам 5 месяцев текущего года, несмотря на спад экономики, в отрасли машиностроения объем производства составил 535 млрд тг, что на 18,5% выше прошлого года.
В настоящее время в Казахстане функционируют около 3 тыс. предприятий в отрасли машиностроения, которые освоили выпуск широкого спектра продукции - от комплектующих и запчастей до сборки высокоточной техники, тем самым обеспечивая потребности базовых секторов экономики, таких как нефтегазовый, металлургический и агропромышленный. Уровень локализации в зависимости от секторов отрасли составляет от 35% до 95%.
Глава Правительства отметил важность увеличения местного содержания в машиностроении.
"Это очень важно с учетом, что срок службы 70% автопарка страны значительно превышен. Его обновление позволит загрузить мощности отечественных предприятий, создать новые рабочие места, обеспечить безопасность на производстве и дорогах, улучшить экологию в стране", - сказал А. Мамин.
Премьер-Министр отметил, что согласно решению Высшего Евразийского экономического совета, необходимо обеспечить достижение уровня локализации производства моторных транспортных средств не менее 50%. В этой связи необходимо взять на контроль исполнение автопроизводителями взятых обязательств.
Глава Правительства поручил Министерству индустрии и инфраструктурного развития увеличивать локализацию, объемы производства и расширять экспорт продукции машиностроения, а также совместно с министерством сельского хозяйства в месячный срок выработать конкретные предложения по обновлению парка сельскохозяйственной техники.
А. Мамин подчеркнул, что на данный момент в Казахстане изношено 70% парка сельхозтехники, срок эксплуатации превышен. С учетом становления Казахстана как продуктового хаба, модернизация парка сельхозтехники является очень важной задачей, требующей привлечение инвестиций и партнеров для создания новых перспективных производств. Более того, при обновлении сельхозтехники за счет собственного производства улучшится производительность труда, вырастет сельхозпроизводство.
Премьер-Министр дал поручение министерствам энергетики и индустрии подготовить предложения по привлечению компаний, производящих нефтегазовое оборудование, расширению доступа отечественных предприятий машиностроения к закупкам крупных нефтегазовых операторов, а также комплексным мерам по устранению системных барьеров в отрасли.
Глава Правительства поручил проработать возможность оказания новых мер поддержки для отечественных экспортеров конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, а также в рамках исполнения поручения Президента РК К. Токаева до 1 июля т. г. создать Фонд развития промышленности.

---

Казахстан инициировал создание Международного центра развития нефтегазового машиностроения и сервиса
На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина о вопросах развития машиностроения в нефтегазовой отрасли доложил министр энергетики Нурлан Ногаев.
Как отметил Н. Ногаев, объем закупок товаров, работ и услуг в нефтегазовой отрасли в 2019 году составил порядка 7 трлн тенге, что на 15% больше показателя прошлого года. При этом доля трех крупных операторов - ТШО, НКОК, КПО - составляет порядка 5,7 трлн тенге, что превышает 80% от общего закупа товаров, работ и услуг.
Суммарный уровень местного содержания в крупных проектах составил порядка 39%, при этом доля товаров местного производства составила всего 10%.
"Данные показатели свидетельствуют о том, что потенциал отечественных товаропроизводителей не используется в полной мере, в связи с чем работа Министерства и других ведомств направлена на увеличение доли местного содержания в крупных нефтегазовых проектах Тенгиз, Кашаган и Карачаганак", - сказал Н. Ногаев.
В апреле 2019 года создана межведомственная рабочая группа по развитию нефтегазового машиностроения, в состав которой вошли операторы крупных проектов МЭ РК, МИИР РК, ТОО "PSA", "Союз машиностроителей Казахстана" и др.
Одно из направлений деятельности рабочей группы - проведение анализа с целью выявления целевых товарных групп и заинтересованных отечественных предприятий.
В качестве исходных данных использованы планы закупок и перечень установленного оборудования, а также проведен анализ уровня готовности и заинтересованности отечественных товаропроизводителей в локализации необходимого оборудования.
На основе проведенного анализа товаров определены 6 основных категорий и выявлены 18 отечественных товаропроизводителей, заинтересованных в их производстве.
Технические спецификации оборудования, планируемого к закупу, были переданы Союзу машиностроителей Казахстана и НПП "Атамекен" для дальнейшего их распространения среди заинтересованных отечественных товаропроизводителей, а также проведен ряд встреч технических специалистов операторов и представителей Союза машиностроителей, на которых обсуждались технические спецификации товаров.
По итогам анализа проведена следующая работа:
НКОК проводит работу по 5 приоритетным компаниям для заключения договоров в 2020 году.
ТШО разместило испытательные заявки на ТОО "Бемер Арматурен Казахстан" и ТОО Karlskrona. Кроме того, 9 заводов-поставщиков услуг прошли квалификационный отбор и стали поставлять товары и услуги для ТШО.
В КПО в течение 2020-2021 годов планируется локализация товаров по 13 категориям и заключение 5 договоров с отечественными товаропроизводителями.
Кроме того, разработан и утвержден план мероприятий по развитию нефтегазового машиностроения в РК на 2019-2025 годы.
Поэтапная локализация производства оригинального оборудования на территории Республики Казахстан определена как одно из приоритетных направлений деятельности на ближайший период. В дальнейшей работе имеется высокий потенциал для локализации производства.
В среднесрочной перспективе планируется локализация таких товаров и оборудования, как, например, различные расходные материалы (уплотнения, прокладки, фильтры), крепежные материалы, запорная арматура, электротехнические изделия, контрольно-измерительные приборы и автоматика).
Эта работа успешно продолжается с дальнейшим увеличением сложности подготавливаемого оборудования. Кроме того, ведется работа по локализации производства несложных товаров и размещению испытательных заявок. За последние 2,5 года в Карачаганакском проекте отечественным товаропроизводителям были выданы контракты на производство и поставку товаров средств индивидуальной защиты, теплообменников, буровых долот, обсадных колонн, модульных подстанций и др.
На Кашагане за этот период были заключены контракты на сумму $53 млн. В 2020 году дополнительно заключено 2 договора.
По ТШО локализованы товары на общую сумму $30 млн. Все эти товары ранее импортировались из-за рубежа.
По инициативе Министерства энергетики и уполномоченного органа проведена работа с НПО и НКОК по вопросам внесения изменений в тендерные процедуры в части местного содержания.
Внедрены беспрецедентные правила по реализации механизма "Контракт, конвертируемый в инвестиции", пролонгации действующего контракта на условиях локализации товаров иностранного производства, предоставлению условной скидки, проведению тендера среди казахстанских поставщиков.
Кроме того, на веб-сайтах операторов уточнен порядок размещения планов закупок, который включает наименование и краткое описание закупаемых товаров, работ и услуг, предполагаемую дату приглашения на тендер, период присуждения контракта и предполагаемый бюджет закупок.
Ожидается, что реализация данной инициативы станет дополнительной поддержкой отечественных товаропроизводителей и будет способствовать максимальному вовлечению их в закупки, проводимые операторами нефтегазовых проектов.
"В целях содействия в увеличении местного содержания в товарах и услугах мы инициировали создание Международного центра развития нефтегазового машиностроения и сервиса, который будет являться единым окном между тремя операторами Соглашения о разделе продукции и координировать проводимую работу. При создании центра будет использован опыт работы центров аналогичных исследований и разработок, созданных компаниями SHELL и ENI. Основная цель работы центра – локализация производства товаров/услуг для нефтегазовой отрасли РК для нужд трех операторов, в частности, через создание новых производств и сервисных центров, а также расширение возможностей существующих отечественных товаропроизводителей и сервисных компаний", - отметил министр.
В настоящее время условия открытия Центра согласовываются с акционерами трех операторов.
"Мы хотим, чтобы акционеры-международные нефтяные компании оказывали поддержку этому центру путем предоставления своих специалистов, технических и инженерных компетенций. Центр будет создан на примере КазЭнерджи и будет содержаться за счет средств трех операторов", - подчеркнул Н. Ногаев.
Также Н. Ногаев сообщил, что в среднесрочной перспективе работа Министерства энергетики будет продолжена по следующим направлениям: реализация плана мероприятий по установленным направлениям до 2025 года, развитие сервисных центров обслуживания оборудования и производства запасных частей, развитие местных кадров.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.06.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2020 года №403 30.06.2020
Идея введения очередного "жесткого" карантина - очень большая ошибка 30.06.2020
Cостоялась отчетная встреча перед населением министра информации и общественного развития Аиды Балаевой 30.06.2020
О передислокации Национального Банка Казахстана в г.Нур-Султан 30.06.2020
Откуда такие цены? Почему новая ракета "Ангара" такая дорогая 30.06.2020
Советская Украина выигрывает матч-реванш 30.06.2020
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем работников средств массовой информации 29.06.2020
Распоряжение Президента Республики Казахстан от 26 июня 2020 года №114 29.06.2020
Закрытие сессии Парламента РК состоится 30 июня 29.06.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz