NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 23:58 ast
21:58 msk

Премьер-Министр РК А. Мамин поручил реализовать масштабный проект "Цифрлық білім" по повышению цифровой грамотности населения
На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития человеческого капитала для цифровой экономики
01.07.2020 / политика и общество

primeminister.kz, 30 июня

На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития человеческого капитала для цифровой экономики.
О проводимой работе доложили министры образования и науки А. Аймагамбетов, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности – А. Жумагалиев, управляющий Международным финансовым центром "Астана" (МФЦА) К. Келимбетов.
В 2019 году по Индексу человеческого развития Казахстан занял 50 место среди 189 стран. В РК функционируют 1826 кабинетов робототехники, 447 STEM лабораторий, 1746 IT-классов, 21 IT-центр.
Уровень цифровой грамотности населения Казахстана достиг 82,1%. В учебных заведениях ежегодно выпускается более 50 тыс. IT-специалистов, и ежегодно увеличивается объем госзаказа по ІТ-специальностям. В регионах созданы 16 центров компетенций по IT-технологиям.
В Казахстане будет реализован масштабный проект "Цифрлық білім" ("Цифровое образование") по повышению цифровой грамотности населения, который предусматривает развитие базовых IT-компетенций граждан, целевую подготовку IT-кадров и междисциплинарную IT-подготовку работников других сфер. В рамках данного проекта планируется ежегодно обучать свыше 400 тыс. человек.
Глава Правительства отметил, что технологическая модернизация, возможности цифровых платформ, искусственный интеллект, автоматизация производства требуют трансформации подготовки кадров и развития человеческого капитала. При этом важно не только готовить кадры с IT-компетенциями, но и адаптировать навыки работающих граждан к цифровизации, повышать их цифровую грамотность.
"Все казахстанцы должны уметь работать на цифровых площадках, получать электронные услуги", - сказал А. Мамин.
Премьер-Министр поручил Министерству образования совместно с Министерством цифрового развития и акиматами обеспечить запуск масштабного проекта "Цифрлық білім". При этом отмечена необходимость разработки программ по обучению цифровым навыкам, подготовки и переподготовки IT-специалистов, масштабирования опыта передовых вузов в региональные университеты и колледжи, учета опыта и предложений МФЦА и активизации работы по обновлению образовательных программ в соответствии с новыми профессиональными стандартами.
Министерству цифрового развития поручено актуализировать комплекс мероприятий Госпрограммы "Цифровой Казахстан", совместно с операторами связи проработать обеспечение безлимитного доступа к отечественным образовательным ресурсам.
"Необходимо к 2025 году довести уровень цифровой грамотности населения до 87% и выработать единый алгоритм работы для регионов", - сказал А. Мамин.
Глава Правительства поручил акиматам регионов обеспечить дополнительный закуп современного компьютерного оборудования, кабинетов робототехники и STEM для школ в соответствии с требованиями "цифрового портфеля".

---

К 2030 году учебные заведения Казахстана будут готовить более 3 млн специалистов новой формации - МОН РК
На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития человеческого капитала для цифровой экономики. О проводимой работе в сфере образования доложил министр образования и науки А. Аймагамбетов.
Как отметил А. Аймагамбетов, в современном мире человеческий капитал стал главным фактором конкуренции любого государства. В докладе Всемирного экономического форума отмечено, что в будущем 9 из 10 рабочих мест требуют количественных навыков. И к 2030-му году необходимо переобучить не менее 1 млрд человек по всему миру.
В свою очередь, согласно прогнозам McKinsey, к 2030 году потребность в цифровых навыках будет возрастать не менее чем на 55%. В докладе ОЭСР приводится предположение, что более 32% рабочих мест будет кардинально преобразовано в результате цифровизации. При этом речь идет не только о компьютерной грамотности, но и о передовых цифровых компетенциях.
По словам министра, в течение нескольких лет Казахстан участвовал в международных исследованиях в области образования, где было выявлено, что высокий уровень "гаджетизации" в стране не окажет существенного влияния на высокий уровень цифровых навыков.
Согласно исследованию ICILS, более 54% учащихся 14 лет находятся на низком уровне цифровой грамотности. В соответствии с исследованием PIAAC, только 5 граждан в возрасте от 6 до 34 лет имеют хороший уровень цифровых навыков.
Однако, как отметил А. Аймагамбетов, человеческий капитал, необходимый для цифровой экономики не требует только этой цифровой компетенции.
"В дополнение к цифровой компетенции для человеческого капитала необходимо развивать soft skills, которые представляют собой функциональную грамотность, критическое мышление, креативность, умение читать и анализировать. Главные шаги в этом направлении мы начали", - сказал министр образования и науки.
С 2016 года в школах внедряются новые образовательные программы, предусматривающие развитие функциональной грамотности. В следующем учебном году завершается переход школ на новые программы.
Следующим шагом является внедрение цифровых компетенций на всех уровнях образования.
Перед Министерством стоят такие задачи, как подготовка специалистов отрасли ИТ в соответствии с мировыми стандартами, обучение и переподготовка специалистов других отраслей с охватом цифровой составляющей и предоставление базовой цифровой грамотности всем гражданам.
"В этой связи, в соответствии с поручениями Главы государства, мы предлагаем реализовать масштабный проект "Цифровое образование". Проект включает три основных направления. Это базовые цифровые компетенции, подготовка специализированных ИТ-кадров и работников других отраслей в сочетании с ИТ -компетенцией. В результате этого проекта будут выведены новые специалисты с глубокими ИТ- знаниями", - сообщил А. Аймагамбетов.
В рамках данного проекта ежегодно будут выпускаться более 400 тысяч кадров "цифровой компетенции". Таким образом, к 2030 году учебные заведения всех уровней будут готовить более 3 млн специалистов новой формации.
По словам министра, в среднем образовании до 2013 года предмет информационных технологий начинался с 7-го класса и состоял из устаревшего содержания, затем был спущен в 5-й класс. В этих программах чаще всего использование компьютера, освоение офисных приложений требовало простейших навыков и обновлений. Поэтому теперь с 2021 года предмет цифровой грамотности вводится с 1 класса. Дети изучают алгоритм, информационную гигиену и безопасность, начиная с 3 класса - язык кодирования Scratch, основы STEM, 3д-принтинга, робототехники.
Кроме того, изучаются операционные системы IOS, Android, а также языки программирования Python, с++. Для этого в областных центрах страны открыто 25 новых специальных IT – лицеев, организовано 447 лабораторий STEM и около 2 тысяч кабинетов робототехники.
Вместе с тем, во дворцах школьников открыты более 560 детских технопарков и кабинетов робототехники.
"Во внеурочных кружках дети учатся программировать роботов, читать 3D-printing. Тем не менее, считаю, что их пока еще недостаточно. Педагоги также будут проходить курсы повышения ИТ-грамотности. В частности, важно, чтобы учителя, преподающие ИТ, прошли обучение по робототехнике и программированию", - сказал министр.
К тому же, в колледжах увеличивается объем госзаказа по ИТ- специальностям. В рамках нового проекта в каждой области будет открыт центр ИТ-компетентности. Центры организуют методическую, аналитическую, тренировочную работу для реализации международных стандартов WorldSkills.
"В этом году с нового учебного года на базе ведущих колледжей, осуществляющих подготовку специалистов для цифровой отрасли, будут внедрены 31 новые программы", - проинформировал глава ведомства.
Кроме того, в системе высшего образования по специальности ИТ обучаются более 51 тыс. студентов. Ежегодно увеличивается объем госзаказа. На основе 326 профессиональных стандартов обновлены 95% программы по ИТ-направлению.
"Теперь, начиная с сентября т.г., будут внесены несколько изменений. Благодаря сокращению требований появилась возможность привлекать специалистов на производстве, в то же время были смягчены требования по ученой степени и теперь квалифицированные специалисты ИТ-отрасли будут обучаться в университетах и привлекаться к широкому кругу", - сказал А. Аймагамбетов.
Как подчеркнул министр, большие изменения были внесены в образовательные программы. С 2019 года университетам предоставлена академическая свобода. Теперь в рамках данного проекта с нового учебного года будет внедрена 91 инновационная программа.
Например появились такие новые программы как:
Анализ больших данных
Кибербезопасность
Робототехнические системы
Искусственный интеллект (VR/AR).
Для специалистов по междисциплинарным программам: "цифровая криминалистика, аддитивные технологии в медицине", "BIM-технологии в проектировании", "Точное земледелие".
"На основе международного опыта осуществляются массовые открытые онлайн-курсы. Они идеально подходят для получения совершенно доступных и быстрых новых навыков. Создан "Открытый университет Казахстана", который является онлайн-платформой для обучения бесплатными онлайн-курсами. На сегодняшний день на эту платформу будет добавлено 63 высших учебных заведения. В сфере науки также реализуются 49 научных проектов по данным ИТ-технологиям. Для осуществления этих работ необходима инфраструктура. Например, исследование PISA показывает, что наличие компьютеров, подключенных к интернету, увеличивает результаты учащихся на 20 баллов", - резюмировал министр образования и науки.

---

МФЦА предлагает создать EduTech Центр и Образовательный ИТ Альянс
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина управляющий Международным финансовым центром "Астана" Кайрат Келимбетов выступил с докладом о проводимой работе по развитию человеческого капитала для цифровой экономики.
Согласно модели факторов развития, стимулирующих экономический рост стран, уровень развития человеческого капитала является катализатором качественных структурных реформ в экономике. В современном мире создание и управление знаниями активно выходят за пределы академического мира и становятся приоритетом и гарантом динамичного развития экономики.
"Развитие человеческого капитала - это уже давно не просто задача соответствующих государственных ведомств и образовательных учреждений и институтов. Человеческий капитал - это актуальная повестка и острый вызов для всех отраслей экономики от субъектов малого предпринимательства до крупных холдингов и национальных компаний", - сказал К. Келимбетов.
Для своевременной модернизации и удовлетворения постоянно растущего спроса со стороны экономики в области цифровизации чрезвычайно важно своевременно готовить квалифицированные кадры в сфере ИТ.
Ранее незнакомые слова, как EdTech, HR-tech, talent-tech приобретают вполне осязаемые формы в новой эпохе Четвертой Промышленной Революции. По всему миру создаются масштабные инициативы, такие как Программа "One Million Arab Coders" (ОАЭ), целью которых является массовая подготовка населения в странах Ближнего Востока к технологическим навыкам, необходимым для трудоустройства. Аналогичные инициативы были анонсированы и в нашем регионе.
Ощутимый результат развития человеческого капитала в эпоху цифровизации может быть достигнут только с помощью инициатив национального уровня, направленных на обучение и подготовку кадров не только в сфере ИТ, но и в смежных секторах и отраслях экономики.
"В этой связи мы предлагаем масштабировать опыт Сингапурской программы "Skills Future" (Навыки будущего). Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА успешно адаптировало ее для подготовки специалистов финансовой индустрии", - сказал К. Келимбетов.
Ключевыми аспектами данной программы являются непрерывное профессиональное развитие без отрыва от производства, применение проектного подхода и активных методик обучения и прикладной характер обучающих программ за счет тесного взаимодействия индустрии и академического образовательного сообщества.
За последние три года деятельности Бюро МФЦА обучило более 5 тыс. специалистов финансовой индустрии по лучшим международным сертификационным программам.
С учетом накопленного опыта предлагается мультивекторный подход к развитию человеческого капитала.
Так, горизонтальный вектор развития предлагает повышение базовой цифровой грамотности населения, включая междисциплинарную грамотность в таких сферах промышленной революции, как агротех, финтех, EduTech и так далее.
"Предлагается актуализировать все образовательные программы на уровне школ, колледжей и ВУЗов и внедрить в обучение проектный подход. Важно разработать разные по интенсивности и продолжительности модули для разного уровни подготовки. На наш взгляд, данная инициатива способна охватить более 1 млн человек в ближайшие 5-10 лет", - сказал Кайрат Келимбетов.
С целью корректного структурирования программ обучения предлагается создание Центра развития образовательных технологических программ - EduTech Центр - совместно с МЦРИАП, МОН, МФЦА на базах существующих институтов "Зерде", Бюро МФЦА и других профильных ведомств.
Вертикальный вектор развития ставит целью создание критической массы высококвалифицированных ИТ-специалистов, способных конкурировать на региональных и мировых рынках - не менее 50 тыс. специалистов к 2025 году.
Для выполнения этой задачи предлагается создать Образовательный ИТ Альянс с участием всех заинтересованных акторов на базе существующих проектов - Астана ИТ Университет, Школа программирования "Алем", Школа высоких технологий QWANT.
"Кроме того, в настоящее время завершается работа по достижению соглашения между МФЦА и Всемирным Экономическим Форумом о создании аффилированного Центра Четвертой Промышленной Революции на базе МФЦА, который может также принять активное участие в деятельности Альянса", - проинформировал управляющий МФЦА.

---

Ежегодная потребность в ИТ-специалистах составляет более 30 тыс. человек - МЦРИАП
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина сделал доклад о работе, проводимой по развитию человеческого капитала.
В государственной программе "Цифровой Казахстан" развитие человеческого капитала определено одним из пяти важных направлений. В целом, человеческий капитал оказывает большое влияние на развитие экономики страны.
На сегодняшний день уровень цифровой грамотности населения страны составляет 82,1%. Благодаря этому высокому показателю, страна добивается хороших результатов по цифровизации.
"В целом, благодаря развитию человеческого капитала в ИТ-сфере, на сегодняшний день общий экономический эффект от цифровизации составил 802,5 млрд тенге. Создано более 120 тысяч рабочих мест в различных отраслях. В отечественные стартапы привлечено около 38 млрд инвестиций. Есть хорошие достижения в международных рейтингах. Эта работа будет продолжена и дальше", - проинформировал министр.
Сегодня в рамках исполнения поручений Главы государства Касым-Жомарта Токаева в государственную программу вносятся изменения. В частности, особое внимание будет уделено цифровизации бизнеса и отраслей экономики.
В том числе, в качестве главных драйверов цифровизации экономики отобрано 10 технологических платформ. В результате появляются новые высокотехнологичные компании. Для этого в первую очередь нужны высококвалифицированные ИТ-специалисты. Уже сегодня ежегодная потребность в ИТ-специалистах составляет более 30 тыс. человек.
"Сегодня дети учатся информатике с 1 класса. А с 3-4 класса учатся основам программирования. По стране увеличивается количество IT-лабораторий и классов робототехники. Другими словами, подготовка цифровых специалистов, отвечающих современным требованиям, начинается со школьной парты. Это очень радует", - сказал А. Жумагалиев.
На сегодняшний день в стране имеются два специализированных вуза по подготовке ИТ-специалистов. Они разрабатывают учебные программы совместно с ведущими международными партнерами.
Также создан пул 10 лучших вузов. Они также подготовили свои учебные программы совместно с международными университетами. Данные вузы являются ядром системы обучения ИТ-специалистов.
На сегодняшний день в стране внедряются эффективные подходы по подготовке будущих специалистов. Для охвата аудитории, владеющей цифровыми навыками, во всех регионах внедрены различные инициативы, такие как школы программирования. В том числе внедрены программы для людей совершенно не владеющих цифровыми навыками.
Также на ИТ-рынке разрабатываются собственные программы. Например, такие компании, как Билайн, Каспибанк, Чоко Фэмили, внедрили свои инициативы.
Кроме того, идет подготовка высококвалифицированных ИКТ-специалистов, которые в перспективе покроют дефицит middle и senior кадров в индустрии. Сегодня их готовят инновационные школы программирования Alem и QWANT. Эффективность таких школ доказана в международной практике, поэтому МЦРИАП предлагает увеличить подобные ИТ-школы в городах Алматы, Караганда, Шымкент.
Один из современных подходов в образовании - продуктово-ориентированное образование. Известная школа n'Factorial обновила свою программу по этому методу.
Недавно был запущен "Открытый казахстанский университет". Это отечественный аналог Couгѕега, первое направление онлайн-образования в стране.
Созданный по поручению Главы государства Astana Hub является не только центром привлечения инновационных компаний, но и образовательной площадкой для ИТ-специалистов.
На базе хаба функционируют лаборатории прототипирования и R&D центры отечественных и зарубежных ИТ-компаний, которые оснащены современным оборудованием.
В 25 лабораториях обучение проходит по таким перспективным направлениям, как Smart City, искусственный интеллект, 5G, Blockchain и Big Data.
С 2019 года через сеть технопарков проведена активная работа по повышению компетентности в регионах.
В рамках повышения цифровой грамотности Министерство совместно с местными исполнительными органами провели курсы цифровой грамотности, использования электронного правительства, электронной коммерции и информационной безопасности.
В результате, за 2 года на курсах цифровой грамотности были обучены более 1,2 млн человек. В этом году планируется обучить более 400 тыс. граждан. Сегодня в связи с пандемией курсы цифровой грамотности проводятся онлайн.
Кроме того, проведена масштабная работа по повышению цифровой грамотности среди профессиональных кадров. В частности, проведена активная работа по развитию навыков профессиональных кадров в министерствах здравоохранения, сельского хозяйства, труда и соцзащиты населения, образования. За два года обучено около 1,2 млн специалистов. Основной целью работы является повышение производительности труда до 50% и улучшение качества работы.
На сегодняшний день развитая инфраструктура оказывает свое влияние на повышение цифровой грамотности. Особенно в сельских населенных пунктах.
Стоит отметить, что в настоящее время страна является одним из лидеров по доступу к интернету в мире. Уровень проникновения интернета в стране составляет 86,8%.
На сегодняшний день в стране реализуется крупный проект по предоставлению широкополосного интернета в сельские населенные пункты. В результате, уровень доступности интернета достигнет 99,3%.
"Доступ в интернет позволяет нашим гражданам, в том числе сельским жителям, развивать цифровую экономику, онлайн-образование и активно участвовать в удаленной работе", - сказал А. Жумагалиев.
В заключение министр отметил, что вышеназванные технологические платформы ориентированы на развитие отраслей экономики страны.
Для достижения соответствующих результатов будет продолжена работа по подготовке профессиональных кадров с цифровыми навыками и повышению цифровой грамотности среди населения.
В данном направлении до 2025 года будет подготовлено 1,8 млн сотрудников с ИТ-навыками и 370 тыс. высококвалифицированных специалистов. В целом, благодаря данной работе к 2025 году уровень цифровой грамотности достигнет 87%.

---

Премьер-Министр РК А. Мамин провел телефонный разговор с Председателем Правительства РФ М. Мишустиным
Премьер-Министр Республики Казахстан Аскар Мамин провел телефонный разговор с Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным.
Стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и транспортной сферах, а также промышленной кооперации и взаимодействия в рамках ЕАЭС.
Особое внимание было уделено совместным мерам по борьбе с распространением COVID-19. Российская сторона выразила готовность оказания гуманитарной помощи Казахстану в виде медикаментов и тест-систем с расходными материалами, а также направления в РК специалистов по разворачиванию инфекционных госпиталей и вирусологических лабораторий.

---

Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Совета Евразийского банка развития
Под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина в режиме видеоконференцсвязи проведено очное заседание Совета Евразийского банка развития (ЕАБР).
В заседании приняли участие полномочные представители акционеров банка: от Армении – заместитель министра финансов Армен Айрапетян, Беларуси – министр финансов Юрий Селиверстов, Кыргызстана – министр финансов Бактыгуль Жеенбаева, России – министр финансов Антон Силуанов, Таджикистана – министр финансов Файзиддин Каххорзода.
Открывая заседание, Аскар Мамин поблагодарил за плодотворную работу покинувшего накануне пост председателя правления ЕАБР Андрея Бельянинова, пожелав успехов в работе вновь назначенному главе Банка Николаю Подгузову.
В ходе заседания Совет утвердил Положение о Фонде цифровых инициатив ЕАБР. Цель нового Фонда – оказание содействия странам-участницам Банка в формировании инструментов и практик цифровой трансформации путем интеграции их информационных ресурсов и участия в разработке и финансировании проектов, в том числе реализуемых в рамках Основных направлений цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.
В соответствии с лучшими практиками международных банков развития, создан Комитет по кадрам при Совете ЕАБР, положение о котором утверждено в рамках заседания Совета.
Совет подвел итоги работы Евразийского банка развития в 2019 году – текущий инвестиционный портфель ЕАБР увеличился на 25,6% до $4,3 млрд. Балансовый портфель вырос на 31% до $2,8 млрд. Странами с наибольшими долями в портфеле являются Россия (45,7%) и Казахстан (40,1%).
Отраслевая структура текущего инвестиционного портфеля по итогам 2019 года не изменилась – наибольшую долю занимают проекты в энергетике (21,1%), транспорте (18,9%), финансовом секторе (18,7%).
В 2019 году подписаны соглашения по 27 новым проектам на общую сумму $1,3 млрд. Банк активно развивал свое присутствие во всех государствах-участниках и с учетом действующей стратегии осуществлял финансирование национальных проектов развития и проектов со значительным интеграционным эффектом.
Доля интеграционных проектов в портфеле Банка превысила целевое значение и достигла 54,4%. Cовокупный объем заимствований Банка составил $2,6 млрд. В 2019 году ЕАБР осуществил размещение пяти выпусков облигаций в казахстанских тенге на общую сумму 80 млрд тг, пяти выпусков облигаций в российских рублях на общую сумму 23 млрд руб., а также вторичное размещение выпуска еврооблигаций на $201 млн.
Учитывая существенный рост инвестиционного портфеля, ЕАБР удалось сохранить его качество на должном уровне. Доля провизий в балансовом портфеле снизилась за 2019 год с 3,2% до 2,4%. Прибыль Банка по итогам 2019 года составила $68,9 млн. Рентабельность капитала – 3,8%.
Большое значение для развития инвестиционной деятельности в Казахстане имеет подписание соглашения с Нацбанком Казахстана, которое позволяет ЕАБР привлекать фондирование с лимитом 200 млрд тг.
Международные рейтинговые агентства дали высокую оценку финансовой устойчивости ЕАБР: Standard&Poor's повысило рейтинг банка до ВВВ, агентство Moody’s подтвердило Baa1, а агентство Fitch присвоило рейтинг BBB+.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК А. Мамин поручил выработать дополнительные меры по поддержке бизнеса 31.07.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 года №475 31.07.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 года №480 31.07.2020
В помощь президенту: Карин займется сферой политических реформ? 31.07.2020
И ни у кого ничего не треснуло 31.07.2020
Рабочая поездка Р. Скляра в Татарстан: создание совместных производств и реализация инвестиционных проектов 31.07.2020
Депутаты демпартии "Ак жол" требуют от минздрава обязать ТОО "СК-Фармация" работать с частными аптеками и организовать доставку лекарств в регионы и малые города 31.07.2020
Получателям выплаты "42 500 тенге" дополнительно перечислят 0,5 МЗП в связи с продлением карантина 31.07.2020
Министр обороны генерал-лейтенант Нурлан Ермекбаев произвел инспектирование работ по ликвидации последствий ЧП 31.07.2020
Заместитель акима Северо-Казахстанской области подал в отставку за коррупцию подчиненного 31.07.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz