NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 05:19 ast
03:19 msk

Ермек Турсунов: В чем я согласен с президентом
"Назначение Раимкуловой, Сарсеновой, Сеитовой, Адильбаева и иже с ними не только порождает коррупционные риски, но и наносит прямой вред не только кино, но и всей культуре Казахстана. И я буду придерживаться такого мнения до тех пор, пока власти не отреагируют на мои слова должным образом"
06.07.2020 / политика и общество

facebook.com/ermek.tursunov, 3-5 июля

Часть I
Сомневаюсь, что эти мои размышления возьмется опубликовать какое-либо издание, поэтому я решил никого не напрягать и разместить это здесь, на своей страничке. Кому захочется – сможет перепечатать. Я не возражаю. В конце концов, это касается всех. Всех, кто тут живет и связывает свое будущее с Казахстаном.
О чем мне есть сказать? На этот раз повод дал президент.
Касым-Жомарт Кемелевич – человек, которого я искренно уважаю и ценю – в одном из своих недавних выступлений сказал, что, к сожалению, сообщество кинематографистов "сотрясают скандалы" и оно "погрузилось во внутренние распри". Здесь я с ним абсолютно согласен. Они действительно его "сотрясают" и оно действительно "погрузилось". Но я считаю уместным пояснить – почему они его "сотрясают" и почему оно "погрузилось"? Вряд ли о причинах догадываются его спичрайтеры. Для этого я, опираясь строго на факты, холодно и без лишних эмоций приведу несколько примеров. Причем эти факты имеются в открытом доступе. Надеюсь, после прочтения не только Касым-Жомарту Кемелевичу станет многое ясно, но и всем тем, кто заинтересован.
- 1 ноября 2019 года НАО ГЦПНК (госцентр поддержки нацкино) на портале госзакупок подписало договор номер 69 с ТОО "Евразия Фильмпродакшн" в лице директора Ахметгалиева Нурлана Булатовича. Отчества председателя Центра поддержки кино и директора данного ТОО совпадают неслучайно. Это родной брат Г.Б. Сарсеновой – председателя Центра. Договор был подписан на сумму 380 млн тг. Деньги были выделены. Сделаю лишь одну ремарку: режиссером и продюсером "Нартая" также является сама Сарсенова.
Присутствует во всем этом действе щекотливый момент об этике госслужащего. Другими словами, г-жа Сарсенова по идее должна была взять самоотвод и заняться своим проектом или же отказаться от него и остаться в кресле председателя Центра. Ни то, ни другое сделано не было. Ну что ж, оставим это на совести г-жи Сарсеновой.
Далее.
- 10 декабря 2019 г. по документам договор был исполнен. Отчеты сданы. Деньги были успешно освоены. Однако и тут не все безупречно.
На следующий день, когда деньги поступили на счет ТОО "Евразия", 347,5 млн тг были перечислены на личный карточный счет Гульнары Булатовны. Причем перечислены с формулировкой "возврат финансовой помощи". Хотя эти деньги имели целевое назначение и там нет ни слова о "финансовой помощи". И напомню – это бюджетные деньги. Несмотря на это, отчеты были без вопросов приняты в министерстве.
Далее.
- 25 мая с.г. Сарсенова выступила с пламенным воззванием в СМИ. В нем говорилось о том, что в такой тяжелый момент истории надо быть патриотами страны и демонстративно вернула 380 млн тг. Через какое-то время Гульнара Булатовна, видимо в пылу патриотических чувств, добавила к тем 380 млн еще 40 миллионов…
Что-то мне подсказывало, что за этим "аттракционом невиданной щедрости" не все так пышно и красиво. Так оно и вышло. Оказалось, что комитетом по борьбе с коррупцией возбуждено уголовное дело в отношении Сарсеновой Г.Б. Однако Гульнара Булатовна об этом факте благоразумно умолчала. И пока сотрудники антикорра ждали ее на допрос, она стратегически грамотно легла в больницу, а ее опытные адвокаты подсказали, что лучше эти паленые деньги вернуть. Что и было сделано громко и внешне весьма эффектно.
Пойдем дальше.
- 1 ноября 2019 г. заключен договор о госзакупках номер 71 между НАО ГЦПНК и ТОО "Bozokfilm". Со стороны "Bozokfilm" договор подписывает Навкеева Айнура. Сумма договора 109 млн тг. Позднее, 18 апреля 2020 г. заключен дополнительный договор о госзакупках за номером 39 между теми же участниками. Уже на сумму 644 608 150 тг.
В чем тут закавыка? А в том, что Навкеева Айнура Беимбетовна является супругой заместителя председателя НАО ГЦПНК Адильбаева Айдархана. К тому же в подрядчиках у "Bozokfilm" фигурирует компания "Канайдар", принадлежащая тому же Адильбаеву.
Дальше.
- 2 ноября 2019 г. заключен договор номер 72 между НАО ГЦПНК и компанией "Сатай фильм" на сумму 500 млн тг. Это проект "Боксер". А 7 декабря того же года "Сатай фильм" уже отчитался за 500 млн. В итоге, получается, что меньше чем за месяц данная компания освоила весь бюджет. И это если учитывать, что деньги обычно перечисляются не сразу, не день в день. Как киношник со стажем, я ответственно заявляю: такое практически невозможно. Нельзя освоить столь солидную сумму в столь сжатые сроки. Профессионалы это понимают.
Но 20 декабря того же года заключено допсоглашение к тому же договору на сумму 22 млн 885 тыс. тг. Это все тот же проект "Боксер".
Далее.
- Речь о договоре от 20 декабря 2019 г. за номером 87 с ТОО "Атлас интертейнмент" на сумму 20 млн тг. Почему-то на портале на странице Центра к этому договору в приложении затесался лимит затрат и техспецификация по тому же "Боксеру". Как это могло произойти, я не берусь объяснять. Тут вообще что-то странное, нелепое и темное.
- Договор номер 75 от 1 ноября 2019 г. с ТОО "Танарис продакшн" в лице директора Азимова С.Ж. На сумму 20 млн 822 тыс. 545 тг. Проект называется "Возвращение учителя". Отчеты сданы еще 7 декабря 2019 г., а фильма как такового нет. Его попросту не существует. В принципе, это вполне в духе Сергея Жумабаевича. Помнится, в 2018 году он получил 19 млн 943 тыс. тг на документальный фильм "Оралхан Бокеев". Финансовые отчеты министерство приняло, а фильма никто не видел.
Далее.
- 28 октября 2019 г. был подписан договор номер 68 между НАО ГЦПНК и ИП "Баяхметов К" на сумму 16 млн 560 тыс. тг и такой же договор от 23 января 2020 года за номером 2 с тем же Баяхметовым на сумму 66 млн 240 тыс. тг. Данный договор заключен на аренду офиса, где размещается ГЦПНК. Все бы ничего, если бы гражданин Баяхметов К. не являлся личным водителем Гульнары Булатовны. Да и вообще, 66 млн в год... Мне думается для аренды офиса на 36 человек это многовато.
Теперь буквально пару слов об оплате труда сотрудников Центра.
К примеру, зарплата советника председателя Центра, гражданки иностранного государства, Анны Качко составляет 6 млн 300 тыс. в месяц. Я допускаю, что зарплаты могут быть разные. Но это если специалист того заслуживает. И если бы Анна Качко была бы, скажем, Стивеном Спилбергом, то за ее консультации я бы дал больше. Но поскольку Анна Качко Спилбергом не является, то невольно возникают вопросы.
И, наконец.
Председателем МВК (межведомственная комиссия) является министр культуры Актоты Раимкулова. Окончательное решение о запуске фильма подписывает именно министр. У меня не раз возникал вопрос: чем продиктовано столь лояльное отношение министра к деятельности ГЦПНК? Почему так легко принимаются все их отчеты? Но и тут оказалось все легко и просто. В проекте "Нартай" композитором числится ныне действующий министр культуры, спорта и туризма Раимкулова А. Р.
Теперь.
Имею ли я право предположить, что во всей этой истории не все так гладко и есть о чем говорить, и задаваться вопросами. И адресовать их на самый верх. К примеру, тому же уважаемому мной Касым-Жомарту Кемелевичу?
Думаю – имею.
И если все то, о чем я тут буквально вскользь говорю, не является преступлением, то что таковым является? И если это не коррупция, не хищения, не мошенничество, ни злоупотребления и вообще не преступления, то как это все называется?
К слову, уголовное дело антикорром заведено. Его никто не закрывал. Следствие продолжается. Факты вопиющие. Однако люди остаются на своих местах и продолжают работу в Центре. Как это понимать?
Что я в этой связи имею сказать?
Мне думается, что "внутренние распри" будут "сотрясать" киносообщество до тех пор, пока власти не будут учитывать интересы кинематографистов и будут продолжать назначать на ключевые позиции совершенно случайных людей. Поэтому я считаю, что назначение Раимкуловой, Сарсеновой, Сеитовой, Адильбаева и иже с ними не только порождает коррупционные риски, но и наносит прямой вред не только кино, но и всей культуре Казахстана. И я буду придерживаться такого мнения до тех пор, пока власти не отреагируют на мои слова должным образом. А надо сказать, что я уже "мильон" раз говорил об этих рисках и возможных ошибках практически всем ответственным сотрудникам в окружении президента. Однако мои слова никакого эффекта не возымели. Вот и приходится выходить с этим в общественное поле и говорить во всеуслышание – смотрите, вот к чему это привело! Получается, президент обвиняет киносообщество, но киносообщество вправе адресовать эти же вопросы президенту. Есть следствие, о котором говорит президент, и с которым я полностью согласен, и есть причины. Так вот, причины в кадровой политике. А именно, в политике антиотбора. Посадив сорняк, глупо ожидать, что вырастут розы.
Ну и как быть?
Я считаю, что пора это прекращать. Происходят совершенно недопустимые вещи. Все киносообщество это видит, малодушно помалкивает, а власти, пользуясь всеобщим молчанием, принимают необдуманные решения.
Я считаю, что результаты питчинга должны быть аннулированы, а заявки пересмотрены заново. Причем другим экспертным советом. Нынешний совет показал свою несостоятельность, пойдя на поводу мутных "движняков" руководства Центра.
Я считаю, что экспертный совет должен состоять не просто из профессионалов, но и из реально принципиальных личностей. Те, кто просто там отбывают номера, не могут быть судьями. В определенном смысле сегодня они являются соучастниками тех кривых решений, что "пропихнуло" руководство Центра с ведома министра культуры.
Я считаю, что нынешнее руководство Центра должно в полном составе уйти в отставку.
Я считаю, что нужно не только аннулировать результаты питчинга, но и заново обсудить все поданные заявки, поскольку немало по-настоящему крепких проектов остались за бортом. В финал пробилось много откровенно невнятных заявок. Отдельные проекты вообще оказались там без ведома экспертного совета. То есть многое решалось не в кабинете, где заседал экспертный совет, а в совершенно других кабинетах. В итоге получается, что экспертный совет не имеет решающего голоса. Он – консультативный. Или совещательный. Зачем он тогда вообще нужен, если его "решения" никто не принимает всерьез?

Продолжение следует…

---

Часть II

Пойдем дальше.
В какой-то момент я вышел из состава экспертного совета ГЦПНК. Потому что меня не устраивали стиль и методы работы г-жи Сарсеновой. Меня не устраивало, к примеру, как проходят заседания экспертного совета…
Во-первых, на них не должен присутствовать председатель Центра. Он вообще не должен вмешиваться в работу экспертов. Не говоря уже о том, чтобы лоббировать там "нужные" проекты или же, наоборот, просить экспертов "помочь избавить" ее от чересчур назойливых соискателей. (От того же Смагула Елубая, например). Тем самым оказывая психологическое давление на членов совета. А в экспертном совете Центра сидят по большей части люди воспитанные и учтивые. Они не могут взять и указать Гульнаре Булатовне на дверь. Тем более они там деньги получают…
Я сам не раз бывал в составе жюри многих международных фестивалей и знаю – как они работают. Так вот, руководители фестиваля, я уж не говорю о рядовых организаторах, не имеют права даже приближаться к членам жюри. Что они там решат – это их профессиональное дело. И до последнего момента никто не должен знать о результатах их обсуждений. Такова обычная практика.
В чем еще была причина моего ухода?
Я не хотел принимать участия во всем этом. Не хотел, чтобы меня тоже "замазали". Допускаю также, что не все члены экспертного совета были в курсе темных дел Центра в альянсе с Минкультом. Но я и тогда считал, и до сих пор считаю, что в обоих этих ведомствах работают, по большей части, случайные люди.
На этом, пожалуй, хватит про Центр. Кто там работает и как там поставлено дело, я уже рассказывал в предыдущем материале. Сегодня я буду говорить о министерстве культуры. Я считаю, что Казахстан намеренно превращают в страну дебилов. Как это делается? Тут лучше всего начать с истории вопроса.
За последние 28 лет в нашей стране сменилось много министров культуры. Разные люди занимали эту должность. Со многими из них мне приходилось периодически контактировать. Вынужден признать, что общий кумулятивный эффект от деятельности всех этих министров скорее отрицательный, чем положительный. Таких, как Озбекали Жанибеков или тот же Камал-ага Смаилов, больше нет...
Многие помнят, что, выступая на первом заседании Нацсовета при Президенте РК, я призвал руководство страны уделять культуре особое внимание. (В сетях до сих пор ходят отрывки того собрания). А именно: я предлагал выделять на культуру серьезные суммы, а не финансировать Минкульт по остаточному принципу (как это делалось поныне). Предлагал повысить статус министерства культуры. Так вот, оказывается, я ошибался. Все эти годы на культуру выделялось достаточно средств. Просто эти деньги не доходили до адресата. Они не доходили до артистов, режиссеров, сценаристов, гримеров, осветителей, монтировщиков, библиотекарей, писателей, театральных деятелей... То есть до всех тех, кто непосредственно "делает" эту самую культуру. Поэтому наши артисты стыдятся своих окладов и снимаются во всяком телевизионном ширпотребе. Они бегают по тоям и там стыдливо тамадят за гроши. "Светляки" там же освещают все эти торжества, операторы снимают, а художники декорируют. Одним словом, все те, кто в этой стране занимается культурой и просветительством, вынуждены заниматься халтурой, чтобы как-то выжить и свести концы с концами. И это логично: потому что денег от государства они не видят. Нужны факты?
Пожалуйста. Все они взяты, опять же, из открытых источников.
В период с 1994 по 2019 год в Казахстане было осуществлено несколько административных реформ, в результате которых ответственность за повышение уровня культуры казахстанцев, за выработку и реализацию информационной, молодежной и языковой политик, за реализацию мер, направленных на обеспечение общественного согласия, за развитие спорта и туризма возлагалась на различные государственные органы. В связи с этим, в целях объективного анализа, логично было бы объединить все расходы, понесенные республиканским бюджетом на эти цели.
Так, с 1994 по 2019 годы на культуру, искусство, спорт и информацию из республиканского бюджета было выделено 1,5 трлн тенге, – что в долларовом эквиваленте (с учетом колебаний курса национальной валюты) составило 8,6 млрд долларов США. Для сравнения: эта сумма сопоставима с объемами ипотечных кредитов страны, или, скажем, с дефицитом бюджета Казахстана, который в 2020 году составил – 1 598 123 151 тенге (2,1% к ВВП).
Кроме того, эти траты составляют треть всех расходов, направленных за аналогичный период на обеспечение обороноспособности страны (5,045 трлн тенге) или на образование (5,27 трлн тенге). В среднем за 26 лет доля этих затрат составила 1,8% от всех государственных расходов.
В целом, с 1994 по 2019 годы финансирование культуры, спорта, туризма выросло в 307 раз в тенговом выражении и в 28 раз в долларовом.
Только расходы на производство национальных фильмов с 1994 по 2019 годы увеличились в 910 раз (8,9 млн тенге в 1994 г. и 8,1 млрд тенге в 2019 г.), а в долларовом выражении эти расходы выросли в 84 раза.
Вообще за 25 лет на кинопроизводство из республиканского бюджета было направлено 68,3 млрд тенге, что эквивалентно 338,5 млн долларов США.
Расходы на спорт высших достижений с 1999 по 2019 годы выросли в 46 раз в тенге и в 14 раз в долларах США (565 млн тенге в 1999 г., 25,9 млрд тенге в 2019 г.).
Финансирование театрально-концертных организаций с 1999 по 2019 годы увеличилось в 40 раз (в 1999 году – 291 млн, в 2019 – 11,8 млрд тенге). В целом расходы на эти цели составили 104,4 млрд тенге.
Расходы на реализацию молодежной политики за аналогичный период увеличились в 65 раз (55 млн тенге в 1999 г., 3,6 млрд тенге в 2019 г.). Всего же на эти цели было направлено 15,4 млрд тенге.
Расходы, связанные с изданием социально-значимой литературы в период с 1999 по 2019 годы, составили 18,4 млрд тенге и выросли в 23 раза (50 млн тенге в 1999 г., 1,1 млрд в 2019 г.)
Финансирование социально-значимых мероприятий с 1999 по 2019 годы выросло в рекордные 873 раза (9 млн тенге в 1999 г., 7,8 млрд тенге в 2019 г.) и составило в общей сложности 58,2 млрд тенге.
Одновременно с этим, расходы на развитие государственного и других языков народов Казахстана увеличились за 20 лет в 7 раз, а расходы на развитие науки в 13 раз.
Среднегодовой рост расходов на культуру и связанные с ней отрасли с 1994 по 2019 годы составил 38%, что сопоставимо с ростом расходов на обеспечение правопорядка (43%), образования (41%) и выше среднегодового роста расходов на оборону страны (29%).
Столь внушительный рост расходов, которые в настоящее время курирует министерство культуры, не привел к значимым результатам ни в одной из вышеперечисленных отраслей.
Так, с 1996 по 2018 год никакими серьезными достижениями в медальных зачетах зимних и летних Олимпиад казахстанские спортсмены отмечены не были. За почти три десятка лет Казахстан не вошел даже в десятку лидирующих стран, оставаясь на уровне 20-28 мест.
Что касается общей культуры населения, то здесь единственным объективным критерием оценки эффективности государственных расходов, направляемых на повышение культурного уровня казахстанцев, можно считать уровень преступности, который с 2001 по 2018 год вырос в 1,6 раза.
Это – что касается цифр. Теперь о персоналиях.
Когда Актоты Раимкулову назначили министром культуры, я был, откровенно говоря, в недоумении. Я понимаю, что кадровый голод присутствует везде, но тут речь идет о штатной позиции государственного масштаба. И, если честно, мне самому неловко об этом писать, однако вынужден: ни образовательный, ни мировоззренческий, ни общекультурный уровень Актоты Рахметуллаевны не позволяет мне говорить, что она соответствует столь высокой должности. Опять же, оговорюсь: непозволительно, конечно, высказываться в столь нелестном ключе о даме, но тут уж никуда не денешься. И я говорю сейчас в первую очередь не о даме, а о чиновнике государственного уровня, о представителе высшей власти в стране. К тому же, в личных беседах я говорил это самой Актоты Рахметуллаевне, без утайки, так что она в курсе.
Почему я так говорил? Потому что я предвидел все последствия этого назначения. А для этого не надо быть оракулом.
Чем занялась Актоты Рахметуллаевна, вступив на должность? Первым делом она вооружилась автогеном и начала чистку поля своего предшественника. Поувольняла многих. Всюду насажала совершенно некомпетентных людей. В основном, из музыкальной среды: домбристов, кобызистов, композиторов, певцов и т.п. Советником министра (!) назначили Кыдырали Болманова. Вице-министром Нургису Дауешева, который до этого руководил оркестром Курмангазы и теперь курирует вопросы кино. Наконец, уволили с Госцентра Хасбулатова А. и посадили небезызвестную в определенных кругах, бывшую владелицу сети торговых магазинов "Французский дом", г-жу Сарсенову Г.Б...
Не прошло и года, как Антикоррупционный комитет возбудил уголовное дело в отношении Сарсеновой. Она уличена в мошенничестве и хищениях в особо крупных размерах. Ведется следствие. По делу проходят: Кумис Сеитова – бывшая правая рука министра, начальник департамента министерства культуры, режиссеры с именами, а также многие известные в киношных кругах личности. По сути, речь идет об ОПГ.
Но это еще не все…

Продолжение следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК А. Мамин поручил выработать дополнительные меры по поддержке бизнеса 31.07.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 года №475 31.07.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 года №480 31.07.2020
В помощь президенту: Карин займется сферой политических реформ? 31.07.2020
И ни у кого ничего не треснуло 31.07.2020
Рабочая поездка Р. Скляра в Татарстан: создание совместных производств и реализация инвестиционных проектов 31.07.2020
Депутаты демпартии "Ак жол" требуют от минздрава обязать ТОО "СК-Фармация" работать с частными аптеками и организовать доставку лекарств в регионы и малые города 31.07.2020
Получателям выплаты "42 500 тенге" дополнительно перечислят 0,5 МЗП в связи с продлением карантина 31.07.2020
Министр обороны генерал-лейтенант Нурлан Ермекбаев произвел инспектирование работ по ликвидации последствий ЧП 31.07.2020
Заместитель акима Северо-Казахстанской области подал в отставку за коррупцию подчиненного 31.07.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz