NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 02:13 ast
00:13 msk

В рамках "Экономики простых вещей" одобрены свыше 2 тыс. проектов на полтриллиона тг
На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития местного содержания в рамках программы "Экономика простых вещей"
22.07.2020 / политика и общество

primeminister.kz, 21 июля

На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития местного содержания в рамках программы "Экономика простых вещей".
О проводимой работе в этом направлении доложил председатель правления НПП "Атамекен" А. Мырзахметов, оптимизации бизнес-процессов банков второго уровня в рамках программы "Экономика простых вещей" – председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Е. Бахмутова, развитии казахстанского содержания в строительстве – министр индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, мерах по повышению эффективности местного содержания в регулируемых закупках – министр финансов Е. Жамаубаев, местном содержании в закупках ФНБ "Самрук-Қазына" – председатель правления Фонда А. Есимов.
В рамках программы "Экономика простых вещей" одобрены свыше 2 тыс. проектов на сумму 491,5 млрд тг. Регионами-лидерами по казахстанскому содержанию (более 70% в отдельных отраслях) стали Алматинская, Карагандинская, Костанайская области. В числе отстающих – Акмолинская, Атырауская, Жамбылская, Мангистауская области, города Нур-Султан, Шымкент. Благодаря динамичному развитию строительной отрасли за последние 10 лет объем производства строительных материалов увеличился в 3,3 раза с 176 млрд тг. до 586 млрд тг.
В целях устранения процедурных барьеров Глава Правительства поручил Агентству по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Ассоциацией финансистов и банками второго уровня рассмотреть возможность оптимизации бизнес-процессов банков в части сокращения сроков рассмотрения кредитных заявок, перечня документов и упрощения залоговой политики по программе "Экономика простых вещей".
В целях увеличения доли местного содержания в сфере строительства Глава Правительства поручил Министерству индустрии и инфраструктурного развития проработать соответствующие законодательные и нормативные изменения по усилению ответственности всех сторон.
Премьер-Министр дал поручение Министерству финансов совместно с НПП "Атамекен" и заинтересованными госорганами в недельный срок подготовить алгоритм действий по устранению всех системных барьеров, препятствующих участию отечественных товаропроизводителей в закупках государственного и квазигосударственного секторов.
Глава Правительства в качестве примера для акиматов привел четкие требования фонда "Самрук-Казына" по применению товаров отечественного производства и корректной отчетности, что позволило достигнуть высокого показателя доли местного содержания в 69%.
Премьер-Министр подчеркнул, что в рамках исполнения поручения Главы Государства, в течение двух месяцев необходимо завершить работу по цифровому контролю встречных обязательства бизнеса. В этой связи Глава Правительства поручил подготовить пакет соответствующих законодательных поправок. При этом будет осуществлен запуск пилотного проекта по мониторингу встречных обязательств бизнеса на базе цифровой платформы НПП "Атамекен".

---

В Казахстане объем производства строительных материалов увеличился в 3,3 раза - МИИР РК
На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития местного содержания в рамках программы "Экономика простых вещей". О развитии казахстанского содержания в строительстве доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов.
Как сообщил министр, индустрия строительных материалов активно развивается. В объеме обрабатывающей промышленности доля данного сектора занимает 6%. На сегодня в республике производством строительной продукции занимается 1965 предприятий с численностью работников свыше 29 тыс.
"Потребность в строительной продукции возрастает с развитием строительной отрасли. Объем строительных работ за последние 11 лет (с 2008 по 2019 год) увеличился в 2,5 раза (с 1,7 трлн до 4,4 трлн тг). Импульс роста строительной отрасли обусловлен масштабными инвестициями в рамках Государственных программ "Нурлы жер", "Нурлы жол", Дорожной карты занятости, ГПИИР, реализацией крупных социально-культурных мероприятий", - сказал Б. Атамкулов.
Благодаря динамичному развитию строительной отрасли объем производства строительных материалов увеличился в 3,3 раза.
По данным мониторинга, среднегодовая мощность загрузки действующих предприятий составляет около 56%.
На сегодня актуальные вопросы, сдерживающие развитие строительной индустрии:
высокая доля импорта по некоторым стройматериалам;
недозагруженность производственных мощностей;
нет гарантии сбыта продукции;
низкая информированность о торговых площадках.
В целях поддержки развития строительной индустрии предусматривается:
создание новых проектов по импортозамещению;
новые механизмы стимулирования развития строительной индустрии;
создание онлайн площадки "маркетплейс стройматериалов";
разработка инвестпаспортов по основным импортируемым строительным материалам;
нормативное стимулирование казахстанского содержания в строительстве.
Как отметил глава ведомства, эти меры позволят увеличить загрузку мощностей предприятий, обеспечат сбыт продукции и рост объемов производства.
Сегодня при строительстве жилых и производственных зданий, социальных объектов, инфраструктуры потребность рынка в строительной продукции основных материалов составляет 934 млрд тенге.
"Отечественными предприятиями производятся стройматериалов на 586 млрд тг, импортируются на 348 млрд тг. Для обеспечения потребности рынка реализуются 33 новых проекта, из них 8 проектов по импортозамещению. В результате реализации данных проектов планируется снизить долю импорта на 15% и повысить применение продукции казахстанского содержания в жилищном строительстве до 90%", - сказал Б. Атамкулов.
В настоящее время при строительстве объектов наиболее востребованными являются 11 видов строительных материалов: стекло, трубы полиэтиленовые, сухие строительные смеси, арматура, плитка керамическая, теплоизоляционные материалы, керамические огнеупорные кирпичи, санфаянс, обои, кровельные материалы, лакокрасочные изделия.
"Конечно, многие из перечисленных строительных материалов в стране производятся, но не в таких объемах, чтобы полностью покрыть потребность рынка. В этом году мы планируем запустить 8 импортозамещающих проектов по производству 5 видов стройматериалов (стекло, трубы полиэтиленовые, сухие строительные смеси, арматура, керамическая плитка) с объемом производства на 103 млрд тг, что позволит снизить долю импорта на внутреннем рынке в среднем на 15%", - сказал Б. Атамкулов.
Дополнительно планируется реализовать проекты по производству теплоизоляционных материалов, керамических огнеупорных кирпичей, санфаянса с объемом производства на 61 млрд тг, это позволит снизить долю импорта именно по этим видам строительных материалов на 8%.
"С реализацией всех запланированных проектов по основным видам строительных материалов мы планируем снизить импорт на 23%. В целом реализация новых импортозамещающих проектов прорабатывается совместно АО "ФНБ "Самрук Казына" с крупными строительными компаниями посредством внедрения различных новых механизмов закупок, включая заключение оффтейк-контрактов и прямых договоров", - сказал министр.
Наряду с этим, в целях снижения стоимости продукции рассматривается создание специальной информационной площадки "Маркетплейс" по онлайн-торговле отечественными строительными материалами. Данный онлайн-портал также позволит в режиме реального времени с применением технологий компьютерного зрения осуществлять мониторинг хода строительства каждого объекта и освоение средств акиматами.
"Это позволит снизить стоимость материалов на 15% и обеспечить прозрачность рынка строительных материалов. При поддержке государства онлайн площадка предоставит возможность реализовать строительные материалы по фиксированной стоимости", - сказал министр.
В дальнейшем, как подчеркнул Б. Атамкулов, планируется разработать инвестпаспорта по основным импортируемым строительным материалам, которые будут включать в себя исследования рынка продукции, сырья, расположение проекта, описание применяемого оборудования. Инвестпаспорта позволят в реальности определить перспективность и экономическую целесообразность развертывания производства тех или иных стройматериалов.
Между тем, для увеличения доли казахстанского содержания в строительстве проводится нормативное регулирование. На сегодня создана необходимая правовая база, требованием которой является обязательное применение казахстанских строительных материалов по проектам, финансируемых за счет бюджетных средств. Это минимизирует необоснованную замену заложенных в ПСД отечественных материалов на импортные, а также повысит эффективность работы и ответственность технадзоров и заказчиков по соблюдению местного содержания в проектах строительства.
Кроме того, разработан Портал, где размещены сводные ресурсные ведомости всех проектов, прошедших экспертизу. Для этого в соответствующие правила внесены изменения, которые обяжут:
подрядчиков применять строительные материалы и оборудование казахстанского содержания;
заказчиков опубликовывать сводную ведомость на Портале.
То есть, отечественные товаропроизводители могут увидеть количество планируемых объектов строительства, а также объемы потребности строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.
Также в Правила осуществления государственных закупок внесены поправки в типовые договора в сфере строительства, обязующие закупать материалы согласно Реестру ОТП. На сегодня по данному мониторингу доля казахстанского содержания в проектах, прошедших экспертизу по итогам 6 месяцев т.г. составила 90%. Это выше уровня прошлого года на 3%.

---

Регионам необходимо проводить активную работу по сопровождению проектов до статуса просубсидированных - НПП "Атамекен"
На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина председатель правления НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов доложил о проводимой работе по развитию местного содержания в рамках программы "Экономика простых вещей".
Глава государства на расширенном заседании Правительства дал ряд поручений касательно эффективного освоения программы "Экономика простых вещей", местного содержания, встречных обязательств бизнеса, находящегося под поддержкой государства.
На сегодняшний день в рамках программы "Экономика простых вещей" количество одобренных проектов составляет 2 064 проекта на сумму 991 млрд тенге. При этом просубсидировано 1 457 проектов на сумму 225,9 млрд тенге. Разница между одобренными и просубсидированными проектами составляет 265 млрд тенге. 131 млрд из них сейчас находятся на рассмотрении в банках.
В целях эффективного освоения средств А. Мырзахметов призвал регионы проводить активную работу по сопровождению проектов до статуса просубсидированных.
Барьеры, препятствующие эффективному освоению средств:
Длительные сроки рассмотрения заявок предпринимателей. В отличие от государственных финансовых институтов, сроки рассмотрения кредитных заявок предпринимателей банками не регулируются законодательством (утверждаются внутренними документами БВУ).
Высокие требования БВУ к залогам заемщиков и перечню запрашиваемой информации. Согласно опубликованному 9 июля т. г. исследованию консалтинговой компании KPMG, предприниматели отмечают высокие требования к залоговой базе, а также и "общее отсутствие желания БВУ кредитовать определенные компании".
Программа "Экономика простых вещей" направлена на 4 отрасли: переработку в АПК, производство в АПК, обрабатывающую промышленность и услуги, весенне-полевые работы.
Кроме того, А. Мырзахметов отметил, что проектный офис провел анализ потребности в оборотных средствах проектов в сфере АПК, одобренных Премьер-Министром на МВК по импортозамещению, 27 июня т. г.
Из 131 проекта:
по 64 – работа приостановлена в связи с эпидемиологической ситуацией в стране.
по 67 – необходимо пополнение оборотных средств на сумму 188 млрд тг.
"Для успешной реализации проектов – необходимо пополнение оборотных средств. Анализ показал, что 53% проектов – действующие предприятия, которые нуждаются в пополнении оборотных средств (предприятия готовы увеличивать объемы своих производств). В случае финансирования проектов по линии АО "Аграрная кредитная корпорация" – отмечаем отсутствие собственных средств АКК для выдачи кредитов", - пояснил А. Мырзахметов.
Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова в свою очередь доложила об оптимизации бизнес-процессов банков второго уровня в рамках программы "Экономика простых вещей".
Как отметила Е. Бахмутова, оперативно внесенные изменения в программу "Экономика простых вещей" способствовали ее активизации насколько это было возможно в условиях жесткого карантина, когда не только бизнес, но и банки были вынуждены в кратчайшие сроки переформатировать свои операционные процессы в режим удаленного оказания услуг.
"По данным БВУ на 17 июля, от количества поступивших заявок 78% одобрено, а из поступивших заявок 70% уже профинансировано", - сказала Е. Бахмутова.
В программе "Экономика простых вещей" принимают участие 10 банков. Наличие рыночной конкуренции способствует максимизации охвата потенциальных заемщиков и улучшению качества услуг. Цифровизация бизнес-процессов, которая была проведена в кратчайшие сроки с начала пандемии, сократила сроки рассмотрения кредитных заявок до минимальных сроков.
"Но в то же самое время, когда большинство банков и бизнеса работают в удаленном формате, цифровизация вносит свои коррективы и возможно не позволяет еще больше оптимизировать сроки рассмотрения заявок по кредитам. Так, по информации банков в настоящее время стандартный срок рассмотрения заявки составляет 12 рабочих дней. Но это при условии, что была предоставлена вся необходимая информация со стороны заемщика", - сказала Е. Бахмутова.
Проектным офисом поднимались вопросы о расхождении количества и сумм проектов, одобренных банками и просубсидированных Фондом "Даму".
Основными причинами такой разницы являются следующие факторы:
1. Часть проектов одобрена с отлагательными условиями, по которым банк предоставил дополнительное время для предоставления документов, оформления и регистрации залогового обеспечения и т.д.
2. По информации БВУ, некоторая часть корпоративных клиентов, по которым были одобрены кредитные линии на финансирование их проектов, пересматривают свои бизнес-планы в новых сложных условиях или приостанавливают их.
В настоящий момент АФК, БВУ и Даму уточняется статус каждого проекта, рассматриваемого в рамках исполнения Программы.
В то же время в условиях ухудшения индекса деловой активности необходимо учитывать возросшие кредитные риски экономики и взвешенно подходить к выдаче новых кредитов.
Статистика освоения самой программы показала, что на новые проекты предпринимателями запрошено менее 15% от освоенной суммы. Это свидетельствует о том, что основная потребность бизнеса в сегодняшних условиях - это модернизация и расширение действующего производства и услуг.
"С учетом текущих сложных условий, программу сегодня предприниматели рассматривают не только как программу развития, но и как программу поддержки и сохранения действующего бизнеса. В связи с этим основные предложения, которые вносит и бизнес и банки, были внесены в Нацбанк, МНЭ РК, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, НПП "Атамекен"", - отметила Е. Бахмутова.
Также Е. Бахмутова озвучила несколько предложений, которые на взгляд финансового сектора представляются основными.
Первое. Необходимо в программе вернуться к поддержке крупного бизнеса, который сегодня не поддерживается в рамках этой программы. Поскольку крупный бизнес является основой экономики и обеспечивает занятость граждан. Поэтому было бы логично включить в государственные программы, в том числе в программу "Экономика простых вещей" субъектов крупного бизнеса из импортозамещающих отраслей.
Второе. Одним из путей решения проблемы залогов является расширение государственных гарантий. В том числе возможность использования государственных гарантий за счет расширения функционала Банка развития Казахстана, который мог бы делать это для крупного бизнеса, как это сегодня делает фонд "Даму" для субъектов МСБ.
Принципиально важным сейчас является пересмотр подходов и максимальное разрешение кредитования на пополнение оборотных средств и на рефинансирование. Это позволит и расширить возможность участия в программе и будет способствовать освоению выделенных средств.
"Необходимо отметить, что Проектный офис по вопросам предпринимательства показал себя очень эффективной формой взаимодействия, позволяющей выявлять узкие места и оперативно решать возникающие проблемы. В настоящее время в соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства РК 10 июля 2020 г., банки совместно с Фондом "Даму" и Проектным офисом предпринимают все возможные усилия по оптимизации процедур, сокращению сроков рассмотрения банками заявок на кредитование, субсидирование, гарантирование и сокращению количества документов", - сказала в заключение Е. Бахмутова.
В свою очередь председатель правления Фонда Ахметжан Есимов рассказал о местном содержании в закупках ФНБ "Самрук-Қазына". По его словам, прежде всего в целях поддержки отраслей "Экономики простых вещей" установлено обязательное применение при проектировании проектно-сметной документации казахстанских материалов и оборудования. Более того введена ответственность подрядчика за неприменение казахстанских материалов в виде штрафов в размере не менее 5% от общей стоимости договора.
"Учитывая сложности, связанные с падением экономической активности недостаточного оборота средств, Фондом установлен обязательный аванс в размере не менее 30%. Также введено требование об оплате за поставленные товары и услуги не позднее 5 рабочих дней", - сказал А. Есимов.
Вместе с тем, введено освобождение отечественных товаропроизводителей от внесения обеспечения тендерной заявки и обеспечение исполнения договоров, существенно сократились сроки проведения закупок, а также количество документов для участия в закупках.
"По рекомендации Правительства Фонд в условиях ЧП отказался от применения штрафных санкций и включения в перечень ненадежных поставщиков за неисполнение договорных обязательств", - отметил А. Есимов.
Упрощение внутренних административных процедур позволило за короткий период увеличить количество предприятий в Реестре товаропроизводителей холдинга в 2 раза.
"Так, доля местного содержания составила 69%, что больше показателя прошлого года в более чем в 2 раза. Всего по итогам 6 месяцев текущего года общая сумма заключенных договоров с отечественным бизнесом составила 2 трлн тг. Заказы получили более 9 тыс. предприятий, на которых занято порядка 250 тыс. работников. По нашим оценкам сумма налоговых поступлений в бюджет составит порядка 150 млрд тг", - проинформировал А. Есимов.

---

Доклад Министра финансов РК Жамаубаева Е.К. на заседании Правительства РК
МФ РК, 21 июля

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Уважаемые коллеги!
Министерством финансов принимаются комплексные меры по развитию местного содержания в регулируемых государственных закупках.
Первое. Согласно закону о госзакупках, Правительство может устанавливать изъятия из национального режима в том числе для поддержки отечественных товаропроизводителей.
В целях защиты внутреннего рынка уполномоченным органом в сфере развития местного содержания установлены изъятия на автомобили, трансформаторы и кабельную продукцию
Второе. При разработке техспецификаций заказчики обязаны указывать на национальные стандарты, а в случае их отсутствия на межгосударственные стандарты закупаемых товаров, работ и услуг.
Третье. Госзакупки мебельной продукции и товаров легкой промышленности проводятся только среди отечественных товаропроизводителей, через предквалификационный отбор, где основным критерием выбора поставщика является наличие Индустриального сертификата.
Четвертое. Согласно Типовым договорам о госзакупках работ в строительстве и проектировании, поставщик обязан использовать стройматериалы казахстанского производства
Учитывая, что наибольшую долю в госзакупках составляет сфера строительства, порядка 80%, качественная реализация указанной меры, даст значительный эффект в развитии местного содержания в этой сфере.
Пятое. Аналогичные меры по наличию у поставщиков индустриального сертификата при закупках мебели и товаров легкой промышленности и использованию местных стройматериалов, приняты в закупках квазигоссектора.
Касательно Специального порядка государственных закупок.
Существенная поддержка казахстанскому товаропроизводителю оказана через Спецпорядок.
Так, с введением Спецпорядка госзакупки товаров на первом этапе осуществляются упрощенно и только среди отечественных товаропроизводителей.
И лишь в случае отсутствия заявок, закупки таких товаров осуществляются среди остальных поставщиков.
Перечень казахстанских производителей и товаров, которые они производят, определяются на Межведомственной комиссии по госзакупкам, на основе сведений Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
На сегодня, через Спецпорядок у отечественных товаропроизводителей закуплено товаров на сумму свыше 62 млрд. тенге.
Специальный порядок позволил провести оперативные закупки в рамках борьбы с коронавирусом на 117 млрд. тенге Также, в рамках Спецпорядка приняты антикризисные меры, оперативно закуплены работы по дорожной карте занятости, а также сезонные работы на 955 млрд. тенге.
Учитывая эффективность Специального порядка, его действие продлено до 1 октября 2020 года
По дальнейшим мерам.
В рамках законопроекта по вопросам государственных закупок предлагаются нормы, которые также будут способствовать развитию местного содержания.
Так, вводится новый способ закупок с использованием рамочных соглашений. Это позволит сократить выбор поставщика до 5 дней при средней продолжительности в 1,5 месяца.
Учитывая долгосрочность рамочных соглашений данный способ позволит осуществить импортозамещение часто закупаемых товаров и обеспечить гарантированный сбыт продукции казахстанским товаропроизводителям.
Также, вводится еще один новый способ закупок через "Электронный магазин". Он будет использоваться при закупках малозначительных товаров вместо одного источника.
Таким образом, расширится конкурентная среда, что повлияет на развитие казахстанского бизнеса, в том числе отечественных производителей.
В соответствии с поручением Главы государства законопроект исключает участие политических служащих в госзакупках.
Для этого уже сейчас реализуется пилотный проект по централизации госзакупок.
С внедрением повсеместной централизации значительно снизится количество организаторов. Упростится администрирование. Это позволит эффективно регулировать местное содержание в госзакупках.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК А. Мамин поручил выработать дополнительные меры по поддержке бизнеса 31.07.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 года №475 31.07.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 года №480 31.07.2020
В помощь президенту: Карин займется сферой политических реформ? 31.07.2020
И ни у кого ничего не треснуло 31.07.2020
Рабочая поездка Р. Скляра в Татарстан: создание совместных производств и реализация инвестиционных проектов 31.07.2020
Депутаты демпартии "Ак жол" требуют от минздрава обязать ТОО "СК-Фармация" работать с частными аптеками и организовать доставку лекарств в регионы и малые города 31.07.2020
Получателям выплаты "42 500 тенге" дополнительно перечислят 0,5 МЗП в связи с продлением карантина 31.07.2020
Министр обороны генерал-лейтенант Нурлан Ермекбаев произвел инспектирование работ по ликвидации последствий ЧП 31.07.2020
Заместитель акима Северо-Казахстанской области подал в отставку за коррупцию подчиненного 31.07.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz