NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 29.09.2020 07:47 ast
04:47 msk

Гульмира Илеуова: Чем хуже эпидситуация, тем выше риск социального взрыва
Максимально сократили количество инфекционных больниц, число койкомест в больницах. Все это в совокупности с введением обязательного соцмедстрахования, с внедрением корпоративного управления в системе здравоохранения и привело к нынешней ситуации
03.08.2020 / политика и общество

Марсель Хамитов, ia-centr.ru, 2 августа

В Казахстане зарегистрировано 90 367 случаев заражения коронавирусом, 793 из них – с летальным исходом. По количеству официально подтвержденных зараженных Казахстан обогнал Китай, с которого, собственно, все и началось. И это при том, что казахстанцев – 18,2 млн человек против 1,3 млрд китайцев.
Неудивительно, что на этом фоне в Казахстане наблюдается рост социального напряжения, приводящий порой к небольшим взрывам. Так, к примеру, 21 июля в поселке Шорнак в Туркестанской области произошел бытовой (согласно официальной версии) конфликт в результате которого пострадали четыре человека, десятки были задержаны. 23 июля в городе Сатпаеве в Карагандинской области произошли беспорядки: огромная толпа взяла в оцепление жилой дом, в котором находился подозреваемый в изнасиловании пятилетней девочки. Люди хотели лично учинить расправу над педофилом…
Есть ли связь между этими событиями и ухудшающейся эпидемиологической ситуацией в стране? Об этом Ia-centr.ru поговорил с известным казахстанским социологом, президентом Центра социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмирой Илеуовой.
– С точки зрения социологии: почему проблема с коронавирусом в Казахстане достигла таких масштабов? Кто или что в этом виноваты?
– Поддерживаю определенные заявления в адрес населения, что оно не придерживалось карантинной стратегии и нарушало предписания о ношении масок, соблюдении дистанции и так далее. Но, с другой стороны, считаю, что власти должны были осознавать, что такой риск существует.
Я назвала бы эту проблему медико-политико-управленческой: не только население расслабилось, но и власти – медицинские и региональные – они не учли характер массовости распространения заболевания.
Поэтому власти виноваты, если использовать это слово, не в меньшей степени: у них были в руках все инструменты, но они до определенного момента старались снять с себя часть ответственности.
Третья сторона этой проблемы – то, что все эти годы в системе здравоохранения проводилось реформирование. В результате которого целеполагание попросту потерялось: для чего реформируют, какие задачи у здравоохранения, за что отвечает санэпидемслужба, почему нас в Казахстане еще с советских времен такое количество инфекционных больниц?
Ведь в Казахстане всегда было большое количество очагов легочной и других инфекций – из-за Арала, отсутствия лесов и так далее. И вот все эти вещи властями абсолютно не учитывались, у властей было минимальное понимание здравоохранения в том виде, в котором оно нам досталось исторически от Советского союза.
Из молодых врачей сегодня никто не знает и не понимает, что на территории Казахстана были вспышки массовых заболеваний.
В результате максимально сократили количество инфекционных больниц, число койкомест в больницах. Все это в совокупности с введением обязательного соцмедстрахования, с внедрением корпоративного управления в системе здравоохранения и привело к нынешней ситуации. Венцом положения вещей стала высокая смертность в июле, которая нас всех ужаснула. Эти вещи – достаточно очевидные, но слишком дорогую цену нам пришлось заплатить за приведенные выводы.
– И все же: кто виноват больше? Население или власти? В одном из интервью Вы сказали, что проблема была еще и в том, что казахстанские власти слишком сильно доверяли противоречивым рекомендациям Всемирной организации здравоохранения вместо того, чтобы выработать какую-то свою конкретную стратегию. То есть получается, что вина все-таки в большей степени лежит на властях?
– Нашим властям всегда нужны какие-то авторитеты и их рекомендации. В данном случае в качестве авторитета был выбран ВОЗ. И все действия медицинских властей во главе с Биртановым, все алгоритмы, способы лечения осуществлялись исходя исключительно из рекомендаций этой организации.
А я, между прочим, еще в самом начале говорила, что нам нужны мнения отечественных специалистов и экспертов, которые бы могли на нормальном уровне, на понятном языке объяснить, что происходит и этим самым бы способствовали повышению уровня образованности и информированности населения.
Но они всего этого не делали, надеясь, что население само будет находить нужную информацию. А они все это время (это очевидно) сидели, сложа руки и более того – занимались распилом богатого бюджета, выделенного на борьбу с коронавирусом.
Если бы они изначально проанализировали вспышку странного вируса в феврале, произвели забор материала, сделали бы какую-то аналитику и выводы, то они бы уже имели свою точку зрения в апреле. Но они ничего не делали, надеясь, что пронесет… Но в этот раз не пронесло!
– То есть надеялись на чужого дядю…
– Который придет и все разрулит. В результате та же информполитика вместо развития стала стагнировать: у нас не было никакой хорошей экспертизы, у нас не было публичного спикера из числа медиков, который бы рассказывал и все объяснял.
У нас были только количественные данные: сколько заразилось, сколько умерло. У нас даже не было информации, сколько людей лечится от коронавируса. В том же Узбекистане статистика была гораздо подробнее – сколько болеет, сколько лечится, сколько госпитализировано, сколько выздоровело, сколько умерло. А ведь это показатель работы Минздрава!
– У нас в стране давно говорится о концепции слышащего государства. Как вы считаете, если брать во внимание временной отрезок с 15 марта, когда был введен режим ЧП и до сегодняшнего дня, насколько государство слышащее?
– Концепция слышащего государства – это, по сути, кибернетическая концепция, предполагающая формирование системы "обратной" связи. У нас же госорганы считают, что обратная связь должна быть исключительно в положительном ключе.
Посмотрите любую госпрограмму – там заложены показатели ее "классности": уровень патриотизма, удовлетворенности растет, уровень одобрения зашкаливает и так далее.
И вот эта традиция в свое время похоронила СССР, потому что система госуправления нацелена на то, чтобы повышать уровень самоудовлетворенности и доверия. Но если говорить о слышащем государстве, то "обратная" связь может и должна быть отрицательной. В этой "обратной" связи, прежде всего, должны быть указаны те вещи, которые нуждаются в доработке или исправлениях.
Но у нас машина учета мнений рассчитана исключительно на "одобрямс". И чтобы ее переделать надо, прежде всего, поменять мозги чиновников.
Для того чтобы государство стало действительно слышащим, недостаточно просто провозгласить его таковым. Нужно сформировать его заполнение в соответствии с этой концепцией. А чтобы сформировать, нужны люди, которые объяснят госорганам, что от них требуется. А кто это объяснит?
На том же примере с COVID видно, что таких людей нет. Я даже министру здравоохранения предлагала, объедините, наконец, вокруг себя свое профессиональное сообщество. Не нужны вам политологи в общественных советах при министерствах. Вам нужны люди, которые могут экспертно оценить шаги по решению той или иной ситуации. Но даже в такой чрезвычайной ситуации они не понимают, что от них хочет общество.
– Одним словом есть оболочка "слышащее государство", но в нем нет наполнения?
– Да! И мы сейчас в поиске этого наполнения. Но мы – это не госорганы, а люди из гражданского сектора. В госорганах же считают, что они все делают правильно.
– Ситуация с пандемией, карантином и действия властей – повлияло ли все это на рост протестных настроений в обществе?
– Если рассматривать слово "протест" в узком научном смысле – это направленная деятельность на решение какой-то конкретной отдельной задачи. С точки зрения пандемии протестность в отношении данной конкретной проблемы и связанной с нею деятельностью властей явно повысилась.
И это вполне понятно: люди сидят дома, они лишены привычного образа жизни, у них социальное напряжение и стресс. Плюс к этому – потеря работы, доходов, невозможность решить какие-то самые базовые проблемы и вопросы для отдельных людей и семей. И люди не хотят продолжать так дальше жить. Я бы сказала, что в стране растет недовольство социальное, неудовлетворенность тем, что и как происходит в государстве.
Социологически все подтверждается: все больше людей недовольно тем направлением развития, которое выбрал Казахстан, недовольны работой государственных институтов, начиная от парламента, премьер-министра и акимов разного уровня, у людей вызывает недовольство социальная дифференциация, которая сейчас наблюдается.
То есть общий социальный фон ухудшился. И он будет ухудшаться дальше, если вырастет инфляция и безработица.
– Если предположить, что эпидемиологическая ситуация будет и дальше ухудшаться, следует ли ожидать социального взрыва?
– Да, но он будет локальным. Потенциал протеста и его направленность – это всегда конкретные вещи. К примеру, в событиях в Туркестанской области виноваты определенные люди или же конкретный педофил в Карагандинской области, которого надо наказать или же действие, или бездействие полиции.
То есть триггером – спусковым крючком – может быть все что угодно. И нам будет казаться, что это не связанные вещи. Но они связаны с этим фоном высокого социального недовольства.
Кстати, хотела бы отметить еще одну вещь. В отношении к коронавирусу у нас сильно различается ситуация по регионам. Я смотрела исследование – на севере, северо-востоке ситуация достаточно спокойная. Там, конечно же знают о коронавирусе, но их эта проблема не сильно коснулась, и они чувствуют себя достаточно защищенными. А в тех регионах, где большое количество заразившихся и переболевших, социальный фон гораздо хуже.
– Получается, что есть прямая связь: чем хуже эпидемиологическая ситуация в регионе, тем больше триггеров в нем будет возникать?
– Да. Чаще всего социальные взрывы происходят в тех регионах, где жизнь и так была хуже, а сейчас еще и эпидемиологическая ситуация ухудшилась. То есть те регионы, которые финансировались по остаточному принципу, в которых было недостаточное количество больниц, медперсонал был хуже квалифицирован, лекарства были закуплены не в должном объеме, плюс еще и коррупция. А тут еще и пандемия.
– Вы входите в Нацсовет общественного доверия при президенте и можете оценивать поведение властей, что называется, изнутри. Как Вы думаете, насколько соответствует истине мнение граждан о том, что Токаев уже не столь озабочен чаяниями народа, как это было в начале его президентства?
– Не соглашусь с этим. Смотрите, как я использую свое участие в Нацсовете. Когда вижу, что ситуация накалена до предела, считаю уместным, даже не проводя социологические исследования, напрямую написать об этом в секретариат Нацсовета.
И, как я могу судить по некоторым решениям, президенту передают все. И вопросы решаются.
То есть, у нас нет закрытого, нерешительного президента. Просто у него другой стиль управления. Заметьте: он снял министра цифрового развития Аскара Жумагалиева и никого не назначил. Представляете, как он подвесил всех министров?!
Это гораздо хуже, чем если бы он принял кадровое решение. Видимо, такой стиль правления. Или смотрите, как изменилась в лучшую сторону ситуация с лекарственным обеспечением. Это все решается на его уровне. Вот в чем проблема… А все остальные чиновники – либо саботируют, либо тупят. Но это не дает им оправдания. К примеру, тот же бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов. Я просто требую, чтобы он был наказан, а не так, что уехал и до свидания.
– А как же тот факт, что Токаев давал правительству две недели на разрешение ситуации с коронавирусом, а в противном случае обещал поднять вопрос о его отставке. Две недели прошло, но отставки кабмина нет… Разве это не нерешительность?
– Да, две недели прошло, и правительство уже показывает нам статистику снижения количества заболевших. Управленчески вроде как справились. Но мне кажется, что окончательное решение президента о судьбе правительством пока ненадолго отложено.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.08.2020
Заседание Бюро Политического совета партии "Nur Otan" под председательством Нурсултана Назарбаева 31.08.2020
Крымбек Кушербаев принял участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню закрытия Семипалатинского полигона 31.08.2020
Постановление ЦИК РК от 28 августа 2020 года №19/318 31.08.2020
Постановление ЦИК РК от 28 августа 2020 года №20/320 31.08.2020
Касательно ситуации вокруг АО "Азия Авто" и АО "Азия Авто Казахстан" 31.08.2020
Казахстан и США обсудили вопросы противодействия терроризму и экстремизму 31.08.2020
МОН приостановил действие лицензии некоторых вузов 31.08.2020
Репрессии, пытки и гибель в застенках 31.08.2020
Китай показал, кто в море хозяин 31.08.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.09.20 Вторник
80. АНТОНИЙ
79. ИСИНГАРИН Нигматжан
72. БАРШАНСКАЯ Людмила
72. КАШИРИН Александр
71. ТИХОНЮК Николай
70. ТОЛЕУХАНОВ Айтмухамет
63. РОГАЛЕВ Виктор
63. ЧИРКОВ Владимир
61. АТЧИБАЕВ Нурлан
61. КАРИМОВ Айбек
61. КОМЕКОВА Жакен
60. ДОСАНОВ Рахмаджан
60. КЕРИМШЕЕВ Адил
57. РАЗАКОВ Талгат
56. БАЙМУХАНОВ Аскар
...>>>
30.09.20 Среда
86. АКТАЕВ Сарбас
79. СУЛЕЙМЕНОВ Майдан
76. ДИДЕНКО Анатолий
70. ИСЕНГАЛИЕВ Бахытжан
66. ТУЛЕПБАЕВ Серик
62. ДАВЛЕТЖАНОВ Амангельды
57. АЛДАШЕВ Серик
57. ЗАУРБЕКОВ Нургали
57. КОЛЕСНИКОВ Юрий
56. АБЕЛЬДИНОВА Марьям
56. КОПБОСЫНОВ Бахтияр
53. НУРГОЖИН Талгат
53. ТУРЫСБЕКОВ Мухит
52. РАХМАНОВ Аскар
49. АБДИКОВ Дархан
...>>>
01.10.20 Четверг
90. ИСМАГУЛОВ Оразак
83. РОМАНОВ Вячеслав
79. СУЛЕЙМЕНОВ Тулеутай
78. ДАИРБЕКОВ Орынбай
75. КАЛИЕВ Наубат
72. ТАНИРБЕРГЕНОВА Гульша
70. МАХАМБЕТ Мустафа
69. АДАМОВ Абызбай
66. БАЛТАБАЕВА Галия
65. КАНАФИН Болатбек
65. ОМАРХАНОВ Ниханбай
65. САЛЫКБАЕВ Пернехан
64. ЕСЕНАЛИЕВ Ерталап
64. ИМАНГАЛИ Казбек
59. ВИШНЯК Сергей
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz