t.me/peruash, 9 сентября
В связи с развернувшейся в соцсетях дискуссией и пояснениями Миннацэкономики по поводу моего мнения о внешнем долге Казахстана, высказанном в интервью "Перемены неизбежны" 6 сентября, считаю нужным ответить на некоторые прозвучавшие тезисы. Так, Минэк заявляет о необходимости разделения в общей сумме внешнего долга – сумм государственного долга и долга квазигоссектора, а также внешнего долга частного сектора. "Внешний долг – это не нагрузка на население страны" - заявил в этой связи вице-министр МНЭ, ссылаясь на необходимость "исключения" межфирменной задолженности (внешнего долга частных предприятий) из анализа внешнего долга. Да, разделение указанных видов внешнего долга существует, и оно оправдано в методологических целях. Этот момент я отметил в своем интервью, подчеркнув, что "квазигоссектор занял у зарубежных кредиторов почти в раза больше, чем само государство". Однако – это разделение больше теоретического плана. Смею утверждать, что в практической работе жесткого разделения внешнего долга не бывает, все виды внешнего долга взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Неужели вы думаете, что международные инвесторы покупают ценные бумаги какого-нибудь колбасного цеха в Талдыкоргане или швейной мастерской в Уральске? Нет, из всего отечественного частного бизнеса эмитентами ЦБ на рынке внешних заимствований выступают либо добывающие компании, либо банки и крупные финансовые организации. Именно они составляют 99, если не все 100% внешнего долга частных предприятий. А теперь посмотрите на источники доходов этих предприятий: это либо нефтегазовые и рудные ресурсы Казахстана (в добывающем секторе), либо платежи по кредитам, нотам Нацбанка и валютным операциям, средства компаний и граждан Казахстана на депозитах (у БВУ). Именно эти активы и обеспечивают привлекательность, служат фактическим обеспечением внешнего долга частных компаний. По сырьевым запасам - напомню, что согласно закону, недра принадлежат государству, а источником государственной власти является народ Казахстана. Таким образом, обеспечением зарубежных кредитов даже частного сектора выступают активы, принадлежащие народу Казахстана, каждому из его граждан, включая наших стариков и еще не родившиеся поколения. Теперь по внешнему долгу БВУ. Плательщиками кредитов банков, держателями их депозитов являются отечественные предприниматели (в т.ч.МСБ) и граждане (ипотечники, заемщики потребительских кредитов и т.д.); источник доходов БВУ по нотам Нацбанка – государство; доходы от валютных операций банки также зарабатывают на наших предприятиях и гражданах, особенно в периоды волатильности. Таким образом, и здесь конечным плательщиком внешних займов частных банков выступает вся национальная экономика и все наши граждане. Напомню и тот пример, что в период банкротства БТА-банка, его долги перед внешними кредиторами закрыло государство. И сделано было это в том числе для поддержания суверенного рейтинга Казахстана, т.к. неисполнение обязательств одного частного заемщика могло привести к обрушению рейтинга и резкому удорожанию стоимости кредитов (ввиду страновых рисков) для всех остальных заемщиков из нашей страны. И опять-таки, нагрузка за повышенные проценты легла бы на плечи всей страны и всех граждан. Крупные игроки на международном финансовом рынке выстраивают модели поведения не только по секторам, но прежде всего - по отношению к странам в целом. И стоимость заимствования для разных секторов тесно связана с общей страновой ситуацией. Не исключаю, что теоретическое "разделение" внешнего долга сделано в том числе и для манипуляций, самообмана "пигмеев" и добровольного погружения их в долговую яму. Да, по "паспорту" это разные задолженности, но как в известном анекдоте, бьют-то не по паспорту, а по морде. В нашем случае – по карману каждого казахстанца. Поэтому, уважаемые друзья, когда нас уверяют, что "все хорошо, прекрасная маркиза" - не ведитесь на эту словесную эквилибристику и жонглирование цифрами. Считайте ваши деньги. |