NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 13:48 ast
11:48 msk

Мажилис одобрил депутатский законопроект по вопросам образования
По мнению Председателя Мажилиса Нурлана Нигматулина, важно не то, как будет называться механизм оценки качества образования – внешняя оценка учебных достижений или мониторинг образовательных достижений, а то - соответствует ли это законодательно предоставленной ВУЗам в 2018 году академической и управленческой самостоятельности
01.10.2020 / политика и общество

Нур-Султан, 30 сентября, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина в первом чтении одобрены депутатские законодательные поправки по вопросам образования.
Разработанный депутатами законопроект направлен на совершенствование образовательного процесса, в том числе осуществление мониторинга за оказанием образовательных услуг.
В связи с этим был поднят вопрос об отличии предлагаемого мониторинга образовательных достижений от действующей внешней оценки учебных достижений.
По мнению Председателя Мажилиса Нурлана Нигматулина, важно не то, как будет называться механизм оценки качества образования – внешняя оценка учебных достижений или мониторинг образовательных достижений, а то - соответствует ли это законодательно предоставленной ВУЗам в 2018 году академической и управленческой самостоятельности.
- С 2021 года высшие учебные заведения уже начнут выдавать дипломы собственного образца. Таким образом, законодательно ВУЗам предоставлена полная самостоятельность в образовательной деятельности. А раз так, то и ответственность за качество образования лежит на самих высших учебных заведениях, - сказал Нурлан Нигматулин.
При этом, по словам Спикера Мажилиса, не стоит считать, что самостоятельность ВУЗов – это возможность штамповать дипломы.
- Каждый ВУЗ должен дорожить выданным своим дипломом. В этой связи возникает вопрос, насколько целесообразно проводить в высших учебных заведениях мониторинг образовательных достижений? Тем более, что этот мониторинг не дает никакого представления о качестве образовательных программ того или иного ВУЗа. Другое дело, что контроль образовательной деятельности должен быть. И сейчас не должно создаваться никакого ложного мнения, что ВУЗы могут остаться бесконтрольными, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Как отметил Спикер Мажилиса, такой контроль есть - за всеми ВУЗами как субъектами предпринимательства контроль осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом.
- Министерство образования через Центр правовой статистики (ЦПСИ) Генеральной Прокуратуры заходит, смотрит, как субъект рынка, а все ВУЗы - это сейчас субъекты рынка, соответствует квалификационным требованиям, образовательным стандартам. И это позволяет уполномоченному органу, то есть Министерству образования, глубже анализировать образовательную деятельность ВУЗов и давать им соответствующую оценку, - сказал Нурлан Нигматулин, поручив рабочей группе совместно с разработчиками до второго чтения еще раз тщательно проработать этот вопрос.
Разработанным депутатами законопроектом предлагается перечень документов, подтверждающих трудовую деятельность работника, дополнить новым документом – договором о дуальном обучении.
Кроме того, предусматривается совершенствование механизма распределения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием. Разграничиваются понятия "высший колледж" и "колледж". Определяется срок отработки пропорционально времени фактического обучения и суммы возмещения бюджетных средств в случае неотработки.
Депутатами предлагается размещать государственный образовательный заказ на дополнительное образование, а также распространить на организации дополнительного образования и процедуру оказания услуг питания, применяемых в государственных школах и детсадах.
На пленарном заседании во втором чтении депутаты Мажилиса одобрили законодательные поправки в Закон "О Государственной границе Республики Казахстан".
В частности, предусматривается возможность перехода сотрудников органов национальной безопасности в категорию военнослужащих и преобразования отдельных подразделений Комитета национальной безопасности в воинские формирования Комитета национальной безопасности.
Предлагается внести поправки, предусматривающие выведение авиации из Пограничной службы с приданием ей статуса ведомства Комитета национальной безопасности.
Для интеграции учебных заведений органов национальной безопасности и повышения качества подготовки кадров законопроектом предусматривается передача Академии Пограничной службы в ведение Комитета национальной безопасности.
Мажилис дал "добро" и ратификационному законопроекту – Соглашению Казахстана с Беларусью о сотрудничестве в области миграции.
Соглашение предусматривает создание благоприятных условий для обмена информацией о миграционном законодательстве государств Сторон, в том числе урегулировании миграционных процессов, по пресечению фактов двойного гражданства, организации борьбы с незаконной миграцией.
На пленарном заседании Палата назначила профильному комитету срок подготовки заключения по новому законопроекту. Это изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе. Поправки в Договор вносятся в целях реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС в части возможности зачета авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Н.Жумадильдаева, Н.Сабильянов, А.Перуашев, К.Ержан, К.Абсатиров, Т.Сыздыков, А.Бектурганов, А.Жамалов, М.Пшембаев, Б.Дюсембинов, Ш.Нурумов, Е.Никитинская, Д.Мынбай, А.Нуркина, Н.Ашимбетов.

---

Депутатский запрос Абсатирова К.Г.
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Последние недели в мире наблюдается новая волна заболеваний COVID-19, причем в невиданных ранее масштабах. В Европе общее число заболевших превысило 5 млн. человек, из которых умерло более 230 тысяч; в азиатских странах более 8 млн. заразившихся и 130 тысяч умерших. В ряде европейских стран число заразившихся коронавирусом исчисляется десятками тысяч в сутки, в соседней России только за 28 сентября заразились более 8 тысяч человек.
В то же время Казахстан обоснованно, ввиду достигнутого ценой невероятных усилий и жертв постепенного улучшения внутренней ситуации, поэтапно восстанавливает транспортное сообщение и поездки пассажиров со многими странами.
Однако на фоне внешних тенденций, общество справедливо выражает беспокойство угрозами новой волны заражений в нашей стране и повторения летнего кошмара.
Кроме того, предприниматели опасаются повторений закрытия бизнеса, при том, что многие субъекты МСБ так и не восстановили работу. Для этой части общества очередная волна может оказаться последней, окончательно погубив и без того подорванный средний класс.
В этой связи фракция Демократической партии "Ак жол" просит Правительство сообщить о предпринимаемых мерах по предупреждению новой волны пандемии, а также о мерах по обеспечению остро необходимыми медикаментами, коечным фондом в больницах и реанимационным оборудованием, в том числе - в регионах.
Кроме того, фракция "Ак жол" обращает внимание Правительства на необходимость в рамках подобных мероприятий предусмотреть:
- недопустимость падения уровня жизни граждан;
- обеспечения защиты малого и среднего бизнеса от окончательного разорения и банкротства.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Жамалова А.М.
Председателю Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Абылкасымовой М. Е.

В своем Послании народу Казахстана Глава государства поручил принять "дополнительные регуляторные меры в части повышения ответственности кредитных организаций, а также по дифференциации и снижению предельных ставок по кредитам".
На 1 августа 2020 года объем потребительских кредитов банков составил 4 150 млрд. тенге. Еще 345 млрд. тенге потребительских кредитов выдано МФО. Порядка 100 млрд. тенге приходится на онлайн-кредитование. Также работают ломбарды и иные кредитные организации.
Из-за пандемии коронавируса и введенных в связи с карантином ограничений многим казахстанцам стало тяжело обслуживать свои займы. С 16 марта до 15 июня отсрочку платежей по кредитам в связи с чрезвычайным положением получили 1 890 тысяч граждан. Люди с большой благодарностью отзываются о передышке, которую получили.
В 2019 году были списаны долги по потребительским кредитам социально уязвимым слоям населения. Но условия для получения кредитов были ужесточены. Введен запрет на выдачу кредитов гражданам с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума (32 668 тенге). При этом, чтобы получить кредит, нужно иметь официальный доход за период не менее 3 месяцев. То есть, если человек не получал постоянного дохода в последние 3 месяца, то ему также будет отказано в кредите.
Другим серьезным ограничением остается плохая кредитная история. На сегодня 1,4 миллиона человек имеют плохую кредитную историю, хотя при этом уже давно погасили все свои долги. Они полностью отключены от банковского кредитования, поскольку ни один банк не выдаст кредит человеку с плохой кредитной историей. В итоге, миллионы людей с низкими доходами и плохой историей вынуждены кредитоваться в микрофинансовых организациях, онлайн-компаниях и ломбардах под огромные ставки.
На 1 августа 2020 года среднемесячный объем цивилизованных потребительских кредитов от банков снизился почти на 30%. В тоже самое время кредиты от ломбардов и микрокредитных организаций увеличилися более 20%. И это только то, что можно как-то посчитать в этом практически не регулируемом рынке.
В современных посткарантинных условиях люди берут кредиты не потому что они такие безответственные, проводят в такое трудное время пышные тои или приобретают предметы роскоши. Им нужны деньги, чтобы купить продукты и товары первой необходимости, платить аренду за жилье и оплачивать ранее взятые кредиты. Для них это вопрос выживания.
Государство хотело защитить население от безответственного кредитования, устанавливая жесткие требования. Но эти меры не оставили гражданам выбора и фактически толкнули их в искусно расставленные "сети" ростовщиков и "черных" кредиторов. Те же, пользуясь нуждой и финансовой неграмотностью заемщиков, фактически загоняют их в долговую яму, из которой невозможно выбраться.
Поэтому, исходя из всего вышеизложенного, считаю, что государству необходимо принимать срочные меры, чтобы реально помочь своим гражданам и снизить кредитную нагрузку, не прибегая при этом к популизму и не привлекая бюджетные деньги.
В связи с этим, предлагаю следующее:
1) Установить одинаковые правила регулирования по одним и тем же финансовым продуктам для банков и микрокредитных организаций;
2) "Обнуление" кредитной истории и очистка "черных" списков банков по заемщикам, которые уже погасили свою задолженность. После этого они смогут получить банковские кредиты, а не кредитоваться у микрокредитных организаций, онлайн-компаний и ломбардов под высокие проценты;
3) Необходимо разработать и принять программу восстановления платежеспособности физических лиц. Свыше 98% потребительских кредитов населения составляют сумму до трех миллионов тенге. Поэтому реабилитация должна касаться потребительских займов до трех миллионов тенге с просрочкой свыше 90 дней. А также по таким займам помимо запрета на начисление штрафов и пени, нужно установить запрет на начисление вознаграждения и предоставить людям различные варианты погашения задолженности через отсрочку, рассрочку, снижение размера ежемесячного платежа, списание части процентов, пени и штрафов. После прохождения такой программы и погашения задолженности ее участники должны получить полную реабилитацию своей кредитной истории.

Депутат Мажилиса Парламента,
член фракции партии "Nur Otan"
А. Жамалов

---

Депутатский запрос Никитинской Е.С.
Первому заместителю Премьер-Министра РК Смаилову А.А.

Уважаемый Алихан Асханович!
В ДПК "Ак жол" обращается все большее число предпринимателей по вопросам неправомерных корректировок таможенной стоимости ввозимых товаров, сырья, материалов и оборудования. По информации участников ВЭД с 1 апреля т.г. индексы таможенной стоимости (ИТС) увеличены практически по всем товарам в диапазоне от 3-х до 18 раз.
Документы, указывающие на отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем, а также документы, подтверждающие реальную стоимость ввозимых товаров в виде прямых контрактов с производителями, свифтов банковской оплаты, экспортных деклараций, прайс-листов и инвойсов заводов изготовителей, предыдущие ГТД по этим же товарным позициям, не признаются сотрудниками таможенных постов в качестве основания для определения таможенной стоимости.
Сегодня бизнесу фактически предоставлено только два варианта таможенной очистки товаров: либо по цене таможенного органа, либо через внесение финансового обеспечения на депозит таможенного органа с последующей длительной процедурой (до 2-х месяцев) доказывания достоверности заявленной таможенной стоимости исключительно в центральном аппарате КГД МФ РК и многомесячным ожиданием возврата денежных средств.
В результате таких "таможенных очисток" предпринимателям в это непростое время помимо оплаты груза, импортных пошлин и налогов приходится отвлекать значительные оборотные средства для предоставления обеспечения, оплаты незапланированных расходов по СВХ, простою вагонов н неустоек за срыв контрактных обязательств, что в итоге приводит к неизбежному удорожанию производимой продукции и сжатию спроса.
Сегодня охват стоимостными профилями таможенных органов составляет более 90% всей номенклатуры товаров. Грузы практически для всех видов производств по умолчанию попадают в красный и желтый коридоры, независимо от страны происхождения товаров. Получается, что практически все у нас в стране завозится недостоверно. Хотя обоснованность подобного тотального досмотра и корректировок не документально не подтверждается.
В мировой практике по стоимости, заявленной участниками ВЭД, ввозится более 90% товаров и только в 5-10% случаев применяются контрольные цены.
До настоящего времени бизнес-сообщество не может добиться ясности в вопросах - каким образом, на основании каких источников формируются ценовые индикаторы, и кто из участников ВЭД должен подлежать данному виду таможенного контроля, а кто нет. Такой административный подход не может считаться приемлемым, поскольку ставит компании в положение неопределенности размеров таможенных расходов, по сути, отрицая возможность нормального финансового управления бизнесом.
В последние годы, благодаря эффективному государственному контролю, пост-таможенному аудиту, конкуренции в стране начала действовать прозрачная и надежная экосистема, стимулирующая добросовестных поставщиков. Это позволяло компаниям и государству работать с минимальными формами контроля, регулирования и издержек при осуществлении внешней экономической деятельности.
"Новые" методы контроля являются несправедливой и непосильной ношей для предпринимательского сообщества, не соответствуют международной практике, создают дополнительные административные барьеры, негативно сказывается на инвестиционном климате государства.
Фракция ДПК "Ак жол" считает необходимым в условиях сложной экономической ситуации, вызванной пандемией коронавируса, в сжатые сроки:
• перейти к субъектно-ориентированной практике построения системы рисков при ввозе товаров, исходя из истории компании, добросовестности исполнения ею налоговых и таможенных обязательств, возможности проверки в рамках пост-таможенного контроля и т.п.;
• обеспечить преобладающее применение контрактной стоимости сделок в качестве основы определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле, Таможенным Кодексом Союза и соответствующими решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии;
• перейти к открытому (прозрачному) механизму формирования индексов таможенной стоимости (ИТС) с предварительным информированием участников ВЭД об актуализированных данных и основаниях, повлекших изменения.
Просим поддержать наши предложения.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Нуркиной А.К.
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
В условиях пандемии коронавируса и новых экономических вызовов одной из наиболее значимых проблем многих государств, стало недопущение роста безработицы, создание постоянных рабочих мест, и поиск новых форм занятости.
Так, по оценкам Международной организации труда в 1 квартале 2020 года мировые потери фонда рабочего времени составили 5,4% или 185 млн рабочих мест, во 2 квартале 2020 года – 14% или 480 млн рабочих мест с 40 часовой рабочей неделей.
В целом из-за влияния пандемии уровень безработицы в стране увеличился с 4,8% в первом квартале текущего года до 5% во втором квартале. Численность безработных увеличилась на 2,6%, до 454 тыс. человек. Наблюдается уменьшение количества занятого населения почти во всех регионах страны.
Учитывая создавшуюся ситуацию, Правительством по поручению Главы государства были приняты срочные меры для поддержки населения и стабилизации экономики.
Так, на ряду с мерами социальной поддержки для смягчения негативных последствий пандемии, создания и сохранения рабочих мест по поручению Главы государства запущена антикризисная программа Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы. На ее реализацию выделен 1 трлн. тенге.
Дорожная карта занятости обеспечила многих казахстанцев работой и доходами, а также внесла существенный социально-экономический эффект. Она заложила условия для посткризисного периода через обновление инфраструктуры, которая в свою очередь дает импульс развитию основных отраслей экономики, таких как строительство, производство материалов и предоставление услуг, где, в том числе будут сохранены действующие рабочие места.
В рамках Дорожной карты планируется создать более 240 тысяч рабочих мест. По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, за этот период, программа обеспечила работой более 180 тысяч человек со средней заработной платой 130 тысяч тенге, с учетом членов семей участников программы доходами обеспечены около 700 тысяч человек.
Заказы получили 19 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса на сумму 370 млрд. тенге.
Благодаря дорожной карте занятости построено 683 новых объекта социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Так к примеру, в Восточно-Казахстанской области в селе Кокпекты началось строительство жилого дома.
После завершения строительства 164 человек из многодетных семей и социально-уязвимых слоев населения получат квартиры в новом доме.
В Костанайской области в селе Алтын дала начал реализовываться проект по обеспечению централизованной водой населения села. На реализацию данного проекта было трудоустроено 24 человека.
В Успенском районе Павлодарской области проводятся ремонтные работы в филиале КГУ "Шалдайский психоневрологический центр оказания специальных социальных услуг", который позволит увеличить на 20 койко-мест действующий центр. В рамках данной дорожной карты, было создано 13 постоянных рабочих мест.
И такие примеры можно назвать по каждому региону.
Безусловно, благодаря этой Программе, население смогло найти работу и поправить свое материальное положение.
В текущих условиях мы видим, что данная антикризисная Дорожная карта была своевременна.
Уважаемый Аскар Узакпаевич! Так как существуют прогнозы по второй "волне" COVID-19, и учитывая, что в случае ее повторения и принятия ограничительных мер, в поддержке могут нуждаться 2,2 млн. человек, уже сейчас необходимо принимать пакет оперативных и системных мер по содействию занятости и созданию рабочих мест.
Все это позволит принять меры по:
- поддержке предприятий, в наиболее пострадавших от влияния пандемии отраслях и предотвращение масштабного сокращения работников;
- оказать необходимую социальную поддержку и недопущение снижения доходов населения;
- сохранению и созданию рабочих мест за счет инфраструктурных проектов.
Учитывая изложенное, просим для создания рабочих мест и поддержания занятости, рассмотреть вопрос продолжения реализации программы Дорожная карта занятости в 2021 году, с включение в нее проектов, решающих наиболее острые инфраструктурные потребности регионов, с учетом мнения местного сообщества, а также обеспечить ее соответствующее финансирование.
О принимаемых мерах просим дать ответ в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.

Депутаты Мажилиса Парламента РК,
члены фракции партии "Nur Otan"
А. Нуркина
И. Аронова
З. Аманжолова
Д. Нурманбетова

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.,
Председателю Национального банка РК Досаеву Е.А.,
Председателю Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Абылкасымовой М.Е.

Последние месяцы обществом и нашими коллегами в Мажилисе поднимается вопрос о проведении кредитной амнистии. Эта инициатива безусловно заслуживает внимания, с учетом массового характера обнищания населения и разорения малого и среднего бизнеса в результате 7-месячного простоя в ходе пандемии.
Только по данным Всемирного банка, в текущем году количество казахстанцев, выживающих за чертой бедности, увеличилось в полтора раза, на 800 тысяч человек и превысив 2 млн. 300 тысяч. Получается, каждый восьмой гражданин в нашей стране - живет на грани нищеты. Это страшные и недопустимые цифры для нефтедобывающего государства. Поэтому требования разорившихся людей о кредитной амнистии обоснованы и понятны.
Но эти требования не решают истинных причин обнищания граждан и попадания их в бесконечную долговую яму, без устранения которых вопрос об амнистии будет всплывать снова и снова каждый год.
Напомним, что в прошлом году уже были списаны банковские долги малоимущим на сумму порядка 106 млрд тенге, но сегодня проблема только обострилась, потому что не устранены ее источники.
А таких источника два: во-первых, неадекватно высокие проценты банков, которые искусственно подогревают Нацбанк и Агентство финансового рынка, не снижая базовую ставку НБ и открыто требуя от государства поддерживать кредиты по 20% (https://primeminister.kz/ru/news/v-postradavshih-sektorah-ekonomiki-budet-obespecheno-gossubsidirovanie-procentnyh-stavok-po-vsem-deystvuyushchim-kreditam-msb-284519).
Вторая причина – упорное нежелание Минфина принять закон о банкротстве физических лиц, который позволил бы неплатежеспособным семьям защититься от кредиторов, сохранить крышу над головой и социальные гарантии.
Напомним, что депутаты фракции "Ак жол" с 2013 года поднимают перед Правительством вопрос о необходимости принятия закона о банкротстве физических лиц, по примеру развитых стран. И ежегодно получаем отказы, со ссылкой на разные обстоятельства.
Так, в 2013 году Министерство финансов заявляло, что "такой механизм возможен только при введении в стране всеобщего декларирования доходов, которое планируется на 2016-2017 годы.".
В 2014 году, Правительство отвечало, что "в текущем году планируется разработка Концепции проекта закона по вопросам внедрения института банкротства физических лиц.".
Через пару месяцев начнется 2021 год, всеобщее декларирование до сих пор в разработке, но ни обещанной Концепции, ни самого Закона мы так и не увидели. А люди разоряются и вынуждены просить о защите от банков.
В 2015 году, после безрезультатной переписки, фракцией ДПК "Ак жол" был разработан свой проект закона "О банкротстве физических лиц", но Правительство его отклонило под предлогом, что Минфином уже готовится другой "закон, предусматривающий аналогичные меры в отношении физических лиц, находится у них в разработке".
В 2019 году, на нашу очередную попытку достучаться о проблеме, Правительство ответило, что "разработан проект Закона "О восстановлении платежеспособности граждан РК" .
Но и он так и не поступил в Парламент.
В этой связи, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит:
1) Срочно принять меры по снижению предельных ставок процентов ВСЕХ ипотечных, потребительских кредитов и кредитов для МСБ до разумного уровня (7-8%), не обрекающего граждан на нищету и разорение. В том числе – путем ограничения доходности по нотам Нацбанка, о чем сказал президент К.Токаев в недавнем Послании.
2) В срочном порядке разработать и внести законопроект "О банкротстве физических лиц".
В противном случае требования о кредитной амнистии станут регулярными, что подорвет финансовую систему и подтолкнет не платить кредиты даже тех граждан, которые до сих пор старались выполнять свои обязательства перед банками.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Пшембаева М.К.
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
В Послании Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2020 года Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" в целях увеличения объемов производства в обрабатывающей промышленности в 1,5 раза за пять лет поручено до конца года подготовить конкретные предложения по увеличению казахстанского содержания.
Ключевую роль в этом вопросе играют закупки недропользователей, так как их общий годовой объем за 2019 год составил 8,2 трлн. тенге, из них по закупкам недропользователей углеводородного сырья порядка 7 трлн. тенге, твердых полезных ископаемых 1,2 трлн. тенге.
По информации уполномоченных органов, доля местного содержания в товарах в среднем находится в районе 10-12%.
Одним из актуальных вопросов на сегодня является отмена с 1 января 2021 года преференций для казахстанских производителей в закупках недропользователей в рамках исполнения международных обязательств. Будут ограничены требования местного содержания в товарах до 0%, в работах и услугах не более 50%, в кадрах не более 50%. Для отечественных производителей будет исключена норма по предоставлению 20% условной скидки при проведении тендеров, права закупа товаров из одного источника у казахстанских производителей и возможность требования заказчиками обязательной доли местного содержания.
Все это происходит на фоне снижения доли местного содержания с момента присоединения Казахстана к ВТО в 2015 году. За период 2014 – 2019 годы данный показатель снизился на 12% - с 63% до 51%.
Развитые страны в нынешних условиях наращивают поддержку своих производителей. К примеру, в США установлены требования о местном содержании в государственных закупках товаров, работ и услуг не менее 75%, а также в закупках товаров отрасли металлообработки не менее 95%.
В России местным производителям предоставляется условная скидка в 15% при осуществлении закупок.
Такое положение приведет к неравным конкурентным условиям для казахстанского бизнеса.
Под угрозой вытеснения с внутреннего рынка находятся десятки тысяч казахстанских компаний.
В условиях посткризисного восстановления экономики и усиливающегося протекционизма просим Правительство рассмотреть вопрос сохранения действующих мер, а также предусмотреть альтернативные механизмы поддержки отечественных производителей.
О принятых мерах и внедряемых предложениях прошу проинформировать в сроки, установленные законодательством.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Nur Otan"
М. Пшембаев
Н. Сабильянов
А. Базарбаев
Ш. Утемисов

Депутат фракции "Ак жол"
А. Перуашев

---

Депутатский запрос Сыздыкова Т.И.
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Главный итог первого этапа нашего развития - это состоявшееся, независимое, суверенное государство Казахстан с достойным местом в мировом сообществе.
Основная задача нового этапа – создание экономики, работающей на благосостояние граждан, изложена в Послании народу Президента страны Касым-Жомарт Кемеловича Токаева.
Важной составляющей этого процесса станет Национальный проект по развитию АПК на пятилетку, призванный кардинально изменить подходы к решению вопросов продовольственного обеспечения граждан и повышения экспортного потенциала отечественной сельскохоз продукции.
Фракция "Народные коммунисты" считает, что при работе над пятилетним планом необходимо учесть ошибки и просчеты, присущие многим ныне существующим программам развития, обеспечить "…главенство результата над процессом". С этой целью вносим ряд предложений, отражающих мнение сельских жителей.
Во-первых, принципиально важно признать ошибочность ориентира сельского хозяйства только на крупные земледельческие агроформирования. Они не оправдали льготы и баснословное финансовое вливания государства, не решили задачу производства сельхоз продукции в объеме и качестве необходимом для населения и экспорта, стали препятствием на пути развития малого и среднего бизнеса на селе, дистанцировались от жизненных проблем сельчан и населенных пунктов, тем самым спровоцировали люмпинизацию и отток населения из сел, пополнивших социальную базу протестного движения в городах.
Государство вправе предъявить серьезный спрос к этим субъектам, а также к банкам, связанным с ними залоговыми обязательствами, в виде неустоек и штрафов, за варварское отношение к земельным угодьям, деградацию их, исключение сотен тысяч гектаров пашен и пастбищ из оборота, изъять и передать земли сельчанам для развития крестьянских хозяйств, сельских кооперативов, как требует Глава государства.
Во-вторых, профильному Министерству необходимо определиться с формами и методами кооперирования на селе. "Якорная" кооперация, на наш взгляд, не отвечает целям движения, противоречит рыночному принципу свободы выбора в конкурентной среде, является очередной попыткой сохранения привилегий для крупного бизнеса, вассализации сельского населения. Проверенная мировая практика - это движение от массового развития индивидуального предпринимательства, к добровольному объединению их на основе общности интересов. За основу, можно было бы взять пилотный проект жамбылцев.
В-третьих, в условиях ожидания новой волны коронавируса и иных возможных чрезвычайных ситуаций, учитывая цикличность капиталистической экономики, высокую нашу зависимость от импорта, блокировку карантином движения товаров и услуг, как между государствами, так и внутри страны, необходимо вернуться к Закону "О мобилизационной подготовке и мобилизации…", в части выработки механизма формирования государственного резерва, в первую очередь, продуктов питания. В сегодняшней ситуации – это надо рассматривать как упреждение возможных голодных бунтов. Наши предложения по этому вопросу, к сожалению, было отвергнуты правительством, своим заключением, летом этого года.
В-четвертых, признать низко эффективными и не соответствующими принципам рыночной экономики, используемые ныне методы решения ценовых проблем на основные продукты путем директив сверху, которые, как правило, завершаются новым всплеском цен, сводя к минимуму постоянную заботу государства о гражданах. Только реанимация отечественного сельского хозяйства, интенсивное развитие производства собственной сельхоз продукции и повышения ее конкурентоспособности может решить поставленную задачу.
В-пятых, признать, что авральный перевод всех сельских подворий в категорию МСБ улучшил статистику, и только. самозанятые, точнее самовыживающие, в одночасье став предпринимателями, не ощутили качественных изменений в жизни.
Они могут и должны стать реальными объектами МСБ лишь при принятии эффективных мер государственной поддержки: предоставления пастбищ, субсидий, льготных кредитов банков и, обязательного интереса к реализации, производимой ими продукции. Это путь и к выполнению поручения Главы государства о доведении занятых в МСБ до 4 млн человек, в том числе путем закрепления и возвращения молодежи в село, увеличению доли ВВП до 35% за пятилетку.
В-шестых, вернуться к решению проблем дачных кооперативов. Наши неоднократные обращения о принятии Закона "О дачных кооперативах", к сожалению, не находят поддержки в Правительстве.
Дачи следует рассматривать как школу приобщения к сельскому труду молодежи, реальной конкуренцией завозной продукции и по цене, и по качеству, формой самообеспечения качественными продуктами земледелия большого числа людей, что очень важно в ожидании второй волны короновируса.
В-седьмых, отсутствие собственной продукции не мотивирует появление плодоовощных баз. В столице лишь один объект отвечает требованиям времени. Остальные ангары, построенные на средства бюджета, а затем переданные в частные руки, не приспособлены для хранения продукции от урожая до урожая, не могут влиять на цены и обеспечение продукцией в зимне-весенний период.
Подготовка национального проекта уже вызвал большой интерес в обществе. Уверенны, что от партий, неправительственных организаций, ученых, практиков поступит немало дельных предложений, которые помогут выработать новую концепцию развития агропромышленного комплекса с учетом интересов всех слоев населения и интересов страны.
Просим рассмотреть и представить ответ в письменном виде и в сроки, определенные законодательством.

Члены фракции "Народные коммунисты":
Сыздыков Т. И.
Ахметбеков Ж. А.
Баймаханова Г. А.
Конуров А. О.
Косарев В. Б.
Магеррамов М. М.
Смирнова И. А.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.10.2020
Сенат одобрил уточнение республиканского бюджета 30.10.2020
Премьер-Министр РК А. Мамин принял министра иностранных дел Кыргызстана Р. Казакбаева 30.10.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года №701 30.10.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года №702 30.10.2020
Государственный секретарь провел заседание Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания 30.10.2020
29 октября состоялось заседание Центральной избирательной комиссии 30.10.2020
Запрос депутатов Мажилиса о продолжении реализации "Дорожной карты занятости" на 2020-2021 годы 30.10.2020
Е. Тугжанов ознакомился с готовностью Актюбинской и Западно-Казахстанской областей к возможной волне коронавируса 30.10.2020
Запрос депутатов Мажилиса о ремонте оросительных каналов и водохранилищ Уйгурского района Алматинской области 30.10.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz