NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 09:57 ast
07:57 msk

Навстречу выборам: зачем "Нур Отану" нужны реформы
Д.Ашимбаев: Партия уже третьи выборы подряд получает квалифицированное большинство в Мажилисе, однако ее имидж стал становиться все более проблемным. Население, нужно сказать, в массе не видит различия между партией в целом и министрами и акимами, входящими в ее ряды, а в случае с последними - еще и возглавляющими ее филиалы на местах
08.10.2020 / политика и общество

zakon.kz, 7 октября

Политолог Данияр Ашимбаев рассуждает на тему о истоках праймериз в Nur Otan и к чему они приведут, передает zakon.kz.
История партийного строительства в Казахстане достаточно обширна, в том числе и по линии конструирования правящей партии. Как известно, осенью 1991 года Коммунистическая партия Казахстана была преобразована в Социалистическую партию, которая еще несколько лет была одной из крупнейших политических сил страны, но менее чем через 5 лет практически прекратила свое существование.
Менее известно, что перед организационным съездом рассматривался вопрос о том, что лидером СПК станет президент Назарбаев, только что сложивший полномочия первого секретаря ЦК КПК и члена Политбюро ЦК КПСС.
Тогда первый президент принял очень взвешенное решение отказаться от партийного статуса и стать надпартийным лидером. Это соображение отображало реальный общественный запрос начала 90-х и кроме того было основано на другом важном аспекте. КПСС была цементирующей силой советского общества, государства, экономики, и ее быстрый распад в последние годы перестройки поставил серьезный вопрос о заполнении вакуума власти. Назарбаев, заявивший в тот период идеологическую формулу "без правых и левых", противопоставил анархии сильную президентскую власть и обеспечил стабильность и согласие в республике.
Вместе с тем, рыхлость партийного поля в тогдашнем Верховном Совете, в целом лояльном президенту, привели к постоянным конфликтам по поводу экономических реформ. Возник, с одной стороны, запрос на политический центризм, а с другой - запрос на президентскую партию.
В 1993 г. возник СНЕК (Союз народного единства Казахстана), который считался как бы ответом на эти запросы, но Назарбаев предпочитал выдерживать определенную дистанцию. СНЕК быстро стал восприниматься "партией чиновников" и не смог обеспечить большинства на выборах 1994 года. В 1995 г. из СНЕКа-ПНЕКа вышла Демократическая партия, из последней в 1997 г. вышло Либеральное движение.
Но все эти проекты воспринимались как инструменты политической игры для противодействия набирающей силы оппозиции в лице "Азамата" и Компартии. В начале 1999 г. было принято решение о создании новой политической силы - партии "Отан", основу которой составили не прежние партии, а предвыборный штаб Нурсултана Назарбаева на президентских выборах. Это очень важный момент, на который редко обращают внимание. Сначала состоялся учредительный съезд новой партии, а потом - объединительный, на котором в ряды новой партии влились ПНЕК, ДПК, ЛДК и другие структуры.
Партия, нужно сказать, первые годы не доминировала в политическом пространстве, постепенно наращивая свой рейтинг: в 1999 г. она получила 30,9% на выборах, в 2004 г. - 60,6%, в 2007 г. - 88,4% (уже как "Нур Отан"), в 2012 г. - 80,9%, в 2016 г. - 82,2%.
В партийной истории, тесно связанной с новейшей историей страны, нужно отметить несколько моментов. "Главная партия" выполняла несколько функций. Во-первых, противодействие оппозиции и радикалам, а также новоявленным "союзникам" из числа различных олигархических структур. Во-вторых, являлась партийно-электоральным воплощением курса Нурсултана Назарбаева как главы государства. В-третьих, периодически брала на себя роль не "партии власти", а "правящей партии", осуществляя работу по повышению качества исполнительной власти. Кроме того, после скандальных выборов 2003 г. (в маслихаты) и 2004 г. (в Мажилис), когда конкуренция в одномандатных округах развернулась не столько между властью и оппозицией, сколько среди представителей региональных элит с использованием всевозможных "грязных" технологий (черный пиар, скупка голосов и т.д.), партия взяла на себя роль фильтра, который стал отсеивать "левых кандидатов".
Партия уже третьи выборы подряд получает квалифицированное большинство в Мажилисе, однако ее имидж стал становиться все более проблемным. Население, нужно сказать, в массе не видит различия между партией в целом и министрами и акимами, входящими в ее ряды, а в случае с последними - еще и возглавляющими ее филиалы на местах. С другой стороны, подобная грань, разделяющая ответственность в определенном смысле и не нужна. Вместе с тем, региональные власти, генерирующие проблемы, негативно влияющие на рейтинг партии, проявляют нездоровую заинтересованность в максимизации электоральных результатов, выдавая последние за политическую оценку своей работы и продвигая нужных кандидатов в депутаты на местном и центральном уровнях.
Пикантность ситуации добавила и прошлогодняя смена власти, при которой руководство партией осталось за первым президентом, а власть в стране перешла к новому главе государства. Тот факт, что избирательную кампанию Токаева вела партия "Нур Отан", для многих наблюдателей ситуацию не изменил. Но - для избирателей партия и власть представляют собой тождественные понятия.
На власти лежит ответственность за социально-экономические проблемы, за коррупционные правонарушения, за злоупотребления в ходе карантинных мероприятий. Снижение курса тенге давно не связывается с макроэкономической конъюнктурой и колебаниями цен на нефть на мировых биржах. Избиратель твердо убежден - "власть что-то мутит". Свыше 6 млн. человек обратилось за пособием по потере работы или дохода весной этого года. С членами семей - это больше половины населения страны. Кыргызский опыт - хороший пример того, как население реагирует на обнищание и слабую власть. Опыт Беларуси - пример того, что накачанная извне, аполитичная доселе молодежь может неделями ходить на акции протеста. Далеко ходить за примерами не нужно: голосование за Косанова - яркое проявление протестного голосования. Понятно, что в этой ситуации выдвижение списка "Нур Отана" в традиционном исполнении на выборах - это политическое самоубийство власти.
Нурсултан Назарбаев и его новый заместитель по партии Бауыржан Байбек в этих условиях нашли единственное возможное решение - "перезагрузка" партии. Партия провела чистку рядов, а затем представила проект открытых праймериз, в ходе которых ряды партии пополнили тысячи общественных активистов и молодежи. Партия выработала механизм достаточно демократичного голосования, минимизирующий нарушения и использование административного ресурса. Были проведены дебаты, в ходе которых и кандидаты, и партия получили хороший опыт. Органы партийного контроля жестко пресекали нарушения - многие были сняты с праймериз или получили партийные взыскания. Эту часть кампании партийная команда сыграла очень качественно.
Естественно, "противная сторона" в лице акиматов тоже приняла участие в праймериз, будучи кровно заинтересованной в лояльном себе депутатском корпусе. Многие активисты не приняли в учет то обстоятельство, что основой партии являются первичные парторганизации, базирующиеся на трудовых коллективах, и провели кампанию преимущественно в социальных сетях, "промахнувшись" мимо целевой аудитории.
Региональные власти использовали накопленный опыт, традицию и свои ресурсы, чтобы провести своих кандидатов. С другой стороны, нужно понимать, что те же акимы в качестве кандидатов в депутаты не есть зло. Опытные руководители, хорошо знающие местные проблемы, для парламента - только плюс. Новейшая история знает немало примеров, когда бывшие чиновники в стенах парламентах становились яркими оппонентами власти. Главное - в дозированности этой категории и в том, чтобы желание иметь верный и молчаливый маслихат, не переходило в фанатизм.
Главная проблема местных органов власти в том, что, обеспечивая себе лояльных депутатов, они совсем утратили связь с реальностью, уверовали в свою непогрешимость. Линия на открытые праймериз во многом должна была решить эту проблему. Особенность депутатского корпуса в том, что даже относительно небольшая доля независимых депутатов (независимо от партийной принадлежности) сильно влияет на мнение инертного в основе своей большинства.
Сама идея праймериз в Казахстане, надо признать, не нова. Году в 2001-м открытые выборы лидера проводились Гражданской партией. Сам "Нур Отан" периодически использовал этот механизм для отбора кандидатов по одномандатным округам на местных выборах. Но по массовости, транспарентности и идеологии кампания 2020 года стала беспрецедентной.
Нужно отметить, что партии удалось перехватить политическую инициативу и обеспечить серьезное обновление партийного актива. Даже прежним депутатам маслихатов, которых не было слышно с момента прошлых выборов, пришлось - иногда впервые в жизни - пройти через дебаты и голосование. С точки зрения политической логики задачи, стоящие перед партией, были вполне успешно реализованы. Теперь очередь за всенародными выборами, которые должны пройти в январе будущего года.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.10.2020
Сенат одобрил уточнение республиканского бюджета 30.10.2020
Премьер-Министр РК А. Мамин принял министра иностранных дел Кыргызстана Р. Казакбаева 30.10.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года №701 30.10.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года №702 30.10.2020
Государственный секретарь провел заседание Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания 30.10.2020
29 октября состоялось заседание Центральной избирательной комиссии 30.10.2020
Запрос депутатов Мажилиса о продолжении реализации "Дорожной карты занятости" на 2020-2021 годы 30.10.2020
Е. Тугжанов ознакомился с готовностью Актюбинской и Западно-Казахстанской областей к возможной волне коронавируса 30.10.2020
Запрос депутатов Мажилиса о ремонте оросительных каналов и водохранилищ Уйгурского района Алматинской области 30.10.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz