Пресс-служба Счетного комитета, 13 октября
13 октября 2020 года состоялось очередное заседание Счетного комитета, где были подведены итоги государственного аудита эффективности реализации государственной программы жилищного строительства "Нұрлы жер" на 2017-2021 годы. На заседании приняли участие представители министерств индустрии и инфраструктурного развития, сельского хозяйства, акиматов Акмолинской, Актюбинской и Жамбылской областей, а также АО "ИО "КИК". Государством достигнуты значительные успехи в области жилищного строительства, значительный вклад, в которые внесла госпрограмма "Нұрлы жер", целью которой является повышение доступности жилья широким слоям населения, путем строительства арендного и кредитного жилья, развития индивидуального жилищного строительства, а также стимулирования строительства жилья частными застройщиками. При этом, отмечается регулярное внесение изменений в программы жилищного строительства, связанные с корректировкой отдельных показателей результатов, позволяющих декларировать об их выполнении, либо перевыполнении. Вызывает нарекания практика раннего завершения программ, не дожидаясь официального срока их завершения. Программой не предусмотрены решения глубинных вопросов, тормозящих развитие жилищного строительства, такие как сдерживание цен на жилье, расширение производства стройматериалов, повышение платежеспособности населения и другие. Показатели результатов Программы также направлены на наращивание жилищного фонда за счет строительства жилых домов, но без привязки к показателям, характеризующим эффект от строительства, в виде снижения количества нуждающихся в жилье. Действующий механизм индивидуального жилищного строительства не способствует снижению количества нуждающихся в нем. За аудируемый период выделено свыше 200 млрд. тенге на подведение инфраструктуры к земельным участкам. Однако в данном направлении количество очередников на получение своих соток только увеличивается и достигло 1,5 млн.человек. Отмечается формальный подход к реализации антикризисных мероприятий. Целью выделения средств являлось поддержание строительной отрасли, создание рабочих мест, а также предоставление льготных кредитов. Фактически, указанные мероприятия были сведены к дополнительному финансированию уже новой программы "Нұрлы жер", принятой в декабре 2019 года. Однако, показатели по количеству рабочих мест, количеству льготных займов, позволившие бы проводить мониторинг эффективности антикризисных средств, не были предусмотрены в ее составе. Более того, понимая, что темпы ввода строящегося жилья не удовлетворяют текущий спрос, возможность получения льготных кредитов по программе "5-10-20" предоставлена очередникам, зачастую не имеющим возможности внесения первоначального взноса по кредитам. Отмечается системная непроработанность вопросов взаимодействия местных исполнительных органов, при распределении жилья, построенного в рамках Программы. Результаты аудита, проведенного в Акмолинской, Актюбинской и Жамбылской областях, свидетельствуют о наличии недостатков и проблем, оказавших негативное влияние на реализацию Госпрограммы. В частности: не соблюдаются базовые подходы к планированию средств, внезависимости от объема освоенных средств. По – прежнему сохраняется практика недостижения показателей бюджетных программ, не соблюдаются нормативные сроки строительства, не обеспечивается качество строительных работ. По итогам заседания Счетным комитетом даны рекомендации Правительству, министерствам индустрии и инфраструктурного развития и сельского хозяйства закрепить в документах системы государственного планирования показателей результатов, достижение которых предполагается за счет освоения средств, выделенных на антикризисные мероприятия. Совершенствовать механизм взаимодействия местных исполнительных органов в области строительной деятельности и жилищных отношений, а также внести изменения в ряд нормативно правовых актов. Объектам аудита даны поручения по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства. В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений направлено 10 материалов. |