21 октября 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана "Ак жол"
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета традиционно занимают налоговые поступления (95,8%). При этом в 2021г. 42% прироста по КПН предполагается получить за счет улучшения налогового администрирования и уточнения расчетов по факту 6 месяцев в 2020г., 59,5% процентов прироста НДС на произведенные товары, работы и услуги на территории республики – за счет уменьшения сумм возврата НДС, улучшения налогового администрирования и уточнения расчетов. По НДС на импортируемые товары на территорию РК только 30% прироста будет обусловлено увеличением объемов импорта, а львиную долю предполагается получить за счет улучшения налогового администрирования и роста курса тенге к доллару США. Все эти цифры свидетельствуют, что основной потенциал роста основывается преимущественно на административных факторах, которые, в свою очередь, могут создать существенные риски для нормальной деятельности предприятий и замедлить процессы восстановления экономики. По целому ряду государственных программ проект республиканского бюджета продолжает демонстрировать отсутствие конечной ориентированности на пополнение доходной части бюджета. Так, несмотря на многомиллиардные затраты на финансирование мероприятий в рамках госпрограммы инфраструктурного развития "Нурлы жол" ими до сегодняшнего дня не обеспечено какой-либо адекватной экономической отдачи. Более того, ввиду отсутствия финансово окупаемой модели деятельности АО "НК "КазАвтожол" и наличия права привлечения неправительственных займов под правительственные гарантии в плановом периоде прогнозируется погашение и обслуживание долга компании в объеме 162 млрд.тг. за счет средств госбюджета. На наш взгяд, также является недопустимым финансирование за счет целевого трансферта из Нацфонда мероприятий АО "Национальная компания QazExpoCongress" в размере 3 млрд.тг., поскольку целью является использование объектов компании для проведения международных встреч и создание условий для появления якорных арендаторов. Особое место в восстановлении экономического роста сегодня отводится программам ДКБ и ЭПВ. По состоянию на 4 сентября в рамках программы "Экономика простых вещей" банками выдано 604 займа на сумму 315,7 млрд тенге. по Программе льготного кредитования субъектов МСБ, пострадавших от введения чрезвычайного положения удовлетворено 2,5 тыс. заявок на 353,1 млрд тенге. Но в целом это пока обеспечивает участие в программах только около 2% активно действующих предприятий МСП. В указанные программы в текущем году внесен целый ряд весьма позитивных и своевременных изменений. Однако, в целом не было реализовано концептуальное переформатирование подходов к отбору инвестиционных проектов и самого процесса администрирования с учетом современных вызовов, обусловленных COVID-19. А это новые технологии, цифровизация и онлайн-платформы. Именно они сыграют решающую роль в создании новой архитектуры посткоронавирусной экономики. К сожалению, эти тенденции не нашли должного отражения в построении системы индикаторов программ поддержки предпринимательства в рамках рассматриваемого бюджета. В целом, принимая во внимание, что рассматриваемый проект республиканского бюджета на 2021-2023 годы отвечает задачам стабилизации социально-экономической ситуации в стране с последующей ориентацией на восстановление экономического роста, фракция "Ак жол" считает возможным поддержать данный законопроект с учетом высказанных замечаний.
---
Выступление Д.Еспаевой по законопроекту "О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2021-2023 гг." на пленарном заседании Мажилиса 21 октября 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана "Ак жол"
Рассматриваемый законопроект направлен на обеспечение стабильности государственных доходов, расходов и сбалансированности бюджета. В текущем году активы Нацфонда снизились до 26,6 трлн.тенге и приблизились к своему пороговому значению – 30% от прогнозного значения ВВП (по прогнозу на 2021 год ВВП составит 76,7 трлн. тг). Вместе с тем, следует отметить, что прогноз поступлений прямых налогов от предприятий нефтяного сектора в Нацфонд в 2021 и 2022 годах должен составить по 1,9 трлн.тенге, в 2023 году – 2,2 трлн.тенге. Ежегодный инвестиционный доход от управления активами Фонда при индикативной среднегодовой доходности на уровне 3% прогнозируется в объеме порядка 681 млрд.тенге. В свою очередь, только гарантированные трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет составят в 2021 году 2,7 трлн.тенге, в 2022 году – 2,4 трлн.тенге и 2023 году – 2,2 трлн.тенге. Очевидно, что существует реальная угроза снижения объемов Нацфонда ниже порогового значения и, как следствие – возможность отказа от политики сбережения доходов от использования природных богатств для будущих поколений казахстанцев. Современные вызовы обозначили срочную необходимость принятия Правительством мер по кардинальному изменению данной ситуации. Со своей стороны, демократическая партия "Ак жол" считает обязательным ввести принцип жесткой регламентации расходования средств Национального фонда путем использования: – гарантированных трансфертов исключительно для исполнения социальных обязательств государства перед своими гражданами; – целевых трансфертов исключительно для финансирования проектов, обеспечивающих экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе с соответствующей системой мониторинга результатов их реализации в открытом доступе, а также ответственности должностных лиц. Учитывая, что гарантированный трансферт планируется направить на выплату солидарный и базовых государственных пенсий, фракция "Ак жол" считает возможным поддержать данный законопроект. |