NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 5.12.2020 09:13 ast
06:13 msk

Контроль или бесконтролье? Часть пятая. Акмола
Относительно недолгий период пребывания Нурлана Бекенова на председательской должности был для акмолинского ревкома наиболее спокойным с точки зрения отсутствия скандальных происшествий, некогда бывших чуть ли не визитной карточкой этой комиссии
29.10.2020 / политика и общество

Евгений Косенко, ИА TURAN PRESS, 28 октября

Ревизионная комиссия по Акмолинской области в данное время пребывает без председателя. Дело в том, что ее предыдущий глава Нурлан Бекенов, проработавший на этой должности два года, стал депутатом Сената. Кстати, относительно недолгий период пребывания Нурлана Бекенова на председательской должности был для акмолинского ревкома наиболее спокойным с точки зрения отсутствия скандальных происшествий, некогда бывших чуть ли не визитной карточкой этой комиссии.
Так, в 2018 году достаточно широкую огласку в областных и республиканских СМИ получил инцидент с "избиением и расцарапыванием" и.о. председателя ревизионной комиссии Динарой Алтаевой своей подчиненной – государственного аудитора Айбат Айткеновой. Как впоследствии рассказывала в суде потерпевшая Айткенова, поводом к "избиению и расцарапыванию" стало ее трудоустройство на вакантную должность в ревкоме по итогам открытого конкурса. Точнее, после победы в этом самом конкурсе тогдашний председатель комиссии Мереке Мустафин и член комиссии Динара Алтаева всеми силами старались "продинамить" победительницу и ей даже пришлось обратиться за помощью к акиму области, коим на тот момент был Кайрат Кожамжаров. После его вмешательства Айткенову на должность государственного аудитора все-таки взяли, однако, согласно данным в суде показаниям, постоянно чинили ей преграды, препоны, но зато не скупились в придирках. А после того, как Мереке Мустафин в середине 2018 года перевелся на должность акима Зерендинского района области, а его обязанности стала исполнять Динара Алтаева, дело и вовсе дошло до "избиения и расцарапывания" прямо на рабочем месте. Дальше, согласно сухому языку протокола: "Специализированный административный суд Кокшетау постановил признать Алтаеву виновной в совершении административного правонарушения по ст.73-1 ч.1 КоАП РК с наложением административного штрафа в размере 15 месячных расчетных показателей, но с учетом личности правонарушителя судом снижено данное наказание до 30 процентов, с наложением окончательного взыскания на сумму 25 253 тенге". Выплатив потерпевшей положенную сумму, Алтаева из комиссии ушла, взяв декретный отпуск…
Едва успел закончиться судебный процесс над и.о. председателя комиссии Динарой Алтаевой, как на скамье подсудимых оказался экс-председатель ревкома и новоиспеченный районный аким Мереке Мустафин. Едва успев освоиться в новой должности, бывший главный ревизор вместе с двумя заместителями попался на взятке в три миллиона тенге, а также двумя лошадьми и тремя головами КРС. В прошлом году суд приговорил Мустафина к трем годам лишения свободы. За решетку отправился и один из его заместителей, а второй отделался штрафом в четыре миллиона тенге.
Собственно, после всего этого даже как-то не удивляет, что при председателе Мустафине Акмолинский ревком только и успевал прощаться со своими сотрудниками, выводимыми в наручниках после осуществления ими очередных проверок (и соответственно – вымогательстве взяток). Причем, так уж совпало, что любимыми объектами у них становились детские сады различных районов. То руководитель одного из отделов комиссии И. Темирбаев требует взятку в размере 800 тысяч тенге "за не отражение выявленных нарушений в акте контроля при проверке детского сада", то главный специалист, контролер-ревизор А. Марклен отправляется в следственный изолятор за вымогательство 1 600 000 тенге у сотрудников уже других детских садов. Кстати, очередной гроза детсадиков А. Марклен в обмен на наказание, не связанное с лишением свободы, согласился впоследствии выплатить рекордный по размеру штраф в размере 56(!) миллионов тенге и расстаться с кое-каким неправедно нажитым имуществом, конфискованным в пользу государства.
В общем, вот в таких непростых условиях Акмолинский ревком был вынужден осуществлять свои контрольно-ревизионные функции вплоть до относительно недавнего времени.
Подтверждением этого может служить размещенный на официальном сайте комиссии отчет о работе, проделанной в 2019 году. В отличие от, например, уже знакомого нам ревкома по СКО с их позицией, что "основной задачей является не наказание, а профилактика", акмолинские коллеги явно упирают на крутость мер. Сразу оговариваясь, что по каким-то причинам экспертно-аналитическая работа в прошлом году ими не проводилась вовсе, авторы отчета зато победно выдают "на гора" мощную статистику наказаний.
"В правоохранительные органы направлен 41 материал государственного аудита" (там, правда, один материал был возвращен областной прокуратурой для приведения в соответствие, а еще один почему-то и вовсе был оставлен без рассмотрения Департаментом экономических расследований). "Возбуждено 186 административных дел" и даже один материал был направлен в Департамент полиции Акмолинской области (по нему был составлен протокол на 353,5 тысяч тенге), а еще два материала о выявленных нарушениях отправились в полицию города Нур-Султан (их судьба осталась неизвестной). "Ведется тесное сотрудничество с органами государственных доходов Акмолинской области" (куда было направлено девять материалов проверок и пока отклонены без рассмотрения лишь два) и с областным департаментом внутреннего государственного аудита. В их адрес ушло 47 материалов проверок. Семнадцать материалов вернулись по причине не усмотрения уполномоченным органом состава административного правонарушения, но один даже был перенаправлен для приобщения к уголовному делу в департамент Национального бюро по противодействию коррупции. По остальным, составляются протоколы.
Короче говоря, сразу видно, что с ревизионной комиссией периода 2019 года не забалуешь. Не то что годом раньше, когда ревкомовцы оказались даже не способными судебно защитить себя от недобросовестного поставщика в лице ТОО "Цифровые технологии", потому что, во-первых, забыли вовремя подать иск, а во-вторых, что-то намудрили непосредственно с закупом. В итоге, по решению суда истцы сами и оказались виноватыми: "Со стороны ГУ "Ревизионная комиссия по Акмолинской области" имеет место нарушение Закона РК "О государственных закупках", нарушения пресекательного срока обращения с исковым заявлением в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Указать на допущенные нарушения закона РК "О государственных закупках" со стороны ГУ "Ревизионная комиссия по Акмолинской области" и довести до сведения руководства Республиканского государственного учреждения "Департамент внутреннего государственного аудита по Костанайской области" для принятия мер, дисциплинарного характера в отношении виновных лиц и недопущения впредь подобных фактов..."
Ну да ладно, это уже дела прошлые, а из дел относительно свежих обратимся к отчету об исполнении областного бюджета за 2019 год.
Начнем с фрагментов общей статистики. Как и в случае с городом Жанаозен, где, как мы помним, по аналогичному документу Мангистауского ревкома внезапно произошел резкий всплеск обеднения населения, нечто подобное наблюдается и в Акмолинской области: "Уровень бедности в 2019 году выше 2018 года. Количество малообеспеченных граждан (квартальные данные) по состоянию на 1 января 2020 года составило 43 тысячи 607 человек (9 918 семей), что на 34 тысячи 79 человек больше декабря 2018 года (9 528 человек в 2 157 семьях)".
Что же до самого бюджета, то, как выясняется, хвалить областных финансистов разного уровня особо не за что: "Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров областного бюджета, при исполнении бюджета не выполнены отдельные его показатели, так по затратам не обеспечено полное освоение бюджетных средств на сумму 107 миллионов 776,2 тысяч тенге. Исполнение же затрат сопровождалось фактами нецелевого использования средств местными исполнительными органами в общей сумме 196 миллионов 141,6 тысяч тенге. Факты нецелевого использования средств повлекло к необеспечению формирования регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров, а также стабилизации цен на потребительском рынке по социально-значимым продовольственным товарам. В результате население области недополучило по низкой стоимости картофель в количестве 590 тонн, столовую морковь в количестве 146,74 тонн, шлифованный рис в количестве 62 тонн, масло подсолнечное в количестве 73 тонн".
При этом наблюдается "отсутствие у исполнительных органов видения о фактической потребности в денежных ресурсах на конкретный плановый период, приводит к недофинансированию одних мероприятий наряду с распределением средств на другие мероприятия сверх потребности" и "отмечается слабая работа местного исполнительного органа по управлению имущества в виду наличия не используемых активов государства".
Ну и уже, наверное, по недоброй традиции, выясняется, что, как и во многих других регионах страны, в Акмолинской области есть собственная хроническая головная боль в виде социально-предпринимательской корпорации, которая здесь называется "Есиль". Согласно документу, по состоянию на прошлый год СПК настолько погрязла в различных долгах, что любые выделяемые из бюджета и поступающие на ее счет средства (на вполне конкретные цели, естественно) мгновенно "сдергиваются" в пользу кредиторов: "В нарушение требований статьи 105 Бюджетного кодекса бюджетные инвестиций в сумме 530 миллионов тенге, предусмотренные областным бюджетом согласно финансово-экономических обоснований на увеличение уставного капитала АО "НК "СПК Есиль", фактически использованы на цели, не предусмотренные в рамках данных бюджетных инвестиций и израсходованы на погашение задолженности АО "НК "СПК Есиль" перед АО НК "Продкорпорация" и ТОО "TAU PROJEKT" согласно инкассового распоряжения".
Долги компании сформированы причем от участия во всевозможных государственных проектах, как гарантирование кредитов СХТП перед АО "Продкорпорация". Сама схема, выстроенная в недрах Минсельхоза, вызывает вопрос, когда две компании квазигоссектора выступают друг-перед другом гарантом за кредиты аграриев. В такой ситуации, даже в условиях нерискованного земледелия, неизбежно будут возникать просрочки, пени и штрафы. Фактически же получается, что за долги аграриев в выданных им кредитах из республиканского бюджета, отвечает всегда СПК, т.е. фактически местный бюджет. Гениальная по беспроигрышности для РБ схема, которая стабильно садит региональные СПК в беспросветную долговую яму. Только в текущем году СПК "Есиль" по данной программе прогарантировал перед АО Продкорпорация более чем на 7 млрд. тенге. Год получился сложным, предвидятся новые долги?
При рассмотрении финансово-экономических обоснований уполномоченными органами не проводится мониторинг наличия задолженностей АО "НК "СПК "Есиль" перед другими лицами, а также не учитываются возможные риски неисполнения мероприятий по направляемым бюджетным инвестициям. В свою очередь, должностными лицами АО "НК "СПК Есиль", заблаговременно знающими о наличие задолженностей, а также отсутствии возможностей погашения их за счет собственных средств, предоставляются финансово-экономические обоснования без наличия реальности достижения бюджетных инвестиций. В результате, бюджетные программы исполняются неэффективно, а бюджетные средства используются не по целевому назначению. Также ставится под сомнение дальнейшая реализация вышеуказанных проектов, так как у АО "НК "СПК Есиль" отсутствуют дополнительные резервы денежных средств".
После впечатляющей по размеру "черной дыры" в виде СПК "Есиль" немалая часть других выявленных нарушений и проблем выглядят уже не столь эффектно. В частности, в управлении внутренней политики не освоили 2 миллиона 297,3 тысяч тенге (из которых 750 тысяч тенге не освоились из-за отсутствия поставки товаров по программе, предусмотренной на содержание аппарата управления, а 900 тысяч тенге – отсутствие поставки шести единиц компьютеров поставщиком для КГУ "Центр анализа и развития межконфессиональных отношений"). Остальная сумма сложилась в результате экономии средств по фонду оплаты труда. В общем, ни комфортных условий работы у аппаратчиков, ни оргтехники у аналитиков, да еще и на оплате труда сэкономили. Хорошо, что хоть с коварной СПК "Есиль" в отношения не вступили…
Примерно также выглядит картина и по многим другим подразделениям органов местного управления и подотчетных бюджетных организаций. Вроде и нарушают по мелочам, но в целом все удовлетворительно.
Как уже говорилось выше, в настоящее время работа Акмолинского ревкома осуществляется без утвержденного, штатного председателя. Его обязанности пока исполняет член комиссии Ермек Аубакиров, и, судя по новостному разделу сайта (обновляемому примерно раз в неделю), старается держать ревком в тонусе. Регулярно проводятся аппаратные совещания, изучаются постановления и нормативные документы Счетного комитета и что особо интересно - проводится техучеба перед выходом ревизоров на очередной объект. А в качестве еще одного обнадеживающего нюанса можно отметить появившейся на портале анонс-заверение: "В целях обеспечения открытости и гласности, на нашем сайте постоянно будет размещаться самая свежая информация о проведенных контрольных мероприятиях". Так это, или нет, попробуем проверить через некоторое время…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.10.2020
Сенат одобрил уточнение республиканского бюджета 30.10.2020
Премьер-Министр РК А. Мамин принял министра иностранных дел Кыргызстана Р. Казакбаева 30.10.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года №701 30.10.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года №702 30.10.2020
Государственный секретарь провел заседание Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания 30.10.2020
29 октября состоялось заседание Центральной избирательной комиссии 30.10.2020
Запрос депутатов Мажилиса о продолжении реализации "Дорожной карты занятости" на 2020-2021 годы 30.10.2020
Е. Тугжанов ознакомился с готовностью Актюбинской и Западно-Казахстанской областей к возможной волне коронавируса 30.10.2020
Запрос депутатов Мажилиса о ремонте оросительных каналов и водохранилищ Уйгурского района Алматинской области 30.10.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
05.12.20 Суббота
83. ЖАРАСОВ Шакен
82. ОСПАНОВ Билис
79. МИРЗАБЕКОВ Оразбек
78. АЙЖУЛОВ Турсун
77. АЙТМУХАМБЕТОВ Абай
77. ДАУЕНОВ Михаил
76. ДАИРОВ Манарбек
75. ВЕСНИН Виктор
75. КАДЫРЖАНОВ Кайрат
72. ЖАНАКОВ Бауыржан
71. ТУРЛЫБЕКОВ Ерлан
69. КАНАФИН Арсен
66. САПАРБАЕВ Абдижапар
65. ДЮСЕНОВ Боран
65. УКЫБАСОВА Талшын
...>>>
06.12.20 Воскресенье
82. ИЛЬЯШЕНКО Юрий
73. КУСАИНОВ Хаслан
72. ФАЗЫЛОВ Сайран
67. НАКИСПЕКОВ Адамгали
66. МУХАМБЕТКАЛИЕВ Нуржан
65. АХМАДИЕВ Копен
64. КАСЕНОВ Султан
60. АМАНГАЛИЕВ Серик
59. БОГАЧЕВ Игорь
57. АБДРАСУЛОВ Нурлан
53. КУРМАНАЛИЕВ Канат
51. ЕРЖАНОВ Ануар
51. УТЕБАЕВА Зере
50. МУКАИ Ерлан
50. ТИЕСОВ Данияр
...>>>
07.12.20 Понедельник
79. ЖУРИНОВ Мурат
78. ЦХАЙ Борис
71. КИИНОВ Ляззат
68. СУНТАЕВ Тлеген
68. СУХОТИН Александр
62. НАЖИМЕДЕНОВА Айкен
62. ОТАРБАЕВ Шаймурат
60. ТОКСАНОВА Айгуль
54. ДУДИН Иван
52. ТАБАНОВ Эльдар
49. ЖУСУПОВ Эрик
49. МАГЕРРАМОВ Магеррам
43. ДЖАКУПОВ Аслан
43. ЖУНУСОВА Асель
34. ИСАТАЕВ Рустам
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz