Пресс-служба Счетного комитета, 30 октября
На очередном заседании Счетного комитета подведены итоги государственного аудита эффективности планирования и использования трансфертов общего характера (ТОХ) и целевых трансфертов, передаваемых из республиканского бюджета в областные, а также средств на антикризисные меры. В мероприятии приняли участие представители министерств национальной экономики, финансов, образования и науки, индустрии и инфраструктурного развития, энергетики, труда и социального защиты, экологии, геологии и природных ресурсов, акиматов областей (города республиканского значения, столицы), а также Ревизионных комиссий областей (города республиканского значения, столицы). Действующая модель перераспределения доходов позволяет избежать значительной дифференциации налогового потенциала и снизить волатильность собственных доходов (доходной части) местных бюджетов. Бюджетные субвенции дают возможность регионам-получателям предоставлять жителям услуги, сопоставимые по качеству с теми, которыми пользуются жители других, более благополучных регионов. То, насколько эта возможность реализуется, зависит от политики, проводимой местными исполнительными органами. Положительной стороной данного подхода является относительная предсказуемость объемов трансфертов общего характера при планировании местных бюджетов, утвержденных на три года. ТОХ направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления гарантированных государством услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленными за каждым уровнем бюджета. Однако на данном этапе совершенствования межбюджетных отношений высокий уровень централизации финансов оправдан низкой финансовой дисциплиной регионов.
Планирование и использование трансфертов общего характера По результатам аудита установлены многочисленные недостатки в действующей методике расчета ТОХ. Уполномоченным органом, определяющим объемы и методику расчета ТОХ, является Министерство национальной экономики РК (МНЭ). По оценке Счетного комитета, занижение прогнозирования по ИПН и соцналогу на 2017-2019 годы составляет 281,7 млрд. тенге, на 2020-2022 годы по соцналогу на 189,6 млрд. тенге (2020 год – 41,6 млрд. тенге), по остальным налогам и платежам на 2017-2019 годы на 436,4 млрд. тенге, на 2020 год на 194,0 млрд. тенге. В итоге допущенные недостатки и нарушения, повлекшие занижение прогноза поступлений пропорционально, отразились на увеличении субвенций из республиканского бюджета на 2017-2019 годы в объеме 718,1 млрд. тенге и на 2020 год 235,6 млрд. тенге. Субвенции стали основным источником пополнения доходов регионов их доля в доходах регионов составляет порядка 30%, что свидетельствует об увеличивающейся финансовой зависимости от средств республиканского бюджета и как следствие, возрастающей нагрузке на республиканский бюджет. В ходе государственного аудита выявлены: отсутствие механизма мониторинга и контроля за использованием МИО субвенций из республиканского бюджета, непрозрачность механизма распределения межбюджетных трансфертов, отклонения по целевым текущим трансфертам, включенным в ТОХ. Кроме того, наличие ежегодных остатков средств в местных бюджетах свидетельствуют о недостижении намеченных результатов финансирования, а также ТОХ до регионов.
Результаты аудита по использованию средств, направленных антикризисные меры Результаты аудита в Алматинской, Карагандинской и Туркестанской областях также выявили недостатки и проблемы в планировании и освоении бюджетых денег. В результате недостаточной оценки действия карантинных мер и бюрократических процедур, связанных с получений государственной помощи в рамках ДКБ-2025 привело к освоению на 1 сентября 2020 года 3,6 млрд.тенге или ниже 10% от выделенной суммы. Неэффективность планирования средств на компенсацию потерь местного бюджета в связи со снижением налоговой нагрузки для субъектов МСБ привело к излишнему отвлечению значительных средств из республиканского бюджета в сумме 125,7 млрд. тенге. Допущенные нарушения и недостатки при планировании бюджетных средств на антикризисные меры показывают неготовность МНЭ обеспечить качественный результат в условиях необходимости оперативного исполнения поручений Главы государства. По итогам заседания Счетным комитетом даны рекомендации Правительству, министерствам индустрии и инфраструктурного развития, национальной экономики закрепить в документах определения расчетов ТОХ, принять меры по совершенствованию законодательства, касающегося вопросов выделения средств на антикризисные мероприятия. Также пересмотреть механизм взаимодействия с МИО при разработке и определении ТОХ, внести необходимые изменения в ряд нормативно-правовых актов. Объектам аудита Счетный комитет поручил устранить выявленные нарушения, рассмотреть ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства. В уполномоченные органы для принятия решений об административных правонарушениях направлено 2 материала. |