NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 21:42 ast
19:42 msk

Мажилис одобрил в первом чтении законопроекты по вопросам технического регулирования
На состоявшемся под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилис одобрил в первом чтении законопроект с сопутствующими поправками "О техническом регулировании"
12.11.2020 / политика и общество

Нур-Султан, 11 ноября, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилис одобрил в первом чтении законопроект с сопутствующими поправками "О техническом регулировании".
Одной из законодательных новелл выступает то, что государственный контроль будет сопровождать не только стадию реализации продукции, как это происходит согласно действующему законодательству, но и ввоз продукции на территорию страны.
- Очень важно, что государственный контроль будет работать на опережение. При этом в связи с внедрением государственного контроля при ввозе продукции, а также в связи с цифровизацией процесса не будет необходимости нахождения контролеров Комитета технического регулирования непосредственно на границе. То есть не потребуется дополнительных ресурсов, что тоже положительный момент. Думаю, что это очень хороший шаг в плане защиты наших потребителей, в плане защиты нашего рынка от опасной продукции, - выразил свое мнение Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин.
В ходе обсуждения депутаты Мажилиса обратили внимание разработчиков законопроектов на ряд вопросов, которые требуют доработки до второго чтения.
Прежде всего, это касается мер реагирования по изъятию продукции: кто непосредственно будет нести расходы по уничтожению, переработке или вывозу некачественной продукции. Также уточнения требуют и вопросы, связанные с маркировкой продукции.
Кроме того, как отметили мажилисмены, в законопроекте отсутствует связь национального реестра технического регулирования с базой данных ЕАЭС.
- Рабочей группе совместно с разработчиками надо до второго чтения проработать вопрос об учете баз данных реестра ЕАЭС в нашем национальном реестре технического регулирования, чтобы было сопряжение с интеграционными процессами, - подчеркнул Спикер Мажилиса.
Среди новшеств законопроектов - создание информационной системы технического регулирования. Кроме того, предлагается переформатировать деятельность экспертных советов для выработки отраслевой переговорной позиции, что позволит решить проблемы, связанные с недостаточностью применения технического регулирования в отраслях экономики. Пересмотрен порядок разработки национальных технических регламентов. Устанавливается правовой механизм создания для бизнеса системы добровольной сертификации, что даст возможность предпринимателям получить конкурентные преимущества при участии в государственных закупках.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности при эксплуатации аттракционов местные исполнительные органы наделены функцией по контролю и установлению требований к аттракционам в процессе их эксплуатации в соответствии с национальными стандартами.
"Добро" Мажилиса в первом чтении получили законодательные поправки по вопросам информации.
Законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере телерадиовещания, доступа к информации, а также на развитие конкурентоспособности отечественных средств массовой информации.
В ходе обсуждения депутаты Мажилиса акцентировали внимание на важности повышения качества исполнения государственного информационного заказа, особенно на местном уровне. Как подчеркнули мажилисмены, в приоритете должно быть информирование о государственных программах, ходе их выполнения, а не личный пиар руководителя региона.
Проектом закона предусматривается внесение изменений в законы "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О телерадиовещании", "О доступе к информации", "Об информатизации".
Предлагается отнести к обладателям информации исполнителей государственных функций (субъекты предпринимательства, саморегулируемые и неправительственные организации).
Кроме того, законопроектом вносятся поправки, направленные на создание единой системы государственной информационной политики; закрепление статуса республиканской и региональной комиссий по формированию государственной информационной политики; распространение обязательств по размещению открытых данных на организации квазигоссектора, а также снятие запрета на рекламу в средствах массовой информации товарного знака и названия отечественного пива и вина.
На пленарном заседании Мажилис одобрил в первом чтении большой пакет депутатских законопроектов.
Это законодательные поправки в Кодекс "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
Предлагается сократить сроки оказания таких госуслуг, как выдача предварительных решений по классификации товаров, классификации товаров в несобранном виде, и перевести их в электронный формат. Упрощается процесс включения в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.
Кроме того, таможенные органы наделяются дополнительными функциями по классификации товаров, что связано в первую очередь с перемещением товаров внутри ЕАЭС.
Среди одобренных Мажилисом в первом чтении и поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе.
Предлагаемая депутатами поправка в Уголовный кодекс направлена на возможность освобождения лиц от уголовной ответственности в связи с выполнением всех условий процессуального соглашения о сотрудничестве.
Депутатские поправки в Уголовно-процессуальный кодекс направлены на возможность ведения уголовного процесса в электронном формате с учетом мнений участников процесса; проведения открытого судебного заседания при пересмотре постановлений следственного судьи о санкционировании, отказе в санкционировании содержания под стражей.
Также предлагается усовершенствовать нормы относительно отвода судьи в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции.
В числе одобренных в первом чтении и новшества по вопросам охранной деятельности, направленные на повышение качества оказания охранных услуг, совершенствование защиты имущественных и личных прав граждан.
Депутатским законопроектом относительно государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц, одобренным Палатой также в первом чтении, предлагается, в частности, исключить административную ответственность за нарушение срока регистрации прав на недвижимое имущество.
Кроме того, предусматривается механизм оформления документов, подтверждающих снос объекта, который позволит собственникам обращаться за государственной регистрацией прекращения прав на снесенные объекты недвижимости. Ведение учета и регистрация актов о сносе зданий и сооружений возлагается на местный исполнительные органы в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Также расширяется электронная регистрация. Заинтересованным органам предоставляется возможность направлять электронные копии правоустанавливающих документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Во втором чтении Мажилис одобрил еще один инициированный депутатами законопроект – поправки по вопросам заемного труда.
На пленарном заседании Палата назначила профильному комитету срок подготовки заключения по новому поступившему в Мажилиса законопроекту – поправкам по вопросам визуальной информации.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Д.Нурманбетова, Д.Еспаева, М.Казбекова, А.Перуашев.

---

Депутатский запрос Еспаевой Д.М.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Партия "Ак жол" неоднократно обращалась в Правительство с требованием приостановить порочную практику приватизации, а также передачу в доверительное управление с последующим выкупом объектов здравоохранения. Соответствующие запросы были направлены 28 сентября, 25 октября, 15 ноября 2017 года и 11 сентября 2019 года.
Мы указывали, что на практике приватизация сводилась, в основном, к продаже объектов здравоохранения по заниженной стоимости определенному кругу лиц, а передача в доверительное управление с последующим выкупом - ничто иное как расчет с государством за счет средств самого государства, ввиду имеющегося подушевого финансирования ОСМС.
Тогда в чем выгода государства? Всего за период 2017-2020 гг. планировалось передать в доверительное управление 124 клиники.
Наша обеспокоенность нашла свое подтверждение в период пандемии, когда Правительство вынуждено было направить огромные государственные средства на строительство модульных инфекционных больниц, а в августе 2020 года было объявлено о строительстве новых 13 больниц.
Сегодня в очередной раз мы вынуждены обратиться по вопросу приватизации медицинских учреждений, и поводом для этого послужила очередная передача в доверительное управление еще одного объекта здравоохранения.
27 октября 2020 года в СМИ появилась информация о передаче в доверительное управление объекта государственной собственности Талгарской районной больницы в TOO "A Class Medikal". При этом в пресс-службе Управления здравоохранения Алматинской области отметили, что ТОО имеет богатый опыт в работе оказания медицинских услуг и имеет профессиональную команду. Тендер о передаче в доверительное управление был объявлен Управлением финансов Алматинской области 7 октября 2020 года, и уже 23 октября TOO "A Class Medikal" признан победителем.
Ранее в ответах Правительства на наши депутатские запросы отмечалось, что передача в доверительное управление с правом последующего выкупа позволяет потребовать от доверительного управляющего выполнения определенных обязательств (сохранение персонала, видов деятельности, вложение инвестиций на приобретение оборудования). Если первые два требования не представляют особых усилий для приобретателя, то требования о вложении инвестиций подразумевает наличие такого потенциала у участника тендера. При этом эта возможность должна подтверждаться балансовыми данными.
В истории с приватизацией Талгарской районной больницы большой вопрос вызывает наличие финансовых возможностей, а также опыт работы в данной сфере ТОО, которому передали в доверительное управление больницу. Согласно данным "Еgov", данное ТОО зарегистрировалось 10.01.2020 года, его учредителями являются 3 физических лица и лицензия на оказание медицинских услуг выдана 15 января 2020 года.
Есть большие сомнения по поводу достаточности опыта работы этого вновь созданного ТОО – как это предприятие меньше чем за год могло приобрести опыт в сфере медицины? Может это ТОО создано конкретно для приватизации этого объекта?
Балансовая стоимость передаваемого объекта в управление составляет 6 321 403 тыс. тенге. Эта больница с такой мощностью и стоимостью, с подтвержденным объемом ГОБМП и ОСМС, могла быть передана в управление в случае отсутствия компетентного управления со стороны государства. Но в таком случае можно было заменить руководство этой больницы, не выводя государственные средства сомнительным образом непонятно в чей карман.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Аскар Узакпаевич, фракция ДПК "Ак жол" просит:
1. Приостановить приватизацию и передачу в доверительное управление объектов здравоохранения в связи с ситуацией, сложившейся с COVID-19, которая требует дополнительного количества государственных медицинских учреждений в борьбе с пандемией.
2. Поручить соответствующим органам провести расследование законности передачи в доверительное управление Талгарской районной больницы в ТОО "A Class Medikal".

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Казбековой М.А.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
В 2018 году на казахско-китайской границе открыт контрольно-пропускной пункт "Нур Жолы" (РК) – "Хоргос" (КНР). При его открытии указывалось, что пункт способен пропускать до 2,5 тысяч транспортных средств в день, а время прохождения сократится до 30 минут. Кроме того, отмечалось, что благодаря информационной системы таможенных органов "АСТАНА-1" минимизированы коррупционные риски, максимально уменьшен "человеческий фактор". Однако в текущем году участники внешнеэкономической деятельности обратились к депутатам демпартии "Ак жол" с жалобами на проблемы и вымогательства вокруг этого перехода.
16 августа депутаты фракции "Ак жол" посетили указанный таможенный пост, встретились с представителями госорганов и предпринимателями. На момент посещения на КПП образовалась очередь из 2,5 тысяч автомашин, протянувшаяся на 50 км. Водители выражали свое возмущение тем, что их фуры стоят без движения по 2-3 месяца, в то время, как некоторые проходит без очереди, благодаря так называемым "толкачам" из числа сотрудников дорожной полиции, чья такса за беспрепятственный проезд варьировала от одной до трех тыс. $.
Помимо этого, выявился целый узел проблем, требовавший решения на правительственном уровне, который наша фракция по результатам данной поездки подняла в своем обращении в Ваш адрес.
В представленном нам ответе говорилось, что указанная проблема находится на контроле Правительства, предпринимаются меры по разрешению сложившейся ситуации и в сентябре, с введением электронной очереди, все вопросы будут разрешены.
Но в ноябре т.г. к нам вновь обратились предприниматели и 6 ноября депутаты демпартии "Ак жол" вновь посетили таможенный переход "Нур жолы". По итогам поездки и встреч с участниками ВЭД, следует отметить определенные положительные сдвиги в решении указанных проблем. Тем не менее предпринимателями вновь поднимаются актуальные вопросы, многие из них и водителей фур находятся на грани разорения и отчаяния. Это связано с непрозрачной работой электронной очереди, ее несинхронизированностью с таможенной системой "Астана-1", продолжающимися многомесячными простоями, например, около 20 автомашин с водителями стоят в этой очереди уже около 90 дней.
На территории Сухого порта, куда перемещены около 600 фур, отсутствуют элементарные удобства, например, за неделю до нашего приезда были убраны биотуалеты, предприниматели сообщают о введенных руководством Сухого порта поборах даже за право кормить своих водителей, которые живут тут же, в кабинах грузовиков. По их словам, за это взимается 30 тысяч в тенге на машину.
У многих очередников машины загружены экспортным товаром (растительным маслом, минеральной водой и т.д.), по которым уже истекают сроки поставки. Уже есть случаи отказа китайской стороны от грузов из-за срыва контрактов.
Особое негодование перевозчиков вызывает непрозрачная работа системы "электронной очереди". Программа показывает лишь собственный номер в очереди конкретного транспорта, и не отражает тех, кто стоит перед ним и за ним. В связи с этим, сложилось недоверие к этой "очереди", так как по-прежнему одни автомашины беспрепятственно проезжают, чуть ли не еженедельно, а другие стоят месяцами. Предлагают поднять информацию КГД и просто сверить данные о заездах, которые покажут те автомашины, которые работают безостановочно.
На сегодняшний день в электронной очереди числятся порядка 6 тысяч фур. Водители требуют вернуть живую очередь вдоль трассы, чтобы самостоятельно контролировать движение и не пускать т.н. "толкачей".
Из-за несинхронизированности электронной очереди с таможенной информационной системой происходят сбои и бюрократические проволочки даже тех фур, которые дождались своей очереди.
Еще одна проблема – вывоз с таможенной территории спецтехники. Оператор запрещает вывозить спецтехнику самостоятельно, а услуги тягача оценивает в 2900 долларов США. В этой связи предприниматели просят создать отдельную очередь для таких машин, которые бы самостоятельно вывозили спецтехнику с накопителя.
Помимо этого, поступает много жалоб на действия транспортного контроля, поскольку, даже не доезжая до таможенного поста, водителям приходится проходить дополнительно 3 поста, которые замеряют габариты и длину кузова по своим стандартам, не считаясь со стандартами производителя. В результате новенькие грузовики европейских марок иногда оказываются на 10-20 см длиннее наших требований, что неизменно влечет вымогательство под угрозой задержки транспорта. Ставка мзды в таком случае – от 50 тыс тг, ведь обрезать кузов в степи не получится.
И все это на фоне стремления Казахстана стать связующим мостом между Китаем и Европой, зарабатывать на трансконтинентальных перевозках. После таких мытарств многие грузоотправители предпочтут старый добрый морской путь путешествию с нашими неожиданностями.
В этой связи, уважаемый Аскар Узакпаевич, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит:
1) обеспечить прозрачность электронной очереди, для чего установить на Сухом порту монитор с трансляцией продвижения очереди онлайн;
2) обеспечить синхронизацию электронной очереди с таможенной информационной системой "Астана-1";
3) поручить Сухому порту обеспечить нормальные условия и бесплатный доступ для доставки питания водителям, обеспечить туалеты и душевые;
4) добиться соглашения с китайской стороной об увеличении пропуска грузовых автомобилей минимум до 200 единиц в день; а также об открытии дополнительного пункта таможенного перехода "Колжат";
5) разобраться с работой транспортного контроля, привести их требования в соответствие современным нормам, регулярно проводить антикоррупционные рейды в данном направлении.
Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Нурманбетовой Д.Н.
Заместителю Премьер-министра РК Тугжанову Е.Л.

Уважаемый Ералы Лукпанович!
Ежегодно в Посланиях народу Казахстана Президент страны К.К. Токаев особое внимание уделяет вопросам развития науки, ее качеству, результативности и эффективности. В свою очередь, развитие науки зависит от качества потенциала научных кадров.
Вместе с тем на протяжении ряда лет нам не удалось решить проблему восполнения научных кадров, повышения их статуса и заработной платы.
Несмотря на увеличение количества поступающих в докторантуру, отмечается сокращение доли защищенных диссертаций с присуждением степени PhD. Только чуть больше четвертой части (27,5%) присваивается степень PhD.
Более того, лишь 10% от всех успешно защитивших диссертацию становятся исследователями.
Таким образом, недостаточный приток молодых ученых ведет к истощению кадрового потенциала науки, разрыву преемственности в научных школах, снижает результативность исследований.
Между тем анализ подготовки научных кадров высшей квалификации в республике показывает, что имеют место диспропорции в направлениях подготовки молодых ученых, не решена проблема качественного отбора претендентов на обучение в докторантуре, темы диссертаций зачастую не учитывают насущные и перспективные потребности экономики.
Кроме того, на наш взгляд, недостаточно полно используются возможности обучения в профильной докторантуре. Всего 2% докторантов обучаются в профильной докторантуре, остальные 98% учатся в докторантуре PhD.
Продолжает оставаться проблемой недостаточный уровень владения казахстанскими учеными английским языком, являющимся языком общения ученых мира. (В ежегодном рейтинге EF EPI за 2019 год Казахстан занимает 93 место из 100 возможных).
Наравне с этим, в стране слабо развит и институт постдокторантуры, направленный на повышение квалификации молодого исследователя для профессионального роста в его научной карьере.
Учитывая изложенное и в целях решения проблем, связанных с научными кадрами, полагаем необходимым:
1. Определять потребность в научных кадрах (в том числе дифференцированно распределять государственный заказ в докторантуру) на основе результатов мониторинга, анализа и перспектив экономического развития страны.
2. Принять меры по развитию института постдокторантуры для поддержки перспективных молодых исследователей и развития потенциала научных кадров.
3. Совершенствовать систему оплаты труда научных работников.
4. Создать эффективную научную инфраструктуру на базе наиболее перспективных университетов и научных организаций для исследовательской деятельности путем регулярного финансирования или соответствующего распределения базового финансирования на основе их достижений.
Ответ на депутатский запрос просим предоставить в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Nur Otan"
Д. Нурманбетова
А. Бектурганов
А. Нуркина
С. Сейдуманов

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Фракция Демократической партии "Ак жол" постоянно обращает внимание госорганов на то, что внешнеэкономическое сотрудничество должно опираться исключительно на национальные интересы Республики. Мы неоднократно указывали факты, когда в результате некомпетентности казахстанских переговорщиков, такие интересы явно ущемлялись, а отечественный бизнес нес прямые и косвенные потери даже в самых привлекательных объединениях.
Эта проблема вновь обострилась на фоне пандемии и ограничений работы сотен тысяч предпринимателей. Но если пандемия затронула в основном сферу услуг, то внешнеторговые просчеты затрагивают уже и реальный сектор экономики.
1 октября группа депутатов обратилась к Правительству о том, что через полтора месяца, с 1 января 2021 года прекращает действие п.29 ст.278 Кодекса РК "О недрах и недропользовании", согласно которому, по контрактам на недропользование, при приобретении товаров, работ и услуг, казахстанские производители получали условную скидку на двадцать процентов.
Нужно иметь в виду, что годовой объем закупок недропользователей за 2019 год составил более 8 трлн. тенге, где доля местного содержания в товарах находится в районе 10-12%. А порядка 90% уходит за рубеж.
Но ведь эти деньги получены от реализации наших природных богатств. И они могли бы направляться на создание местных производств, потребляемых недропользователями товаров, начиная с производства заменяемых узлов и деталей для используемого оборудования.
В цивилизованном мире такие обязательства сырьевиков давно считаются нормой и входят в понятие "офсетной (промышленной) политики". На необходимости принятия соответствующего закона фракция "Ак жол" настаивает с 2012 года. А воз и ныне там.
Между тем, прекращение действия указанной нормы однозначно обрушит местное содержание в закупках товаров сырьевых гигантов ниже плинтуса. По экспертным оценкам, более 58 тыс. казахстанских поставщиков окажутся оттеснены от закупок в сфере недропользования.
В ответе на тот запрос Правительство сообщает, что "проведено совещание" и "создана рабочая группа". Но экономике нужны не совещания, а конкретные меры.
Похожие примеры есть и в нашем опыте работы с ЕАЭС. В 2017 г. фракция Демпартии "Ак жол" направила запрос о неравных условиях, в которые поставлены казахстанские машиностроители.
Так, решением Евразийского экономического Совета №72 (2014 г. "о промышленной сборке") Казахстан и Беларусь обязались прекратить заключение новых соглашений в отношении сборки транспортных средств, тогда как на Россию это требование не распространялось. Вообще-то Евразийский экономический союз создавался как равноправное и взаимовыгодное объединение.
Что это за равноправие, одна сторона "равноправнее" других? Что это за взаимная выгода, если новые проекты имела право реализовывать только одна страна?
Доходило до того, что, ссылаясь на указанное Соглашение, в самом Казахстане звучали требования не поддерживать новые производства. О чем думали наши переговорщики? Ведь соглашаясь с такими условиями, они заведомо ограничивали отечественный бизнес.
Учитывая указанный опыт, нельзя исключать, что дискриминационные подходы, ущемляющие национальные экономические интересы, могут содержать и иные внешнеторговые соглашения.
В этой связи депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит Правительство:
1) Поручить представителям Республики в интеграционных объединениях твердо отстаивать национальные интересы при подготовке документов, особенно учитывая то тяжелое положение, в котором оказались предприниматели под воздействием пандемии;
2) В срочном порядке проанализировать все международные экономические обязательства РК, включая соглашения внутри ВТО и ЕАЭС, на предмет защиты национальных экономических интересов, и в случае необходимости, как в указанных примерах, инициировать внесение необходимых изменений.
3) Постоянно изыскивать дополнительные формы стимулирования иностранных компаний, прежде всего в сфере недропользования, к поддержке местных предприятий.
Сегодня на фоне мирового кризиса практически все страны мира защищают своего производителя. И то, как аналогичные усилия Правительства Казахстана будут восприняты нашими партнерами, зависит от настойчивости и убедительности отечественных переговорщиков.

Депутаты фракции "Ак жол"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Маулен Ашимбаев принял участие в мероприятиях МПА СНГ 30.11.2020
Н.Нигматулин: в повестке Мажилиса - законопроекты по повышению конкурентоспособности науки 30.11.2020
Алихан Смаилов принял участие в онлайн-заседании Совета ЕЭК 30.11.2020
В Аппарате Совета Безопасности состоялось совещание по вопросам противодействия преступности 30.11.2020
Никакой дискриминации казахского языка в советское время не было 30.11.2020
"Моссад" запустил ядерную реакцию 30.11.2020
Рабочий график главы государства 27.11.2020
Рабочий график первого президента 27.11.2020
Сенат принял новые условия для развития зеленой энергетики 27.11.2020
Международные парламентарии отметили выдающуюся роль Елбасы в развитии страны и казахстанского парламентаризма 27.11.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz