NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:50 ast
12:50 msk

Подсчитали-прослезились. Часть вторая.
Слышит ли ревизоров "слышащее государство"?
13.11.2020 / политика и общество

Евгений Косенко, TURAN PRESS, 12 ноября

В самом конце декабря прошлого года Счетный Комитет сообщил о некоторых итогах аудита реализации отдельных бюджетных программ, а также управления активами организаций министерства культуры и спорта РК. Без всякого преувеличения, озвученные цифры и факты впечатляли.
Например, выяснилось, что на производство отечественной кинопродукции было затрачено 19 миллиардов бюджетных средств. А на выходе – получился практически полный "пшик":
"Отмечена низкая посещаемость зрителей кинотеатров на просмотр фильмов производства АО "Казахфильм", что свидетельствует о низкой заинтересованности населения в национальных фильмах. С 2010 года не осуществлено производство фильмов по 48 сценариям и не вышли в прокат 185 фильмов, затраты по которым составили более 19 миллиардов тенге", – сообщил журналистам член СК Талгат Жакан.
Что же касается самой (не побоюсь этого слова, многострадальной) киностудии "Казахфильм, то, согласно данным ревизоров: "АО "Казахфильм" имеет физически изношенную материально-техническую базу (здания, сооружения и кинооборудование), которая способствует возникновению рисков неконкурентоспособности в сфере киноиндустрии и самостоятельному производству кинофильмов".
В общем, та ситуация, о которой уже столько лет говорили и кричали некоторые неравнодушные к судьбе отечественного кинематографа эксперты, наконец, получила документальное подтверждение в виде конкретных цифр допущенных финансовых нарушений и халатности.
И тут уже получается, что дело не в амбициях отечественных деятелей культуры, периодически устраивающих вокруг "Казахфильма" свару на извечные темы, кто главней, талантливей и имеет больше доступа к государственным дотациям, а в системной неспособности (или упорному нежеланию) самого министерства осуществлять контроль за выделяемыми средствами. И уже в качестве следствия всего этого безобразия, возможно, не мешало бы попытаться понять – нужен ли стране такой "Казахфильм" в принципе или, как говорилось в древнем анекдоте, "надо менять всю систему"?
Впрочем, какой-либо видимой реакции на оглашенные данные со стороны самого Министерства культуры и спорта обнаружить, пока не удалось. Единственное, что произошло в нынешнем коронавирусном году, так это очередная смена руководства киностудии в июле (вместо проработавшего там чуть меньше года Армана Арсенова был назначен Акан Сатаев) и августовское посещение киностудии министром Актоты Раимкуловой с целью оценить ущерб произошедшего там серьезного пожара.
Хотя было бы логичным, если бы руководство министерства прокомментировало бы результаты аудита СК и поведало о своих текущих планах насчет киностудии (помнится, еще до начала проверки летом прошлого года тогдашний директор департамента юридической службы министерства Кумис Сеитова рассказывала о планах создать на территории АО специальную экономическую зону, которая, по ее мнению, смогла бы сломать имидж "Казахфильма" как огромной "черной дыры"). Правда, уже летом нынешнего года, республиканские СМИ сообщили о том, что Агентство по противодействию коррупции возбудило уголовное дело на саму Кумис Сеитову (к этому времени пересевшую в кресло директора департамента по делам культуры и искусства). Сотрудники агентства подозревают чиновницу "в растрате бюджетных средств в особо крупном размере путем подписания актов оказанных услуг с завышенной стоимостью и необоснованного перечисления денег для финансирования кинематографии казахстанского контента".
В принципе, еще одним "околокиношным" скандалом этого года стало уголовное дело в отношении председателя правления, находящегося в ведении Минкульта Государственного центра поддержки национального кино Гульнары Сарсеновой. В настоящее время ее так же обвиняют в коррупционных правонарушениях, но так как речь идет не о результатах проверочных мероприятий, а о подозрении в банальном получении крупной взятки, то на этом инциденте мы заострять внимание пока не будем…
Помимо АО "Казахфильм" аудиторы Счетного комитета проверили и деятельность "РГКП "Национальный музей", которым в настоящее время руководит бывший министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы.
Опять-таки, согласно данным, озвученным членом СК Талгатом Жаканом: "РГКП "Национальный музей" допущены факты нарушения бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. Допущены факты несвоевременного списания сувенирной продукции на сумму 42,4 миллиона тенге. Также не используются числящиеся с 2014 года и являющиеся неактуальными в использовании сегодня материальные ценности на сумму 8,5 миллионов тенге, это значки, видеоролики к юбилейным датам и праздникам, и другие основные средства на общую сумму в 248 миллионов тенге. Кроме этого, на складах музея лежат изданные, но своевременно не распространенные по регионам и библиотекам журналы и энциклопедии на сумму 14,7 миллионов тенге, а из-за отсутствия должного контроля со стороны руководства Нацмузея поставщиком ТОО "Iскер Кала" некачественно выполнены обязательства по предоставлению контента в виде 3D модели 10 объектов сакральных мест Казахстана, что в конечном итоге привело к неэффективному расходованию бюджетных средств на сумму 800 миллионов тенге".
В общем, не Национальный музей, а склад каких-то неликвидов, "основных средств" в виде устаревших видеороликов к юбилейным датам (хороши же "основные средства") и некачественных моделей десяти сакральных мест стоимостью в почти миллиард бюджетных денег.
Заодно всплыл и некогда тщательно ретушируемый руководством министерства скандал, связанный с очередным витком реализации государственной программы "Рухани Жаңғыру".
– Отсутствие со стороны министерства и РГКП должного контроля и учета имущества музейного фонда привело к невозврату переданных во временное пользование музею Карнеги археологических коллекций и пяти произведений казахстанских художников, вывезенных в ноябре 2018 года в Южную Корею, – сообщил аудитор СК.
Дело с застрявшей в США археологической коллекцией (а если быть точным – 528 экспонатов остеологической коллекции ботайской культуры) тянулось более десяти лет и иногда уже казалось, что надежды вызволить из-за океана образцы эпохи энеолита уже нет. Но, то ли благодаря огласке проблемы со стороны СК, то ли так совпали звезды, но летом этого года, чиновники Минкульта все-таки зашевелились и, скооперировавшись с МИД РК и посольством нашей страны в США, по их собственному коммюнике: "провели сложнейшие переговоры и добились возвращения культурных ценностей из США в Казахстан".
А вот что касается картин в Корее, то здесь ситуация гораздо серьезней и запутанней. Если совсем вкратце, то в рамках реализации программы "Рухани Жаңғыру" чиновники решили хорошенько знакомить мир с казахстанским культурным наследием. Для этого в министерстве затеяли серию выставок "Focus Kazakhstan", которые планировалось проводить в четырех странах дальнего зарубежья. Общий бюджет проекта составил 665 миллионов тенге.
А уже в процесс реализации возникли крайне странные взаимоотношения "РГКП "Национальный музей" с некоторыми субподрядчиками, и в результате запутанных перипетий более сотни работ принадлежавших творческому объединению "Кызыл трактор" застряли на складах временного хранения из-за долгов перед логистической кампанией, а еще несколько картин, принадлежавших непосредственно музею, скажем так, "вынужденно задержались" на территории Кореи после окончания выставки "Focus Kazakhstan. Евразийская утопия: Post Scriptum". Скандал действительно тянулся с 2018 года. Тогдашнее руководство "РГКП "Национальный музей", у которого, между прочим, есть экономический, финансовый и юридический отделы, которые должны отслеживать исполнение подобных процедур, ссылалось на свою простодушную наивность и злобную коварность выбранных ими "из одного источника" субподрядчиков. Те, в свою очередь, бесконечно перерегистрировались и иногда банкротились, а произведения искусства продолжали находиться в "подвешенном состоянии". Между руководством музея и тогдашним министром Арыстанбеком Мухамедиулы шла вялотекущая переписка, а когда теперь уже бывший министр сам стал директором музея, то прекратилась и она.
И опять по некоему совпадению, после оглашения отчета СК, дело немного сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, как сообщила в соцсетях весной этого года бывший куратор выставок Роза Абенова, художники "Кызыл трактора" все-таки смогли вызволить свои работы из плена СВХ. А вот "корейская эпопея", похоже, уныло тянется до сих пор. Так что, до окончательного постскриптума этой "евразийской утопии" возможно еще далеко…
Что же касается работы СК в нынешнем году, то в феврале в поле зрения общественности попала публичная дискуссия, развернувшаяся между руководством Счетного комитета и топ-менеджментом ФНБ "Самрук-Казына". Выполняя поручение, данное в сентябре 2019 года президентом Токаевым, СК проверил ФНБ "Самрук-Казына" и национальные управляющие холдинги "КазАгро" и "Байтерек".
И как было впоследствии доложено главе государства: "Установлены системные проблемы, являющиеся причинами неэффективного использования государственных ресурсов и сдерживающие развитие рыночной экономики".
Кроме того: "По-прежнему отсутствует прозрачность в процедурах закупок, большая часть средств холдингов продолжает размещаться неконкурентным способом. Имеют место системные недостатки в дивидендной политике холдингов. Объем выплачиваемых государству дивидендов несоразмерен полученному чистому доходу. Низкий процент дивидендов в определенной степени обусловлен прочими распределениями в пользу акционера на финансирование непрофильных объектов, зачастую с завышенной стоимостью".
Были и конкретные предложения: "Проведенный анализ свидетельствует о дублировании сфер деятельности среди субъектов нацхолдингов и созданных ими ограничениях для развития конкуренции. Счетным комитетом дано заключение о целесообразности оптимизации отдельных компаний квазигоссектора с учетом схожести выполняемых ими функций и наличия конкурентного рынка".
В свою очередь, ознакомившись с критикой, в ФНБ "Самрук-Казына", похоже, решили обидеться и в свою очередь, выпустили релиз, в котором без обиняков сообщили о том, что "Фонд оставляет за собой право реагировать на подобного рода заявления".
Для начала, посетовав на частоту проверок со стороны СК (таковых с 2016 года ФНБ насчитал у себя три), руководство фонда сочло данные Счетного комитета "некорректными". И в качестве подтверждения огласило длинный перечень "очков, метров, секунд", согласно которым, в частности, "экономия по процедурам закупок превысила 155 миллиардов тенге, сумма потенциальных инвестиций в новые проекты составит более 215 миллиардов тенге и ожидается создание свыше 1 600 рабочих мест". Это уже не говоря о том, что "Самрук-Қазына" и портфельные компании имеют положительные рейтинги международных агентств и ведут работу по выводу этих крупнейших активов на IPO".
Все это, конечно, замечательно, но можно отметить, что основные вопросы аудиторов СК все-таки лежали несколько в иной плоскости. И что немаловажно, по сообщению Акорды, после заслушанного февральского доклада – "президент положительно оценил результаты деятельности комитета". Это подтверждает и сама Наталья Годунова в своем недавнем интервью республиканским СМИ: "Главой государства поддержана инициатива Счетного комитета по унификации подходов к проведению закупок всеми субъектами квазигосударственного сектора, как и в государственном секторе. А это порядка шести триллионов тенге ежегодно только в трех крупных холдингах (ФНБ "Самрук-Казына", НУХ "Байтерек" и "КазАгро"). Сейчас ведется разработка отдельного законодательного акта…"
Были оглашены и некоторые уже принятые нововведения: "Введен контрольный счет наличности для организаций квазигоссектора. Теперь деньги выделяются только после того, как выполнены работы, для которых средства предназначались. Этот вопрос бесчисленное количество раз поднимался на самых разных уровнях, а десятки миллиардов государственных тенге так и продолжали мертвым грузом лежать на депозитах банков второго уровня… Наряду с этим усилена ответственность квазигоссектора за эффективное планирование и использование бюджетных средств. Такая норма была закреплена в Кодексе об административных правонарушениях и Бюджетном кодексе. То есть будут налагаться штрафы, причем на первых руководителей…"
В общем, получается, что точка зрения СК все-таки возобладала в принципе, а вот насколько ситуация улучшилась в деталях и на практике, мы сможем узнать уже из будущих аудиторских проверок.
Последним крупным докарантинным мероприятием, проведенным Счетным комитетом в этом году, стала подготовка заключения по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT". Пожалуй, наиболее важным выводом из выпущенного в марте документа, можно считать рекомендацию правительству и акимату Нур-Султана "рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта "Новая транспортная система города Астана. LRT (участок от аэропорта до нового ж/д вокзала)".
Так же было указано и на то, что ранее центральные и местные исполнительные органы, а также уполномоченные организации вынесли некачественные заключения и экспертизы на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана.
Что же до перспектив, то была отмечена невысокая вероятность массового использования LRT населением. А принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров, вынужденных делать пересадки при сокращении остановок LRT.
"Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации может составить 99,38 млрд тенге", – говорится в тексте заключения.
Как известно, в настоящее время по делу "Астана LRT" в столице полным ходом идет судебное разбирательство. На скамье подсудимых семь человек, еще трое в розыске, уголовное дело насчитывает 155 томов, а возможная сумма ущерба от хищений составляет 5,8 миллиардов тенге.
Что же до судьбы самого проекта, то сразу после подготовки заключения с доводами Счетного комитета начали знакомиться в правительстве:
– По LRT рекомендация Счетного комитета поступила в правительство, сейчас находится на рассмотрении, будут изучаться все доводы, а затем приниматься решение по продолжению или отмене проекта. Окончательное решение еще не принято", - сообщил в те дни журналистам вице-министр финансов Берик Шолпанкулов.
Судя по всему, правительство оказалось большим оптимистом, нежели специалисты СК и пару недель тому назад, в конце октября, заместитель акима Нур-Султана Бахтияр Макен объявил о том, что проект скорей всего будет продолжен. Первым делом "Астана LRT" был переименован в "City Transportation Systems", и уже с новым, пока не успевшим оскандалиться названием, компания опять ведет переговоры с инвесторами. Причем, по словам чиновника, вопрос с финансированием проекта может решиться уже в конце нынешнего года. А заодно заместитель акима поделился с журналистами некоторыми подробностями, как в целом, так и по деталям:
– Того, что проект не завершится – такого видения нет. Проект мы обязательно завершим, но сегодня вопрос открытый с учетом того, что сейчас пандемия. Это огромный проект, большие инвестиции, большие финансовые затраты. Поэтому для нас важно сейчас выйти из пандемии, а потом уже реализовывать проект с теми инвесторами, которые совместно хотят с нашим государством и городом его реализовать… Эти бетонные столбы останутся. Просто специалисты будут делать оценку, если какие-то есть дефекты, они будут устраняться, но сносить эти бетонные столбы мы не будем. Есть утвержденный проект – как он будет выглядеть на самом деле. И это большие затраты, столько денег ушло, поэтому здесь специальный анализ будет проводиться, проектно-технические работы, специальный аудит…
Насчет аудита это, наверное, было подмечено правильно. Причем, самого разнообразного и со стороны различных контролирующих ведомств. Так как уже ясно, что в случае продолжения реализации проекта проверяющие самого разного уровня без работы не останутся точно. И их проверки будут проходить практически в режиме мониторинга нон-стоп. Ведь потерю еще 156 миллиардов тенге (а именно столько было вложено в предыдущую редакцию реализации проекта LRT), государственному бюджету и без того изрядно подорванному различными форс-мажорными антикризисными отчислениями будет пережить весьма сложно.
Кстати, вполне предсказуемо, ведущим направлением работы Счетного комитета в последние месяцы стал именно анализ эффективности расходов по исполненным антикризисным и карантинным мероприятиям. Пока известны лишь некоторые предварительные итоги проведенных проверок, но даже они вполне заслуживают детального разговора.

(Продолжение следует)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Маулен Ашимбаев принял участие в мероприятиях МПА СНГ 30.11.2020
Н.Нигматулин: в повестке Мажилиса - законопроекты по повышению конкурентоспособности науки 30.11.2020
Алихан Смаилов принял участие в онлайн-заседании Совета ЕЭК 30.11.2020
В Аппарате Совета Безопасности состоялось совещание по вопросам противодействия преступности 30.11.2020
Никакой дискриминации казахского языка в советское время не было 30.11.2020
"Моссад" запустил ядерную реакцию 30.11.2020
Рабочий график главы государства 27.11.2020
Рабочий график первого президента 27.11.2020
Сенат принял новые условия для развития зеленой энергетики 27.11.2020
Международные парламентарии отметили выдающуюся роль Елбасы в развитии страны и казахстанского парламентаризма 27.11.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz