Евгений Косенко, TURAN PRESS, 12 ноября
В самом конце декабря прошлого года Счетный Комитет сообщил о некоторых итогах аудита реализации отдельных бюджетных программ, а также управления активами организаций министерства культуры и спорта РК. Без всякого преувеличения, озвученные цифры и факты впечатляли. Например, выяснилось, что на производство отечественной кинопродукции было затрачено 19 миллиардов бюджетных средств. А на выходе – получился практически полный "пшик": "Отмечена низкая посещаемость зрителей кинотеатров на просмотр фильмов производства АО "Казахфильм", что свидетельствует о низкой заинтересованности населения в национальных фильмах. С 2010 года не осуществлено производство фильмов по 48 сценариям и не вышли в прокат 185 фильмов, затраты по которым составили более 19 миллиардов тенге", – сообщил журналистам член СК Талгат Жакан. Что же касается самой (не побоюсь этого слова, многострадальной) киностудии "Казахфильм, то, согласно данным ревизоров: "АО "Казахфильм" имеет физически изношенную материально-техническую базу (здания, сооружения и кинооборудование), которая способствует возникновению рисков неконкурентоспособности в сфере киноиндустрии и самостоятельному производству кинофильмов". В общем, та ситуация, о которой уже столько лет говорили и кричали некоторые неравнодушные к судьбе отечественного кинематографа эксперты, наконец, получила документальное подтверждение в виде конкретных цифр допущенных финансовых нарушений и халатности. И тут уже получается, что дело не в амбициях отечественных деятелей культуры, периодически устраивающих вокруг "Казахфильма" свару на извечные темы, кто главней, талантливей и имеет больше доступа к государственным дотациям, а в системной неспособности (или упорному нежеланию) самого министерства осуществлять контроль за выделяемыми средствами. И уже в качестве следствия всего этого безобразия, возможно, не мешало бы попытаться понять – нужен ли стране такой "Казахфильм" в принципе или, как говорилось в древнем анекдоте, "надо менять всю систему"? Впрочем, какой-либо видимой реакции на оглашенные данные со стороны самого Министерства культуры и спорта обнаружить, пока не удалось. Единственное, что произошло в нынешнем коронавирусном году, так это очередная смена руководства киностудии в июле (вместо проработавшего там чуть меньше года Армана Арсенова был назначен Акан Сатаев) и августовское посещение киностудии министром Актоты Раимкуловой с целью оценить ущерб произошедшего там серьезного пожара. Хотя было бы логичным, если бы руководство министерства прокомментировало бы результаты аудита СК и поведало о своих текущих планах насчет киностудии (помнится, еще до начала проверки летом прошлого года тогдашний директор департамента юридической службы министерства Кумис Сеитова рассказывала о планах создать на территории АО специальную экономическую зону, которая, по ее мнению, смогла бы сломать имидж "Казахфильма" как огромной "черной дыры"). Правда, уже летом нынешнего года, республиканские СМИ сообщили о том, что Агентство по противодействию коррупции возбудило уголовное дело на саму Кумис Сеитову (к этому времени пересевшую в кресло директора департамента по делам культуры и искусства). Сотрудники агентства подозревают чиновницу "в растрате бюджетных средств в особо крупном размере путем подписания актов оказанных услуг с завышенной стоимостью и необоснованного перечисления денег для финансирования кинематографии казахстанского контента". В принципе, еще одним "околокиношным" скандалом этого года стало уголовное дело в отношении председателя правления, находящегося в ведении Минкульта Государственного центра поддержки национального кино Гульнары Сарсеновой. В настоящее время ее так же обвиняют в коррупционных правонарушениях, но так как речь идет не о результатах проверочных мероприятий, а о подозрении в банальном получении крупной взятки, то на этом инциденте мы заострять внимание пока не будем… Помимо АО "Казахфильм" аудиторы Счетного комитета проверили и деятельность "РГКП "Национальный музей", которым в настоящее время руководит бывший министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. Опять-таки, согласно данным, озвученным членом СК Талгатом Жаканом: "РГКП "Национальный музей" допущены факты нарушения бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. Допущены факты несвоевременного списания сувенирной продукции на сумму 42,4 миллиона тенге. Также не используются числящиеся с 2014 года и являющиеся неактуальными в использовании сегодня материальные ценности на сумму 8,5 миллионов тенге, это значки, видеоролики к юбилейным датам и праздникам, и другие основные средства на общую сумму в 248 миллионов тенге. Кроме этого, на складах музея лежат изданные, но своевременно не распространенные по регионам и библиотекам журналы и энциклопедии на сумму 14,7 миллионов тенге, а из-за отсутствия должного контроля со стороны руководства Нацмузея поставщиком ТОО "Iскер Кала" некачественно выполнены обязательства по предоставлению контента в виде 3D модели 10 объектов сакральных мест Казахстана, что в конечном итоге привело к неэффективному расходованию бюджетных средств на сумму 800 миллионов тенге". В общем, не Национальный музей, а склад каких-то неликвидов, "основных средств" в виде устаревших видеороликов к юбилейным датам (хороши же "основные средства") и некачественных моделей десяти сакральных мест стоимостью в почти миллиард бюджетных денег. Заодно всплыл и некогда тщательно ретушируемый руководством министерства скандал, связанный с очередным витком реализации государственной программы "Рухани Жаңғыру". – Отсутствие со стороны министерства и РГКП должного контроля и учета имущества музейного фонда привело к невозврату переданных во временное пользование музею Карнеги археологических коллекций и пяти произведений казахстанских художников, вывезенных в ноябре 2018 года в Южную Корею, – сообщил аудитор СК. Дело с застрявшей в США археологической коллекцией (а если быть точным – 528 экспонатов остеологической коллекции ботайской культуры) тянулось более десяти лет и иногда уже казалось, что надежды вызволить из-за океана образцы эпохи энеолита уже нет. Но, то ли благодаря огласке проблемы со стороны СК, то ли так совпали звезды, но летом этого года, чиновники Минкульта все-таки зашевелились и, скооперировавшись с МИД РК и посольством нашей страны в США, по их собственному коммюнике: "провели сложнейшие переговоры и добились возвращения культурных ценностей из США в Казахстан". А вот что касается картин в Корее, то здесь ситуация гораздо серьезней и запутанней. Если совсем вкратце, то в рамках реализации программы "Рухани Жаңғыру" чиновники решили хорошенько знакомить мир с казахстанским культурным наследием. Для этого в министерстве затеяли серию выставок "Focus Kazakhstan", которые планировалось проводить в четырех странах дальнего зарубежья. Общий бюджет проекта составил 665 миллионов тенге. А уже в процесс реализации возникли крайне странные взаимоотношения "РГКП "Национальный музей" с некоторыми субподрядчиками, и в результате запутанных перипетий более сотни работ принадлежавших творческому объединению "Кызыл трактор" застряли на складах временного хранения из-за долгов перед логистической кампанией, а еще несколько картин, принадлежавших непосредственно музею, скажем так, "вынужденно задержались" на территории Кореи после окончания выставки "Focus Kazakhstan. Евразийская утопия: Post Scriptum". Скандал действительно тянулся с 2018 года. Тогдашнее руководство "РГКП "Национальный музей", у которого, между прочим, есть экономический, финансовый и юридический отделы, которые должны отслеживать исполнение подобных процедур, ссылалось на свою простодушную наивность и злобную коварность выбранных ими "из одного источника" субподрядчиков. Те, в свою очередь, бесконечно перерегистрировались и иногда банкротились, а произведения искусства продолжали находиться в "подвешенном состоянии". Между руководством музея и тогдашним министром Арыстанбеком Мухамедиулы шла вялотекущая переписка, а когда теперь уже бывший министр сам стал директором музея, то прекратилась и она. И опять по некоему совпадению, после оглашения отчета СК, дело немного сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, как сообщила в соцсетях весной этого года бывший куратор выставок Роза Абенова, художники "Кызыл трактора" все-таки смогли вызволить свои работы из плена СВХ. А вот "корейская эпопея", похоже, уныло тянется до сих пор. Так что, до окончательного постскриптума этой "евразийской утопии" возможно еще далеко… Что же касается работы СК в нынешнем году, то в феврале в поле зрения общественности попала публичная дискуссия, развернувшаяся между руководством Счетного комитета и топ-менеджментом ФНБ "Самрук-Казына". Выполняя поручение, данное в сентябре 2019 года президентом Токаевым, СК проверил ФНБ "Самрук-Казына" и национальные управляющие холдинги "КазАгро" и "Байтерек". И как было впоследствии доложено главе государства: "Установлены системные проблемы, являющиеся причинами неэффективного использования государственных ресурсов и сдерживающие развитие рыночной экономики". Кроме того: "По-прежнему отсутствует прозрачность в процедурах закупок, большая часть средств холдингов продолжает размещаться неконкурентным способом. Имеют место системные недостатки в дивидендной политике холдингов. Объем выплачиваемых государству дивидендов несоразмерен полученному чистому доходу. Низкий процент дивидендов в определенной степени обусловлен прочими распределениями в пользу акционера на финансирование непрофильных объектов, зачастую с завышенной стоимостью". Были и конкретные предложения: "Проведенный анализ свидетельствует о дублировании сфер деятельности среди субъектов нацхолдингов и созданных ими ограничениях для развития конкуренции. Счетным комитетом дано заключение о целесообразности оптимизации отдельных компаний квазигоссектора с учетом схожести выполняемых ими функций и наличия конкурентного рынка". В свою очередь, ознакомившись с критикой, в ФНБ "Самрук-Казына", похоже, решили обидеться и в свою очередь, выпустили релиз, в котором без обиняков сообщили о том, что "Фонд оставляет за собой право реагировать на подобного рода заявления". Для начала, посетовав на частоту проверок со стороны СК (таковых с 2016 года ФНБ насчитал у себя три), руководство фонда сочло данные Счетного комитета "некорректными". И в качестве подтверждения огласило длинный перечень "очков, метров, секунд", согласно которым, в частности, "экономия по процедурам закупок превысила 155 миллиардов тенге, сумма потенциальных инвестиций в новые проекты составит более 215 миллиардов тенге и ожидается создание свыше 1 600 рабочих мест". Это уже не говоря о том, что "Самрук-Қазына" и портфельные компании имеют положительные рейтинги международных агентств и ведут работу по выводу этих крупнейших активов на IPO". Все это, конечно, замечательно, но можно отметить, что основные вопросы аудиторов СК все-таки лежали несколько в иной плоскости. И что немаловажно, по сообщению Акорды, после заслушанного февральского доклада – "президент положительно оценил результаты деятельности комитета". Это подтверждает и сама Наталья Годунова в своем недавнем интервью республиканским СМИ: "Главой государства поддержана инициатива Счетного комитета по унификации подходов к проведению закупок всеми субъектами квазигосударственного сектора, как и в государственном секторе. А это порядка шести триллионов тенге ежегодно только в трех крупных холдингах (ФНБ "Самрук-Казына", НУХ "Байтерек" и "КазАгро"). Сейчас ведется разработка отдельного законодательного акта…" Были оглашены и некоторые уже принятые нововведения: "Введен контрольный счет наличности для организаций квазигоссектора. Теперь деньги выделяются только после того, как выполнены работы, для которых средства предназначались. Этот вопрос бесчисленное количество раз поднимался на самых разных уровнях, а десятки миллиардов государственных тенге так и продолжали мертвым грузом лежать на депозитах банков второго уровня… Наряду с этим усилена ответственность квазигоссектора за эффективное планирование и использование бюджетных средств. Такая норма была закреплена в Кодексе об административных правонарушениях и Бюджетном кодексе. То есть будут налагаться штрафы, причем на первых руководителей…" В общем, получается, что точка зрения СК все-таки возобладала в принципе, а вот насколько ситуация улучшилась в деталях и на практике, мы сможем узнать уже из будущих аудиторских проверок. Последним крупным докарантинным мероприятием, проведенным Счетным комитетом в этом году, стала подготовка заключения по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT". Пожалуй, наиболее важным выводом из выпущенного в марте документа, можно считать рекомендацию правительству и акимату Нур-Султана "рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта "Новая транспортная система города Астана. LRT (участок от аэропорта до нового ж/д вокзала)". Так же было указано и на то, что ранее центральные и местные исполнительные органы, а также уполномоченные организации вынесли некачественные заключения и экспертизы на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана. Что же до перспектив, то была отмечена невысокая вероятность массового использования LRT населением. А принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров, вынужденных делать пересадки при сокращении остановок LRT. "Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации может составить 99,38 млрд тенге", – говорится в тексте заключения. Как известно, в настоящее время по делу "Астана LRT" в столице полным ходом идет судебное разбирательство. На скамье подсудимых семь человек, еще трое в розыске, уголовное дело насчитывает 155 томов, а возможная сумма ущерба от хищений составляет 5,8 миллиардов тенге. Что же до судьбы самого проекта, то сразу после подготовки заключения с доводами Счетного комитета начали знакомиться в правительстве: – По LRT рекомендация Счетного комитета поступила в правительство, сейчас находится на рассмотрении, будут изучаться все доводы, а затем приниматься решение по продолжению или отмене проекта. Окончательное решение еще не принято", - сообщил в те дни журналистам вице-министр финансов Берик Шолпанкулов. Судя по всему, правительство оказалось большим оптимистом, нежели специалисты СК и пару недель тому назад, в конце октября, заместитель акима Нур-Султана Бахтияр Макен объявил о том, что проект скорей всего будет продолжен. Первым делом "Астана LRT" был переименован в "City Transportation Systems", и уже с новым, пока не успевшим оскандалиться названием, компания опять ведет переговоры с инвесторами. Причем, по словам чиновника, вопрос с финансированием проекта может решиться уже в конце нынешнего года. А заодно заместитель акима поделился с журналистами некоторыми подробностями, как в целом, так и по деталям: – Того, что проект не завершится – такого видения нет. Проект мы обязательно завершим, но сегодня вопрос открытый с учетом того, что сейчас пандемия. Это огромный проект, большие инвестиции, большие финансовые затраты. Поэтому для нас важно сейчас выйти из пандемии, а потом уже реализовывать проект с теми инвесторами, которые совместно хотят с нашим государством и городом его реализовать… Эти бетонные столбы останутся. Просто специалисты будут делать оценку, если какие-то есть дефекты, они будут устраняться, но сносить эти бетонные столбы мы не будем. Есть утвержденный проект – как он будет выглядеть на самом деле. И это большие затраты, столько денег ушло, поэтому здесь специальный анализ будет проводиться, проектно-технические работы, специальный аудит… Насчет аудита это, наверное, было подмечено правильно. Причем, самого разнообразного и со стороны различных контролирующих ведомств. Так как уже ясно, что в случае продолжения реализации проекта проверяющие самого разного уровня без работы не останутся точно. И их проверки будут проходить практически в режиме мониторинга нон-стоп. Ведь потерю еще 156 миллиардов тенге (а именно столько было вложено в предыдущую редакцию реализации проекта LRT), государственному бюджету и без того изрядно подорванному различными форс-мажорными антикризисными отчислениями будет пережить весьма сложно. Кстати, вполне предсказуемо, ведущим направлением работы Счетного комитета в последние месяцы стал именно анализ эффективности расходов по исполненным антикризисным и карантинным мероприятиям. Пока известны лишь некоторые предварительные итоги проведенных проверок, но даже они вполне заслуживают детального разговора.
(Продолжение следует) |