NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 14.12.2024 10:00 ast
08:00 msk

Некоторые мысли по управлению регионами
Д.Ашимбаев: Получается, что проблема двойная – первая связана с тем, что для бюджетных и государственных программ характерно отсутствие системного планирования, контроля использования, целевых показателей качества реализации ("без руля и без ветрил"), а во-вторых, из-за постоянных изменений правил игры и махинаций со статистикой невозможно оценить реальное состояние региональных экономик
17.11.2020 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, TURAN PRESS, 16 ноября

На днях президент Центра социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова в интервью ИАЦ МГУ высказала мнение о том, что центр теряет управление регионами Казахстана. Хотелось бы немного поразмышлять на эту тему.
Начнем с бюджетных диспропорций. Как известно, последние годы в число доноров бюджета входят, как правило, четыре региона – Атырау, Мангистау, Нур-Султан и Алматы. Остальные – реципиенты. Объем изъятий из бюджета доноров в этом году составляет 420 млрд тенге, объем субвенций в бюджеты 13 остальных регионов – 2,1 трлн тенге. Можно было бы, конечно, сказать: "Ах! Это не нефтянка и столицы кормят остальные регионы, а мудрое правительство", но это не совсем так. Несмотря на многочисленные реформы по развитию системы межбюджетных отношений, мы видим, что львиная доля доходов поступает в республиканский бюджет, а оттуда расходится по регионам. При этом если в центре в никуда уходят миллиарды, и никто уже особо не спрашивает, то местные бюджеты вынуждены плясать польку-бабочку, чтобы накроить на свои собственные программы. С другой стороны, центр особо не может контролировать эффективное использование республиканского бюджета, а на местах контроль вообще отсутствует как явление.
Получается, что проблема двойная – первая связана с тем, что для бюджетных и государственных программ характерно отсутствие системного планирования, контроля использования, целевых показателей качества реализации ("без руля и без ветрил"), а во-вторых, из-за постоянных изменений правил игры и махинаций со статистикой невозможно оценить реальное состояние региональных экономик.
Рассматривая бюджетную политику за последние 20 лет, мы увидим, что у нас есть 8 устойчивых реципиентов (Акмолинская, Алматинская, ВКО, Жамбылская, Кызылординская, СКО, ЮКО) и 5 регионов, перешедших из категории доноров (Актюбинская, ЗКО, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская). То есть, аграрно-индустриальные регионы ушли в минус, хотя статистика твердит об обратном. Получается, что центр вытягивает как пылесос все ресурсы из регионов, сажая их в ответ на иглу субвенций. Центр в данном случае – понятие условное, включающее в себя не только правительство, но и квазигосударственный и корпоративный сектор, который контролирует львиную долю бюджетообразующих предприятий региональной экономики.
Аналогичная ситуация возникает и вокруг вакуума власти. Нынешнее поколение акимов, как уже отмечалось, достаточно безвольное, безхарактерное и ничего толком не решающее. Куда ушла власть? Аксакалитет и прочие традиционные институты, а также теневые лидеры (включая вроде как разгромленную организованную преступность) это место не заняли. Депутаты и партии на местах контролируются акиматами и никакого противовеса исполнительной власти не создают, даже там, где это просто необходимо.
При этом нужно обратить внимание на такой нюанс, как реальные политико-правовые возможности акимов. Им не подчиняются местные подразделения МВД, Минюста, КНБ, Минфина (включая КГД, КВГА, КФМ), органы прокуратуры и суды, вузы, предприятия нефтегазовой, металлургической, энергетической промышленности и т.д. Требовать от акимов снижения преступности, роста собираемости налогов, повышения качества высшего и среднеспециального образования, улучшения инвестиционной привлекательности – бессмысленно. Они эту работу как бы координируют в общих чертах, но приказывать толком не могут. Центр очень ревниво относится к тому, что акимы лезут в работу его территориальных департаментов.
Типовая структура акиматов была отменена и каждый регион ввел свою, практически не совпадающую со структурой правительства – порой сложно понять, кто и за что отвечает внутри акимата или к чьей компетенции относится тот или иной вопрос – центра или регионов. К примеру, есть управление координации занятости и социальных программ акимата, а есть территориальный департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН. Это еще ладно, а вот в свое время на регион приходилось по 4 структуры, отвечающих за ЧС, и по 3 – за здравоохранение. Было бы логично выстроить единую вертикаль управления, в которой, скажем, управления здравоохранения имели бы двойное подчинение – акиму и Минздраву, но унификации и вертикали сопротивляются и те, и другие. И кажется, только по одной причине: пропадет возможность спихивать ответственность друг на друга. Кроме того, регионы здраво опасаются, что центр отберет у них оставшиеся бюджеты, а ответственность возложит на регионы.
Мы приходим к выводу, что на сегодняшний день фигура акима повисает в воздухе. В основном законе он значится представителем президента и правительства, но в сложившейся системе распределения обязанностей и полномочий роль акима становится слишком двусмысленной. Он несет ответственность за те сферы, которые не контролирует, и не несет за те, которыми занимается. Логичным было бы выстраивание единой вертикали с усилением контроля центра и представительных органов, но на деле эту реформу никто не хочет вводить. То же самое можно сказать и о реформе межбюджетных отношений, и о реформе по повышению качества планирования и контроля государственных и бюджетных программ. Элита, по сути, отказалась от ответственности за собственную политику, минимизировав любой, даже собственный контроль над ее эффективностью. Возобладал другой вид контроля – над активами и бюджетными потоками, который в известной мере и обеспечивает некое подобие государственного управления. Большинство акимов, министров, руководителей квазигоссектора – "чьи-то" с вариациями, "чьи-то конкретно" или "чьи-то общие".
Что касается подготовки акимов, то она есть. У среднего акима имеется опыт работы в бизнесе, в сельском районе, в городе, в областном управлении и в центре – на ступенях, обеспечивающий набор опыта и кругозора. Теоретически каждый работающий в стране аким – достаточно опытный работник, чтобы справится со своей должностью. Есть определенный элемент лотерейности в том, как он справится с повышением. Хороший или даже идеальный зам не всегда становится хорошим или хотя бы средним начальником. Но это и так прекрасно известно. Другое дело – то, что в системе координат, где нет четкого планирования, преемственности, контроля и надзора за результатами, даже самый хороший работник будет, скажем так, маяться дурью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Маулен Ашимбаев принял участие в мероприятиях МПА СНГ 30.11.2020
Н.Нигматулин: в повестке Мажилиса - законопроекты по повышению конкурентоспособности науки 30.11.2020
Алихан Смаилов принял участие в онлайн-заседании Совета ЕЭК 30.11.2020
В Аппарате Совета Безопасности состоялось совещание по вопросам противодействия преступности 30.11.2020
Никакой дискриминации казахского языка в советское время не было 30.11.2020
"Моссад" запустил ядерную реакцию 30.11.2020
Рабочий график главы государства 27.11.2020
Рабочий график первого президента 27.11.2020
Сенат принял новые условия для развития зеленой энергетики 27.11.2020
Международные парламентарии отметили выдающуюся роль Елбасы в развитии страны и казахстанского парламентаризма 27.11.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
14.12.24 Суббота
93. БЕКТУРОВ Есен
76. РЫСБЕКОВ Марат
75. АКМУРЗИН Ерлан
71. ТАСКИНБАЕВ Косан
66. БАТПЕНОВА Гульнар
61. ЕРАЛИЕВ Ержан
54. БАКИШЕВ Дулат
54. КОПЕШОВ Булан
53. ЕСТЕНОВ Жасулан
52. АДИЛЬБАЙ Канат
52. БАЗАРХАНОВ Еркин
50. САМОЙЛОВ Александр
49. КАЙРБАЕВ Багитжан
49. ОСПАНОВ Амиржан
47. АУБАКИРОВ Тимур
...>>>
15.12.24 Воскресенье
93. АБИШЕВ Кажимурат
86. УРАЗАЕВ Файзулла
77. НЫГМЕТ Кенжебай
77. НЫСАНГАЛИЕВ Амангали
77. САРСЕМБАЕВ Марат
76. МИРАЗОВА Аякуль
75. ИЗТЕЛЕУОВ Бейсембай
74. ЕСИМОВ Ахметжан
73. АТАНИЯЗОВ Сулейман
73. ТУРИСБЕКОВ Заутбек
69. АГМАНОВ Адильхан
69. РАДОСТОВЕЦ Николай
69. ТАКЕШЕВ Аманжан
68. КЫДЫРГОЖАЕВ Наурызбай
66. КАНАПЬЯНОВ Ерулан
...>>>
16.12.24 Понедельник
95. ТУЛЕГЕНОВА Бибигуль
80. КИСТАУОВ Гани
77. МЕНЛИБАЕВ Абу
75. БЕКТУРОВ Габбас
70. ЕРГАЛИЕВ Бахытбек
70. СЕЙДУАЛИЕВ Вахит
68. АБДИЕВ Кали
68. СЕИЛХАН Дария
65. ДАМИТОВ Кадыржан
65. ЖОЛУМБЕТОВ Оралбек
65. САБИЕВ Сансызбай
63. ЖУБАНАЗАРОВ Ахмет
58. ЕЛЖАСОВ Аблай
52. МАНЬКО Татьяна
50. АБДУЛГАФАРОВ Дастан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz