Пресс-служба Счетного комитета, 17 нояюря
На очередном заседании подведены итоги государственного аудита эффективности реализации 3-го направления Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек" и Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы. Как известно, в целях координации и мониторинга реализации Дорожной карты занятости создана Рабочая группа при Администрации Президента РК, и Межведомственная комиссия по вопросам занятости населения при Правительстве Республики Казахстан. В мероприятии приняли участие представители Администрации Президента РК, Канцелярии Премьер-Министра РК, министерств труда и социальной защиты населения, индустрии и инфраструктурного развития, культуры и спорта, местных исполнительных органов, а также ревизионных комиссий Алматинской и Восточно-Казахстанской областей. В соответствии с поручением Главы государства, данным 10 апреля текущего года на заседании Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения, Счетным комитетом, совместно с ревизионными комиссиями регионов проведен государственный аудит эффективности реализации 3-го направления Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек" и Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы. Отмечено, что за период 2017-2019 годы в рамках программы "Еңбек" и содействия занятости, из обратившихся 1,8 млн.чел. меры государственной поддержки были оказаны 1,4 млн.чел. или порядка 77%. По состоянию на 1 сентября текущего года, в рамках Дорожной карты занятости начата реализация 6 376 проектов (99%), из которых завершено 3 265 проектов (51%). Создано порядка 174 тыс. новых рабочих мест из запланированных в рамках Дорожной карты занятости более 256 тысяч. Проведенный государственный аудит показал ряд системных проблем и нарушений, препятствующих эффективной реализации 3-го направления программы "Еңбек" и Дорожной карты занятости.
Результаты по итогам аудита 3-го направления государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек" При ежегодном росте обращений в центр занятости населения, уровень трудоустройства на постоянные рабочие места снижается. Если в 2018 году он составлял 61 %, то в 2019 году всего 56%. При оценке ситуации по занятости, не принимается во внимание количество работников ликвидированных организаций, что приводит к формированию несбалансированных показателей рынка труда. Министерством труда и местными исполнительными органами не осуществляется мониторинг создания рабочих мест в разрезе проектов, реализуемых в рамках государственных программ, программ развития территорий для участников программы "Еңбек". Анализ трудоустроенных лиц по итогам профессионального обучения показал, что из общего количества завершивших обучение трудоустроены 59%, из которых 39% работают не по специальности, то есть обучение проводится в значительной степени по невостребованным специальностям. За последние три года не выполнены плановые показатели по трудоустройству (квоты) лиц с ограниченными возможностями на 76%. При увеличении участников молодежной практики снижается количество трудоустраиваемых на постоянные рабочие места. Отсутствие заинтересованности частных агентств занятости по обеспечению трудоустройства привело к низким показателям трудоустройства безработных граждан и неосвоению бюджетных средств МИО в общей сумме 791,6 млн. тенге за 2018 -2019 годы, которые были выделены на финансирование обеспечения аутсорсинга услуг в сфере занятости.
Результаты по итогам аудита Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы. Реализация проектов Дорожной карты в основном направлена на проведение работ текущего характера (72%), что свидетельствует о низкой эффективности и недостижении цели по созданию постоянных рабочих мест. По завершению текущего ремонта объектов, предусмотрено создание 1612 постоянных рабочих мест, что свидетельствует о формальности планирования данных показателей, так как завершение указанных работ не способствуют созданию постоянных рабочих мест. При отборе проектов по Алматинской области, в перечень не вошли приоритетные и актуальные инфраструктурные проекты, способствующие развитию и улучшению социально-экономического положения сельских населенных пунктов, в частности решению вопросов трехсменного обучения (38 школ), отсутствия медицинских организаций (в 43 СНП), центрального водоснабжения (в 68 СНП), а также объектов культуры (в 160 СНП) и централизованного газоснабжения (в 268 СНП). Реализация 16 проектов в Восточно-Казахстанской области на сумму 1,8 млрд. тенге начата до включения их в перечень инфраструктурных проектов. Не соблюдаются установленные Дорожной картой критерии при отборе проектов. Так, в Восточно-Казахстанской области по 176 проектам не соблюдены условия в части закупа товаров, работ и услуг у отечественных производителей в объеме не менее 90% от общего объема средств. В Алматинской области, для реализации Дорожной карты допущены проекты по строительству 6 школ на общую сумму 27 млрд.тенге без проектно-сметной документации прошедшей экспертизу. Также, всего по результатам аудита установлен ряд нарушений при проведении государственных закупок и бухгалтерского учета, требований строительного законодательства и обоснованности объемов выполненных работ. Это повлекло финансовые нарушения на общую сумму 6,6 млрд.тенге, а также неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 43,7 млрд. тенге (по итогам аудита проведенного в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и государственных учреждениях Алматинской и Восточно-Казахстанской областей). По итогам заседания Счетным комитетом даны рекомендации Правительству и поручения министерствам труда и социальной защиты населения, национальной экономики, Комитету государственных доходов, а также, в части внесения ряда изменений в законодательство, Дорожную карту занятости на 2020 – 2021 годы и Государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек", направленных на устранение существующих системных проблем и недостатков. Местным исполнительным органам Алматинской и Восточно-Казахстанской областей поручено устранить выявленные недостатки. Ряд материалов переданы в уполномоченные органы для возбуждения административного производства и принятия процессуального решения. |