NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 16.01.2021 09:08 ast
06:08 msk

Мажилис одобрил в первом чтении депутатские поправки по вопросам дорожного движения
Законопроект направлен на реализацию поручения Главы государства, данном на втором заседании Национального совета общественного доверия, об исключении административной ответственности водителей за то, что они не имеют при себе водительское удостоверение и регистрационные документы на транспортное средство
03.12.2020 / политика и общество

Нур-Султан, 2 декабря, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилис одобрил в первом чтении ряд новых законодательных поправок.
В первом чтении "добро" Палаты получили разработанные депутатами законодательные поправки по вопросам дорожного движения.
Законопроект направлен на реализацию поручения Главы государства, данном на втором заседании Национального совета общественного доверия, об исключении административной ответственности водителей за то, что они не имеют при себе водительское удостоверение и регистрационные документы на транспортное средство. Указанные документы содержатся в базе данных органов внутренних дел и, при необходимости, сотрудники полиции могут проверить там их наличие.
- В эпоху цифровизации, при наличии необходимой информационной инфраструктуры, соответствующей базы данных требовать от водителей иметь при себе водительское удостоверение и технический паспорт – это уже "прошлый век". Образно говоря, когда весь мир несется по "цифровому автобану", нельзя оставаться на обочине. И Глава Государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев дал поручение разобраться в этом вопросе и при необходимости внести изменения в законодательство. Разработанный депутатами законопроект напрямую законодательно обеспечивает исполнение указанного поручения Президента страны, - подчеркнул Спикер Мажилиса.
Необходимую информацию о самом водителе и его транспортном средстве полицейский может найти в базе данных на основании удостоверения личности.
Вместе с тем, соответствующие послабления касаются только граждан Казахстана. Иностранцы же должны по-прежнему иметь при себе водительское удостоверение и техпаспорт.
Нурлан Нигматулин подчеркнул необходимость ускоренного рассмотрения законопроекта.
- Чем раньше эти поправки вступят в силу, тем меньше казахстанских водителей получат штрафы только за то, что забыли дома водительское удостоверение или другие документы на транспорт, - считает Спикер Мажилиса.
По мнению Нурлана Нигматулина, эти поправки нужны и самим полицейским.
- Жизнь в условиях пандемии коронавируса усилила запрос на бесконтактные взаимодействия. Банки, ЦОНы, в целом, сфера услуг все активнее переходит на цифровые каналы обслуживания. Это и вопрос охраны здоровья. И дорожным полицейским также надо минимизировать контакты с водителями, – резюмировал Председатель Мажилиса.
Для исключения административной ответственности вносятся соответствующее изменение в Кодекс об административных правонарушениях.
Кроме того, в целях усиления безопасности дорожного движения в законопроекте предусматривается введение ограничения по сроку эксплуатации автобусов посредством запрета их первичной регистрации возрастом более десяти лет.
В первом чтении Палата одобрила и законодательные поправки по вопросам науки.
Разработанный депутатами законопроект направлен на усовершенствование правового механизма грантового и программно-целевого финансирования научной и научно-технической деятельности, повышение конкурентоспособности научного потенциала.
Законопроектом предусматривается наделение национальных научных советов функциями в части финансирования из государственного бюджета проектов коммерциализации. Также предусматривается, что при принятии решения о государственном финансировании члены национальных научных советов будут осуществлять его путем открытого голосования и в пределах средств, утвержденных в бюджете на соответствующий год.
Кроме этого, устанавливается, что в конкурсе на грантовое финансирование коммерциализации результатов научной, научно-технической деятельности участвуют только аккредитованные субъекты научной и научно-технической деятельности.
Предусматриваются меры материального поощрения лучших научных работников путем присвоения им звания "Лучший научный работник" и наделение грантом в размере 2000 МРП.
На пленарном заседании в первом чтении одобрены поправки относительно осуществления деятельности на Каспийском море.
Законопроект направлен на имплементацию положений Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в ряд законодательных актов Казахстана.
В частности, вводятся понятия "рыболовная зона", "режим рыболовной зоны", а также закрепляется компетенция госорганов по контролю за соблюдением исключительных прав Казахстана на промысел водных биологических ресурсов в рыболовной зоне и порядок их взаимодействия. С учетом положений Конвенции вносятся изменения в действующие понятия "исходные линии для отчета ширины территориальных вод", "территориальные воды", "пограничное пространство Республики Казахстан". Закрепляется компетенция КНБ на принятие правовых актов по организации строительства судов, утверждению описания и применения опознавательных знаков и внешней окраски судов Пограничной службы Республики Казахстан.
В первом чтении Мажилис одобрил и предлагаемые депутатами изменения и дополнения в Кодекс "О недрах и недропользовании" по вопросам добычи урана.
Предусматривается, в частности, усовершенствование процедуры продления периода добычи урана, предоставление недропользователям возможности проведения в период добычи урана доизучения (доразведки) участка добычи с целью уточнения геологического строения и запасов месторождения урана.
Предлагается также закрепить дополнительные обязательства недропользователя по реализации проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, в случае превышения прироста объемов запасов месторождения урана к начальным на 30 и более процентов.
На пленарном заседании Палата одобрила депутатские законодательные новшества в Закон "О нотариате", а также ратификационный законопроект - Соглашение между Казахстаном и ОАЭ о взаимном предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков в столицах государств для нужд посольств обеих стран.
Во втором чтении Мажилис одобрил законопроект "О признании утратившим силу Закона Республики Казахстан "О развитии хлопковой отрасли" и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан" и законодательные поправки по вопросам ветеринарии.
На пленарном заседании Палате назначила профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым ратификационным законопроектам: Соглашению о распространении документов по межгосударственной стандартизации, а также Соглашению об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Н.Ашимбетов, Ш.Хахазов, Д.Еспаева, А.Перуашев.

---

Депутатский запрос Еспаевой Д.М.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Пандемия коронавируса вскрыла множество проблем в системе здравоохранения, которые пришлось в экстренном порядке закрывать обществу и людям в белых халатах. Нередко – ценой своего здоровья и даже жизни. Так, по состоянию на 1 октября т.г., на своем посту, спасая других людей, от коронавируса погибли 182 врача и медицинских работника, переболели этой эпидемией 13 тысяч героев в белых халатах.
Тысячи медиков неделями и месяцами не видели свои семьи, включая несовершеннолетних детей и престарелых родителей; питались лапшой быстрого приготовления, валились с ног от усталости, но продолжали бороться за жизни пациентов, проявляя милосердие, мужество и верность клятве Гиппократа.
Отдавая должное самопожертвованию врачей, Президент и Правительство в период пандемии ввели стимулирующие надбавки за особые условия труда и выплаты за случаи заражения и летальные исходы самих врачей. Однако с 20 октября эти выплаты были отменены.
Напомним, что Демократическая партия "Ак жол" в депутатском запросе от 28 октября подвергла критике отмену выплат медработникам, заболевшим Covid-19 и потребовала их сохранения.
Министерство здравоохранения, отстаивая свое решение, дошло до того, что чиновники стали упрекать врачей высокой зарплатой, заявляя в прессе о миллионных доходах медиков, очевидно рассчитывая вызвать возмущение обывателей и умалчивая те тяжелейшие физические и эмоциональные испытания, которые приходится ежедневно переносить этим людям, работающим среди человеческих страданий, между жизнью и смертью.
Здесь вопрос даже не в размере выплат, а в отношении государства к этой профессии, общественное значение которой сегодня безмерно возросло накануне новой волны пандемии. В случае финансовых затруднений, выплаты можно было уменьшить, но оставить само их значение, как знак оценки общества и государства героического труда людей в белых халатах.
В Европе некоторые страны, ввиду дефицита медицинских кадров, приглашают врачей, медсестер и санитаров, не считаясь с затратами. У нас же государство открыто отказывается от официальных обязательств и пересматривает собственные решения как придется.
После нашего запроса к депутатам фракции "Ак жол" ежедневно поступают обращения медиков, оскорбленных таким отношением. Сначала их унижали необходимостью бегать по кабинетам и доказывать чиновникам, что между круглосуточными дежурствами (до полного истощения сил), им было некогда ходить по тоям и ресторанам.
А после 20 октября им кинули в лицо собранные бесполезные бумажки, при том, что многие из обращающихся переболели в июле-августе, а остальное время ушло на преодоление бюрократических препонов.
Дошло до того, что в одной из областей замакима на телевидении обвинил врачей и медработников частных клиник в безделье в период пандемии, чем глубоко оскорбил эту категорию медиков. Напомним, что еще в начале пандемии 9 апреля т.г. фракция Демократической партии "Ак жол" по просьбе частных клиник обратилась к Правительству с предложением задействовать возможности и кадры частных медучреждений в борьбе с пандемией. По всей стране частные клиники открывали провизорные центры, реконструировали за свой счет помещения, оказывали и продолжают оказывать помощь тысячам больных.
Все это говорит о пренебрежительном отношении госорганов к медикам даже на фоне происходящих трагических событий.
В этой связи фракция Демократической партии "Ак жол" предлагает Правительству в срочном порядке разработать и внести Закон "О статусе врача и медицинского работника".
Аналогичное предложение недавно вносилось сенатором Муратом Бактиярулы и другими нашими коллегами. Однако они не нашли поддержки со ссылкой на наличие таких норм в Кодексе о здоровье народа. Между тем, на фоне заявлений Минздрава о готовности к новой волне пандемии стране не хватает порядка 4 тыс. врачей крайне актуальных специальностей, таких как пульмонологи, реаниматологи, эпидемиологи, радиологи. Ситуация по среднему и младшему медперсоналу, очевидно, еще хуже.
Однако практика и приведенные примеры показывают, что даже среди госслужащих присутствует непонимание государственного значения труда и героизма людей в белых халатах. А их материальное обеспечение зависит не от закона, а от воли чиновников.
На основании изложенного фракция Демократической партии "Ак жол" настоятельно предлагает разработать Закон о статусе врача и медработника, в котором закрепить их материальное обеспечение (учитывая ситуации эпидемий), а также защитить профессиональное и человеческое достоинство людей в белых халатах.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

18 ноября фракция Демократической партии "Ак жол" направила депутатский запрос о правовом беспределе, творимом так называемыми "мониторинговыми группами" при проведении проверок объектов МСБ.
Мы просили урегулировать их деятельность в соответствии с требованиями законодательства и защитить предпринимателей от незаконного прессинга.
После нашего запроса поток обращений на данную тему только увеличился. Предприниматели из регионов сообщают, что мониторинговые группы обходят стороной рестораны и клубы, принадлежащие родственникам чиновников. Подобные заведения якобы беспрепятственно и круглосуточно работают весь период карантина.
Распространяется практика, когда, шантажируя высокими суммами штрафов (от полумиллиона до 2-3 миллионов тенге), руководители мониторинговых групп вводят регулярные поборы с объектов бизнеса. В некоторых случаях называется тариф – 50 тысяч тенге еженедельно. Если учесть, что в крупных городах и областных центрах в среднем от 1 до 2 тысяч заведений общепита и столько же других объектов сферы услуг, то в каждом отдельном городе коррупционная рента проверяющих при таком подходе может составлять более 100 млн.тг в месяц. И вся эта нагрузка ложится на находящийся на последнем издании малый и средний бизнес.
Штрафы и демонстративные облавы для прессы, как утверждается, проводятся в отношении лишь тех предпринимателей, которые отказываются платить дань и имеют смелость отстаивать свои права. Дело доходит до прямых провокаций нарушений самими проверяющими.
При этом полномочия, порядок действия и даже формирование мониторинговых групп четко не урегулированы. В частности, Предпринимательским кодексом установлено, что проверка должна проводиться уполномоченным органом в той сфере, на предмет которой проверяется бизнес. То есть, при проверке эпидемиологических требований ее должна возглавлять СЭС. Однако, например, в Алматы работникам СЭС прямо запретили участвовать в мониторинговых группах. Но тогда все эти проверки незаконны!
Мы не защищаем нарушителей, но требуем четкого соблюдения закона.
Потому что откупившиеся от контроля заведения могут спокойно игнорировать требования безопасности и продолжают служить источником распространения заражений. Никакого практического эффекта в виде сокращения заражений, от такого мониторинга на самом деле нет.
Кроме того, у бизнес-сообщества вызывает обоснованные опасения тенденция роста заболеваний COVID-19 и перспектива очередного локдауна. Сегодня произошел очередной скачок заражений с 689 до 770 случаев.
По мнению практически всех участников рынка, очередное закрытие работы объектов общепита и сферы услуг для большинства предприятий окажется последним.
В этой связи фракция Демократической партии "Ак жол" просит Правительство:
1) Максимально ускорить единообразное урегулирование деятельности мониторинговых групп в соответствии с законодательством, а также меры защиты прав предпринимателей;
2) Поручить Агентству по борьбе с коррупцией взять деятельность мониторинговых групп на особый контроль, выявлять и пресекать вымогательства и систематический сбор "дани" с предпринимателей, включить членов мониторинговых групп, включая общественников, в перечень лиц, подлежащих коррупционной ответственности в связи с выполнением функций государственного контроля;
3) В связи с использованием высоких сумм штрафов в целях вымогательства, предусмотреть на период борьбы с пандемией их сокращение на 50%. Штрафы должно быть проще заплатить, чем "дать на лапу" вымогателю.
4) В случае дальнейшего роста заражений, отказаться от планов по закрытию бизнеса, отдав предпочтение мерам строгого регулирования.
5) В случае введения ограничений по перемещению граждан, не повторять прошлых ошибок и включать в зону городов прилегающие пригороды и населенные пункты, входящие в соответствующую агломерацию, где проживает значительная часть работников городских предприятий.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Хахазова Ш.Х.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Поводом для нашего запроса послужила наболевшая проблема водоснабжения столицы нашей страны - города Нур-Султан.
В настоящее время единственным источником водоснабжения города Нур-Султан является Астанинское (Вячеславское) водохранилище. Но этот ресурс уже практически исчерпан. Уже сегодня баланс водохранилища не обеспечивает запаса надежности водообеспечения, не говоря о среднесрочной перспективе.
Водохранилище, введенное в эксплуатацию в 1969 году, строилось из прогнозов численности населения в еще советском Целинограде (не более 300 тыс. человек). Строительство Астаны базировалось на идеях архитектора Киоши Курокавы, не предполагавшего высоких темпов развития города. В Генплане строительства столицы был заложен прогноз: 800 тысяч человек населения к 2030 году. Но уже сейчас население города насчитывает около 1 млн. 200 тыс. человек, а к 2030 году, по прогнозу, возрастет до 1 млн. 600 тысяч.
Сегодня жители столицы и ее пригородов жалуются на нехватку воды. Во многих районах города водоснабжение ведется через водоразборные колонки на улицах. Периодически возникают проблемы с подключением к водопроводным сетям новых жилых комплексов. И все это в столице нашей республике.
Хотим обратить Ваше внимание, что вопрос водоснабжения столицы Лидер нации относит к числу "важнейших прорывных и социально-ориентированных проектов", о чем он неоднократно заявлял в своих выступлениях.
Согласно существующим прогнозам, к 2030 году потребление питьевой воды городом возрастет до 153 млн. кубометров в год. На сегодняшний день планируемый объем водопотребления составляет 102 млн., при проектных 67,7 млн. кубометрах. Решить проблему водообеспечения столицы за счет местного стока попросту нереально!
Основной проблемой является отсутствие второго источника. В настоящий момент имеется возможность подачи воды из реки Иртыш в Астанинское водохранилище через существующий комплекс по переброске воды из канала имени Каныша Сатпаева с транспортировкой по естественному руслу реки Есиль. Но экономическая эффективность этого проекта крайне низкая!
Кардинальное решение видится только в использовании Иртышской воды, как резервного независимого источника. А это предполагает строительство нового водовода по переброске воды из канала им. Сатпаева.
Альтернативы этому нет. И если мы не хотим столкнуться с серьезными проблемами, решение о строительстве нужно принимать сейчас, не откладывая и не затягивая. И это не преувеличение.
В данный момент разработано технико-экономическое обоснование проекта "Строительство сооружений для подпитки Астанинского водохранилища". ТЭО получило положительное заключение Госэкспертизы. Но до сих пор проект не сдвинулся с "мертвой точки".
В этой связи, просим Вас дать поручение профильным госорганам предоставить информацию по следующим вопросам:
1. На какой стадии находится вопрос реализации проекта по переброске воды из канала им. Каныша Сатпаева?
2. Какие обстоятельства сдерживают реализацию данного проекта?
3. Имеется ли у Правительства план по координации демографического роста населения столицы?

Депутаты Мажилиса от
Ассамблеи народа КазахстанаШ. Хахазов
В. Божко
С. Абдрахманов
Н. Жумадильдаева
Р. Ким
Н. Микаелян
А. Мурадов
Ш. Нурумов
Ю. Тимощенко

---

Депутатский запрос Ашимбетова Н.К.
Первому заместителю Премьер-министра РК Смаилову А.А.

Уважаемый Алихан Асханович!

Обеспечение продуктами питания, а главное доступность их стоимости - один из самых важных вопросов в повседневной жизни граждан. Доля расходов на пищу в потребительской корзине - один из показателей уровня жизни населения. У нас эти расходы составляют уже более 50%.
При низких доходах населения продолжается рост стоимости продуктов питания. С начала года инфляция на них составила более 10%, что по данным ЕАЭС является самым высоким показателем среди стран, входящих в эту организацию. Как известно, цена продукции у производителя не регулируется и находится в конкурентной среде. Главное, чтобы продукты дошли до потребителя с обоснованными торговыми наценками. До недавнего времени у акиматов не было достаточных полномочий по контролю за ценами и привлечению к ответственности нарушителей.
В текущем году депутатами Мажилиса Парламента были внесены поправки в Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей" и в Административный Кодекс Республики Казахстан. В них прописано "Субъект внутренней торговли на социально значимый продовольственный товар устанавливает размер предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки". Также определены серьезные финансовые меры ответственности за нарушение Закона. Эти изменения вступили в силу 25 июня текущего года.
Напомним, к "социально значимым" относятся 19 видов продуктов питания, из которых, только по сахару и мясу птицы имеется импортная зависимость. По остальным позициям потребность обеспечена собственным производством, чему также способствует хороший урожай. Установленные нормы, о не превышении 15% - ой надбавки от цены производителя, создают реальные возможности защитить права потребителей, убрать посредников и перекупщиков, не допустить необоснованного завышения цен.
Однако, по информации акиматов, на сегодняшний день данные нормы не применяются из-за моратория на проведение проверок, а также по причине отсутствия у них полномочий и дополнительных разъяснений со стороны уполномоченного органа - Министерства торговли и интеграции.
Необходимо отметить следующее. Во-первых, мораторий не распространяется на крупные торговые сети. Во-вторых, действительно, нет понятной позиции в этом вопросе у Министерства торговли и интеграции. К примеру, 20 октября т. г. принято постановление Правительства № 633 о регулировании деятельности торговых рынков. Где определено, что 10 % торговых площадей должно выделяться для сельхозтоваропроизводителей только на коммунальных рынках. Хотя известно, что многие из них приватизированы, а в иных городах их вообще не было и нет. Т.е. опять экологически чистая и низкая по цене продукция фермеров не получит гарантированный доступ к широким слоям покупателей. В постановлении также прописано, администратор рынка лишь доводит до сведения субъектов торговли предельно допустимые цены на социально значимые товары.
В настоящее время контроль за ценами сведен на уровень мониторинга. Превышение торговых наценок видно, что называется, "невооруженным глазом". Например, пищевое яйцо с птицефабрик отпускается по цене в среднем 300 тенге за десяток, а их стоимость в рознице - 400 тенге, с наценкой 25%.
Информирование населения в этом вопросе связано в основном с работой стабфондов, мерами финансовой поддержки торговых домов и другое. Нет данных о ценах производителей, рекомендуемых розничных ценах, а также о принятии мер к нарушителям.
В связи с вышеизложенным, просим представить информацию по следующим вопросам:
- в связи с чем не применяются принятые нормы законодательства в части контроля за ценами на продукты питания первой необходимости в крупных торговых сетях, которые не относятся к малому и среднему бизнесу, а также как эту функцию выполняют администрации рынков;
- почему Министерство торговли и интеграции, как уполномоченный орган, не вносит необходимые разъяснения по применению вышеназванных законодательных поправок и не обеспечивает контроль за их выполнением;
- как выполняется поручение Президента страны по реализации пилотного проекта "от поля до прилавка", особенно в части организации закупа продукции у личных подворий и обеспечении беспрепятственного доступа сельхоз товаропроизводителей на рынки городов.
В целях вовлечения общественного контроля просим поручить акиматам на постоянной основе размещать информацию о ценах производителей и рекомендуемых розничных ценах на социально значимые продукты.
Ответ предоставить в установленные законом сроки.

Член фракции партии "Nur Otan"
Н. Ашимбетов
депутаты от Ассамблеи народа Казахстана
В. Божко
Н. Микаелян


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.12.2020
Рабочий график первого президента 31.12.2020
В Мажилисе подвели итоги работы за 2020 год 31.12.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №891 31.12.2020
В Казахстане в рамках ГЧП планируется строительство 50 школ на 170 тыс. мест 31.12.2020
Своих биртановых и бекшиных хватает. Итоги 2020 31.12.2020
30 декабря 2020 года состоялись телевизионные дебаты политических партий, выдвинувших списки кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан 31.12.2020
Между Правительством РК и ПАО "Татнефть" подписано соглашение о развитии машиностроения в Казахстане 31.12.2020
Ералы Тугжанов ознакомился с производством уникальных аппаратов для лечения заболеваний легких 31.12.2020
Рабочий график главы государства 30.12.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.01.21 Суббота
84. ПЕТЛЮХ Петр
72. АРЫСТАНОВ Кенес
69. БАЙГАРИН Канат
69. СУЛТАНБЕКОВ Танатар
69. ХАМЕТОВ Касымбек
68. БУЛГАКБАЕВ Болатбек
68. САТОВА Амина
65. БАТАЛОВ Амангали
65. АЙДАПКЕЛОВ Сергали
63. ДАВЛЕТОВА Алтын
63. ИБРАЕВ Марат
63. КУРМАНКИНА Назира
62. КУНАФИЯНОВ Бакыткан
61. ОМАРОВ Габдрахман
59. АДИЯТОВ Кендыбай
...>>>
17.01.21 Воскресенье
92. ГИНЗБУРГ Александр
86. БРЕЙГИН Григорий
83. ИГБАЕВ Тасбулат
80. ТУЛЕБАЕВ Райс
74. ДУЙСЕМАЛИЕВ Болатбек
69. АЛПЫСБАЕВ Малик
69. МУКАТАЕВ Сагидолла
69. САМОЙЛЮК Владимир
69. СОЛОВЬЕВА Айгуль
67. КУЗЕТОВ Марат
65. БЕКСУЛТАНОВ Кудайберген
65. САРСЕНБАЕВ Амангельды
65. СУЛЕЙМЕНОВ Гибрат
65. ШАХАНОВА Нуриля
63. СУМИН Александр
...>>>
18.01.21 Понедельник
83. НУРМАНБЕТОВ Нусупжан
80. КУДАЙБЕРГЕН Примкул
74. АЛДАНОВ Ермек
71. МИЗИНОВ Юрий
65. АБДИЕВ Тульбай
64. УТЯПОВ Шинтас
63. ГАЛИЕВ Сейтгали
62. ИМАНОВ Ибрагим
61. АЛИМБЕТОВ Жаркымбек
61. СУСЛОВ Александр
60. АККАЙСИЕВА Шолпан
60. КУСТАВЛЕТОВА Алмагуль
59. ЖАМХАНОВА Кулан
57. ЕСЕНЖУЛОВ Арман
57. УСЕНОВ Маргулан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz