Министру национальной экономики РК Даленову Р.Е. Председателю Агентства по защите и развитию конкуренции РК Жумангарину С.М.
Ранее, в своих депутатских запросах, фракция "Ак жол" неоднократно поднимала вопрос необоснованного участия государства в предпринимательстве. Настоящий запрос касается деятельности социальных предпринимательских корпораций (далее – СПК), которые давно отошли от своей основной концепции. Идея создания СПК была озвучена Елбасы в 2006 году в Послании народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-наиболее конкурентоспособных стран мира". СПК должны были стать региональными институтами развития, эффективно управляющими активами, стимулирующие экономическую активность, в том числе – через привлеченные инвестиции, выступить катализатором формирования устойчивых производств в регионах. Именно такие задачи были обозначены в концепции развития СПК до 2020 года и утверждены поставлением Правительства в 2012 году. На основании этого документа было создано 17 СПК. Одной из главных направлений деятельности СПК было стабилизация цен на социально-значимые продовольственные товары через стабилизационные фонды, задача которых заключалась в интервенции продуктов питания на рынки в периоды роста цен. По данным министерства рост цен за 11 месяцев т.г на СЗПТ составил 9,6 % в реальности на 25-30 %. Фактическая интервенция сводится к рапорту о наличии точек в регионе, где имеются отдельные продукты питания из перечня социально-значимых, по ценам ниже рыночных. Работа СПК в этом направлении сводится к "закапыванию бюджетных денег песок", так как закуп продуктов по низким ценам производится осенью, затраты на их хранение до периода роста цен и реализация продуктов производятся без ценовой надбавки и зачастую по отрицательной стоимости для компаний. Необходимо пересмотреть подход государства по сдерживанию цен на социально-значимые продукты питания, через развитие сельскохозяйственного производства и торгово-логистических центров с целью стимулирования производителей и реализации продукции без посредников. Фактически в настоящее время функцией СПК является решение текущих, региональных проблем исполнительной власти. Деятельность СПК зачастую приводит к ограничению конкуренции путем необоснованного участия на рынках с развитой конкуренцией. Например, в ведении СПК "Астана" находится порядка 10 субъектов рынка, осуществляющих свою деятельность в благоустройстве, пейзажном планировании, строительстве зданий, сооружений, где и так имеется большое количество субъектов МСБ. К примеру, с 2016 по 2019 годы СПК "Астана", путем заключения договора из одного источника с МИО, получила более 2 млрд тенге на оказание услуг по содержанию сооружений и проведению форумов, хотя на этом рынке активно работает бизнес. Ограничение конкуренции приводит к увеличению бюджетных расходов. МСБ же в процессе конкуренции свои услуги осуществляет по более низкой цене и с лучшим качеством по сравнению с квазигосударственным сектором. Имеют место факты предоставление привилегии госорганами отдельным предприятиям в процессе выделения земельных участков – в качестве инструмента используются СПК. Механизм заключается в предоставлении СПК земельных участков в обход конкурсных процедур, которые в последующем передаются в качестве уставного капитала совместно созданным предприятиям, а в дальнейшем – доли СПК выкупаются частными собственниками, что позволяет приобрести вне конкурса земельные участки. Приведу пример: строительство фитнес-центра в Ботаническом саду г.Нур-Султан. По информации СМИ следует, что строительством занимается ТОО "Profit Project", где долю в размере 9% имеет СПК "Астана". Участие СПК с 9% долей позволило ТОО "Profit Project" получить вне конкурса лакомый кусок земли, в центре города, что вызвало резонансное возмущение у жителей столицы. СПК сегодня не имеет единого направления развития и специализации деятельности, не проводится анализ их работы центральными госорганами на систематический основе, отсутствует контроль со стороны исполнительных органов. На основании вышеизложенного, ДПК "Ак жол" обращается к Министерству национальной экономики и Агентству по защите и развитию конкуренции со следующим: 1. Определиться с ролью и задачами СПК в регионах – в таком виде они являются барьером для развития бизнеса и неэффективным институтом, подлежащим ликвидации. 2. Если министерство считает их деятельность целесообразным, то необходимо разработать и утвердить новую концепцию деятельности и развития СПК на 2021-2025 гг. 3. Разработать концепцию государственного участия в предпринимательстве. Продлить мораторий по созданию новых государственных предприятий. 4. Провести анализ деятельности СПК на их эффективность и исполнения поставленных задач согласно концепции 2012 года, а неэффективные предприятия ликвидировать.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" |