NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:44 ast
03:44 msk

Реформа государственного управления и госслужбы: итоги полутора лет
Д.Ашимбаев: В последнее время периодически возникает вопрос о предварительных итогах политики второго президента страны и его команды в вопросах реформы системы управления страной
14.12.2020 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, turanpress.kz, 11 декабря

В последнее время периодически возникает вопрос о предварительных итогах политики второго президента страны и его команды в вопросах реформы системы управления страной. Как известно, Касым-Жомарт Токаев провозгласил лозунг "Современное эффективное государство", дополнив его двумя параметрами - "сильный Президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство" и "слышащее государство".
Посмотрим, какие задачи были поставлены и как они были решены.
В предвыборной платформе "Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс" были обозначены, в частности, такие задачи:
- Разработка комплекса мер по повышению ответственности и подотчетности государственных служащих при реализации государственных программ и использовании бюджетных средств.
- Разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления (в т.ч. по перераспределению полномочий между различными уровнями управления) на базе комплексного функционального анализа государственных органов и подведомственных организаций.
- Разработка комплекса мер по обеспечению прозрачности и эффективности системы кадрового роста в системе государственного управления на основе принципа меритократии, карьерного продвижения лучших сотрудников.
- Разработка нормативной правовой базы и формирование "Президентского кадрового резерва".
15 июля 2019 года президент поставил перед АП задачу пересмотреть требования по участию госслужащих в программе "Болашак", а также поручил Администрации президента совместно с правительством разработать Концепцию развития государственного управления.
2 сентября 2019 года президент в послании предложил в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти.
15 января 2020 года Токаев отметил: "Одной из проблем остаются "командные перемещения" в системе государственного управления… Отсутствуют нормативы численности руководящих работников. Не всегда соблюдаются и принципы меритократии. До сих пор имеются случаи покровительства и продвижения по служебной лестнице по знакомству. Это недопустимо. Такую систему нужно подвергать критическому анализу, в том числе через общественное мнение, по-другому уже нельзя, ведь главное – результат. В последние годы в структуре государственного аппарата изменения происходили свыше 500 раз. Постоянные реорганизации способствовали оттоку специалистов, как следствие, отсутствовала преемственность, что сказывалось на эффективности деятельности госорганов. А для госаппарата институциональная память имеет первостепенное значение. О какой памяти можно вести речь, если руководители подразделений и ведомств как стрекозы скачут с одной должности на другую?"
1 сентября 2020 года президент в послании поставил задачу "перезагрузить систему государственной службы". Он поручил ускорить сроки сокращения госаппарата и работников квазигоссектора (в этом году на 10%, а в следующем году – еще на 15%). С 1 июля 2021 года необходимо следует внедрить факторно-балльную шкалу. Президент поручил упразднить институт ответственных секретарей и принять пакет поправок в законодательство о государственной службе до конца года".

Теперь посмотрим, чтобы было сделано для претворения этой политики в жизнь.
Количество органов государственного управления продолжило расти. В июне-июле 2019 г. были созданы Министерство торговли и интеграции, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов. Служба внешней разведки "Сырбар" была присоединена к Комитету национальной безопасности. Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности реорганизовано в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции переименовано в Агентство по делам государственной службы. Национальное бюро по противодействию коррупции преобразовано в Агентство по противодействию коррупции. Созданы отдел государственного управления Администрации президента, РГУ "Служба центральных коммуникаций" при президенте. Штатная численность АП выросла с 388 до 408 человек. В ноябре 2019 года было создано Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. До разделения аппарат Нацбанка имел 2587 человек, после - 2078, а штатная численность АРРФР была утверждена в размере 547 единиц (+ 38 чел.). В сентябре 2020 г. были созданы Агентство по стратегическому планированию и реформам, Агентство по защите и развитию конкуренции, Министерство по чрезвычайным ситуациям. При создании МЧС в МВД было сокращено 23932 штатных единиц, в МНЭ - 31, в МИИР - 449 (итого 24412), а МЧС получило 24812 ед. (+400 чел.).
Итого: число министерств увеличилось на 3, агентств - на 3 и одно министерство было переименовано.
***
Вместе с тем, штатная численность министерств (с учетом территориальных структур и подведомственных организаций) сократилась с 213 841 (на 01.01.2019) до 178 530 чел. (на 01.11.2020), т.е. на 35311 единиц (не считая сотрудников бывшего Комитета по статистике, переданного в АСПИР, общая численность которого составила 2862 чел. и нового АЗРК, куда передано 267 ед.). Штатная численность структур, подчиненных президенту, составляет 12462 (без учета АП) и выросла на 3129 ед. с марта прошлого года как раз за счет создания новых агентств.
То есть, при желании можно увидеть сокращение аппарата на 15%.
***
"Правила игры" менялись много раз. В Указ "О проведении внеочередной аттестации сотрудников полиции органов внутренних дел РК" правки вносились 3 раза, в Указ "О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти" – 10 раз, в Указ "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы" – 5 раз, в Указ "О некоторых вопросах поступления граждан на административнуюгосударственную службу корпуса "А" – 6 раз, в Указ "О Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте РК и кадровых комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы" – 3 раза, в Указ "О некоторых вопросах прохождения государственной службы" – 3 раза, в Указ "О проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений" – 2 раза, в Указ "Обутверждении Реестра должностей политических и административных государственных служащих" – 6 раз. Это касается не только указов президента. В Закон "О местном государственном управлении и самоуправлении в РК" правки вносились 14 раз за полтора года, в Закон "О государственной службе РК" – 11 раз, в Закон "О противодействии коррупции" – 7 раз и т.д.
Одним из достижений законодательства считается внедрение нормы, по которой чиновник должен уходить в отставку в случае совершения его непосредственным подчиненным коррупционного преступления. Процедура достаточно конкретизирована в законе, кроме совершенно логичных вопросов: как быть, если преступление было совершенно в течение несколько дней или даже часов после назначения соответствующего чиновника, или в случае, когда подчиненный осужден, а начальник уже сменился. Безусловно, все вносимые правки направлены на улучшение работы госаппарата, но внедрение их в промышленных объемах при постоянной смене норм наводит на мысль о поговорке "лучшее - враг хорошего". Ведь Закон "О государственной службе", принятый в 1999 г., подвергался правкам 26 раз, а сменивший его Закон 2015 г. - уже 19 раз.
Комментируя ту или иную реформу, сложно говорить об ее "эпохальном" характере, зная, что уже через несколько месяцев - по статистике - начнется ревизия принятых решений.
Критику вызвало и предоставление преференций выпускникам программ докторантуры в "ведущих зарубежных высших учебных заведениях". Это, правда, больше относится к бесчисленным реформам образования, в результате которых качество выдаваемых в стране дипломов упало ниже плинтуса.
***
В августе 2019 г. была создана Национальная комиссию по молодежному кадровому резерву при президенте и утверждены правила формирования Президентского молодежного кадрового резерва. Реформа сама по себе интересная, причем прежде всего своей открытой и достаточно транспарентной процедурой формирования резерва. Вместе с тем, вклинивание нового рекрутирования госслужащих, призванное открыть новые социальные лифты, порождает естественные вопросы: куда пристраивать резервистов, если госаппарат сокращается, почему нужно отодвигать в очереди на выдвижение "обычных" кадровых чиновников и не получится ли в итоге очередная кампанейщина (по аналогии с первой волной "болашаковцев", которых бросили 15 лет назад на руководящую работу без малейшего опыта и представления о сфере, куда они были направлены).
Буквально несколько дней назад председатель Агентства по делам государственной службы Анар Жаилганова рассказала Президенту "о работе по совершенствованию системы отбора на государственную службу. По ее словам, в рамках этого направления предлагается выявлять компетенции, предъявляемые как для руководящих, так и исполнительских должностей, не через тестирование, а путем собеседования, что должно повысить качество отбора". То есть, опять изменение правил...
Внедряется институт ротации политических государственных служащих. Теперь срок, который они работают в той или иной должности, составляет 4 года. Но может быть продлен на 2 года и потом еще на 2 года. Проблема в том, что у нас редкий руководящий чиновник работает в одной должности более 3 лет. С другой стороны, этот механизм можно использовать, чтобы подвинуть слишком уж засидевшихся в кресле бастыков.
Тоже касается и упразднения института ответственных секретарей. В этой реформе 2007 г. был бы определенный толк, если бы все лица, от которых зависела ее реализация, были последовательны хотя бы в плане несменяемости ответсеков в течение хотя бы минимального срока. А то, как проходили постоянные ротации ответсеков, подорвало саму суть их введения.
Обещанное внедрение оценок за результаты в законах не фиксируется, кроме нормы "Оценка деятельности административных государственных служащих корпуса "А" ... проводится должностным лицом (органом), имеющим право назначения на государственную должность и освобождения от государственной должности административного государственного служащего корпуса "А".
Уже 11-й год действует "Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы", утвержденная президентом и 23 раза скорректированная, но информация о ее применении является закрытой. Не помнится случаев, чтобы чиновников снимали за невыполнение государственных программ или по итогам проверок Счетного комитета. Вместе с тем, в закрытой административно-политической системе без контроля обойтись невозможно. Этим вопросом занимается несколько госорганов, но основная работа лежит на Администрации президента, Канцелярии премьер-министра и Счетном комитете. Интересно, что источниками информации для оценки работы служат помимо отчетов, материалов проверок и статданных еще и заключения независимых экспертов (за исключением блока "достижение целей"), рекомендации общественных советов, результаты социологических исследований, обзоров международных организаций и международных рейтингов. Судя по тому, что по итогам проводимой оценки эффективности ни первый, ни второй президенты особенно никого не хвалили, а она сама никогда не становилась предметом государственной пропаганды, то дела по многим направлениям особо не продвигаются. Зато налицо многочисленные выговоры и замечания в адрес акимов и других чиновников, которые как раз-таки на этой системе оценки основаны. Акимов, правда, больше волнует место в рейтинге эффективности, который по понятным причинам распространяется только "для служебного пользования". На моей памяти было два случая, когда эти рейтинги "утекли" наружу. В первом это вызвало истерику от акима, занявшего последнее место, а во втором – бешенство всех остальных акимов и самой АП из-за того, что победитель не удержался и похвастался первым местом перед СМИ.
Возвращаясь к системе оценки, а это тема для отдельного разговора, хочется указать, что государственные органы без четкого планирования и контроля за результатами своей работы не то что хорошо, но вообще никак работать не могут. С планированием у нас, как известно, большая проблема, а контроль остается преимущественно внутренним, закрытым. Чиновник, госслужащий в этой ситуации начинает демонстрировать не эффективность, а лояльность, и внедрять такие показатели работы, по которым с него сложно что-то требовать.
Госпожа Жаилганова недавно "назвала 3 необходимых качества для руководителей новой формации". Это - стратегическое лидерство, управление изменениями и эффективные коммуникации. А хотелось бы все-таки поговорить о компетентности, ответственности и результативности…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.12.2020
Рабочий график первого президента 31.12.2020
В Мажилисе подвели итоги работы за 2020 год 31.12.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №891 31.12.2020
В Казахстане в рамках ГЧП планируется строительство 50 школ на 170 тыс. мест 31.12.2020
Своих биртановых и бекшиных хватает. Итоги 2020 31.12.2020
30 декабря 2020 года состоялись телевизионные дебаты политических партий, выдвинувших списки кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан 31.12.2020
Между Правительством РК и ПАО "Татнефть" подписано соглашение о развитии машиностроения в Казахстане 31.12.2020
Ералы Тугжанов ознакомился с производством уникальных аппаратов для лечения заболеваний легких 31.12.2020
Рабочий график главы государства 30.12.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz