government.kz, 22 декабря
11 ноября т. г. депутаты Мажилиса Парламента РК, члены фракции ДПК "Ак жол" А. Перуашев, М. Казбекова, Е. Барлыбаев, Е. Никитинская, К. Абсатиров, Б. Дюсембинов и Д. Еспаева направили депутатский запрос касательно пересмотра условий вступления в ВТО и ЕАЭС.
Премьер-Министр РК Рассмотрев ваш депутатский запрос касательно поддержки отечественных предприятий в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), сообщаем следующее. Касательно защиты национальных экономических интересов в рамках ВТО и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Принятые Республикой Казахстан обязательства в рамках ЕАЭС и ВТО соответствуют национальным интересам страны и основаны на принципах международной торговли (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и т.д.). При этом необходимо отметить, что принятию соответствующих обязательств предшествовала масштабная работа по гармонизации национального законодательства и согласованию условий присоединения со всеми заинтересованными государственными органами и бизнес сообществом. При вступлении в ВТО Казахстан присоединился к основополагающему документу организации – Марракешскому соглашению, которое состоит из ряда международных договоров, не подлежащих к изменению государством-членом индивидуально. Решения по изменению обязательств в рамках ВТО принимаются консенсусом. Между тем Республике Казахстан удалось отстоять право оказания государственной поддержки сельского хозяйства в размере 8,5% от валовой стоимости продукции сельского хозяйства, что является одним из высоких показателей государственной поддержки среди стран-членов ВТО. Следует отметить, что данная государственная поддержка делится на две группы – с привязкой к определенному сельскохозяйственному продукту, эквивалентному 8,5% от общей стоимости производства продукции в течении соответствующего года (пшеницы, ячменя, хлопка, мяса, молоко и т.д.) и без привязки к конкретному продукту также в размере 8,5% (на удешевление 2 процентной ставки аграрных кредитов, поддержка в форме списания задолженности по кредитам, финансирование лизинга сельхозтехники и т.д.). В этой связи сообщаем, что в настоящее время внесение изменений в вышеуказанные международные договора не рассматривается. Вместе с тем, страны стремятся к извлечению максимальной выгоды от интеграционных процессов, зачастую нарушая принятые обязательства в целях защиты отечественного бизнеса. Для таких случаев правом ЕАЭС предусмотрены необходимые инструменты, которые направлены на устранение барьеров, с которыми сталкивается бизнес. К примеру, с 2016 года в рамках ЕАЭС устранено 54 из 65 квалифицированных барьеров. Также в целях обеспечения доступа казахстанских товаров на рынки стран-партнеров по ЕАЭС проводится системная работа, как на национальном уровне, так и на площадке органов ЕАЭС. К примеру: 1) для налаживания прямого диалога с бизнесом создана Общественная приемная по вопросам участия Казахстана в ЕАЭС и ВТО. Общественная приемная будет проводить консультационную и разъяснительную работу с выездами в регионы; 2) утвержден и реализуется План мероприятий по устранению барьеров, действующих в странах-партнерах, которые являются чувствительными для казахстанских экспортеров; 3) утверждена Межведомственная рабочая группа по вопросам устранения барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Кроме того, в целях обеспечения беспрепятственного функционирования внутреннего рынка в рамках ЕАЭС действует механизм квалификации барьеров – Методология разделения препятствий на внутреннем рынке. Данный механизм позволяет выявлять препятствия и регламентирует весь процесс рассмотрения на площадке ЕЭК. На сегодня казахстанской стороной инициировано внесение изменений в действующую Методологию в части закрепления общего срока рассмотрения и квалификации барьеров до 3-х месяцев. Касательно закупок недропользователей и поддержки отечественных производителей В соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Казахстан в рамках вступления во ВТО, начиная с 1 января 2015 года исключена возможность включать требования о местном содержании в закупки товаров в ходе заключения новых контрактов с недропользователями, а также принимать любые меры, относящиеся к требованиям местного содержания, которые являются более ограничительными чем те, которые установлены Законом от 24 июня 2010 года №291-IV "О недрах и недропользовании". Вместе с тем, Казахстану удалось отстоять интересы отечественных производителей и предусмотреть переходный период, согласно которому срок поддержки отечественных производителей товаров в рамках контрактов на недропользование продлен с даты вступления в ВТО до 1 января 2021 года, и сохранено право требования доли казахстанского содержания в услугах 3 (включая работы) и найме квалифицированных кадров до 50% для предоставления 20% условной скидки таким производителям работ и услуг. Следует отметить, что в преддверии окончания переходного периода и полноценного участия Казахстана в ВТО развитие и защита внутреннего рынка становится одним из самых актуальных вопросов, требующих серьезного подхода и принятия эффективных решений. Для решения вышеперечисленных вопросов создана Рабочая группа по вопросам развития местного содержания в регулируемых закупках в условиях вступления Казахстана в ВТО. Рабочей группой поддержаны предложения Казахстанского центра индустрии и экспорта "QazIndustry" по развитию местного содержания, в частности по ребредингу термина "местное содержание" на более нейтральный и повсеместной адаптации применения альтернативного понятия, к примеру "внутристрановая ценность". Также предлагалось законодательно закрепить данный термин в разрабатываемой концепции проекта Закона "О промышленной политике" и рассмотреть возможность переквалификации закупок квазигосударственного сектора в категорию для "правительственных целей". Также в настоящее время прорабатывается альтернативный механизм поддержки отечественных производителей путем заключения с недропользователями добровольных соглашений о стимулировании предпринимательства Республики Казахстан. Соответствующее предложение согласовано с заинтересованными государственными органами и НПП "Атамекен". В этой связи, в рамках проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам восстановления экономического роста" предусматривается внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан, в том числе регулирующих порядок приобретения товаров работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию. Данные меры позволят вырабатывать и внедрять меры поддержки отечественных производителей. В целом вопрос поддержки отечественных производителей находится на постоянном контроле Правительства. |