NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 20:44 ast
18:44 msk

Что скрывается за новым Экологическим кодексом?
В первых числах января президент Токаев подписал новый Экологический кодекс. Все этапы принятия этого документа сопровождались нешуточными спорами
08.01.2021 / политика и общество

Элина Кайсарова, turanpress.kz, 5 января

Кодекс принят. Ждем 150 добавок?
Одновременно с Экологическим кодексом был подписан закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологии". Тем не менее, в полную силу нормы кодекса заработают еще не скоро.
Новая редакция Экологического кодекса усиливает ответственность промышленных предприятий за загрязнение окружающей среды и ужесточает ответственность за незаконную вырубку деревьев. Также новая редакция кодекса требует от промышленных предприятий внедрения передовых технологий для снижения эмиссий в окружающую среду.
"С учетом передового международного опыта внедрены принципы "загрязнитель платит" и "загрязнитель исправляет". Предприятие в обязательном порядке будет предоставлять компенсацию за ущерб, причиненный экологии. Сейчас же они платят штрафы и продолжают загрязнение", - прокомментировал особенности законодательного акта председатель Сената Маулен Ашимбаев.
Согласно новому кодексу, размер административного штрафа за вырубку деревьев будет увеличен в 5 раз. В случае повторного правонарушения или вырубки на особо охраняемых природных территориях крупные предприятия будут оштрафованы до 1500 МРП.
По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзума Мирзагалиева, министерству предстоит для реализации положений кодекса разработать и запустить порядка 150 нормативно-правовых актов. Также будет продолжен комплексный технологический аудит промышленных предприятий. Учитывая некоторые нюансы деятельности министра, с разработкой нормативов могут возникнуть проблемы.
Как поясняют в министерстве, Экологический кодекс готовили, используя опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран Европейского союза. После того как эти страны перешли на новые меры, количество выбросов в атмосферу снизилось на 94%. "Загрязнителю должно быть выгоднее принять все необходимые меры технического, финансового, технологического характера, нежели платить штрафы. Штрафы должны быть дороже. Под этим и подразумевается принцип "загрязнитель платит", - пояснял Магзум Мирзагалиев.
Предыдущий Экологический кодекс, полагают разработчики, основывался на другом принципе – "плати и загрязняй". Подавляющее большинство загрязнителей –промышленные предприятия, оформлявшие соответствующие разрешения на оплату эмиссии.
"В течение последующих нескольких лет проведем аудит, уже начали с основных загрязнителей. После этого будет подготовлен перечень технологий, направленных на снижение выбросов этих предприятий. Будут подготовлены справочники наилучших доступных технологий (НДТ).После этого первые 50 крупнейших предприятий Казахстана, которые осуществляют 80% выбросов, получат переходный период с 2025 по 2035 годы. Почему 10 лет? Это дорогостоящий финансово и технологически сложный процесс. Нужно все спроектировать, заказать, привезти и установить. Это непросто, где-то потребуются изменения технологий", - рассказал прессе Магзум Мирзагалиев.
По его словам, в странах ОЭСР и Европы подобный переход занял 15 лет, в Казахстане определен срок в 10 лет. Так как внедрение НДТтребует больших вложений, государство готово разделить эти инвестиции. Как пояснил министр, от платы за эмиссии откажутся уже с 2025 года. Освободившиеся средства предприятия будут реинвестировать в НДТ.
"Если сегодня предприятия платят порядка 90-95 миллиардов тенге за эмиссии и, кроме этого, более 140 миллиардов тенге тратят на природоохранные мероприятия, что в сумме дает 240-250 миллиардов тенге, то эти деньги будут оставаться у них в течение 10 лет, это уже значительная сумма.Фактически это осознанный выбор партнерства, когда мы поддержали бизнес, тот самый баланс между экономикой и экологией. Потому что многие предприятия не выдержали бы финансовой нагрузки по внедрению НДТ", - отметил министр.
Если же предприятия откажутся от внедрения НДТ, то плата за выбросы для них станет постепенно расти: в два, потом в четыре, далее в восемь раз. "Все равно предприятие будет выбирать: либо платить повышенные ставки за эмиссию, либо полностью обнулиться и на сэкономленные деньги внедрить НДТ", - сказал Магзум Мирзагалиев.

Кодекс один – мнений много
Некоторые эксперты с воодушевлением встретили новый кодекс. В развитии экологического законодательства в Казахстане произошел большой, титанический позитивный сдвиг, пояснил директор Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев в комментарии "Тенгри".
"Есть в кодексе новеллы, от которых большие ожидания. Прежде всего, сама идеология Эко-кодекса неожиданна и беспрецедентна. Это, в том числе, отказ от выплат за загрязнение окружающей среды в обмен на внедрение компаниями природоохранных, наилучших доступных технологий – НДТ.С одной стороны это, конечно, большие потери для бюджета, но с другой – это большой задел для компаний повышать уровень технологического оснащения, чтобы снижать выбросы. Поэтому надеемся, что та идеология, которая закладывалась в Экологический кодекс, а это максимальное стимулирование данных инвестиций, окажется состоятельной при ее реализации", - сказал Рахим Ошакбаев.
Однако в процессе обсуждения кодекса в среде промышленников (тех самых загрязнителей) возникли критические замечания. Некоторые были уверены в том, что ряд норм нового экологического законодательства нуждается в пересмотре, так как они противоречат интересам бизнеса. Принятие нового Экологического кодекса может обернуться для старейших промышленных предприятий банкротством, такое мнение производственники озвучили на III Международном экологическом форуме Uralsk Green Forum.
В частности, новый законодательный документ предполагает отказ от тотального экологического регулирования природопользователей. Основной упор контролирующих органов будет сделан на крупные предприятия, на чью долю приходится до 80% эмиссий в окружающую среду. Эти предприятия войдут в первую категорию природопользователей. Для осуществления эмиссий они с 2025 года будут получать комплексные экологические разрешения (КЭР), в которых будут не только определяться нормативы эмиссий, но и прописываться меры сокращения выбросов в окружающую среду.
По мнению исполнительного директора Казахстанской Ассоциации нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY Рустема Кабжанова, одним из проблемных моментов нового Экологического кодекса для всех действующих предприятий является как раз переход на КЭР.
"Большинство предприятий, которые работают в Казахстане, были построены в советское время – это касается энергетических предприятий, металлургических комплексов, часть предприятий нефтегазового сектора – "УзеньМунайГаз", "ЭмбаМунайГаз", - отметил Кабжанов. Износ этих предприятий очень большой, применяемые технологии в области охраны окружающей среды спроектированы и реализуются по советским стандартам. Если этот блок предприятий перевести на КЭР, то это повлечет для них колоссальные затраты, и эти предприятия могут просто обанкротиться, считает он.
"Если правительство декларирует, что нам необходимо улучшить экологическую обстановку, ужесточить меры к загрязнителям, внедрять лучшие технологии, то необходимо находить разумный компромисс в диалоге с предприятиями-недропользователями, промышленным блоком", – пояснил Рустем Кабжанов. Его тревогу вызвала уже упомянутая мера, согласно которой с 1 января 2021 года планируется повысить в два раза действующие ставки платы за эмиссии в окружающую среду, эти же ставки вдвое будут повышены также с января 2024 года и в начале 2027 года.
"Но если корову постоянно только доить и не кормить, она просто умрет. Необходимы адекватные ставки платы за эмиссии, чтобы предприятия имели возможность работать над улучшением экологической ситуации", – заявил в ходе форума Рустем Кабжанов.
В свою очередь председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева отметила, что компенсация государством части затрат недропользователей на природоохранные мероприятия вызывает у нее неприятие. "Новый документ внятно и поэтапно прописывает механизмы, как должен действовать недропользователь, чтобы не платить огромные штрафы, постепенно снижать свои выбросы и по каким критериям и нормативам будет производиться оценка этих выбросов", – пояснила Айгуль Соловьева.
Кроме того, при неоднократных обсуждениях кодекса в Парламенте также высказывались критические замечания. В частности, в октябре 2020 года депутаты подняли вопрос о защите малого и среднего бизнеса. По мнению главы Мажилиса Нурлана Нигматулина, кодекс, прежде всего, должен способствовать повышению качества жизни казахстанцев.
Нигматулин подчеркнул: важно не загнать предприятия в тупик, когда они начнут платить огромные штрафы за 10 лет. Нормы по стимулированию внедрения НДТ должны способствовать технологическому перевооружению. В противном случае предприятия окажутся в сложном положении. "Надо понимать, что это всегда уменьшение объемов производства, это всегда сокращение рабочих мест. В общем, здесь есть большая социальная составляющая", – указал спикер Мажилиса.
Помимо прочего, депутаты изучили вопрос о запрете на производство и эксплуатацию в Казахстане транспортных средств, не соответствующих требованиям техрегламента ЕврАзЭс. По словам мажилисменов, здесь могут пострадать сельские жители, многие из которых пользуются старой сельхозтехникой. Согласно официальным данным, в РК 82% тракторов и 65% комбайнов со сроком эксплуатации свыше 15 лет, и только 30% всего парка сельхозтехники соответствует современным требованиям.
Нормы соблюдения техрегламента необходимо тщательно продумать, чтобы не было ситуации, когда сельчанам будет не на чем работать, отметилНурлан Нигматулин. В том числе в новом кодексе предусматривается, что экологическое страхование станет обязательным только для объектов I категории. Однако в стране свыше двух тысяч объектов II категории и более трех тысяч объектов III категории, ведущих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности. Такие объекты тоже следует охватить экологическим страхованием, отметил Нигматулин.

Снять завесу тайны
Традиционное недовольство выразили и экологи. Они перманентно лишены возможности контролировать деятельность тех же недропользователей. Основная проблема в том, что при отсутствии видимых происшествий, проверяющие допускаются на режимный объект, каким является месторождение или промышленное предприятие, не чаще раза в год. Но если объект находится в сотнях километров от областного центра, то каким образом экологи могут зафиксировать ЧП и привлечь к нему внимание общественности и госструктур?
Здесь выручили бы мобильность и технологии, но отечественные НПО иногда даже не имеют автотранспорта в достаточном для "слежки" за загрязнителями количестве. О покупке информации, скажем, со спутника нет и речи. Еще в 2019 году экологи предлагали законодательно обязать компании ставить на месторождении онлайн-камеры и выводить сигнал в центр при Комитете экологии. Если у экологов не будет полной картины происходящего на объектах загрязнителей, самый строгий закон смягчится необязательностью его исполнения, уверяли представители НПО.
В частности председатель Ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова в интервью "Информбюро" высказала следующее мнение:
"Крупным предприятиям-загрязнителям вроде нефтяных компаний, Arcelor Mittal и так далее дешевле заплатить штраф (их и штрафовали не раз за нарушения в области экологии, но для них это копейки), чем у себя поставить фильтры, которые будут улавливать загрязняющие вещества, оборудование, которое будет замерять выбросы, поддерживать их в операционном состоянии. Если сравнить эти затраты и наши штрафы, то им дешевле заплатить штрафы.
Пока предприятия не почувствуют через свой карман, что необходимо устанавливать экологически безопасное оборудование, они не будут этого делать. Почему в странах ОЭСР компании сами устанавливают современные фильтры? Не потому что они такие хорошие, заботятся о природе, а потому что у них штрафы и платежи за загрязнение непомерно высокие и им выгодно устанавливать фильтры, оборудование для улова загрязняющих веществ. Экологическая модернизация им дешевле обходится, чем многомиллионные штрафы.
Поэтому мы решили в рамках нового Экологического кодекса поднять штрафы в разы, платежи – вдвое. Когда мы этот вопрос обсуждали в рабочей группе весной в этом году, представитель "Казэнерджи" больше возмущался даже не повышением штрафов, а тем, что общественные организации получат право проверять предприятия. То есть эти штрафы у нас до такой степени мизерные, что там даже не было людей, которые возмущались их повышением".

Как отчитывали министра
Динамичности принятию Экологического кодекса добавляли и регулярные выволочки, устраиваемые в Мажилисе министру экологии. Например, в июне спикер нижней палаты Нурлан Нигматулин, говоря о министре, заявил, что в частном секторе такого менеджера выгнали бы с волчьим билетом.
Тогда депутат Ирина Унжакова спросила Магзума Мирзагалиева о ходе реализации бюджетной программы по развитию гидрометеорологического экологического мониторинга, отметив, что показатели по ней ухудшаются, несмотря на увеличение финансирования. "В 2019 году на ее реализацию было выделено 2 млрд тенге, на 25% больше, чем в 2018 году, однако позитивной динамики по развитию экологического мониторинга нет. Более того, ситуация ухудшилась. Количество пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха сократилось: в 2018 году их было 146, в 2019 году стало 140. Поясните, почему при увеличении финансирования произошло снижение по прямым и целевым индикаторам в сфере экологического мониторинга? Деньги выделены, в полном объеме освоены. Как вы это объясните?", – сказала Ирина Унжакова.
Магзум Мирзагалиев ответил, что у шести датчиков истек срок их эксплуатации, что и привело к снижению пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
"Что касается 2 млрд тенге, они были потрачены в основном по двум направлениям: первое – прейскурант цен был изменен, он не менялся с 2013 года, соответственно, исходя из инфляции, из необходимости увеличения зарплат, выросли затраты "Казгидромета". Второй фактор – мы усилили мониторинг на гидротехнических сооружениях. В первую очередь на трансграничных реках. Что касается снижения соответствующего индикатора, данную работу мы будем в последующих бюджетах учитывать, и мы будем просить Минфин поддержать, и вас будем просить поддержать, увеличить", – ответил министр.
Нурлан Нигматулин мгновенно уличил министра в несоответствии ответа вопросу. "Да не поддержим мы вас. Что вас поддерживать? Что вы сейчас несете? Кто вас спрашивает про мониторинг рек? Идет речь о мониторинге состояния атмосферного воздуха – министр экологии разницу не видит! Вам выделили средства, государство вам как менеджеру дало деньги, вы их на 100% освоили. При этом допустили снижение прямых целевых индикаторов. Рядом Темиртау – черный снег, Усть-Каменогорск, по основным промышленным городам у вас идет снижение контроля состояния загрязнения атмосферного воздуха. Магзум Маратович, о чем вы говорите? Какой мониторинг рек?" – возмутился спикер.
"В частном секторе такого менеджера выгнали бы с волчьим билетом, понимаете? Граждане, экологические НПО поднимают вопрос состояния экологии, атмосферного воздуха в промышленных городах. Кто, как не министр экологии, должен за этим следить? Он своим ответом показал полную свою несостоятельность – путает одну бюджетную программу с другой. Освоение средств должно значительно улучшать качество жизни людей наших. Магзум Маратович, занимайтесь, пожалуйста. Если не понимаете этого, попросите министра образования, пусть он вам лекции организует в университетах на тему экологических вопросов – разграничение рек и атмосферного воздуха. Стыдно слушать такие ответы", - добавил Нигматулин.

Декларированная курица
В октябре министру экологии устроили еще один разнос. На пленарном заседании палаты депутат Сергей Симонов обратился с вопросом с Магзуму Мирзагалиеву.
"По программе строительства и реконструкции систем водоснабжения и гидротехнических сооружений наблюдается значительное сокращение финансирования с 19,4 миллиарда тенге до 10,1 миллиарда. При внесении корректировки бюджета таких изменений не предвиделось. Сокращение финансирования наблюдается практически по всем областям и по многим объектам. По семи новым объектам средства урезаны до минимума, по 10 объектам финансирование уменьшено на завершение проектов.
Получается, чтобы в отчете правительства по исполнению бюджета за 2019 год вышло 99,99%, делаются данные корректировки. Картина красивая, а результата нет. В итоге мы не решаем поставленную Елбасы программу по обеспечению питьевой водой населенных пунктов к 2020 году. С чем связано неосвоение 50% средств, выделенных по данному вопросу? Это недоработка в планировании бюджета или результат некачественного исполнения. Кто будет нести ответственность?" - спросил депутат.
Как попытался объяснить министр, причина крылась в некачественной проектно-сметной документации и судебных разбирательствах с подрядчиками. "Данный вопрос будет постоянно на нашем контроле", - заявил министр, чем вновь вызвал негодование Нурлана Нигматулина.
"Нет, Магзум Маратович, он у нас будет на контроле. Вы реализовывать его должны. Ваш ответ ни о чем. Вы констатируете то, что вам депутат сказал. Вы назовите причины. Пляшете вокруг. В министерстве проводите тендер или нет?
"Посмотрите цифру, которую сейчас назвал депутат. 50% средств запланировано, не освоено, ну как же так? Я думаю, что это результат того, что министр не понимает, как эту работу организовывать. Вы меня извините, из ваших ответов, Магзум Маратович, такое складывается впечатление. Общие фразы: усилим, расширим, подтянем. От этого страдает дело. Профессионально этим надо заниматься, а не дилетантские, кавалерийские наскоки делать. Это очень серьезная работа. И начинается она, действительно, с технико-экономического обоснования. Вот где профессионализм нужно проявлять", - сказал спикер палаты.
А в конце октября Нигматулин посоветовал Мирзагалиеву съездить в село за опытом реальной жизни. Речь как раз шла о новом Экологическом кодексе. В ходе пленарного заседания депутат Мурат Темиржанов обратил внимание на некоторые нормы документа.
"К объектам третьей категории отнесены животноводческие хозяйства с менее 100 голов – это свинарники, коровники, птичники, конюшни, зверофермы, которые должны декларировать вредное воздействие на окружающую среду. Они должны предоставлять несколько сведений, в том числе количество и виды сбросов загрязняющих веществ. Здесь возникает вопрос: что должны делать ИП или личные подсобные хозяйства, которые содержат 20 или даже пять кур, чтобы предоставить информацию о количестве и видах отходов? Причем, если они не будут это декларировать, их будут привлекать к адмответственности. Это еще один шаг к тому, чтобы усложнить им жизнь?" – спросил депутат.
Министр Магзум Мирзагалиев ответил, что такие личные подсобные хозяйства с количеством менее 100 голов должны получать разрешение. "Мы решили упростить и перевести их на декларативный формат. Снижение административных барьеров уже предусмотрено, однако их недостаточно. Если позволите, мы доработаем эту норму до второго чтения и поставим какой-то четкий разграничительный барьер", – сказал он.
Но спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина опять не устроили объяснения министра.
"Если я правильно понял, речь идет не только об индивидуальных предпринимателях, но и о любом жителе села, у которого есть скот и птица. Что получается? К примеру, житель определенного района Карагандинской области, условно, имеет пять кур. Чтобы их задекларировать, он должен проехать в управление природных ресурсов и регулирования природопользования в акимате. Находится оно в областном центре, он должен отмахать 700 км, задекларировать даже не пять, а одну курицу", - отреагировал Нигматулин.
Проблема, по его словам, возникла из-за нечеткой формулировки: "менее 100" – это и 99, и один, подчеркнул Нигматулин.
"Надо понимать, что есть разница во вредном воздействии от табуна и одной курицы. Наверное, тут нужен дифференцированный подход: КРС, лошади, птица. Когда читаешь такие нормы, невольно задумываешься: тот, кто ее писал, был ли он на селе или нет? Если бы отправить такого специалиста на два-три месяца в село, он бы понял разницу между курицей и коровой. После принятия кодекса вы, Магзум Мирзагалиев, обязательно съездите на село", – констатировал спикер.
Остается надеяться, что бурные споры вокруг нового документа способствовали его улучшению, и в перспективе дадут республике современный, а главное – работающий Экологический кодекс.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.01.2021
Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 2021 года №501 29.01.2021
Сенаторы приняли закон по "оцифровке" услуг нотариуса 29.01.2021
А. Мамин: основная задача на данный момент - проведение массовой вакцинации 29.01.2021
А. Мамин провел заседание Нацкомиссии по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику 29.01.2021
Крымбек Кушербаев провел совещание Государственной комиссии 29.01.2021
Рабочий визит Р. Скляра в Москву: рассмотрен ряд двусторонних вопросов казахстанско-российского сотрудничества 29.01.2021
Генпрокурор провел совещания в Алматы и Алматинской области 29.01.2021
Касательно авиасообщения с Россией 29.01.2021
Прошло заседание Комиссии по вопросам доступа к информации 29.01.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz